Дипломная работа. Процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Описание работы
Работа пользователя Л. Перевозкина
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мелкой моторики рук детей 3-4 лет средствами дидактической игры 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 3-4 лет 5
1.2. Мелкая моторика: понятие и основная характеристика 15
1.3.Роль дидактической игры в развитии мелкой моторики детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации 19
Глава 2. Анализ использования дидактических игр в рамках проекта "умные ладошки" и их влияния на развитие мелкой моторики 33
2.1. Общая характеристика проекта "умные ладошки" 33
2.2. Организация и проведение исследования 42
2.3. Анализ результатов исследования 52
Заключение 54
Список использованной литературы 55
Введение
В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличающиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним. Данные требования регламентируются действующим в нашей стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка[46]. Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности существует проблема умственного воспитания дошкольников, ядром, которой является мелкая моторика.
Моторика - система двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
На сегодняшний день мелкая моторика имеет большое значение для полноценного развития обучающихся разных возрастных групп. Развитие мелкой моторики является важным аспектом при обучении. Это потому, что именно от данного навыка идет прямая зависимость речевой и мыслительной деятельности. Это утверждение подходит ко всем обучающимся…
Список использованной литературы
1. Авраменко В.В. Возрастная психология: пособие. - Могилев, 2005. - 234 с.
2. Анищенко О. А., Вяткина Л. А., Мащенко М.В. Развиваем в игре. Пособие для педагогов и практ. психологов дошк. учреждений / О. А. Анищенко, Л. А. Вяткина, М. В. Мащенко. - Минск : Асар, 2000. - 112 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 117 с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2000. - 96 с.
5. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М. : Академия, 2002. - 416 с. : табл. - (Высшее образование).
6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 362 с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы. - 4-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
9. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 2004. - 211 с.
10. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
11. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Я. Экспериментальное формирование внимания.- М.: Изд-во МГУ, 1979. - С.79-86.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
14. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер, В.В. Холмовская. - М.: Просвещение, 1978. - 248 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Питер Пресс, 2009. - 592 с.
16. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника.- М.: Просвещение 1966. - 220 с.
17. Земцова О.Н. Найди отличия (развиваем внимание 4-5 лет), - М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.- М.: БУК-МАСТЕР, 2003. - 211 с.
19. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2000. - 367 с.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 349 с.
21. Миронова Р.М. Вместе весело играть: Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Мозырь, 2003. - 165 с.
22. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2007. - 207 с.
23. Мухина С.В. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1999. - 456 с.
24. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 685 с.
25. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Педагогика, 2004. - 190 с.
26. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Просвещение, 1996. - 374 с.
27. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М.: «Сфера», 2002. - 103 с.
28. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.
29. Панова Е.Н. Дидактические игры. - Воронеж, 2007. - 78 с.
30. Петерс В. А. Психология и педагогика - М.: Велби проспект, 2005. -
31. Поддъяконов Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. - СПб.: РЕЧЬ, 2010. - 197 с.
32. Психология и педагогика: Учебное пособие./ Сост. Романова И. А. - М.: Экзамен, 2004. - 32 с.
33. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Прогресс, 2005. - 240 с.
34. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском 5-6 лет в дет. саду. /Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др., сост. Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 1997. - 213 с.
35. Рогов Е.И. Общая психология. М.: ПРОСПЕКТ, 2000. - 448 с.
36. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М.: Просвещение, 1972. - 257 с.
37. Сеченов И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. - 625 с.
38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 540 с. — (Основы психологической антропологии)
39. Соколова Л.В. А.А.Ухтомский и комплексная наука о человеке. - Издательство: «Санкт-Петербургский государственный университет», 2010. - 316 с.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.
41. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
42. Селиванов В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 178 с.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1981. - 287 с.
44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль: Академия холдинг, 2008. - 256 с.
45. Титченер Э. Внимание //Хрестоматия по вниманию. - М.: Педагогика, 2006. - 274 с.
46. Ушинский К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. - 297 с.
47. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
48. Угарова Г.М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников. -Москва, 1994. - 16 с.
49. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Учимся запоминать.- Мурманск, 1993.- С. 9-17.
50. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 2005. - 190 с.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мелкой моторики рук детей 3-4 лет средствами дидактической игры 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 3-4 лет 5
1.2. Мелкая моторика: понятие и основная характеристика 15
1.3.Роль дидактической игры в развитии мелкой моторики детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации 19
Глава 2. Анализ использования дидактических игр в рамках проекта "умные ладошки" и их влияния на развитие мелкой моторики 33
2.1. Общая характеристика проекта "умные ладошки" 33
2.2. Организация и проведение исследования 42
2.3. Анализ результатов исследования 52
Заключение 54
Список использованной литературы 55
Введение
В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличающиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним. Данные требования регламентируются действующим в нашей стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка[46]. Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности существует проблема умственного воспитания дошкольников, ядром, которой является мелкая моторика.
Моторика - система двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
На сегодняшний день мелкая моторика имеет большое значение для полноценного развития обучающихся разных возрастных групп. Развитие мелкой моторики является важным аспектом при обучении. Это потому, что именно от данного навыка идет прямая зависимость речевой и мыслительной деятельности. Это утверждение подходит ко всем обучающимся…
Список использованной литературы
1. Авраменко В.В. Возрастная психология: пособие. - Могилев, 2005. - 234 с.
2. Анищенко О. А., Вяткина Л. А., Мащенко М.В. Развиваем в игре. Пособие для педагогов и практ. психологов дошк. учреждений / О. А. Анищенко, Л. А. Вяткина, М. В. Мащенко. - Минск : Асар, 2000. - 112 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 117 с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2000. - 96 с.
5. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М. : Академия, 2002. - 416 с. : табл. - (Высшее образование).
6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 362 с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы. - 4-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
9. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 2004. - 211 с.
10. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
11. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Я. Экспериментальное формирование внимания.- М.: Изд-во МГУ, 1979. - С.79-86.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
14. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер, В.В. Холмовская. - М.: Просвещение, 1978. - 248 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Питер Пресс, 2009. - 592 с.
16. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника.- М.: Просвещение 1966. - 220 с.
17. Земцова О.Н. Найди отличия (развиваем внимание 4-5 лет), - М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.- М.: БУК-МАСТЕР, 2003. - 211 с.
19. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2000. - 367 с.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 349 с.
21. Миронова Р.М. Вместе весело играть: Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Мозырь, 2003. - 165 с.
22. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2007. - 207 с.
23. Мухина С.В. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1999. - 456 с.
24. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 685 с.
25. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Педагогика, 2004. - 190 с.
26. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Просвещение, 1996. - 374 с.
27. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М.: «Сфера», 2002. - 103 с.
28. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.
29. Панова Е.Н. Дидактические игры. - Воронеж, 2007. - 78 с.
30. Петерс В. А. Психология и педагогика - М.: Велби проспект, 2005. -
31. Поддъяконов Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. - СПб.: РЕЧЬ, 2010. - 197 с.
32. Психология и педагогика: Учебное пособие./ Сост. Романова И. А. - М.: Экзамен, 2004. - 32 с.
33. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Прогресс, 2005. - 240 с.
34. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском 5-6 лет в дет. саду. /Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др., сост. Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 1997. - 213 с.
35. Рогов Е.И. Общая психология. М.: ПРОСПЕКТ, 2000. - 448 с.
36. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М.: Просвещение, 1972. - 257 с.
37. Сеченов И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. - 625 с.
38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 540 с. — (Основы психологической антропологии)
39. Соколова Л.В. А.А.Ухтомский и комплексная наука о человеке. - Издательство: «Санкт-Петербургский государственный университет», 2010. - 316 с.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.
41. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
42. Селиванов В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 178 с.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1981. - 287 с.
44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль: Академия холдинг, 2008. - 256 с.
45. Титченер Э. Внимание //Хрестоматия по вниманию. - М.: Педагогика, 2006. - 274 с.
46. Ушинский К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. - 297 с.
47. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
48. Угарова Г.М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников. -Москва, 1994. - 16 с.
49. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Учимся запоминать.- Мурманск, 1993.- С. 9-17.
50. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 2005. - 190 с.