Этнокультурная семантика адыгейского орнамента
Описание работы
Работа пользователя Raymond
Работа защищена на "отлично" в 2019 году
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования 21
1.1. Орнамент как особый тип художественного творчества:
структура, виды, функции 21
1.2. Орнамент как знаково-семиотическая система 29
Глава II. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве
адыгов: историческое развитие, стилистика и семантика 37
2.1. Адыгский национальный орнамент: генезис,
формирование, семантика 37
2.2. Семантико-когнитивная парадигма Тхыпхъэ 55
Глава III. Орнамент в традиционном костюме адыгов 80
3.1. Традиционные комплексы адыгского костюма: историко-культурный анализ 80
3.2. Историческая эволюция адыгского национального орнамента:
от традиции к новациям 100
Заключение 111
Список использованных источников и литературы 116
Приложения 135
Цель исследования - изучить в диахронии национальный адыгский орнамент как явление народной художественной культуры, используя семиотический подход, и определить смысловую емкость орнаментальных знаков, их образно-символическую природу. В качестве базового материала по функциональной значимости в системе традиционной культуры выбран костюм, но при синхронном срезе привлекаются материалы и по другим видам декоративно-прикладного искусства адыгов. Костюм, представляющий собой целостный художественный ансамбль, выполняющий идейно-эстетические функции, наиболее ярко отражает национальные и этнические особенности того или иного народа, его традиции, своеобразие жизненного уклада.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-изучить историографию вопроса и выявить всю совокупность источников (письменных, вещественных, изобразительных) по рассматриваемой проблеме;
-определить художественную природу орнамента, его структуру, виды, функции;
-рассмотреть орнамент как знаковую систему;
-выявить генезис, формирование и семантику орнаментальных знаков; -проанализировать семантико-когнитивную парадигму Тхыпхъэ;
-осуществить историко-культурный анализ традиционного адыгского костюма и установить его смысловое значение как знака на основе семиотического подхода;
-осветить историческую эволюцию адыгского национального орнамента, выявив в нем традиционные и инновационные элементы.
Объектом исследования данной работы является народное декоративно-прикладное искусство адыгов, а предметом - традиционный адыгский орнамент, как способ передачи картины мира.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования 21
1.1. Орнамент как особый тип художественного творчества:
структура, виды, функции 21
1.2. Орнамент как знаково-семиотическая система 29
Глава II. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве
адыгов: историческое развитие, стилистика и семантика 37
2.1. Адыгский национальный орнамент: генезис,
формирование, семантика 37
2.2. Семантико-когнитивная парадигма Тхыпхъэ 55
Глава III. Орнамент в традиционном костюме адыгов 80
3.1. Традиционные комплексы адыгского костюма: историко-культурный анализ 80
3.2. Историческая эволюция адыгского национального орнамента:
от традиции к новациям 100
Заключение 111
Список использованных источников и литературы 116
Приложения 135
Цель исследования - изучить в диахронии национальный адыгский орнамент как явление народной художественной культуры, используя семиотический подход, и определить смысловую емкость орнаментальных знаков, их образно-символическую природу. В качестве базового материала по функциональной значимости в системе традиционной культуры выбран костюм, но при синхронном срезе привлекаются материалы и по другим видам декоративно-прикладного искусства адыгов. Костюм, представляющий собой целостный художественный ансамбль, выполняющий идейно-эстетические функции, наиболее ярко отражает национальные и этнические особенности того или иного народа, его традиции, своеобразие жизненного уклада.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-изучить историографию вопроса и выявить всю совокупность источников (письменных, вещественных, изобразительных) по рассматриваемой проблеме;
-определить художественную природу орнамента, его структуру, виды, функции;
-рассмотреть орнамент как знаковую систему;
-выявить генезис, формирование и семантику орнаментальных знаков; -проанализировать семантико-когнитивную парадигму Тхыпхъэ;
-осуществить историко-культурный анализ традиционного адыгского костюма и установить его смысловое значение как знака на основе семиотического подхода;
-осветить историческую эволюцию адыгского национального орнамента, выявив в нем традиционные и инновационные элементы.
Объектом исследования данной работы является народное декоративно-прикладное искусство адыгов, а предметом - традиционный адыгский орнамент, как способ передачи картины мира.