Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

Бухгалтерский учет и аудит налогов, уплачиваемых из выручки от реализации (товаров, работ и услуг)

Стоимость
2500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
85 страниц лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Nastia_vitko
Введение
1 Теоретические и методологические аспекты учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
1.1 Экономическая сущность учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
1.2 Нормативные правовые документы и методические положения по учету и аудиту налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
1.3 Организационно-экономические аспекты деятельности организации и их влияние на положение учетной политики
2 Учет налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
2.1 Порядок расчета налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
2.2 Синтетический и аналитический учет налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
2.3 Совершенствование учета налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
3 Аудит налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
3.1 Аудит операций по исчислению налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
3.2 Типичные ошибки при аудите операций по исчислению налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
3.3 Направления совершенствования аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
Заключение
Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ
Отношения государства с налогоплательщиками приводит к возникновению разнообразных форм и видов налогов и сборов, которые имеют особенные функциональные назначения и различия, оказывающие влияние на процессы, происходящие в национальной экономике.
Функционирование любого государства осуществляется за счет налоговых поступлений. Аккумулирование налоговых поступлений формирует бюджет государства. Отношения государства с налогоплательщиками приводят к возникновению разнообразных форм и видов налогов и сборов, которые имеют особенные функциональные назначения и различия, оказывающие влияние на процессы, происходящие в национальной экономике.
Законодательством Республики Беларусь предусмотрено исчисление и уплата налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), исчисляемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг), исчисляемых из прибыли, подоходного налога с физических лиц и иных платежей в бюджет. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, налог считается установленным в случае, когда определены такие элементы налогообложения, как: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, налоговый период, порядок и сроки уплаты.
Проблемы исчисления налогов и сборов и своевременных расчетов по ним становятся все более актуальными. Изучение методики учета и аудита расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в условиях функционирования рыночной экономики является одной из наиболее важных проблем.
Аудит расчетов по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) позволяет выявить искажения, которые могут возникать при составлении налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности. Такие искажения отчетности могут являться следствием ошибок и недобросовестных действий. Это имеет важное значение, так как предоставление искаженных данных о финансовом состоянии организации влечет за собой негативные последствия, как для руководства организации, так и для пользователей отчетности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики и с учетом жесткой конкуренции, организациям необходимо грамотно и точно организовать учет расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
В рыночных условиях у организации возрастает необходимость активно использовать аудит, чтобы контролировать и совершенствовать свою учетную работу. В последние годы в учебных пособиях и периодических изданиях Республики Беларусь, освещаются теоретические и практические вопросы организации бухгалтерского учета расчетов по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Постоянно совершенствуется нормативно-законодательная база по вопросам бухгалтерского учета и аудита, а также происходит ее сближение с Международными стандартами финансовой отчетности.
Объект исследования – налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в ООО «СИГМАТЭК».
Предмет исследования – методика учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в ООО «СИГМАТЭК».
Цель дипломной работы – исследование методики учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), разработка рекомендаций по совершенствованию организации и методики учета и аудита.
Задачи дипломной работы:
- изучить экономическую сущность учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- изучить нормативные правовые документы и методические положения по учету и аудиту налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- рассмотреть организационно-экономические аспекты деятельности организации и их влияние на положение учетной политики;
- проанализировать порядок расчета налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- изучить методику синтетического и аналитического учета налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- выявить направления совершенствования учета налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- изучить методику аудита операций по исчислению налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- рассмотреть типичные ошибки при аудите операций по исчислению налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- выявить направления совершенствования аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Методы исследования – дедукция, индукция, первичное наблюдение, стоимостное измерение, группировка информации, итоговое обобщение, формальная проверка, арифметическая проверка, логическая проверка, нормативно правовая проверка, экономическая проверка, двойная запись, проверка корреспондирующих счетов, умозаключение.
Исследования в дипломной работе проводятся на основании нормативно-законодательных актов Республики Беларусь, специальной экономической литературы, периодических изданий и практического материала ООО «СИГМАТЭК».
1 Теоретические и методологические аспекты учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
1.1 Экономическая сущность учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией [13, с. 53].
В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений [15, с. 94].
Налоги - это обязательные и безэквивалентные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня на основании соответствующих законов о налогах. Порядок, величина и условия перечисления налогов определены законодательными актами с целью обеспечения платежеспособности государства [18, с. 107].
Экономическая сущность налога характеризуется изъятием государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Отличительными чертами налога как платежа являются:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам;
- направленность на финансовое обеспечение деятельности государства.
Таким образом, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная (рисунок 1.1).
Функции налогов
фискальная
стимулирующая
распределительная
регулирующая
контрольная
Рисунок 1.1 – Функции налогов
Примечание – Источник: собственная разработка, на основании [3, с. 94].
Фискальная функция выражается в формировании государственных финансовых ресурсов и создании материальных условий для функционирования государства. Основной задачей фискальной функции является обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, а средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично.
Распределительная функция выражается в том, что посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Регулирующая функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику [3, с. 94].
В экономической литературе встречаются различные классификации налогов. Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. В научной литературе для классификации налогов используется специальный термин – таксономия. Многообразие классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов [3, с. 96]. Существуют различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. Классификационные признаки представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Классификационные признаки налогов
Классификационные признаки налогов:
Способ взимания
Уровень управления
Субъект уплаты
Объект обложения
Принадлежность к звеньям бюджетной системы
Назначение
Сроки уплаты
Примечание – Источник: собственная разработка, на основании [5, с. 131].
Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, в современном понимании – прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика. Классификация косвенных налогов представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Классификация косвенных налогов
Классификационный признакКлассификация
Косвенные налогиУниверсальные
Индивидуальные
Фискальные монопольные
Таможенные пошлины
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [6, с. 28].
Универсальным косвенным налогом облагаются все товары, работы и услуги. Классическим примером таких налогов является налог на добавленную стоимость. Индивидуальным косвенным налогом является акциз.
Помимо общей (традиционной) системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов [2, с. 62]:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Группировка налогов по объекту обложения также встречается в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия, ресурсы.
По назначению использования налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую казну государства. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Преимущество общих налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.
В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на [16, с. 77]:
- закрепленные – налоги непосредственно поступают в определенный бюджет (например, НДС поступает в государственный бюджет в размере 100 %, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты);
- регулирующие – налоги распределяются в соответствии с бюджетным законодательством в различные бюджеты в определенной пропорции (налог на прибыль организаций) с целью улучшения их сбалансированности. Регулирующую роль выполняют в основном федеральные и региональные налоги.
В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:
- налоги с организаций (налог на прибыль и др.);
- налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
- смешанные налоги (земельный налог, транспортный налог) [11, с. 119].
По степени периодичности уплаты:
- разовые;
- периодично-календарные, которые подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные [19, с. 119].
По источнику, к которому относятся налоги:
- относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, экологический налог, земельный налог);
- включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);
- на прибыль и за счет прибыли (налог на прибыль) [14, с. 108].
Налоговый Кодекс Республики Беларусь выделяет следующие виды налогов:
- республиканские – установленные Налоговым Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);
- местные – устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях (курортный сбор и др.) [21].
В зависимости от источника, к которому относятся налоги, в Налоговом Кодексе Республики Беларусь выделены:
- налоги, относимые на затраты по производству продукции, товаров, работ, услуг (земельный налог, налог на недвижимость и др.);
- налоги, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);
- налоги, исчисляемые из прибыли (дохода) (налог на прибыль, подоходный налог и др.);
- иные налоги [21].
Налогами, исчисляемыми из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), являются:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акциз [21].
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налог считается установленным в случае, когда определены следующие элементы:
1) плательщики;
2) объект налогообложения;
3) налоговая база;
4) налоговая ставка (ставки);
5) порядок исчисления;
6) налоговый период;
7) порядок и сроки уплаты [21].
Бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности [24].
Данное определение закреплено в Законе Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 г. № 52-З). Из определения следует, что целью бухгалтерского учета является непрерывное формирование достоверной информации об имуществе организации, путем записей на счетах бухгалтерского учета и в отчетности.
В Законе Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 г. № 52-З) определены принципы бухгалтерского учета, которые можно представить в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Принципы бухгалтерского учета в Республике Беларусь
Принципы бухгалтерского учетаХарактеристика принципов бухгалтерского учета
Непрерывности деятельностиПринцип заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем
ОбособленностиПринцип означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов учредителей
НачисленияПринцип означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов
Соответствия доходов и расходовПринцип означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии)
ПравдивостиПринцип означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности
Преобладания экономического содержанияПринцип означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания
ОсмотрительностиПринцип означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена
НейтральностиПринцип означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата
ПолнотыПринцип означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения
ПонятностиПринцип заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации
СопоставимостиПринцип означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций
УместностиПринцип означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [24].
Для осуществления поставленных целей и учитывая принципы бухгалтерского учета, задачами бухгалтерского учета налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) являются:
- формирование полной и достоверной информации о полученных доходах организации;
- обеспечение правильности учета и применения налоговых льгот и вычетов;
- обеспечение раздельного ведения учета, при применении различных ставок налога на добавленную стоимость;
- обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей;
- контроль за правильностью исчисления и перечисления в бюджет налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни человеческого общества. Его наличие и особенности проявления порождены комплексом социально-экономических факторов, отражающих закономерности социального развития общества в конкретные периоды времени.
Контроль – это функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать решения при необходимости корректирующие меры [14, c. 125].
Контроль помогает государству осуществлять беспрерывное наблюдение и проверку работы на объекте управления, устанавливать причины нарушения законодательства следить за правильностью распределения и потребления общественного продукта и использования финансовых ресурсов. Функции контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересами [17 c. 125].
Целью контроля хозяйственных операций по учету налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), является подтверждение достоверности показателей, отраженных в бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Для достижения поставленной цели контроля хозяйственных операций по учету налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) решаются следующие задачи:
- проверка порядка исчисления налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), отраженных в налоговой декларации и регистрах бухгалтерского учета;
- проверка порядка применения налоговых вычетов, отраженных в налоговых декларациях по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и регистрах бухгалтерского учета;
- проверка порядка расчета с бюджетом по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- проверка порядка представления налоговых деклараций по налогам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Аудит – это одна из организационных форм контроля. Являясь независимой проверкой, аудит имеет свою специфику. Проводя аудит налогов, базой для которых является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), аудитор должен помочь организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми органами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим, перед аудитором стоит необходимость тщательной проверки правильности составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и своевременности их перечисления в соответствии с действующим законодательством.
Аудитор составляет вспомогательные ведомости по каждому налогу, который уплачивает проверяемый субъект хозяйствования. В данной ведомости проверки отражается информация:
- наименование налога;
- начислено согласно расчету организации;
- следовало начислить по данным аудитора;
- отклонения в начислении налогов;
- срок перечисления;
- фактически перечислено;
- отклонения в перечислении налога.
Задачами аудита исчисления налогов, базой для которых является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является: установление по всем видам платежей в бюджет правильности исчисления суммы платежей, своевременности оплаты причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.
Источниками аудита выступают:
- учетная политика;
- первичные учетные документы;
- налоговые декларации;
- регистры синтетического и аналитического учета;
- регистры налогового учета;
- прочие документы, содержащие необходимую информацию.
Таким образом, сущность налога выражается в его основных характеристиках: обязательности и безвозмездности. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Информация, содержащаяся в бухгалтерских документах необходима для управления организацией, и выступает в качестве исходного элемента управления. По определению, под бухгалтерским учетом принято понимать систему наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, хозяйственных и финансовых операциях. Особенно тесно соприкасаются бухгалтерский учет с контролем. Можно утверждать, что бухгалтерский учет является фундаментом для данной науки. В процессе контроля проверяются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, локальные нормативные документы по бухгалтерскому учету, по результатам которого формируются выводы о состоянии бухгалтерского учета, выявляются нарушения, принимаются меры по устранению данных нарушений. Поэтому, исследование и оценка методики организации бухгалтерского учета и аудита налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) имеет огромное значение, в условиях постоянного совершенствования нормативно-законодательных актов Республики Беларуси и сближения с Международными стандартами финансовой отчетности.

Сколько стоит помощь с учебной работой?