Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ

Стоимость
3500 руб.
Содержание
Теория
Объем
98 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ»

Оригинальность работы 63%

Данная исследовательская работа посвящена изучению феномена прокрастинации с точки зрения экзистенциально-психологического подхода. Был опрошен 121 респондент в возрасте от 18 до 28 лет. Сбор данных производился при помощи интернет-сервиса «Google-форм», а также при помощи двух интервью, из которых первое нацелено на выявление степени осознания респондентами феномена прокрастинации, отношения к феномену и выявления способов совладания с ним, а второе направлено на выявление степени проявления феномена прокрастинации в ситуации самоизоляции. При интернет-опросе были использованы следующие методики: опросник для изучения склонности личности к прокрастинации (Ширвари О. А. и др.) и шкала экзистенции (А. Лэнгле, К. Орглер). Обработка данных производилась с помощью корреляционного анализа, однофакторного дисперсионного анализа и кластерного анализа с применением метода Уорда. Результаты исследования показали, что прокрастинация является, своего рода, склонностью личности к подобному поведению, что оказывает влияние на большую часть сфер жизнедеятельности человека и преимущественно не зависит от его личной вовлеченности и заинтересованности в выполнении деятельности. 

Ключевые слова: прокрастинация, поведение, экзистенциальный подход, позитивный аспект, самоизоляция, вынужденное ограничение. 
Existential aspects of experiencing procrastination by young people
This survey is devoted to the study of the phenomenon of procrastination and its effect on people's lives from the point of view of the existential-psychological approach. 121 respondents aged from 18 to 28 years were interviewed. Data was collected with google-forms and by using two personal interviews, the first of which was aimed at identifying respondents' awareness of the procrastination, researching attitudes to the phenomenon and methods of dealing with it, and the second was aimed at measuring the degree of manifestations of procrastination in a situation of self-isolation. During the online survey, the following methods were used: a questionnaire to study the propensity of a person to procrastinate (Shirvari O. A., Chernaya E. E., Panov V. A., Ryabova E. E., Rudenko D. E., Biryukova S. I., Kuzmina N.O., Stolyarova Y.V., Baranova A.A., Kozlova N.S.) and the scale of existence (A. Langle, K. Orgler). Data processing was performed by using correlation analysis, one-way analysis of variance and cluster analysis using the Ward method. The results of the survey showed that procrastination is a kind of personality trait, that can influence on most of the spheres of human activity and mainly does not depend on his personal involvement and interest.

Keywords: procrastination, behavior, existential approach, positive aspect, self-isolation, forced restriction.

ВВЕДЕНИЕ
Начиная с момента внедрения понятия «прокрастинация» в научный оборот, ученые стремились конкретизировать, уточнить и дополнить определение данного феномена, расставляя акценты на различных, а порой и полярных условиях, и причинах его возникновения. 
На сегодняшний день известно множество интерпретаций феномена прокрастинации, однако многие исследователи сходятся во мнении касательно того, что данный феномен имеет преимущественно негативный оттенок, поскольку откладывание выполнения работы и исполнения обязанностей на более поздний срок может приводить к таким последствиям, как, например, повышение уровня стресса из-за горящих сроков или возникновение эмоционального дискомфорта из-за осознания последствий подобного поведения. Причинность возникновения прокрастинации также разнится в зависимости от подхода, с точки зрения которого рассматривается данный феномен. 
Актуальность проблемы прокрастинации обусловлена распространением этого феномена. Официально данный феномен начал изучаться учеными менее полувека назад и уже успел набрать популярность среди различных психологических школ. Сегодня прокрастинацию принято считать феноменом с двойственной природой, а представители разных направлений стараются дополнить общее представление о нем путем компиляции даже противоречивых мнений. Актуальность нашего исследования заключается в рассмотрении менее популярного представления о том, что прокрастинация является скорее позитивным феноменом, несущим в себе вспомогательную функцию и имеющим личностную природу, что оказывает влияние не только на поведение человека в конкретных ситуациях, но и на его жизнь в целом.
Цель исследования заключается в описании и изучении феномена прокрастинации с точки зрения экзистенциально-психологического подхода.
Объект исследования:  феномен прокрастинации.
Предмет исследования: экзистенциальные аспекты феномена прокрастинации у молодых людей.
Гипотезы исследования:
1.    Прокрастинация является феноменом, преимущественно имеющий личностную природу, который проявляется в качестве одной из черт поведения, привычного человеку.
2.    Личностно обусловленная прокрастинация должна иметь более сильные связи с экзистенциальными характеристиками, чем ситуативно обусловленная.
3.    Показатели прокрастинации будут иметь отрицательные корреляции с экзистенциальными параметрами как отражающими степень включенности человека в жизненный процесс, степень ответственности человека за собственную жизнь.
Задачи исследования: 
1.    Провести литературный обзор по теме исследования и описать феномен прокрастинации с точки зрения различных психологических школ;
2.    Выявить потенциальные положительные стороны феномена прокрастинации;
3.    Подобрать методики для операционализации модели исследования;
4.    Провести исследование с применением составленной батареи методик;
5.    Выяснить отношение респондентов к феномену прокрастинации, выявить средства борьбы с этим феноменом (если таковые имеются), а также понять, какое влияние прокрастинация оказывает на жизнь человека в целом. 
Методы исследования:
1.    Опросник для изучения склонности личности к прокрастинации;
2.    Шкала экзистенции;
3.    Интервью.


СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ    2
ВВЕДЕНИЕ    6
ГЛАВА 1. Феномен прокрастинации: история изучения и подходы к пониманию    8
1.1 Основные понятия и определения феномена прокрастинации    8
1.2 Исторический аспект изучения феномена прокрастинации    13
1.3 Природа прокрастинации и разновидности феномена    22
1.4 Скрытый потенциал феномена прокрастинации. Символическая свобода и экзистенциальная мотивация    28
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования    37
2.1 Общая характеристика исследования    37
2.2 Описание выборки исследования    38
2.3 Процедура исследования    38
2.4 Методы исследования    40
2.5 Математико-статистические методы обработки данных    44
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования экзистенциальных характеристик прокрастинации    45
3.1 Показатели основных переменных исследования    45
3.2 Связь показателей прокрастинации с экзистенциальными характеристиками    53
3.3 Характеристика респондентов с разным уровнем общей прокрастинации    57
3.4 Описание и интерпретация результатов интервью    62
3.5 Типология прокрастинаторов    76
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ    79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    84
ПРИЛОЖЕНИЕ А    89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б    93
ПРИЛОЖЕНИЕ В    96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г    97
ПРИЛОЖЕНИЕ Д    98



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    Берендеева М. Лень – это полезно. Курс выживания для «ленивцев». – М.: Космос, 2004.160 с.
2.    Богданова Д.А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников // Ананьевские чтения. – 2004: Тезисы научно-практической конференции. – СПб.: СПбГУ, 2004. С. 457 – 459.
3.    Варавичева Я.И. Психологические механизмы феномена лени // Ломоносов – 2007: материалы докл. XIV Междунар. Конф. Студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2007. – [Электронный ресурс] – URL:http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2007/thesis/Varvaricheva_YI.pdf (дата обращения: 20.01.2020). 
4.    Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников. // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Межд. Конф. Студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2008». М.: Изд-во МГУ, 2008. Ч. 1. С. 114 – 117.
5.    Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 2010. № 3. С. 121 – 131.
6.    Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения // Студенческое научное общество СПБГУ, 2013. – [Электронный ресурс]. – URL: http://sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=210 (дата обращения: 22.01.2020). 
7.    Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПБ.: Питер, 2011. 224 с.
8.    Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38 – 49.
9.    Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2 (2). С. 22 – 41. 
10.     Латушкина В.М., Костромина С.Н., Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта //Ананьевские чтения. – 2010. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. С. 110.
11.     Лученкова М.А. Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей // Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2017. №1, С. 57 – 64.
12.     Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М., 2009. 811 с. 
13.     Миссилдайн У. Ребенок из прошлого внутри нас. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1963. 
14.     Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов // Психология XXI века: тез. Междунар. Науч.-практ. Конф. Студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2005. С. 312 – 314. 
15.     Ошемкова Ю.С. Лень у молодых людей как следствие отсутствия экзистенциальной мотивации // Ананьевские чтения. – 2004. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 591 – 592.
16.     Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
17.     Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник СПбГУ.  2011. № 12(2). С.159 – 166.
18.     Спок Б. Ребёнок и уход за ним.  М.: Попурри, 2014. 704 c. 
19.     Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2005. 672 с.
20.     Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический Журнал. 2008. № 29(3). С. 101 – 109. 
21.     Хофман И. Лень – залог долгой жизни. М.: Изд-во: ИГ «Весь», 2002.160 с.
22.     Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. 46 с. 
23.    Ainslie G. Specious reward: A behavioral theory of impulsiveness and impulse control // Psychological Bulletin, 1975. № 82, Р. 463 – 496. 
24.    Ainslie G., Haslam N. Hyperbolic Discounting. In: G. Loewenstein J. Elster (Eds.), Choice over Time. New York: Russell Sage Foundation. 1992. Р. 57 – 92.
25.     Aitken M. A personality profile of the college student procrastinator // Dissertation Abstracts International, University of Pittsburgh, 1982. 722 р. 
26.     Akinsola M., Tella A., Tella A. Correlates of Academic Procrastination and Mathematics achievement of University undergraduate Students // Eurasia Journal of Mathematics, Science, and Technology Education, 2007. №3(4), Р. 363 – 370.  
27.     Beswick G., Rothblum E., Mann L. Psychological antecedents of student procrastination // Australian Psychologist. 1988. № 23, Р. 207 – 217.
28.     Birner L. Procrastination: Its role in transference and countertransference // Psychoanalytic Review, 1993. №80(4), Р. 541 – 558.
29.     Briody R. An exploratory study of procrastination // Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences, 1980. №41(2-A), 590 р.
30.     Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley. 1983.
31.     Effert B., Ferrari J. Decisional procrastination: Examining personality correlates // Journal of Social Behavior & Personality, 1989. №4(1), Р. 151–161.
32.    Ellis A., Knaus W. Overcoming procrastination // New York: New American Library. Institute for Rational Living, 1977. Р. 152 – 167.  
33.    Ferrari J.R. Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // Journal of Psychopathology and Behavioural Assessment. 1992. №14(2). P. 97 – 110.
34.    Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: theory, research and treatment. N.Y.: Plenum Press, 1995. 
35.    Janis I., Mann L. Decision Making. A Psychological Analysis of Conflict, Choice, and Commitment. N.Y.: The Free Press, A division of Macmillan Inc. 1979.
36.    Lay C. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality, 1986. №20, Р. 474 – 495. 
37.    Lay C. Explaining lower-order traits through higher-order factors: The case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma // European Journal of Personality, 1997. №11, Р. 267 – 278. 
38.    Lay C., Kovacs A., Danto D. The relation of trait procrastination to the big-five factor conscientiousness: an assessment with primary-junior school children based on self-report scales // Personality and Individual Differences. 1998. V.25. P. 187 – 193.
39.    McCown W., Petzel T., Rupert P. An experimental study of some hypothesized behaviors and personality variables of college student procrastinators // Personality and Individual Differences, 1987. №8, Р. 781 – 786. 
40.    McCown W., Johnson J., Petzel T. Procrastination, a principal component analysis // Personality and Individual Differences, 1989. №10, P. 197 – 202.
41.    McCown W., Johnson, J. Personality and chronic procrastination by university students during an academic examination period // Personality and Individual Differences, 1991. № 12(5), Р. 413 – 415.
42.    Milgram N., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology, 1993. №31, Р. 487 – 500. 
43.    Milgram N., Dangour W., Raviv A. Situational and personal determinants of academic procrastination // Journal of General Psychology. 1992. № 119. P. 123 – 133.
44.    Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality, 2000. №14, P. 141–156.  
45.    Rothblum E., Solomon L., Murakami J. Affective, cognitive, and behavioral differences between high and low procrastinators // Journal of Counseling Psychology, 1986. №33, P. 387 – 394. 
46.    Solomon L., Rothblum E. Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates // Journal of Counseling Psychology, 1984. №31, P. 503 – 509. 
47.    Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin 2007. №133 (1), P. 65 – 94. 
48.    Tuckman B. The development and concurrent validity of the Procrastination Scale // Educational and Psychological Measurement, 1991. №51, P. 473 – 480.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данного исследования нами была достигнута основная цель работы – изучить феномен прокрастинации с точки зрения экзистенциально-психологического подхода. 
В рамках данной работы был произведен литературный обзор в области исследования прокрастинации, а именно: изучен и описан феномен в исторической ретроспективе; описаны исследования, направленные на изучение и анализ феноменов прокрастинации, лени и перфекционизма, их сравнение и описание; описаны различные теории и подходы к изучению прокрастинации и их влияние на изучение феномена в целом. Приведены типологии и разновидности прокрастинации и ее компоненты, описана причинность возникновения феномена с точки зрения разных авторов. Были выявлены положительные стороны феномена прокрастинации. В частности, в статье «Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей» А.А. Лученкова представляет прокрастинацию как паллиативную меру, вспомогательную меру, которая создает временное облегчение принятия ситуации неопределенности и находит этому подтверждение в исследованиях таких авторов, как В.М. Латушкина, С.Н. Костромина, М.С. Берендеева, Л. Шуберт-Уолкер, Д. Сюрт, К. Лэй, Д.А. Богданова, Я.И. Варваричева, Ю.О. Ошемкова, С.С. Степанова и др.
Были подобраны методики в соответствии с темой нашего исследования, а именно: Опросник для изучения склонности личности к прокрастинации (Ширвари О. А., Черная Е. Е., Панов В. А., Рябова Е. Е., Руденко Д. Э., Бирюкова С. И., Кузьмина Н. О., Столярова Ю. В., Баранова А. А., Козлова Н. С.); Шкала экзистенции (А. Лэнгле, К. Орглер). Составлено две авторских анкеты: первая нацелена на выявление степени осознания респондентами феномена прокрастинации, исследование отношения к феномену и выявления способов совладания с ним; вторая же направлена на измерение степени проявления феномена прокрастинации в ситуации самоизоляции и сравнение данных результатов с результатами, полученными из первичного интервью. Изучены и описаны личностные характеристики респондентов в соответствии с полученными результатами методик и анкет.
По результатам исследования нами были получены данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что связь личностно обусловленной прокрастинации с экзистенциальными характеристиками выражена сильнее, чем ситуативно обусловленная прокрастинация, о чем свидетельствуют данные корреляционного анализа. Также подтвердилась гипотеза о том, что  прокрастинация в больше степени имеет личностную природу, то есть она преимущественно проявляется в качестве привычной модели поведения человека, а не только в зависимости от ситуации. Поскольку большую часть респондентов составляют студенты и люди, недавно окончившие высшие учебные учреждения, в их случае прокрастинация распространялась на процесс обучения, а также на бытовую деятельность. Однако подавляющее число всех респондентов указывали на то, что прокрастинация, т.е. привычка откладывать дела на потом, им свойственна и проявляется в большом количестве сфер жизнедеятельности. 
Также в ходе вторичного интервью нами было выявлено, что в ситуации вынужденной самоизоляции прокрастинация будет проявляться в меньшей мере, поскольку это связано с ограничением деятельности человека, подтвердилась частично. Для полномасштабного исследования данного вопроса необходимо проводить количественное исследование. В силу обстоятельств, на вопросы из вторичного интервью, направленных на изучение факта проявления прокрастинации в ситуации самоизоляции, ответы дало всего восемь человек. Однако было выявлено, что люди в условиях вынужденного ограничения в меньшей мере стали игнорировать бытовые проблемы. Буквально с первых дней режима самоизоляции респонденты приступили к домашним обязанностям, выполнение которых было запланировано еще задолго до введения карантина. Причинность может быть разной, будь то увеличения объема свободного времени, ограничение подвижности, отсутствие работы или же просто личное желание, для более детального исследования данного вопроса необходимо опросить большее количество людей. Однако даже сейчас видно, что вне зависимости от условий, в которых пребывают респонденты в настоящий момент, все необходимые дела (в том числе и бытовые) они выполняются либо без, либо с минимальным промедлением, не игнорируя и менее важные задачи.
За последние 50 лет мнение о том, что прокрастинация является негативным феноменом устоялось и стало стереотипом. Это побуждает людей в повседневности не думать над причинами возникновения этого поведения, заставляет считать, что с ним обязательно следует бороться, вынуждает не искать положительных сторон у данного феномена. Однако уже сегодня множество исследований, в том числе и наше, доказали, что у прокрастинации имеется немало положительных сторон, способных улучшить качество жизни. С точки зрения экзистенциально-психологического подхода можно рассматривать многие объекты и феномены, окружающие нас каждодневно. Прокрастинация является одним из таких. Целый ряд ученых продемонстрировали в своих исследованиях обратную сторону прокрастинации, ее «позитивную» часть, о которой ранее говорилось очень мало. Теперь мы видим, что люди могут откладывать дела по разным причинам: используя прокрастинацию, они стараются избежать стресса и тревоги, которые вызывает тяжелая работа; пытаются выиграть время для подготовки, чтобы в более короткий срок исполнить свои обязанности; желают ощутить ложное чувство свободы от обязанностей, чтобы отдохнуть. 
Но связано ли возникновение прокрастинации с утратой у человека понимания смысла запланированной деятельности? Действительно, человек способен быстро прекратить работу, задумавшись о целях, которые он преследует, выполняя ее. Поиск смысла, наличие цели, осознание награды – все это может ставиться под сомнение, если человека не устраивает работа в целом, пугает ее объем или сроки, за которые необходимо ее выполнить. Однако, если альтернативы отсутствуют, а работа должна быть выполнена, от стресса никуда не деться, и тогда человек прибегает к переносу сроков выполнения задач, чтобы привести свои мысли в порядок.
Переживание тревоги и стресса в процессе достижения целей и реализации планов инициирует работу защитных механизмов личности. Благодаря подобной стратегии совладания со стрессом и преодолением тяжелых обстоятельств человек готов искать подходящие прямые и альтернативные решения ради выхода из трудной ситуации. 
Мнение о том, что при прокрастинации человек теряет время, нынче не так актуально, ведь намеренное откладывание поставленных задач является сознательным процессом, он предстает в качестве временного разрыва, целью которого может также являться избавление человека от постоянного планирования своих обязанностей. Конфликт ожиданий и реальности может также позволять прокрастинации брать верх, однако во время ее действия по субъективным ощущениям человек восполняет собственное ресурсное поле, он проходит сквозь процесс эмоционального восстановления, что в итоге позволит человеку вернуться к запланированной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в применении данных, полученных в ходе изучения феномена, для более детального изучения положительных сторон прокрастинации и их влияния на жизнь человека в целом. 
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет