Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

Дидактические игры как средство формирования памяти дошкольников

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
94 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Gv
В настоящее время в образовательных учреждениях призваны уделять приоритеты в развитии познавательных способностей, что является важным в направлении психолого-педагогического сопровождения и государственной поддержки образования и детства.
Современное общество остро нуждается в развитых, творческих и талантливых людях, которые способны активно влиять на его развитие, повышать конкурентоспособность и обеспечивать стабильное процветание. Люди, имеющие выдающиеся мнемические способности, во все времена представляли особую ценность для общества, составляя его элиту и решая сложнейшие вопросы социально-экономического и научно-технического прогресса. Однако данные способности личности не возникают сами собой в зрелом возрасте: их необходимо развивать с самого раннего детства. Важность развития и поддержки памяти в условиях дошкольного учреждения подчеркивалась крупнейшими педагогами и психологами, такими как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.С.Тихомирова, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и другие.
Актуальность исследования. Интерес к поддержке и развитию познавательных способностей детей, умственной активности в процессе усвоения ими этапов дидактической игры является центральным для данного возраста, так как «ядром» в развитии личности дошкольника и его содержанием становится развитие памяти и мнемических способностей.
Основная задача специалиста – сопровождение дошкольников в современной ситуационно-познавательной среде дошкольного образования, в которой именно, игровая деятельность будет тем необходимым способом создания активной творческой среды, при условии правильной организации которой, возможно мнемическое обогащение ребенка. Соблюдение всех необходимых методических условий в организации игровой деятельности, способствует пробуждению у дошкольников активности, подталкивая их к новым этапам.
Организованная взрослым дидактическая игра, способствует развитию мнемической деятельности, формируя познавательную среду, когнитивную сферу и успешную социализацию ребенка в дошкольном учреждении в целом. Поэтому, важно тщательно продумывать и структурировать содержание и методику организации дидактических игр, особенно при работе с детьми, нуждающимися в длительном коррекционном воздействии.
Мнемические способности- качества, определяющие быстрое запоминание и легкость сохранения, а в дальнейшем, и припоминания усвоенной информации ребенком.
Проблема исследования – состоит в недостаточном арсенале дидактических игр для развития памяти дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – обосновать применение дидактических игр для дальнейшего развития процессов памяти у детей среднего дошкольного возраста, как предпосылки успешной познавательной готовности к школе.
Объект исследования – процесс использования дидактических игр в дошкольной образовательной организации для развития познавательной сферы личности дошкольников.
Предмет исследования – развитие памяти с использованием дидактических игр в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования- память у дошкольников эффективно развивается в процессе развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
Основные задачи исследования.
1.Изучить теоретические подходы к определению памяти и дидактической игры, их специфических особенностей и места в педагогическом процессе дошкольной организации.
2.Описать диагностический инструментарий для определения особенностей памяти дошкольников.
3.Разработать серию занятий с использованием дидактических игр, влияющих на развитие свойств памяти и апробировать их в дошкольной организации.
Методологическая основа исследования - в основе нашего теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме лежит теория развития личности дошкольника в работах Р. С. Немова, теория развития игровой деятельности в концепции О. Г. Филимоновой, Д.Б.Эльконина теория развития мнемических способностей дошкольников Л.С. Тихомировой.
Методы исследования:
1.теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2.проведение эксперимента по обозначенной проблеме исследования;
3.математическая обработка данных, с помощью Т-критерию Вилкоксона и
U- критерия Манна Уитни.
Методики исследования: психологическая диагностика развития памяти у дошкольников осуществлялась с помощью методик:
1.изучение слуховой памяти – методика «Запомни цифры», Л.С.Тихомирова;
2.изучение зрительной памяти – методика «Узнай фигуры», Р.С. Немова;
3. Методика «Запомни и расставь точки», автор Р.С. Немов. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка и уровень кратковременной памяти.
4.Диагностика дидактических игр с помощью схемы наблюдения за игрой, автор Филимонова О.Г.
5.серия дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие памяти.
База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № «16», Московской области,
Выборка исследования: в исследовании участвовало 25 детей средней группы в возрасте от 4,5 до 5 лет, которые вошли в экспериментальную выборку и 23 ребенка такого же возраста, которые составили контрольную выборку исследования.
Практическая значимость данного исследования состоит в выявлении взаимосвязи дидактических игр на развитие речи и памяти ребенка. Данные исследования могут быть интересны и применены в изучении проблем развития детей-дошкольников и получат применение в практической работе воспитателей, могут быть и для родителей детей-дошкольников.
Структура выпускного исследования состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе освещается подходы к изучению памяти в развитии детей дошкольного возраста, возможности применения дидактических игр для развития мнемических особенностей памяти.
Вторая глава заключается в представлении эмпирических данных исследования, их обработке и анализе.
Далее имеются выводы по главам, завершает все исследование заключение, в котором отражается вывод по гипотезе и достижение задач исследования, а также имеется список использованных источников из 43 наименований.
 

Сколько стоит помощь с учебной работой?