Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства

Стоимость
550 руб.
Содержание
Теория
Объем
32 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Н. Симакин
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства»

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретическое обоснование эмоциональных переживаний в произведениях художественной литературы и искусства……………………..8
1. 1. Эмоциональные переживания. Основные теории эмоций………………..8
1. 2. Искусство как форма выражения эмоциональных переживаний……….14
Глава 2.  Экспериментальное обоснование эмоциональных переживаний в произведениях художественной литературы и искусства…………………….18
2.1. Изучение проблемы эмоциональных переживаний в произведениях художественной литературы и искусства в отечественной психологии…….18
2. 2. Изучение проблемы эмоциональных переживаний в произведениях художественной литературы и искусства в зарубежной психологии………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30



ВВЕДЕНИЕ
Сергей Леонидович Рубинштейн, выдающийся русский психолог и философ, утверждал, что эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру. Любое реальное внешнее изменение будет иметь значимый внутренний эмоциональный компонент. Именно поэтому, мы можем с уверенностью заявить, что между человеком разумным и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом его чувств и эмоций.
 Человек является обладателем удивительного дара передачи своих чувственных переживаний из внутреннего мира во внешний по средства творчества. Любое произведение искусства является носителем мыслей и чувств, сотворившего его человека. Самораскрытие, самопознание, самоактуализация, самопрезентация, самовыражение и другие формы презентации самости выступают в творчестве наиболее ярко. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны. [4, 15 c.]
Актуальность выбранной мной темы определяется современными представлениями об эмоциональной сфере психики человека и её влиянии на творчество, произведения искусства и на художественную литературу.
Кроме того, данная проблема актуальна в связи с тем, что искусство — является неотъемлемой частью жизни человека, а эмоциональные переживания, которые отражены в тех или иных произведениях помогут нам выстроить более четкое представление о необъятном мире эмоций, аффектов и чувственных переживаний индивида.
Компетентность в данном вопросе позволит рассматривать многие психологические проблемы под разным углом и поспособствует их решению, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.
Проблема исследования обуславливается вопросом яркости влияния и проявления в произведениях искусства эмоциональных переживаний. Конечно, невозможно отрицать тесную и неразрывную связь между нашим внутренним миром и творческой деятельностью. То, что любые эмоциональные потрясения отражаются на всех видах деятельности индивида – не поддается сомнению. Содержание произведений искусства напрямую зависит от эмоционального состояния творца, которое, по моему мнению, и является источником этого содержания. То есть, человек может выражать свои эмоции не только вербальными и невербальными средствами коммуникации и взаимодействия с миром, но и по средствам сотворения произведений искусства и художественной литературы.
Объект исследования: эмоциональные переживания.
Предмет исследования:природа эмоциональных переживаний в произведениях художественной литературы и искусства.
Гипотеза исследования: если можно предположить, что эмоциональные переживания и чувственная сфера человека нашли свое отражение в творческой деятельности, то большинство произведений искусства и литературы являются высоко автобиографичными.
Основной целью мой курсовой работы является исследование роли эмоциональных переживаний в произведениях художественной литературы и искусства.
Задачи исследования:
  • теоретически обосновать эмоциональные переживания в произведениях искусства и литературы;
  • экспериментально обосновать изучение проблемы эмоциональных переживаний в произведениях искусства и литературы.
Методы исследования:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • обобщение.
Работа состоит из введения, теоретической части, экспериментальной части, в которой проведен анализ исследований научных деятелей, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассмотрено теоретическое обоснование проблемы эмоциональных переживаний в произведениях художественной литературы и искусства.
Во второй главе проводится анализ работ по выбранной мной теме.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Вадимова Ю.В. Влияние эмоций на жизнь человека. Персонажи книг. // Психология: на b17.ru – электронный журнал, раздел: эмоции в жизни, 2017 г. [электронный ресурс; https://www.b17.ru/article/83519/ (дата обращения: 15.11.2021). ]
  2. Выготский Л.В. Психология искусства // М.: Издательство «Азбука», 2016 г. [электронный ресурс;
https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/art/psichologia-iskusstva.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
  1. Галинская И.Л. "Историческая поэтика" Александра Веселовского // Журнал «Вестник культурологии», раздел: языкознание и литературоведение, 2003 г. [электронный ресурс; (дата обращения: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-poetika-aleksandra-veselovskogo/viewer 21.11.2021).]
  2. Горбунова Е.В., Щирова А.Н. Эстетика индивидуализма в современном художественном творчестве // Журнал «Успехи современного естествознания», –  № 5, 2012 г. [электронный ресурс; https://elibrary.ru/item.asp?id=17870149 (дата обращения: 25.11.2021).]
  3. Гусакова И.М. Переживание как компонент художественного творчества и образования // Журнал «Преподаватель ХХI век», раздел: искусствоведение, 2019 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-kak-komponent-hudozhestvennogo-tvorchestva-i-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 18.11.2021).]
  4. Демченко Л.Н. Образы-ощущения и образы-переживания в произведениях русской литературы // Universum: филология и искусствоведение: электронный научный журнал –  № 7,  2019 г. [электронный ресурс; https://7universum.com/ru/philology/archive/item/7611 (дата обращения: 21.11.2021).]
  5. Денежная С.А., Сова М.А. Психологические аспекты современного искусства // Журнал: Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, раздел: искусствоведение и психология, –  2020 г.  [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-sovremennogo-iskusstva/viewer (дата обращения: 18.11.2021).]
  6. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. // М.: Смысл, 1997 г.  424 с. [электронный ресурс; https://knigogid.ru/books/1874167-emocii-v-iskusstve-teoreticheskie-podhody-i-empiricheskie-issledovaniya/toread (дата обращения: 11.11.2021).]
  7. Забродина Е.А. Визуальные проявления гнева, страха и некоторых других трагических эмоций в алтарной живописи // Журнал «Артикульт», раздел: искусствоведение, 2020 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-proyavleniya-gneva-straha-i-nekotoryh-drugih-tragicheskih-emotsiy-v-altarnoy-zhivopisi-niderlandov-i-germanii-xv-nachala/viewer (дата обращения: 28.10.2021).]
  8. Заховаева А.Г. Психология личности и психология искусства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – № 10-3, 2013 г. [электронный ресурс; https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4225 (дата обращения: 28.10.2021).]
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства // СПб: Питер, 2-е издание, 2001 г. – (Серия «Мастера психологии»). [электронный ресурс; https://www.psychologos.ru/articles/view/mehanizmy-vozniknoveniya-emociy-e.p.-ilin  (дата обращения: 28.10.2021).]
  10. Каюмов И.Ф. Психологические истоки музыки // Журнал «Academy», раздел: искусствоведение, 2020 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-istoki-muzyki/viewer (дата обращения: 11.11.2021).]
  11. Козлов В.В. и Фролова О.П. Психологические основы творческих состояний // Журнал «Известия Иркутского Государственного университета». Серия: Психология, – №8, 2013 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-tvorcheskih-sostoyaniy/viewer  (дата обращения: 21.10.2021).]
  12. Короленко Ц.П., Дмитриева Н. В. Основные архетипы в классических юганских и современных представлениях // Журнал «Медицинская психология в России», раздел: психологические науки, 2018 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-arhetipy-v-klassicheskigcb[jh-yungianskih-i-sovremennyh-predstavleniyah/viewer (дата обращения: 24.10.2021).]
  13. Кульмитова И.Р., Овсянникова О.А. Цвет как средство выражения эмоционально-психологического состояния подростков на уроках ИЗО // Журнал «E-Scio», раздел: психологические науки, 2020 г. [электронный https://cyberleninka.ru/article/n/tsvet-kak-sredstvo-vyrazheniya-emotsionalno-psihologicheskogo-sostoyaniya-podrostkov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva/viewer (дата обращения: 21.11.2021).]
  14. Лагун А.В. Эмоциональный аспект восприятия произведений искусства // Журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии», раздел: наука и образование, 2015 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-aspekt-vospriyatiya-proizvedeniy-iskusstva/viewer (дата обращения: 21.11.2021).]
  15. Мартынова Я.А. Эмоции и формы их выражения в искусстве // Статья на форуме «Психологическое благополучие и психологическая безопасность личности в современных условиях», 2018 г. [электронный ресурс; https://scienceforum.ru/2018/article/2018007769 (дата обращения: 24.11.2021).]
  16. Медведев А.В. Искусство как форма социального эксперимента // Журнал: «Человек в мире культуры», раздел: искусствоведение, 2012 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-forma-sotsialnogo-eksperimenta/viewer (дата обращения: 24.10.2021).]
  17. Михина М.В. Искусство: основные понятия аналитической психологии К. Г. Юнга //  Журнал «Инновационная наука» – №2, раздел: наука об образование, 2018 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-osnovnye-ponyatiya-analiticheskoy-psihologii-k-g-yunga/viewer  (дата обращения: 28.10.2021).]
  18. Налбандьян М.А., Алексеева И.П., Белевцова А.М. Искусство как средство развития эмоциональной сферы личности // Журнал «KANT», раздел: наука и образование, – №17,  2014 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-sredstvo-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-lichnosti (дата обращения: 21.11.2021).]
  19. Оноприенко В.Н. Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия // Психология: на b17.ru – электронный журнал, раздел: практическая психология, 2013 г. [электронный ресурс; https://www.b17.ru/article/10614/ (дата обращения: 11.11.2021).]
  20. Опарина Е.О. Эмоциональные языковые средства в художественном тексте // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал, раздел: языкознание и литературоведение, 2021 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-yazykovye-sredstva-v-hudozhestvennom-tekste/viewer (дата обращения: 28.10.2021).]
  21. Попов Д.А. Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие искусства XX века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика – №3, раздел: искусствоведение, 2014 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihoanaliticheskih-predstavleniy-o-cheloveke-na-razvitie-iskusstva-xx-veka/viewer (дата обращения: 21.11.2021).]
  22. Слобожанин А. В. Искусство как предмет философского анализа в творчестве Н. А. Бердяева // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-predmet-filosofskogo-analiza-v-tvorchestve-n-a-berdyaeva/viewer (дата обращения: 28.10.2021).]
  23. Соснова М.Л. Эмоциональные аспекты общения и творчества // Журнал  «Вопросы психолингвистики», раздел: языкознание и литературоведение, 2012 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-aspekty-obscheniya-i-tvorchestva/viewer (дата обращения: 28.10.2021).]
  24.  Стариков П.А., Порхачева Е. П., Лыкова С.Н. Комплекс эмоциональных переживаний, соответствующих проявлениям вдохновения // Журнал «Образование и наука», раздел: психологические науки, 2015 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-emotsionalnyh-perezhivaniy-sootvetstvuyuschih-proyavleniyam-vdohnoveniya/viewer  (дата обращения: 21.11.2021).]
  25. Хренов Н.А. Культура и искусство // Культура и искусство, г. Москва, 2011 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/hrenov-n-a-iskusstvo-v-istoricheskoy-dinamike-kultury  (дата обращения: 11.11.2021).]
  26. Чемеков В.П. Эмоционально-смысловые слои восприятия искусства в эстетическом воспитании // Журнал «Гуманитарное пространство» – №3, раздел: языкознание и литературоведение, 2020 г. [электронный ресурс; https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-smyslovye-sloi-vospriyatiya-iskusstva-v-esteticheskom-vospitanii/viewer   (дата обращения: 18.11.2021).]
  27. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека // В.Д. Шадриков. – 2 изд. – М.: Логос, 2010 г. – 392 с. [электронный ресурс; https://fb2lib.ru/logos/mir-vnutrenney-zhizni-cheloveka/ (дата обращения: 11.11.2021).]
  28. Stefano Mastandrea, Sabrina Fagioli, Valeria Biasi, Art and Psychological Well-Being: Linking the Brain to the Aesthetic Emotion // MINI REVIEW article Front. Psychol, 04 April 2019 [электронный ресурс; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.00739/full#ref2 (дата обращения: 11.11.2021).]

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет