Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Анализ обеспечения промышленной безопасности на Западно-Таркосалинском месторождении

Стоимость
900 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
111 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Р. Алимов
Введение
Природный газ имеет в экономике нашего государства весьма широкое применение. Потребителями этого ценнейшего природного богатства являются как Россия, так и страны ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время увеличивается добыча газа в северных районах нашей страны, создается развитая газотранспортная система магистральных газопроводов. Эта система обеспечивает сырьевые и технологические потребности химической промышленности, цветной и черной металлургии, машиностроения, промышленности строительных материалов, нефтяной и газовой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, а также сельскохозяйственное производство.
Газовое топливо, также, является источником крупнейших валютных поступлений, в связи с большими объемами поставки газа в страны зарубежья. Номинальный химический состав природного газа при эксплуатации в объ емных долях компонентов, в процентах составляет: метан - 98,6% углекислый газ - 1,01% этан - 0,12% азот - 0,12% бутан - 0,10% пропан - 0,02%. Он не должен содержать капельной влаги и конденсата. Особые свойства газа - горюч и взрывоопасен, при объемной доле его в воздухе от 1,5 до 15%.
В последний годы процесс эксплуатации крупных газовых месторождений севера Тюменской области вступил в этап падающей добычи, связанный с рядом геологических, технологических и технико-экономических ограничений. Снижение уровней добычи природного газа на Медвежьем, Уренгойском, Вынгапуровском месторождениях требует ввода в разработку новых перспективных залежей углеводородного сырья.
Одним из наиболее эффективных объектов разработки является сеноманская газовая залежь Западно-Таркосалинского нефтегазоконденсатного месторождения, обладающая достаточно большими запасами природного газа.
Важнейшим фактором разработки и эксплуатации сеноманской газовой залежи является технико-экономическая целесообразность, заключающаяся в достаточно развитой инфраструктуре района, небольшой глубине залегания продуктивного горизонта, относительной простоте геологического строения и сравнительно высокой продуктивности скважин.
Промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий //(ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
В соответствии с Федеральным законом N 80-ФЗ // от 2 июля 2005 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности подлежит лицензированию.
Безопасность жизнедеятельности - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более компактна система защиты.
Для обеспечения безопасности конкретной деятельностью должны быть решены три задачи:
1. Произвести полный детальный анализ опасностей формируемых в изучаемой деятельности.
2. Разработать эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными подразумевается такие меры по защите, которые при минимуме материальных затрат эффект максимальный.
3. Разработать эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности. Они необходимы, так как обеспечение абсолютную безопасность деятельности не возможно предпринять. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека (рабочий, обслуживающий персонал) на производственных предприятиях занимается "охрана труда".
В системе Газпрома для обеспечения соблюдения требований промышленной, экологической безопасности и охраны труда созданы необходимые структуры управления и разработана необходимая нормативная документальная база.
Эти инструменты направлены для достижения следующих основных целей:
- безаварийная работа производств и цехов, исключение случаев производственного травматизма;
- взаимодействие с органами территориального надзора;
- вовлечение всего персонала в активное решение вопросов промышленной безопасности и охраны труда.
В новых (рыночных) хозяйственных отношениях наряду с техническими проблемами в надзорной деятельности все чаще возникают и проблемы правового характера. Актуальным стал вопрос законодательного и нормативного обеспечения надзорной деятельности, для чего требуется подготовить и принять ряд законов, регулирующих безопасность производств в различных сферах экономики, а также и надзорную деятельность.
Принят Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"//. Он направлен на регулирование промышленной безопасности на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.
Исполнение Ростехнадзором государственных функций по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с:
- Требованиями п.2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752, 2006, N 52, ст.5498);
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации"// ("Российская газета", N 95, 5 мая 2006 года, "Собрание законодательства Российской Федерации", 8 мая 2006 года, N 19, ст.2060, "Парламентская газета", N 70-71, 11 мая 2006 года). Нужно поставить источника, а название перенести в список литературы
- Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору//, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 09.08.2004, N 32, ст.3348; 30.01.2006 N 5 ст.544; 29.05.06 N 23, ст.2527; 25.12.2006 N 56 (3 ч), ст.5587; "Российская газета", N 170, 11.08.2004);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // ("Собрание законодательства Российской Федерации", 24.01.2005, N 4, ст.305);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"// ("Собрание законодательства Российской Федерации", 14.02.2005, N 7, ст.560);
- Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1998, N 48, ст.5938; 2005, N 7, ст.560);
- Общими правилами безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ПБ 03-517-02, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 года N 61-А, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2002 года N 3968 (Российская газета от 5 декабря 2002 года N 231);
- Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра РД 03-16-2006, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 июля 2006 года N 682, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2006 года, N 8176 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 36 от 4 сентября 2006 года).
В соответствии требованиям Ростехнадзора ОАО "Газпром" разработал документ "ВРД 39-1.14-021-2001. Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в открытом акционерном обществе "Газпром"", что является системой нормативных документов в газовой промышленности //.
Затем разработано "Положение по организации и проведению контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и обеспечением работоспособности объектов Единой системы газоснабжения ОАО "Газпром"" //, взамен "Руководства по организации и проведению отраслевого контроля за технологическими объектами Единой системы газоснабжения РАО "Газпром", издания 1996 г. Введен в действие Распоряжением ОАО "Газпром" от 27 мая 2005г. 88 с 1 июня 2005 г.
В соответсвии изложенными нормативно-правовыми документами разработано "Положение Об организации безопасного производства работ подрядными организациями на действующих объектах ООО "Ноябрьскгаздобыча" от 2004 года.
Главной задачей контроля является обеспечение работоспособности надежности и безопасности газовых объектов ЕСГ ОАО "Газпром".
Западно-Таркосалинское газоконденсатонефтяное месторождение расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области в Вынгапуровском районе Надым-Пуровской нефтегазоносной области, в 30 км западнее районного центра п. Тарко-Сале.
Организация ООО "Ноябрьскгаздобыча"с января 2008года называется ООО "Газпром добыча Ноябрьск" Западно-Таркосалинский газовый промысел.
Дипломной работой ставится задача исследования схемы основных технологических потоков УКПГ Западно-Таркосалинского газового промысла.
На объекте «Западно-Таркосалинский газовый промысел» предусмотрена автоматическая система управления технологическими процессами (АСУ ТП).
Необходимо также дать анализ критерии управления обеспечения функционирования сооружений УКПГ в заданных регламентом режимах работы, улучшения технико-экономических показателей и обеспечения безопасности эксплуатации технологических сооружений в автоматизированной системе управления технологическим процессом (АСУ ТП).
Наиболее опасными составляющими на объектах Западно-Таркосалинского газового промысла являются:
- трубопровод газа в здании хозрасчетного замера газа на площадке УКПГ;
- резервуар ТЭГа;
- резервуар метанола;
- сборный коллектор от куста скважин №№1,3.
В результате исследования необходимо выявить, что условия эксплуатации технологического оборудования объекта соответствуют действующим нормам и правилам в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий.
В данной дипломной работе необходимо также проанализировать основы экологической политики предприятий РАО "Газпром".


Заключение
В новых условиях необходимо переходить от концепции промышленной безопасности к концепции риск-анализа с оценкой последствий технологических нововведений и установлением пределов допустимого риска при их материальном воплощении.
Несмотря на казалось бы благополучное течение обстоятельств в направление промышленной безопасности согласно достаточным перечнем нормативно-правовых документов, есть во всем этом негативный след.
В СССР созданием и развитием нефтяной и газовой промышленности занимался ряд министерств и ведомств с многочисленным корпусом инженерно-технических работников. Поэтому не удивительно, что многие требования к одному и тому же предмету дублировали друг друга, противоречили или потеряли какой-либо смысл из-за развития технического прогресса. Некоторые вопросы могли вообще никак не регулироваться. При изменениях норм не учитывали смежные требования.
Нормативно-правовое обеспечение безопасности функционирования нефтегазового комплекса является ключевым звеном его успешного развития. "Хорошие правила игры" могут способствовать повышению, как общего уровня безопасности, так и конкурентоспособности компаний за счет достижения большей надежности работы и соответственно уверенности в завтрашнем дне.
"Плохие правила игры" заставляют компании тратить значительные ресурсы на выполнение мероприятий, которые не приводят к ожидаемым результатам. Обычно многие из таких мер воплощаются в виде оформленных деклараций, экспертиз, других документов, подтверждающих безопасность того или иного объекта и достаточную квалификацию работников.
Появление закона "О техническом регулировании" было своевременным для нефтегазовой отрасли. Появилась возможность привести в порядок разношерстную нормативную базу, устранить хаос требований и создать условия для постоянного повышения безопасности. Что для этого нужно было бы сделать? Проанализировать системы регулирования безопасности нефтегазового комплекса промышленно развитых стран и разработать наиболее эффективную модель с учетом особенностей нашей страны.
Такой подход экономит время и средства. Опыт Норвегии свидетельствует об этом. Страна, которая в начале разработки месторождений на шельфе не имела нормативной базы обеспечения безопасности нефтяной и газовой промышленности, создала одну из эффективных моделей регулирования в этой сфере. В целях регулирования поставлены сокращение времени и стоимости освоения месторождений на шельфе на 40-50%.
Целостное понимание безопасности заключается в интеграции требований по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей природной среды с учетом экономических интересов компаний и общества.
Действие "Положения по организации и проведению контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и обеспечением работоспособности объектов Единой системы газоснабжения ОАО "Газпром" распространяется:
- на дочерние общества ОАО "Газпром", осуществляющие эксплуатацию и обслуживание газовых объектов Единой системы газоснабжения ОАО "Газпром" (далее - ЕСГ ОАО "Газпром");
- подрядные организации, выполняющие работы по строительству, реконструкции, ремонту и диагностике на газовых объектах ЕСГ ОАО "Газпром".
Западно-Таркосалинское газоконденсатонефтяное месторождение расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области в Вынгапуровском районе Надым-Пуровской нефтегазоносной области, в 30 км западнее районного центра п. Тарко-Сале.
Организация ООО "Ноябрьскгаздобыча"с января 2008года называется ООО "Газпром добыча Ноябрьск" Западно-Таркосалинский газовый промысел.
Схема основных технологических потоков УКПГ Западно-Таркосалинского газового промысла состоит из следующих составляющих:
      1. здание переключающей арматуры (ЗПА);
      2. цех осушки газа (ЦОГ);
      3. цех регенерации триэтиленгликоля (ТЭГа);
      4. цех регенерации метанола;
      5. узел хозрасчетного замера газа;
      6. пункт замера и редуцирования газа собственных нужд;
      7. склад ТЭГа, конденсата и метанола;
      8. насосная склада конденсата и реагентов;
      9. межплощадочные технологические трубопроводы.
На объекте «Западно-Таркосалинский газовый промысел» предусмотрена автоматическая система управления технологическими процессами (АСУ ТП).
Для предупреждения аварийных выбросов опасных веществ на производствах и обеспечения безопасной эксплуатации Западно-Таркосалинского газового промысла выполняется герметизация оборудования и трубопроводов и предусматриваются технические и организационные мероприятия для исключения разгерметизации оборудования.
Для предупреждения развития аварий и локализации выбросов опасных веществ на производствах предусмотрены:
- безопасное отсечение потоков;
- системы аварийного освобождения емкостного технологического оборудования;
- ограничение, локализация и утилизации выбросов опасных веществ.
Для обеспечения взрывопожаробезопасности предусмотрены следующие решения и автоматическая защита по основным технологическим параметрам:
- контроль загазованности воздушной среды и управление аварийной вентиляцией;
- пожарная сигнализация;
- предусмотрена автоматическая система пожаротушения;
- предусмотрено заземление электрооборудования, молниезащита, защита от статического электричества и заноса высокого потенциала,
- помещения цехов производства подготовки газа предусмотрены из негорючих материалов.
Множество причин возникновения аварийной ситуации можно разделит на четыре класса:
1. Отказы оборудования.
2. Отклонение от технологического регламента
3. Ошибки производственного персонала
4. Внешние причины (стихийные бедствия, катастрофы, диверсии и т.д.).
При анализе опасностей и оценке риска рассматриваются следующие пожароопасные вещества: природный газ, триэтиленгликоль, метанол.
Основными опасностями объектов Западно-Таркосалинского газового промысла являются:
1. Превышение давления и температуры в аппаратах и технологических трубопроводах, происходящее в следующих случаях, не предусмотренных рабочим процессом.
2. Сброс газа или газожидкостных смесей в атмосферу.
3. Разрушение корпусного оборудования, трубопроводов, аппаратов.
Типовые сценарии аварий, которые могут произойти на объекте, определяются свойствами опасных веществ, обращающихся в технологическом процессе.
Оценка масштабов возможных аварий.
Наиболее опасными составляющими на объектах Западно-Таркосалинского газового промысла являются:
- трубопровод газа в здании хозрасчетного замера газа на площадке УКПГ;
- резервуар ТЭГа;
- резервуар метанола;
- сборный коллектор от куста скважин №№1,3.
Оценка масштабов возможных аварий показала, что основную опасность представляют I следующие аварии:
- Аварийное разрушение крупных технологических трубопроводов с последующим взрывом парогазового облака газа;
- Пожары разлития триэтиленгликоля, метанола, при разрушении или разгерметизации оборудования площадки склада;
- Аварийное разрушение трубопроводов коллекторов от скважин с последующим взрывом парогазового облака газа;
- Аварийное разрушение оборудования на кусте скважин, выброс газа, пожар.
Наиболее тяжелым видом аварии, которая может возникнуть на объектах Западно-Таркосалинского газового промысла:
- взрыв трубопровода газа в здании хозрасчетного замера газа, сопровождающийся пожаром;
- разгерметизация резервуара ТЭГа на складе УКПГ, возникновение пожара.
Наиболее вероятным видом аварии, которая может возникнуть на объектах Западно-Таркосалинского газового промысла:
- разгерметизация трубопровода газа в ЗПА, истечение газа, пожар (вероятность аварии составляет 3,6х10"31/км год);
- разгерметизация газосборного коллектора, истечение газа, пожар (вероятность аварии составляет 8,2x10"31/км год).
Максимальная величина индивидуального риска гибели персонала на открытом пространстве составляет до 7,8 хЮ"5 1/год. Величина риска гибели на открытом пространстве в местах постоянного размещения персонала составляет 5х 10"51/год. Величина коллективного риска гибели для персонала объекта при крупных авариях на емкостном оборудовании от взрывов ГВС и пожаров разлива составляет 3.65 х 10-4 чел./год. Вероятность удара молнии в резервуар составляет 7 х 10-4 1/год. Частота аварий на внутриплощадочном трубопроводе составляет от 8х 10-5 пролив/год до 3,6х10-3 ав.м год в зависимости от участка. Частота аварий на сетях газосбора составляет от 9x10-4 ав./км год до 2,5 х10-'3 проливов/м год в зависимости от участка.
При наиболее тяжелой аварии на площадке УКПГ может возникнуть локальная чрезвычайная ситуация техногенного характера, так как поражающие факторы не выйдут за пределы территории площадок и расчетное количество пострадавших не превысит 10 человек. Места сосредоточения персонала (административные и производственные здания) зону сильных и умеренных повреждений не попадают.
Перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска.
Анализ технологического процесса показал, что на объектах Западно-Таркосалинского газового промысла могут реализоваться следующие опасности:
1. Превышение давления и температуры в аппаратах и технологических трубопроводах, происходящее в следующих случаях, не предусмотренных рабочим процессом:
- приток в аппарат газовой среды при закрытом выходе из него;
- ошибки обслуживающего персонала;
- отказ запорно-регулирующеи арматуры;
- нарушение функционирования или отказ системы автоматического управления;
- внезапное разрушение корпуса аппарата, труб, змеевиков;
- закупорка технологического оборудования и трубопроводов гидратами, солями и другими веществами.
2. Сброс газа или газожидкостных смесей в атмосферу вследствие следующих причин:
- срабатывание предохранительных устройств;
- ошибки обслуживающего персонала;
- отказы и неполадки во вспомогательных производственных подразделениях;
- прекращение подачи сырья, электроэнергии на длительное время и т.д.
3. Разрушение корпусного оборудования, трубопроводов, аппаратов, обусловленное следующими причинами:
- усталостные или коррозионные дефекты металла;
- дефекты сварки;
- дефекты, существовавшие до начала эксплуатации;
- коррозия;
- нарушение эксплуатационных инструкций;
- возникновение пожара и/или взрыва.
Оценка уровня безопасности опасного производственного объекта.
Проведенный анализ потенциальных опасностей объектов Западно-Такослинского газового промысла позволил установить:
Условия эксплуатации технологического оборудования объекта соответствуют действующим нормам и правилам в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий.
По совокупности технических и технологических решений, аппаратурного оформления, уровню контроля за эксплуатируемым оборудованием нет оснований полагать о возможности цепного развития аварий с внезапным и полным высвобождением всех
имеющихся энергозапасов и выходом поражающих факторов за территорию объекта.
На основе проанализированных сценариев развития аварии определены зоны поражений, которые составляют до 220 м.
Полученные уровни индивидуального риска являются приемлемыми.
При наиболее тяжелой аварии на площадке УКПГ чрезвычайная ситуация техногенного характера не возникает, так как поражающие факторы не выйдут за пределы территории УКПГ. Места сосредоточения персонала (административные и производственные здания) в зону сильных и умеренных повреждений не попадают.
Наличие жестких требований по охране объекта и соблюдения требований промышленной безопасности, возможность причинения вреда персоналу, населению и ущерба имуществу и окружающей природной среде позволяет оценить как маловероятное событие.
В ТЭО обустройства месторождения предусмотрены технические решения, которые полностью предотвращают или частично снижают выбросы загрязняющих веществ от объектов промысла, а также разработаны мероприятия, способствующие более интенсивному рассеиванию в атмосферном воздухе вредных выделений до нормативных значений концентраций как в рабочей зоне, так и в пределах санитарно-защитной зоны промплощадки промысла. Большинство этих мероприятий уже внедрены при эксплуатации промысла.
Проектом обустройства Западно-Таркосалинского месторождения предусмотрены специальные водоохранные мероприятия, обеспечивающие рациональное использование водных ресурсов и минимальное техногенное воздействие на водную среду. Мероприятия по охране природных вод преследуют две основные цели - предотвращение их от истощения и защиту от загрязнения. Большинство этих мероприятий уже реализовано в процессе строительства и эксплуатации объектов промысла.
К числу объектов экологического ограничения природопользования могли бы быть отнесены также дикорастущие ягодники - экологически и экономически важные пищевые ресурсы растительного покрова. Однако урожайность ягод на рассматриваемой территории никогда не учитывалась, т.к. промысловый сбор ягод не ведется.
В плане анализа экономических показателей можно сделать следующий вывод об общих тенденциях развития организации и эффективности ее финансово-экономической деятельности.
В анализируемом периоде доля незавершенного строительства, покупки нового оборудования в связи с развитием и ростом предприятия росла. К 2008 году предприятие адаптировалось в новых условиях. Рост показателей имел положительные тенденции: рентабельность предприятия возросла в 3 раза, сравнительный анализ свидетельствует о тенденции развития организации, росте финансовой устойчивости и эффективности производства, повышения кредитоспособности.
Кредитоспособность организации имеет положительные тенденции и для ее повышения можно порекомендовать повысить долю оборотного капитала в структуре активов за счет увеличения доли денежных средств, доли резервов и фондов.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет