Экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях: опыт и перспективы
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях: опыт и перспективы»
Оригинальность работы 74%
Актуальность темы обусловлена тем, что музей является средством коммуникации между прошлым и настоящим. Способствует актуализации посетителем опыта и историко-культурного наследия предыдущих поколений. Сохранение и демонстрация этого наследия тесно связано с выставочной деятельностью музея.
Экспозиционно-выставочная деятельность музеев - одно из ключевых направлений работы музеев. В настоящее время идет активное развитие этого направления. Выявляются новые подходы и концепции. Экспозиционная и выставочная деятельность музеев преодолела путь от полной статичности к динамичности и новым формам презентации произведений искусств . Видится важным изучить опыт проведения художественных выставок, чтобы проследить тенденции развития экспозиционно-выставочной деятельности музеев.
Ища, новые решения экспонирования и отходя от традиционных форм, музеи привлекают новых посетителей, в том числе и молодежь. Таким образом в обществе возрастает интерес к музеям и к художественным произведениям, экспонируемым в них.
Степень разработанности темы. Теоретическую составляющую экспозиционно-выставочной деятельности музеев в своих работах обосновывали Юренева Т.Ю. в своём учебнике “Музееведение”, Поправко Е.А. “Музееведение”. О истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. писала Логутова Е.В.
Объект исследования. Экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях России.
Предмет исследования. Закономерности перспективы развития построения экспозиций и выставок в крупных художественных музеях России.
Цель. Выявление основных тенденций построения экспозиций и выставок в крупных художественных музеях России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теорию экспозиционно-выставочной деятельности музеев.
2. Познакомится с опытом построения и проведения художественных выставок с момента их появления и до сегодняшнего дня.
Территориальные рамки ограничиваются территорией городов Москва и Санкт-Петербург, так как там зародилась экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях России, и развиваются основные тенденции экспозиционно-выставочной деятельности.
Временные рамки исследования. Нижняя граница исследования определяется XVIII в., когда была организована первая художественная выставка в России, а верхняя - настоящим временем.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Общие теоретические аспекты экспозиционной деятельности музеев. 5
Глава 2.Опыт и перспективы выставок в крупных художественных музеях России. 22
Заключение 36
Литература: 38
Литература:
1. Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея/ Москва: Искусство, 1968. — 208 с.
2. Поправко Е.А.Музееведение: учебное пособие/Авторская редакция, ВГУЭС, 2005. — 230 с.
3. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.
Интернет источники:
1. Art Museum [Электронный ресурс]. / encyclopedia // Art Museum– 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://encyclopedia2.thefreedictionary.com/art+gallery, свободный. – Проверено 30.12.2018.
2. Masters of modern art from the Hermitage[Электронный ресурс]. / artgallery // Masters of modern art from the Hermitage – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.artgallery.nsw.gov.au/exhibitions/hermitage/, свободный. – Проверено 30.12.2018.
3. Выставки художественные [Электронный ресурс]. / caravaggio.ru // Выставки художественные – 2016. – март. – Режим доступа: http://caravaggio.ru/?item=802134ff-4d0c-4399-98af-3f3dbc4dae13&termin=3f325f5d-257e-4853-b762-f3b2b1cdbe6c, свободный. – Проверено 26.12.2018.
4. Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Научное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности- Научное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/nauchnoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.
5. Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.
6. Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором" [Электронный ресурс]. / youtube // Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=0LCowiNmJ_Q, свободный. – Проверено 30.12.2018.
7. Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.
8. Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 20.12.2018.
9. Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее [Электронный ресурс]. / yavarda.ru // Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://yavarda.ru/nedeliapokrova.html, свободный. – Проверено 1.01.2019.
10. Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" – 2018. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=34PujZg138M, свободный. – Проверено 30.12.2018.
11. Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" – 2018. – июль. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Hi3DAlfee60, свободный. – Проверено 30.12.2018.
12. Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” – 2017. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rscTrKiPxDs, свободный. – Проверено 30.12.2018.
13. Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” – 2018. – декабрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xHhrcvjqgrQ, свободный. – Проверено 30.12.2018.
14. Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” – 2018. – апрель – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=meTDJ59jNVg, свободный. – Проверено 30.12.2018.
15. Экспозиция музейная [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиция музейная. – 2002. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?38, свободный. – Проверено 20.12.2018
16. Экспозиционная деятельность [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиционная деятельность. – 2002. – октябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp , свободный. – Проверено 20.12.2018.
17. Эрмитаж [Электронный ресурс]. / Свободная энциклопедия Википедия // Эрмитаж. – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрмитаж, свободный. – Проверено 26.12.2018.
Появившись в XVIII веке в России, художественные выставки не теряют своей актуальности и на сегодняшний день. Помимо основных методов построения экспозиций, музеи постоянно ищут новые нестандартные подходы и концепции экспонирования произведений искусства.
Даже такие знаменитые музеи изобразительного искусства как Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей применяют новейшие подходы в своей экспозиционно-выставочной деятельности.
Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. В современном музееведении выделяют несколько таких концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:
1. Выставка как форма исторического диалога. В рамках этой концепции, выбираются те произведения искусства, которые способствуют актуализации посетителя своего культурно-исторического прошлого возможности посетителя вступить в прямой диалог с историей.
2. «Выставка одного произведения искусства». Такие выставки направлены на то, чтобы подчеркнуть уникальность того или иного произведения искусства.
3. Выставка как форма художественного синтеза. Такая выставка объединяет в себе экспонаты различных жанров, видов, различные явления и течения в искусстве в рамках единой концепции и общности экспозиционных и технологических решений.
4.Интерактивные выставки. На таких выставках посетителю даётся возможность взаимодействия с экспонатами. Это способствует улучшенному усвоению информации, полученной во время экскурсии и поднятию интереса посетителя к теме, которую раскрывает экспозиция .
Главной задачей выставки любого типа является участие посетителя. Вся художественная среда строится таким образом, что посетитель ощущает себя активным соучастником художественного процесса и эмоционально вовлечен в выставочное пространство.
Сегодня выставка — это не просто способ демонстрации шедевров мировой художественной культуры, но и средство художественной коммуникации, благодаря которому каждый посетитель может не только актуализировать свой исторический и социальный опыт, но и приобрести новый эмоциональный и художественный опыт.
Музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. Именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века его существования .
Оригинальность работы 74%
Актуальность темы обусловлена тем, что музей является средством коммуникации между прошлым и настоящим. Способствует актуализации посетителем опыта и историко-культурного наследия предыдущих поколений. Сохранение и демонстрация этого наследия тесно связано с выставочной деятельностью музея.
Экспозиционно-выставочная деятельность музеев - одно из ключевых направлений работы музеев. В настоящее время идет активное развитие этого направления. Выявляются новые подходы и концепции. Экспозиционная и выставочная деятельность музеев преодолела путь от полной статичности к динамичности и новым формам презентации произведений искусств . Видится важным изучить опыт проведения художественных выставок, чтобы проследить тенденции развития экспозиционно-выставочной деятельности музеев.
Ища, новые решения экспонирования и отходя от традиционных форм, музеи привлекают новых посетителей, в том числе и молодежь. Таким образом в обществе возрастает интерес к музеям и к художественным произведениям, экспонируемым в них.
Степень разработанности темы. Теоретическую составляющую экспозиционно-выставочной деятельности музеев в своих работах обосновывали Юренева Т.Ю. в своём учебнике “Музееведение”, Поправко Е.А. “Музееведение”. О истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. писала Логутова Е.В.
Объект исследования. Экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях России.
Предмет исследования. Закономерности перспективы развития построения экспозиций и выставок в крупных художественных музеях России.
Цель. Выявление основных тенденций построения экспозиций и выставок в крупных художественных музеях России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теорию экспозиционно-выставочной деятельности музеев.
2. Познакомится с опытом построения и проведения художественных выставок с момента их появления и до сегодняшнего дня.
Территориальные рамки ограничиваются территорией городов Москва и Санкт-Петербург, так как там зародилась экспозиционно-выставочная деятельность в художественных музеях России, и развиваются основные тенденции экспозиционно-выставочной деятельности.
Временные рамки исследования. Нижняя граница исследования определяется XVIII в., когда была организована первая художественная выставка в России, а верхняя - настоящим временем.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Общие теоретические аспекты экспозиционной деятельности музеев. 5
Глава 2.Опыт и перспективы выставок в крупных художественных музеях России. 22
Заключение 36
Литература: 38
Литература:
1. Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея/ Москва: Искусство, 1968. — 208 с.
2. Поправко Е.А.Музееведение: учебное пособие/Авторская редакция, ВГУЭС, 2005. — 230 с.
3. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/3-е изд., испр. и доп.-М.: Академический проспект,2006. – 560 с.
Интернет источники:
1. Art Museum [Электронный ресурс]. / encyclopedia // Art Museum– 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://encyclopedia2.thefreedictionary.com/art+gallery, свободный. – Проверено 30.12.2018.
2. Masters of modern art from the Hermitage[Электронный ресурс]. / artgallery // Masters of modern art from the Hermitage – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.artgallery.nsw.gov.au/exhibitions/hermitage/, свободный. – Проверено 30.12.2018.
3. Выставки художественные [Электронный ресурс]. / caravaggio.ru // Выставки художественные – 2016. – март. – Режим доступа: http://caravaggio.ru/?item=802134ff-4d0c-4399-98af-3f3dbc4dae13&termin=3f325f5d-257e-4853-b762-f3b2b1cdbe6c, свободный. – Проверено 26.12.2018.
4. Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Научное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности- Научное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/nauchnoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.
5. Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции [Электронный ресурс]. / madrace.ru // Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности - Художественное проектирование экспозиции . – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://madrace.ru/osnovi-ekspozitsionno-vistavochnoy-deyatelnosti/kurs-teoreticheskie-osnovi-postroeniya-muzeyno-vistavochnoy-deyatelnosti/chudozhestvennoe-proektirovanie-ekspozitsii, свободный. – Проверено 21.12.2018.
6. Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором" [Электронный ресурс]. / youtube // Лекция "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живопись. Встреча с куратором – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=0LCowiNmJ_Q, свободный. – Проверено 30.12.2018.
7. Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в. [Электронный ресурс]. / Логутова Е.В. // cyberleninka.ru – 2010. – ноябрь. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v, свободный. – Проверено 25.12.2018.
8. Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея. [Электронный ресурс]. / Панченко А.С. // disserCatа. – 2012. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-sovremennoi-vystavochnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya#ixzz5c0ZWxENa, свободный. – Проверено 20.12.2018.
9. Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее [Электронный ресурс]. / yavarda.ru // Цифровая выставка "Неделя Покрова" в Русском музее – 2018. – октябрь. – Режим доступа: https://yavarda.ru/nedeliapokrova.html, свободный. – Проверено 1.01.2019.
10. Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Архип Куинджи" – 2018. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=34PujZg138M, свободный. – Проверено 30.12.2018.
11. Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке "Искусство 2000-х" – 2018. – июль. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Hi3DAlfee60, свободный. – Проверено 30.12.2018.
12. Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Некто 1917 ” – 2017. – ноябрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rscTrKiPxDs, свободный. – Проверено 30.12.2018.
13. Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Михаил Ларионов. Гений русского авангарда” – 2018. – декабрь. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xHhrcvjqgrQ, свободный. – Проверено 30.12.2018.
14. Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” [Электронный ресурс]. / youtube // Экскурсия по выставке “Сказание о граде Свияжске” – 2018. – апрель – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=meTDJ59jNVg, свободный. – Проверено 30.12.2018.
15. Экспозиция музейная [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиция музейная. – 2002. – сентябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?38, свободный. – Проверено 20.12.2018
16. Экспозиционная деятельность [Электронный ресурс]. / Российская музейная энциклопедия // Экспозиционная деятельность. – 2002. – октябрь. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp , свободный. – Проверено 20.12.2018.
17. Эрмитаж [Электронный ресурс]. / Свободная энциклопедия Википедия // Эрмитаж. – 2018. – сентябрь. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрмитаж, свободный. – Проверено 26.12.2018.
Появившись в XVIII веке в России, художественные выставки не теряют своей актуальности и на сегодняшний день. Помимо основных методов построения экспозиций, музеи постоянно ищут новые нестандартные подходы и концепции экспонирования произведений искусства.
Даже такие знаменитые музеи изобразительного искусства как Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей применяют новейшие подходы в своей экспозиционно-выставочной деятельности.
Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. В современном музееведении выделяют несколько таких концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:
1. Выставка как форма исторического диалога. В рамках этой концепции, выбираются те произведения искусства, которые способствуют актуализации посетителя своего культурно-исторического прошлого возможности посетителя вступить в прямой диалог с историей.
2. «Выставка одного произведения искусства». Такие выставки направлены на то, чтобы подчеркнуть уникальность того или иного произведения искусства.
3. Выставка как форма художественного синтеза. Такая выставка объединяет в себе экспонаты различных жанров, видов, различные явления и течения в искусстве в рамках единой концепции и общности экспозиционных и технологических решений.
4.Интерактивные выставки. На таких выставках посетителю даётся возможность взаимодействия с экспонатами. Это способствует улучшенному усвоению информации, полученной во время экскурсии и поднятию интереса посетителя к теме, которую раскрывает экспозиция .
Главной задачей выставки любого типа является участие посетителя. Вся художественная среда строится таким образом, что посетитель ощущает себя активным соучастником художественного процесса и эмоционально вовлечен в выставочное пространство.
Сегодня выставка — это не просто способ демонстрации шедевров мировой художественной культуры, но и средство художественной коммуникации, благодаря которому каждый посетитель может не только актуализировать свой исторический и социальный опыт, но и приобрести новый эмоциональный и художественный опыт.
Музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. Именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века его существования .