Д Современные тенденции в ценностных ориентациях подростков
Описание работы
Работа пользователя Р. Алимов
ВВЕДЕНИЕ
Ценности – общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается его самобытность. Поскольку ценности, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему транслирует именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности является актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Как отмечает Б.С. Волков: «Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным» (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебник для вузов. М. Трикста. 2006. 102 с.).
В течение всей жизни и в разных социальных группах происходит социальное становление человека. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, - семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников. Они называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.
В исследование ценностных ориентаций большой вклад внесли И.С. Артюхова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.М. Кузнецов и др.
Под ценностными ориентациями в данной работе мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в обществе материальным и духовным ценностям.
Основная цель нашей работы – выявить современные тенденции в ценностных ориентациях подростков.
В соответствии с целью перед нами стоят следующие задачи:
1) анализ теоретических подходов к понятиям «ценности», «ценностные ориентации» личности;
2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в подростковом возрасте ценностных ориентаций;
3) выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростков;
4) подбор методики для проведения эксперимента;
5) анализ полученных результатов и их обобщение.
Гипотеза. Мы предполагаем, что структура ценностных ориентаций современных подростков требует изменений для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей, показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности.
Объект исследования: ценностные ориентации личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков.
Для исследования нами была применена методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Работа включает в себя введение, 3 главы, заключение и список литературы.
Заключение
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Теоретическим аспектам изучения ценностей и ценностных ориентаций личности уделяли внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.
Осознание того, что является ценностью, - самый важный и решающий фактор, предопределяющий развитие личности.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
Наблюдается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
Исходя из этого нами изучены ценностные ориентации подростков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков требует изменений для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей, а показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков подтвердилась.
Практическая ценность проведенного нами исследования заключается в том, что выявленные результаты показали - необходимо целенаправленно с помощью педагогико-воспитательной работы формировать изменение ценностных ориентаций подростков, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.
Ценности – общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается его самобытность. Поскольку ценности, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему транслирует именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности является актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Как отмечает Б.С. Волков: «Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным» (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебник для вузов. М. Трикста. 2006. 102 с.).
В течение всей жизни и в разных социальных группах происходит социальное становление человека. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, - семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников. Они называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.
В исследование ценностных ориентаций большой вклад внесли И.С. Артюхова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.М. Кузнецов и др.
Под ценностными ориентациями в данной работе мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в обществе материальным и духовным ценностям.
Основная цель нашей работы – выявить современные тенденции в ценностных ориентациях подростков.
В соответствии с целью перед нами стоят следующие задачи:
1) анализ теоретических подходов к понятиям «ценности», «ценностные ориентации» личности;
2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в подростковом возрасте ценностных ориентаций;
3) выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростков;
4) подбор методики для проведения эксперимента;
5) анализ полученных результатов и их обобщение.
Гипотеза. Мы предполагаем, что структура ценностных ориентаций современных подростков требует изменений для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей, показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности.
Объект исследования: ценностные ориентации личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков.
Для исследования нами была применена методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Работа включает в себя введение, 3 главы, заключение и список литературы.
Заключение
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Теоретическим аспектам изучения ценностей и ценностных ориентаций личности уделяли внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.
Осознание того, что является ценностью, - самый важный и решающий фактор, предопределяющий развитие личности.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
Наблюдается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
Исходя из этого нами изучены ценностные ориентации подростков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков требует изменений для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей, а показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков подтвердилась.
Практическая ценность проведенного нами исследования заключается в том, что выявленные результаты показали - необходимо целенаправленно с помощью педагогико-воспитательной работы формировать изменение ценностных ориентаций подростков, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.