Эмоциональное благополучие
Описание работы
Работа пользователя Diplomstud
Оригинальность в антиплагиат.ру 72 %.
Объект исследования – совладающее поведение личности.
Предмет исследования – влияние уровня психологического благополучия личности на выбор копинг-стратегий в условиях малой социальной группы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и характерные особенности эмоционального благополучия личности
2. Определить особенности развития личности в период юности.
3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на исследование особенностей эмоционального благополучия личности.
5. На основании анализа результатов эмпирического исследования сформулировать выводы.
Гипотеза исследования:
1. Для большинства респондентов в возрасте 20 лет характерен нормативный (средний) уровень эмоционального благополучия личности.
2. Существует связь показателей эмоционального благополучия и психологического благополучия в целом, в частности, показатели эмоционального благополучия, то есть степень благополучия проявления эмоций радости, гнева и страха коррелирует с показателями самопринятия, автономии и позитивного отношения с окружающими как компонентами психологического благополучия.
База исследования. В качестве участников исследования выступает выборка из 15 респондентов в возрасте 20 лет, мужского и женского пола.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод анализа научных источников. Методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
2. Опросный метод психологии. В исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- Методика исследования психологического благополучия личности К. Риффа (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
- Четырехмодальный эмоциональный вопросник Л.А. Рабинович.
3. Методы математической статистики:
- Описательная статистика.
- Критерий ранговой корреляции Спирмена.
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы исследования эмоционального благополучия личности 6
1.1. Понятие и характерные особенности эмоционального благополучия личности 6
1.2. Особенности развития личности в период юности 9
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального благополучия личности 16
2.1. Организация и планирование эмпирического исследования 16
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 18
2.3. Рекомендации по формированию эмоционального благополучия личности 25
Заключение 36
Список использованной литературы 40
Приложение 44
Список использованной литературы
Объект исследования – совладающее поведение личности.
Предмет исследования – влияние уровня психологического благополучия личности на выбор копинг-стратегий в условиях малой социальной группы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и характерные особенности эмоционального благополучия личности
2. Определить особенности развития личности в период юности.
3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на исследование особенностей эмоционального благополучия личности.
5. На основании анализа результатов эмпирического исследования сформулировать выводы.
Гипотеза исследования:
1. Для большинства респондентов в возрасте 20 лет характерен нормативный (средний) уровень эмоционального благополучия личности.
2. Существует связь показателей эмоционального благополучия и психологического благополучия в целом, в частности, показатели эмоционального благополучия, то есть степень благополучия проявления эмоций радости, гнева и страха коррелирует с показателями самопринятия, автономии и позитивного отношения с окружающими как компонентами психологического благополучия.
База исследования. В качестве участников исследования выступает выборка из 15 респондентов в возрасте 20 лет, мужского и женского пола.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод анализа научных источников. Методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
2. Опросный метод психологии. В исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- Методика исследования психологического благополучия личности К. Риффа (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
- Четырехмодальный эмоциональный вопросник Л.А. Рабинович.
3. Методы математической статистики:
- Описательная статистика.
- Критерий ранговой корреляции Спирмена.
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы исследования эмоционального благополучия личности 6
1.1. Понятие и характерные особенности эмоционального благополучия личности 6
1.2. Особенности развития личности в период юности 9
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального благополучия личности 16
2.1. Организация и планирование эмпирического исследования 16
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 18
2.3. Рекомендации по формированию эмоционального благополучия личности 25
Заключение 36
Список использованной литературы 40
Приложение 44
Список использованной литературы
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды [электронный ресурс]// http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=anohin_sistemnye-mehanizmy_1979 (Дата доступа: 11.03.2014)
- Бреслав, Г. М. Предметность эмоциональных явлений / Г. М. Брес-лав // Вестник Московского университета. - 1977. - № 4. - С. 3-11.
- Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В. К. Вилюнас // Психология эмоций: - М., 1984. - С. 3-28.
- Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 90-318.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. -М.: Книжный дом ун-т: Высш. школа, 2002. - 400 с.
- Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2000. - 329 с.
- Елфимова, Н. В. Функции эмоций в создании мотивационного компонента деятельности / Н. В. Елфимова // Эмоциональная регуляция учебной дея-тельности.: - М., 1987. - С. 26
- Запорожец, А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности / А. В. Запорожец // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. Съезду психологов СССР. - М., 1977. - С. 62.
- Идобаева О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты. // Вестник Томского государственного университета, № 351, 2011.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.-752 с.
- Кошелева, А. Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру / А. Д. Кошелева // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 4. - С. 124-136.
- Кошелёва, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелёва, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 176 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. -992 с.
- Куликова, Л. Н. Аутодиагностика личностного саморазвития студента как фактор продуктивности высшего профессионального образования// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 44-58.
- Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворённостью жизнью / Л. В. Куликов // Общество и политика. СПб., 2000.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997. - 216 с.
- Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
- Новак Н. Г. Основные подходы к определению психологического благополучия личности в современной психологии. // Психологический журнал, 2008, № 2. С. 21.
- Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д :Феникс, 2002. - 544 с.
- Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций / О.О. Петрова. Т.В. Умнова. — Ростов н/Д :Феникс. 2004. -224 с.
- Пожиткина, Н. В. Анализ эмоционального благополучия школьника в контексте его психологического здоровья / Н. В. Пожиткина, Д. А. Савенок, А. В. Папушина // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6.
- Психология человека от рождения до смерти: учебное пособие/ В.А. Аверин. Г.А. Виленская, Ж.К. Дандарова и др. - СПб.: Пранм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
- Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, СИ. Розум. - СПб. : Питер, 2004. - 432 с.
- Ребер А. С. Большой толковый психологический словарь / А. С. Ребер. - М.: АСТ, 2001. - 592 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2009. - С. 552
- Сорокумова. Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокумова. — СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
- Стрелкова, Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка / Л. П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. В. Кошелёвой. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Тверская, Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика / Н. В. Тверская // Образование в современной школе. - 2005. - № 2.
- Филатов А.Т. Аутогенная тренировка.- К.: Здоровье, 2010.-127с.
- Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. -М.: Изд-во МГУ, 1992.-464 с.
- Шабаков, С. В. Эмоциональный интеллект: российская практика / С. В. Шабаков, А. А. Алёшина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 171 с.
- Шабанов. Л.В. Методологические подходы к исследованию лично-стных аспектов социальной адаптации молодежи в современном обществе Л.В. Шабанов, И.Л. Шелехов, Е.В. Мороденко // Вестник Томского государ-ственного педагогического университета. - Выпуск 6 (108). - Томск: 2011. -С. 165-168.
- Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П., Методика исследования психологического благополучия личности. М., 2005. 34 с.
- Шульц И.Г. Аутогенная тренировка.-М., 2012.-65с.
- Sroufe, L. A. Emotional development: The organization of emotional life in early years / L. A. Sroufe . - Cambridge, England: Cambridge University Press, 1996.