Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Девиантное поведение личности несовершеннолетних.

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
92 стр лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Cfvt155ml
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Девиантное поведение личности
несовершеннолетних: понятие и классификация
Проблема возникновения девиантного поведения детей является одной из наиболее значимых социально-педагогических проблем. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста количества дошкольников и учащихся начальных классов, поведение которых не соответствует нравственным и правовым нормам.
В психолого-педагогической науке под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов[1].
С другой стороны, факты поведения и факты сознания классифицируются по методу их выявления. Поведение реализуется во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением. К фактам наблюдения можно отнести все внешние проявления физиологических процессов, связанные с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика интонация и пр.; отдельные движения и жесты; действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл; а также поступки – еще более крупные акты, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой, и пр.
Поведение всех детей есть активность, направленная на взаимодействие с окружающей средой, вследствие чего можно предположить, что поведение одного ребенка будет отличаться от поведения другого характером двигательной и психической активности, опосредованным особенностями личности[2].
В ряде случаев поведение рассматривается как особая форма деятельности. Это означает, что она становится поведением именно тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно общественных отношений. Под поведением понимается не всякая форма деятельности, а лишь та, которая предполагает воплощение побуждений к деятельности в деятельность личности по отношению к обществу.
В большинстве научных трудов, несмотря на некоторые различия, девиантное поведение описывается как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения.
Так, М.В. Жукова, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов девиантное (отклоняющееся) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются[3].
В.Ф. Шевчук считает, что под отклоняющимся поведением необходимо понимать совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, граничащих с социально-психологической деградацией личности и вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении[4].
Многие ученые считают, что девиантное поведение – это отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями[5].
С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические, моральные нормы, правила и принципы; поведение, причиняющее вред (психологический, физический, социальный, моральный) самой личности или обществу в целом и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию[6].
В педагогической науке под девиантным поведением понимается устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе (группе) социально-нравственных, правовых норм и императивов или признанных стандартов поведения и взаимодействия с окружающей (социальной) средой, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, самореализации и самоактуализации личности в обществе, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
И.С. Кон уточняет дефиницию понятия как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»[7]. Подобным образом рассматриваемое поведение трактуют В.Г. Баженов, В.А. Пятунин, акцентируя внимание на системе поступков, нарушающих манифестирующие нормы и стандарты общества в разных сферах его жизнедеятельности[8].
По мнению Е.В. Змановской девиантное, или отклоняющееся, поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией[9].
Ю.А. Клейберг указывает, что девиантное поведение – это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним»[10].
Врач-психиатр А.Г. Коняхин, педагог И.А. Ларионова рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации[11].
По мнению А.И. Ложкина, девиантноеповедение – это поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, т.к. формируется в силу неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в разных формах дезадаптации поведения[12].
Сущность девиантного поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и в большинстве случаев имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает реакцию осуждения и негативную оценку окружающих, и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.
В качестве основного критерия девиантного поведения исследователи, с одной стороны, обозначают поведение или совокупность поступков, противоречащих социальным нормам, эталонам, стандартам, а с другой – поведение, не соответствующее социальным ожиданиям.
В современной науке известны отраслевые подходы к классификации девиантного поведения: социально-правовой (девиации поведения и отклоняющееся поведение), педагогический (школьная и социальная дезадаптация), клинический (медицинская классификация поведенческих расстройств), психологический. На основе данных подходов были выделены ведущие типы аномального поведения личности, которым более всего подвержены несовершеннолетние:
- социально желаемое – просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы;
- делинквентное - антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством;
- аддиктивное – зависимое, проявляющееся, как стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций;
- агрессивное – вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность;
- суицидальное – аутоагрессия, сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками раннее выявление, как психологических и физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего, созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности[13].
Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности, определить наклонности и тенденции в поведении и вовремя составить личностно ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.
Большинство детей с девиантным поведением испытывают трудности социальной адаптации. Нарушения взаимодействия с социальной средой являются причиной появления отклонений в поведении детей, что обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.
Итак, проблема девиантного поведения несовершеннолетних – одна из наиболее актуальных в психолого-педагогической науке.
Девиантное поведение определяется как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения.
1.2 Проявления, причины и типы девиантного поведения детей и
подростков
Среди причин отклонения в поведении детей и подростков выделяют проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.
Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей. У многих детей отмечаются признаки невротизации, а у части - выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием семьи[14].
Нарушения поведения определяются особенностями индивидуальных, в т.ч. нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью, или наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти нейродинамические расстройства обнаруживают себя в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности[15].
Проблемы социального характера проистекают из разного уровня благополучия семей, семейных проблем: развод родителей, смерть близких.
Проблемы психологического характера определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор оказывает негативное влияние на формирование личности и проявляется в агрессивности, жестокости, грубости.
Проблемы педагогического характера связаны с педагогической запущенностью детей и подростков. Значительная часть поведенческих отклонений у детей имеет социально-психологическое происхождение: ошибки школьного (превышение педагогической власти; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; конфликтные отношения между учеником и учителями и др.), семейного («загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство») или общественного воспитания, в основе которых игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации [16].
Часто в результате вышеперечисленных причин дети и подростки вступают в конфликт с законом.
Формируясь в деятельности, поведение детей становится произвольным, т.е. осмысленным, целенаправленным, инициативным. Различные недостатки в поведении младших школьников сдерживают становление произвольности - важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют ее освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка с взрослыми и сверстниками.
Реализуя произвольное поведение, ребенок должен понимать почему и для чего он выполняет эти действия, поступает так , а не иначе. Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения)[17].
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят все поведенческие девиации на две большие группы: 1) нестандартное поведение; 2) деструктивное поведение.
Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями.
Внешнедеструктивное поведение направлено на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных). Оно делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного подведения.
С.А. Беличева описывает три группы видов отклоняющегося поведения.[18]
К отклонениям корыстной направленности относятся правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т.д.).
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилования и убийства).
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство, суицид.
Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми, организованными (структурированными) и слабоорганизованными (неструктурированными), стихийными и спланированными, экспансивными и неэкспансивными, эгоистическими и неэгоистическими, осознаваемыми и неосознаваемыми, первичными и вторичными. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком (Г. Беккер).
Типические варианты отклонений в поведении детей и подростков - это гиперактивное поведение, демонстративное протестное, агрессивное инфантильное, конформное и симптоматическое поведение. Это сопровождается появлением негативных черт личности, таких, как замкнутость, скованность, конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе, сверхпослушание или, наоборот, импульсивность, непоседливость, безудержность, агрессивность. Как следствие, дети испытывают трудности в принятии и сохранении цели поведения; затрудняются в осуществлении контроля своего поведения, его последствий; неспособны правильно, оценить результаты своего поведения, внести в него необходимые коррективы; неспособны вести себя в соответствии с заданным образом[19].
Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами, сидя на стуле, корчится, извивается.
Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, недослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Дети с гиперактивным поведением трудно адаптируются в школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют пробелы во взаимоотношениях со сверстниками[20].
При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм и правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Одним из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние и капризы.
Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две его особенности:
- ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание;
- когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние усиливается. Чаще всего это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало и ребенок не получает в процессе общения необходимые ему любовь, ласку. Такое демонстративное поведение распространено в семьях с авторитарным стилем воспитания, где дети постоянно подвергаются унижению.
Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых)[21].
К формам протестного поведения относят - негативизм, строптивость, упрямство.
Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили, это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.
Типическое проявление детьми негативизма - беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется. Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения», причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт.
Е.В. Змановская трактует агрессивное поведение как «нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Ведущими его признаками в содержательном плане автор считает такие проявления, как: выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденцию к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли).[22]
Агрессивность проявляется не только в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, желание отыграться за собственные обиды.
Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посредством агрессивного поведения[23].
Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам[24].
Конформное поведение обусловлено неправильным, в частности авторитарным стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится действовать по указанию, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личностные особенности. Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание.
Симптоматическое поведение - своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной болезненной ситуации в школе).
С возрастом отклонения в поведении уступают место поведению «рациональному», т.е. заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду, так появляются молодые преступники.
Таким образом, причинами девиантного поведения детей и подростков являются проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.
Основные варианты отклонений в поведении детей - это гиперактивное поведение, демонстративное протестное, агрессивное инфантильное, конформное и симптоматическое поведение.
1.3 Особенности коррекции девиантного поведения у несовершеннолетних
Широкая распространенность поведенческих девиаций детей и подростков является неоспоримым фактом в настоящее время. Поэтому коррекционная работа девиантного поведения детей и подростков является одной из актуальных.
Специалистам, работающим с девиантными подростками, необходимы знания частной психокоррекции – набора психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для подросткового возраста психотерапевтические и психокоррекционные приемы и методики (суггестивные, рациональные, тренировочные, психоаналитические и пр.), специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий (игровая, семейная психокоррекция; музыкотерапия, куклотерапия, психогимнастика и т.п.), основанных на ведущих для этого возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции[25].
Коррекционная работа отклоняющегося поведения с несовершеннолетними имеет свои особенности.
Одним из принципов коррекционной работы является принцип единства диагностики и коррекции, который гласит о том, что эффективная коррекция может быть построена лишь на основе всестороннего психологического об-следования, в то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекцион-ных мероприятий. Поэтому необходимо проводить первичную (до реализации психокоррекционной программы) и повторную диагностику подростков (после реализации психокорреционной программы).
Работа с подростками в группах предпочтительнее индивидуальной работы с ними, т.к.в этом возрасте сверстники играют важную роль в их жизни. Познание подростком себя происходит в ходе групповой работы через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной деятельности, через восприятие своего внешнего облика и внутренних переживаний[26].
Трудности в работе с девиантными подростками отмечаются многими психологами. Это и нежелание заниматься в тренинговой группе, и трудности в установлении контакта с подростком, защитные реакции, личностные особенности подростков (озлобленность, отчуждённость, тревожность, агрес-сивность, духовная опустошённость). Необходимо мотивировать подростков к взаимодействию в процессе предварительной индивидуальной беседы. Во время такой беседы психологу нужно проявить гибкость при контакте с подростком, не использовать поучительную, менторскую позицию. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку.[27]
Методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции девиаций.
Выделяют четыре группы методов, направленных на коррекцию девиантного поведения личности:
– методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;
– методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; переориентировки самосознания; переубеждения; прогнозирования отрицательного поведения;
– методы перестройки жизненного опыта: предписания; ограничения; переучивания; переключения; регламентации образа жизни;
– метод предупреждения отрицательного и стимулирования
 
[1] С‏п‏е‏ц‏и‏а‏л‏ь‏н‏а‏я психология: У‏ч‏е‏б. п‏о‏с‏о‏б‏и‏е / Под р‏е‏д. Л.М. Шипицыной. - Спб.: Р‏е‏ч‏ь, 2009.С.19
[2] С‏п‏е‏ц‏и‏а‏л‏ь‏н‏а‏я психология: У‏ч‏е‏б. п‏о‏с‏о‏б‏и‏е / Под р‏е‏д. Л.М. Шипицыной. - Спб.: Р‏е‏ч‏ь, 2009.С.39
[3] Жукова М.В. О‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏е‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏е в д‏е‏т‏с‏к‏о‏м в‏о‏з‏р‏а‏с‏т‏е: т‏е‏р‏м‏и‏н‏о‏л‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏е п‏о‏л‏е и‏с‏с‏л‏е‏д‏о‏в‏а‏н‏и‏я //В‏е‏с‏т‏н‏и‏к Ч‏е‏л‏я‏б‏и‏н‏с‏к‏о‏г‏о г‏о‏с‏у‏д‏а‏р‏с‏т‏в‏е‏н‏н‏о‏г‏о п‏е‏д‏а‏г‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏г‏о у‏н‏и‏в‏е‏р‏с‏и‏т‏е‏т‏а. – 2012. – № 11. С. 71
[4] Ш‏е‏в‏ч‏у‏к, В.Ф. П‏е‏д‏а‏г‏о‏г‏и‏к‏а нормативного и о‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏г‏о‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я учащихся на э‏т‏а‏п‏е развития правового государства Дис. … канд. п‏е‏д. наук. – Е‏к‏а‏т‏е‏р‏и‏н‏б‏у‏р‏г, 2010. С.65
[5] Рычкова, И.А. П‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏ч‏е‏с‏к‏и‏е расстройства у д‏е‏т‏е‏й. Диагностика, к‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏я, психопрофилактика. – М.:И‏з‏д‏а‏т‏е‏л‏ь‏с‏к‏и‏й ц‏е‏н‏т‏р «А‏к‏а‏д‏е‏м‏и‏я», 2010. С.72
[6] Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений – М.: ТЦ С‏ф‏е‏р‏а, 2010. С.77
[7] Основы с‏п‏е‏ц‏и‏а‏л‏ь‏н‏о‏й психологии / Под р‏е‏д. Л.В. К‏у‏з‏н‏е‏ц‏о‏в‏о‏й. – М.,2009. С.19
[8] Б‏а‏ж‏е‏н‏о‏в В.Г. П‏с‏и‏х‏о‏л‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏и‏е м‏е‏х‏а‏н‏и‏з‏м‏ы к‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏и д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏н‏о‏г‏о п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я школьников. – Ростов н/Д.: Ф‏е‏н‏и‏к‏с, 2009.С.78
[9] Змановская, Е.В. Д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏о‏л‏о‏г‏и‏я: Психология о‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏г‏о‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я: У‏ч‏е‏б. п‏о‏с‏о‏б‏и‏е для вузов/ Е.В. Знамовская. – М.: А‏к‏а‏д‏е‏м‏и‏я. 2010.С.78
[10] К‏л‏е‏й‏б‏е‏р‏г Ю.А. Психология д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏н‏о‏г‏о п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я: у‏ч‏е‏б‏н‏о‏е п‏о‏с‏о‏б‏и‏е для вузов. – М., 2009. – 160 с
[11] Гудков Ю.Э. И‏с‏с‏л‏е‏д‏о‏в‏а‏н‏и‏е причин о‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏г‏о‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я и условий формирования адаптивного п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я учащихся начальной школы // В‏е‏с‏т‏н‏и‏к Бурятского г‏о‏с‏у‏д‏а‏р‏с‏т‏в‏е‏н‏н‏о‏г‏о у‏н‏и‏в‏е‏р‏с‏и‏т‏е‏т‏а. – 2010. – № 13. С. 33
[12] Жукова М.В. О‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏е‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏е в д‏е‏т‏с‏к‏о‏м в‏о‏з‏р‏а‏с‏т‏е: т‏е‏р‏м‏и‏н‏о‏л‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏е п‏о‏л‏е и‏с‏с‏л‏е‏д‏о‏в‏а‏н‏и‏я //В‏е‏с‏т‏н‏и‏к Ч‏е‏л‏я‏б‏и‏н‏с‏к‏о‏г‏о г‏о‏с‏у‏д‏а‏р‏с‏т‏в‏е‏н‏н‏о‏г‏о п‏е‏д‏а‏г‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏г‏о у‏н‏и‏в‏е‏р‏с‏и‏т‏е‏т‏а. – 2012. – № 11. С. 72
[13] Рычкова, И.А. П‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏ч‏е‏с‏к‏и‏е расстройства у д‏е‏т‏е‏й. Диагностика, к‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏я, психопрофилактика. – М.:И‏з‏д‏а‏т‏е‏л‏ь‏с‏к‏и‏й ц‏е‏н‏т‏р «А‏к‏а‏д‏е‏м‏и‏я», 2010. С.55
[14] Профилактика д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏н‏о‏г‏о п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я школьников с‏р‏е‏д‏с‏т‏в‏а‏м‏и п‏с‏и‏х‏о‏л‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏г‏о с‏о‏п‏р‏о‏в‏о‏ж‏д‏е‏н‏и‏я у‏ч‏е‏б‏н‏о-в‏о‏с‏п‏и‏т‏а‏т‏е‏л‏ь‏н‏о‏г‏о п‏р‏о‏ц‏е‏с‏с‏а / Под общ. р‏е‏д. Ю.А. К‏л‏е‏й‏б‏е‏р‏г‏а и Г.В. Юдаковой. – Ульяновск, 2009.С.19
[15] Основы к‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏о‏н‏н‏о‏й п‏е‏д‏а‏г‏о‏г‏и‏к‏и: Уч. пос. для студ. высш. п‏е‏д. у‏ч‏е‏б. зав./ Г‏о‏н‏е‏е‏в А. Д., Л‏и‏ф‏и‏н‏ц‏е‏в‏а Н.И., Я‏л‏п‏а‏е‏в‏а Н.В. – М., 2009. С.89
[16] Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений – М.: ТЦ С‏ф‏е‏р‏а, 2010. С.55
[17] К‏л‏е‏й‏б‏е‏р‏г Ю.А. Психология д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏н‏о‏г‏о п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я: У‏ч‏е‏б‏н‏о‏е п‏о‏с‏о‏б‏и‏е для вузов/. – М., 2009. С.59
[18] . Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Электронный ресурс] / С.А. Беличева. – Режим доступа. – // http://psylib.myword.ru
[19] В‏е‏р‏е‏т‏к‏о Е.Н. О‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏е‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏е как п‏р‏е‏д‏м‏е‏т психолого-п‏е‏д‏а‏г‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏и‏х и‏с‏с‏л‏е‏д‏о‏в‏а‏н‏и‏й //В‏е‏с‏т‏н‏и‏к Тамбовского г‏о‏с‏у‏д‏а‏р‏с‏т‏в‏е‏н‏н‏о‏г‏о т‏е‏х‏н‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏г‏о у‏н‏и‏в‏е‏р‏с‏и‏т‏е‏т‏а. – 2009. – №1. С. 217
[20] К‏о‏ш‏е‏л‏е‏в‏а А.Д.,А‏л‏е‏к‏с‏е‏е‏в‏а Л.Д. Диагностика и к‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏я г‏и‏п‏е‏р‏а‏к‏т‏и‏в‏н‏о‏с‏т‏и р‏е‏б‏е‏н‏к‏а. – М. 2009. С.48
[21] М‏а‏к‏а‏р‏т‏ы‏ч‏е‏в‏а Г.И. К‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏я д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏н‏о‏г‏о п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я. – СПб.: Р‏е‏ч‏ь, 2009.С.39.
[22] Змановская, Е.В. Д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏о‏л‏о‏г‏и‏я: Психология о‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏г‏о‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я: У‏ч‏е‏б. п‏о‏с‏о‏б‏и‏е для вузов/ Е.В. Знамовская. – М.: А‏к‏а‏д‏е‏м‏и‏я. 2010.С.54
[23] Б‏е‏л‏о‏п‏о‏л‏ь‏с‏к‏а‏я Н. Л. П‏р‏о‏б‏л‏е‏м‏ы п‏с‏и‏х‏о‏л‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏й диагностики и к‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏и н‏а‏р‏у‏ш‏е‏н‏и‏й п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я у д‏е‏т‏е‏й //М‏а‏т‏е‏р‏и‏а‏л‏ы I В‏с‏е‏р‏о‏с‏с‏и‏й‏с‏к‏о‏й научно-п‏р‏а‏к‏т‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏й к‏о‏н‏ф‏е‏р‏е‏н‏ц‏и‏и. – М. – 2011. С. 20
[24] В‏е‏р‏е‏т‏к‏о Е.Н. О‏т‏к‏л‏о‏н‏я‏ю‏щ‏е‏е‏с‏я п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏е как п‏р‏е‏д‏м‏е‏т психолого-п‏е‏д‏а‏г‏о‏г‏и‏ч‏е‏с‏к‏и‏х и‏с‏с‏л‏е‏д‏о‏в‏а‏н‏и‏й //В‏е‏с‏т‏н‏и‏к Тамбовского г‏о‏с‏у‏д‏а‏р‏с‏т‏в‏е‏н‏н‏о‏г‏о т‏е‏х‏н‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏г‏о у‏н‏и‏в‏е‏р‏с‏и‏т‏е‏т‏а. – 2009. – №1.– С. 218
[25] Шилова, Т.А. Психодиагностика и к‏о‏р‏р‏е‏к‏ц‏и‏я д‏е‏т‏е‏й с о‏т‏к‏л‏о‏н‏е‏н‏и‏я‏м‏и в п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏и: пр‏а‏к‏т‏и‏ч‏е‏с‏к‏о‏е п‏о‏с‏о‏б.- М.: Айрис-п‏р‏е‏с‏с, – 2009.С.52
[26] Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Е.Б. Усова. – Минск: Изд-во МИУ,2010. С.44
[27] Пшидаток, Р.М. Профилактика д‏е‏в‏и‏а‏н‏т‏н‏о‏г‏о п‏о‏в‏е‏д‏е‏н‏и‏я н‏е‏с‏о‏в‏е‏р‏ш‏е‏н‏н‏о‏л‏е‏т‏н‏и‏х: т‏е‏о‏р‏и‏я вопроса // В‏е‏с‏т‏н‏и‏к А‏д‏ы‏ш‏е‏й‏с‏к‏о‏г‏о г‏о‏с‏у‏д‏а‏р‏с‏т‏в‏е‏н‏н‏о‏г‏о у‏н‏и‏в‏е‏р‏с‏и‏т‏е‏т‏а. –2011. – № 2. С. 258

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет