Дипломная работа. Тема: «Использование приема моделирования на уроках окружающего мира»
Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
56 стр 2019 год лист.
Год написания
Описание работы
Работа пользователя Виктор
Дипломная работа. Тема: «Использование приема моделирования на уроках окружающего мира»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ МЛАЛШИХ ШКОЛЬНИКОВ …7
1.1 Основы моделирования и его роль как практического приема в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС………7
1.2 Моделирование как учебная задача. Соотношение наглядности и моделирования в обучении…………13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ………...26
2.1.Характеристика программы курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова «Зеленый дом» с позиции темы исследования………………26
2.2.Диагностика сформированности взаимосвязей в природе у младших школьников……………29
2.3. Планирование и конструирование уроков окружающего мира в 3 классе с использованием метода моделирования …………………33
2.4. Выявление результатов формирующей работы в ходе контрольного исследования и обсуждение полученных результатов…………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………53
ВВЕДЕНИЕ
Российская школа на современном этапе – основное звено образования, где прежде всего проходят этапы реформирования. На сегодняшний день школе необходимо способствовать формированию системы универсальных учебных действий, суть которых заключается в ключевых компетенциях, определяющих качество содержания образования на современном этапе.
Актуальность темы. В наше время в обществе наблюдаются частые изменения практически во всех областях жизни. Данные изменения проходят с такой огромной скоростью, что объем необходимой информации возрастает каждый год в два раза. К сожалению, знания, полученные человеком, устаревают очень быстро, порой люди не успевают их применить в своей практической жизни. Однако, государству необходим функционально-грамотный выпускник. Из этого противоречия и вытекает главная задача современного образовательного процесса - «научить учиться».
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальными учебными действиями…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Сайт министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (доступ 28.03.2019 г.)
2. Борщевская, А.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников / А.Ю. Борщевская // Наука и школа : журнал . — 2017 .— №3 .— С. 121- 122.
3. Белошистая, А. В. Обучение решению задач в начальной школе: методическое пособие / А. В. Белошистая. - 2-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 281 с.
4. Взаимосвязи в природе [Электронный ресурс]: http://moyaosvita.com.ua/literatura-ru/vzaimosvyazi-v-prirode/
5. Взаимосвязь и взаимодействия в природе [Электронный ресурс]: https://studwood.ru/1328274/ekologiya/vzaimosvyaz_vzaimodeystviya_prirode
6. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3кл. четырёхлетней нач. шк. – М. : Вента – Графф, 2014. – 160с.
7. Володина-Давлекамова О.Э., Слиткова Т.В. Некоторые особенности использования моделирования на уроках в начальной школе. Материалы XX Международной научно-практической конференции : Сборник научных трудов. Центр научной мысли; научный ред. С.П. Акутина. 2015. С. 23-26.
8. Гангнус, Н. А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Гангнус. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 136 c.
9. Головко Е.В. Использование в начальной школе образовательных технологий на основе моделирования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 59-61.
10. Давыдов, В.В.Учебная деятельность и моделирование. / В.В. Давыдов, А.У.Варданян. - Ереван:ЛУЙС, 1981. – С. 56.
11. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы. Учебник и практикум / А.Е. Дмитриев, Ю.А. Дмитриев. - М.: Юрайт, 2016. – С. 90-94.
12. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д. С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 91-94.
13. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. / А.А. Ермолаева - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2015.- С. 141-144.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2014.- С. 90.
15. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий. / З.А. Клепинина // Начальная школа. 2012. №1. С.26-29.
16. Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Формирование универсальных учебных действий. /Л.И. Лазарева, Васильчук Г.Т. // Начальная школа. 2014. №6. С.76-78.
17. Макарова Ю.В., Тихомирова О.Б. Педагогические идеи Ш.А. Амонашвили, оказавшие особое влияние на развитие гуманной педагогики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 6-10.
18. Матекина, Э. И. Окружающий мир для начальной школы в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: круговорот веществ, живая и неживая природа, органы и системы человека / Э. И. Матекина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. — 64 c.
19. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015. – 36 с.
20. Мир и человек: Человек: Учебник для 4кл. четырёхлетней нач. шк. / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – М. : Дрофа, 2000. – 144с.
21. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов / А. В. Миронов. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — С. 57.
22. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность. / Н.М. Мякишева // Начальная школа до и после. 2014. №2.
23. Начальная школа. Социальный портал учителе . [Электронный ресурс]- доступ 01.05. 2019.
24. Османкина Г.В. Использование моделирования на уроках в начальной школе. Сибирский учитель. 2015. № 6 (103). С. 58-59.
25. Осмоловская, И. М. Дидактика / И.М. Осмоловская. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
26. Плешаков. А.А «Окружающий мир» учебник 3 кл. в 2 частях. - М.: «Просвещение» 2014 г с приложением на электронном носителе.
27. Суркова О.А. Технология учебного моделирования в начальной школе. Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 225-226.
28. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под ред. С. С. Татарченкова. —СПб. : КАРО, 2015. — 112 c.
29. Тимофеева Л.П. Использование метода моделирования при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Ступень в педагогическую науку материалы VIII международного форума работников образования. Центр научной мысли. 2016. С. 38-40.
30. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6 – М.: Знание. – 1984. – С. 80.
31. Хазыкова Т.С. Решение текстовых задач с помощью приема моделирования в начальной школе. Психология и педагогика на современном этапе. 2014. Т. 5. С. 71-74.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ МЛАЛШИХ ШКОЛЬНИКОВ …7
1.1 Основы моделирования и его роль как практического приема в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС………7
1.2 Моделирование как учебная задача. Соотношение наглядности и моделирования в обучении…………13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ………...26
2.1.Характеристика программы курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова «Зеленый дом» с позиции темы исследования………………26
2.2.Диагностика сформированности взаимосвязей в природе у младших школьников……………29
2.3. Планирование и конструирование уроков окружающего мира в 3 классе с использованием метода моделирования …………………33
2.4. Выявление результатов формирующей работы в ходе контрольного исследования и обсуждение полученных результатов…………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………53
ВВЕДЕНИЕ
Российская школа на современном этапе – основное звено образования, где прежде всего проходят этапы реформирования. На сегодняшний день школе необходимо способствовать формированию системы универсальных учебных действий, суть которых заключается в ключевых компетенциях, определяющих качество содержания образования на современном этапе.
Актуальность темы. В наше время в обществе наблюдаются частые изменения практически во всех областях жизни. Данные изменения проходят с такой огромной скоростью, что объем необходимой информации возрастает каждый год в два раза. К сожалению, знания, полученные человеком, устаревают очень быстро, порой люди не успевают их применить в своей практической жизни. Однако, государству необходим функционально-грамотный выпускник. Из этого противоречия и вытекает главная задача современного образовательного процесса - «научить учиться».
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальными учебными действиями…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Сайт министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (доступ 28.03.2019 г.)
2. Борщевская, А.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников / А.Ю. Борщевская // Наука и школа : журнал . — 2017 .— №3 .— С. 121- 122.
3. Белошистая, А. В. Обучение решению задач в начальной школе: методическое пособие / А. В. Белошистая. - 2-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 281 с.
4. Взаимосвязи в природе [Электронный ресурс]: http://moyaosvita.com.ua/literatura-ru/vzaimosvyazi-v-prirode/
5. Взаимосвязь и взаимодействия в природе [Электронный ресурс]: https://studwood.ru/1328274/ekologiya/vzaimosvyaz_vzaimodeystviya_prirode
6. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3кл. четырёхлетней нач. шк. – М. : Вента – Графф, 2014. – 160с.
7. Володина-Давлекамова О.Э., Слиткова Т.В. Некоторые особенности использования моделирования на уроках в начальной школе. Материалы XX Международной научно-практической конференции : Сборник научных трудов. Центр научной мысли; научный ред. С.П. Акутина. 2015. С. 23-26.
8. Гангнус, Н. А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Гангнус. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 136 c.
9. Головко Е.В. Использование в начальной школе образовательных технологий на основе моделирования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 59-61.
10. Давыдов, В.В.Учебная деятельность и моделирование. / В.В. Давыдов, А.У.Варданян. - Ереван:ЛУЙС, 1981. – С. 56.
11. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы. Учебник и практикум / А.Е. Дмитриев, Ю.А. Дмитриев. - М.: Юрайт, 2016. – С. 90-94.
12. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д. С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 91-94.
13. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. / А.А. Ермолаева - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2015.- С. 141-144.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2014.- С. 90.
15. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий. / З.А. Клепинина // Начальная школа. 2012. №1. С.26-29.
16. Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Формирование универсальных учебных действий. /Л.И. Лазарева, Васильчук Г.Т. // Начальная школа. 2014. №6. С.76-78.
17. Макарова Ю.В., Тихомирова О.Б. Педагогические идеи Ш.А. Амонашвили, оказавшие особое влияние на развитие гуманной педагогики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 6-10.
18. Матекина, Э. И. Окружающий мир для начальной школы в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: круговорот веществ, живая и неживая природа, органы и системы человека / Э. И. Матекина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. — 64 c.
19. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015. – 36 с.
20. Мир и человек: Человек: Учебник для 4кл. четырёхлетней нач. шк. / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – М. : Дрофа, 2000. – 144с.
21. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов / А. В. Миронов. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — С. 57.
22. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность. / Н.М. Мякишева // Начальная школа до и после. 2014. №2.
23. Начальная школа. Социальный портал учителе . [Электронный ресурс]- доступ 01.05. 2019.
24. Османкина Г.В. Использование моделирования на уроках в начальной школе. Сибирский учитель. 2015. № 6 (103). С. 58-59.
25. Осмоловская, И. М. Дидактика / И.М. Осмоловская. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
26. Плешаков. А.А «Окружающий мир» учебник 3 кл. в 2 частях. - М.: «Просвещение» 2014 г с приложением на электронном носителе.
27. Суркова О.А. Технология учебного моделирования в начальной школе. Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 225-226.
28. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под ред. С. С. Татарченкова. —СПб. : КАРО, 2015. — 112 c.
29. Тимофеева Л.П. Использование метода моделирования при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Ступень в педагогическую науку материалы VIII международного форума работников образования. Центр научной мысли. 2016. С. 38-40.
30. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6 – М.: Знание. – 1984. – С. 80.
31. Хазыкова Т.С. Решение текстовых задач с помощью приема моделирования в начальной школе. Психология и педагогика на современном этапе. 2014. Т. 5. С. 71-74.