Эволюция государственного устройства в России 20-21 в.в.
Описание работы
Работа пользователя Smolnikovanina
Содержание
Введение 3
Глава 1. Государственное устройство России в 20 веке 4
Форма государственного устройства: понятие и виды 4-6
Политико-государственный строй России в начале 20 века 7-15
Государственный строй в России во второй половине 20 века 16-19
Глава 2. Государственное устройство России в 21 веке 20-26
Заключение
Список нормативно-правовых актов и используемой литературы.. 28
Введение
В данной курсовой работе рассмотрен исторический период развития и становления государственного устройства в России в 20-21 веках. В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Он достаточно подробно рассматривался современниками данного периода, а также рассматривается и в наше время.
Еще совсем недавно Россия была страной, стремящейся воплотить в жизнь утопические коммунистические идеалы, а сегодня это молодая демократия, идущая по своему, обособленному пути. Но наше страна ещё не достигла тех многих вершин, какими славятся другие государства Запада. Снова заходит речь о пережитках советских времён, от которых мы никак не может отказаться. Поэтому рассматриваемые темы в работе считаются достаточно актуальными и по сей день, так как эти исторические события до сих пор несут свои отголоски и являются результатом того, что происходит сейчас в нашей стране.
Целью данной работы - является максимально раскрыть и изучить события 20-21 веков и их последствия, проследить развитие и становление государственности в России, эволюцию ее административно-территориального устройства и политической структуры.
Задачами работы являются:
1.описать противоречивые процессы и явления, происходящие в сфере развития и формирования государственного устройства;
2. обобщить характерные черты государственного устройства России в период с 1917 года по настоящее время;
3. систематизировать информацию о предмете исследования, привести к общему выводу.
Объект исследования - источники, рассматривающие данный исторический период: литература, учебники, нормативные правовые акты.
Предмет исследования – политические, социальные и экономические процессы, происходящие в истории России 20-21 вв.
1.1. Форма государственного устройства: понятие и виды
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти.
Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство). Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т.д.), т.е. составные части которого не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Но есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К ним относятся: Украина, Испания, Италия, Португалия
Признаки унитарного государства:
существование одноуровневой системы законодательства;
подразделение на административно-территориальные единицы;
существование только одного гражданства;
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида: централизованные и децентрализованные.
Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус. Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других административно-территориальных единиц.
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, земель, республик), т.е. постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные. Они могут быть формально признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакия, Югославия.
Федерации можно классифицировать:
по принципу формирования субъектов: административно-территориальные; национально-государственные; смешанные.
по юридической основе: договорные; конституционные;
по равенству статусов: симметричные; ассиметричные.
Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но строго говоря, это межгосударственное объединение суверенных государств, и нового государства они не образуют.
Итак, конфедерация — временный союз государств, созданный для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. История знает мало таких государственных образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.
Различают следующие виды конфедераций:
межгосударственные союзы;
содружества;
сообщества государств.
В прошлом значительное распространение имели также такие специфические формы государственного устройства, как империя и протекторат.
Империя – это такое сложное и большое государство, существовавшее ранее и в настоящее время не существующее, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.
Протекторат - это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона передает государству-протектору право на осуществление части своих суверенных прав на условиях сохранения собственного суверенитета и получения политической, военной, финансовой помощи, а также других услуг.
1.2. Политико-государственный строй России в начале 20 века
В начале двадцатого века в условиях бурного развития капитализма Россия продолжала оставаться абсолютной монархией. В стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась лишь в руках императора. В этих условиях начали формироваться различные политические партии, выдвигавшие идею "народного представительства", которая приобретала различные формы: от создания конституционной монархии до демократической республики.
В начале 1905 г. произошло резкое нарастание революционных событий, показавших необходимость немедленных преобразований, в том числе введения представительного правления.
18 февраля 1905 г. Николай II вынужден был подписать рескрипт министру внутренних дел А. Г. Булыгину, в котором поручал ему начать разработку законопроекта об учреждении высшего представительного законосовещательного органа — Государственной думы. 6 августа 1905 г. Николай утвердил "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в Государственную думу". Она вошла в историю под названием "Булыгинская дума". Государственная дума имела законосовещательный характер, она не имела права принимать законы, а могла лишь вносить свои предложения о желательности изменения или отмены действующих законов.
Выборы и созыв Думы были сорваны Октябрьской стачкой. Николай II под влиянием С.Ю. Витте 17 октября 1905 г. подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". В нем правительство обещало предоставить Думе законодательные функции, право контроля за исполнительными органами, расширить избирательные права. В Манифесте также провозглашались гражданские права и свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний, союзов и др.
19 октября был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений", в соответствии с которым Совет Министров превращался в постоянно действующее правительственное учреждение. Законопроекты не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.
11 декабря 1905 г. был утвержден новый избирательный закон, расширявший избирательные права - была установлена рабочая курия.
На основании этого избирательного закона были созваны два состава Государственной думы (I Дума — 27 апреля-8 июля 1906 г., II Дума — 20 февраля-3 июня 1907 г.). 20 февраля 1906 г. был принят закон "Учреждение Государственной думы". Закон устанавливал срок деятельности Государственной думы на 5 лет, при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы. Дума работала сессионно, продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе определялись императором. Дума обладала законодательными правами. Право законодательной инициативы было ограничено: Дума могла "возбуждать дела об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов". Члены Думы распределялись по партийным группам — фракциям. Депутаты, не менее пятидесяти человек, имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров, министрам. Аппарат Думы состоял из общего собрания, канцелярии, отделов и комиссий. Общее собрание ежегодно избирало председателя и двух его товарищей. Для управления канцелярией на пять лет выбирался секретарь и его товарищ.
Учреждение Государственной думы вызвало реформу Государственного совета. 20 февраля 1906 г. был принят закон "О переустройстве Государственного совета, 23 апреля 1906 г. "Учреждение Государственного совета". Государственный совет провозглашался законодательным органом, имел равные права с Государственной думой, мог отклонить любой законопроект, принятый думским большинством. Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции. Вторая половина — назначалась императором. Состав Совета обновлялся в течение 9 лет на 1/3 каждые три года. Царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя из состава Государственного совета. Работа Совета носила сессионный характер, сроки ежегодных заседаний определялись указами императора.
Изменения, произошедшие в государственном строе России, были закреплены в своде "Основных государственных законов Российской империи"(ОГЗ), утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 г. Согласно статье 4 ОГЗ "Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Определение царской власти как неограниченной было упразднено. Статья 7 гласила, что император осуществляет законодательную власть совместно с Государственным советом и Государственной думой. Законопроекты, не принятые законодательными учреждениями, считались отклоненными. Согласно ст. 87 император имел право в перерывах между заседаниями Думы и Совета издавать законы без их участия, но при этом он не мог вносить изменения в ОГЗ, Учреждения Государственного совета и Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу и Государственный совет.
В течение двух месяцев после возобновления заседаний Думы и Совета изданные указы выносились на их обсуждение, не получившие одобрения указы отменялись.
ОГЗ вводили в определенной степени конституционные ограничения самодержавной власти императора. Тем не менее, в России не произошел переход от абсолютной монархии к конституционной, о чем свидетельствовали события 3 июня 1907 г. , когда по инициативе П. А. Столыпина были обнародованы Манифест о роспуске Думы и новый избирательный закон, который предусматривал ограничение избирательных прав отдельных слоев населения.
Реформы Николая 2 косвенно повлияли на смену власти и свержения самодержавия в России. Также большое влияние оказали и события Февральской революции 1917 года.
Первая мировая война, длившаяся с 1914 по1917 гг. требовала колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, это привело к кризису финансовой системы в государстве. Оппозиционные настроения охватили интеллигенцию, армию, национальные окраины, с января 1917 г., в столице нарастали восстания рабочих.
Авторитет царской власти стремительно падал. В октябре 1916 г. в Петрограде начались новые выступления рабочих. С середины февраля революционные выступления уже не прекращались. 26-27 февраля самодержавие уже не контролировало ситуацию в столице. Революционные выступления рабочих получили поддержку солдат Петроградского гарнизона.
Восстание переросло в смену политических режимов. 27 февраля 1917 года восставшим народом был создан Совет рабочих депутатов, первым председателем избран меньшевик У. В. Чхеидзе. В этот же день члены Государственной Думы на своем частном заседании образовали Временный комитет. Временным комитетом было сформировано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. 1 марта Совет издал Приказ № 1, согласно которому войска Петроградского гарнизона подчинялись Совету и не могли быть выведены из столицы без его согласия. Попытки подавить восстание в столице силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели.
Введение 3
Глава 1. Государственное устройство России в 20 веке 4
Форма государственного устройства: понятие и виды 4-6
Политико-государственный строй России в начале 20 века 7-15
Государственный строй в России во второй половине 20 века 16-19
Глава 2. Государственное устройство России в 21 веке 20-26
Заключение
Список нормативно-правовых актов и используемой литературы.. 28
Введение
В данной курсовой работе рассмотрен исторический период развития и становления государственного устройства в России в 20-21 веках. В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Он достаточно подробно рассматривался современниками данного периода, а также рассматривается и в наше время.
Еще совсем недавно Россия была страной, стремящейся воплотить в жизнь утопические коммунистические идеалы, а сегодня это молодая демократия, идущая по своему, обособленному пути. Но наше страна ещё не достигла тех многих вершин, какими славятся другие государства Запада. Снова заходит речь о пережитках советских времён, от которых мы никак не может отказаться. Поэтому рассматриваемые темы в работе считаются достаточно актуальными и по сей день, так как эти исторические события до сих пор несут свои отголоски и являются результатом того, что происходит сейчас в нашей стране.
Целью данной работы - является максимально раскрыть и изучить события 20-21 веков и их последствия, проследить развитие и становление государственности в России, эволюцию ее административно-территориального устройства и политической структуры.
Задачами работы являются:
1.описать противоречивые процессы и явления, происходящие в сфере развития и формирования государственного устройства;
2. обобщить характерные черты государственного устройства России в период с 1917 года по настоящее время;
3. систематизировать информацию о предмете исследования, привести к общему выводу.
Объект исследования - источники, рассматривающие данный исторический период: литература, учебники, нормативные правовые акты.
Предмет исследования – политические, социальные и экономические процессы, происходящие в истории России 20-21 вв.
1.1. Форма государственного устройства: понятие и виды
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти.
Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство). Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т.д.), т.е. составные части которого не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Но есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К ним относятся: Украина, Испания, Италия, Португалия
Признаки унитарного государства:
существование одноуровневой системы законодательства;
подразделение на административно-территориальные единицы;
существование только одного гражданства;
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида: централизованные и децентрализованные.
Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус. Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других административно-территориальных единиц.
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, земель, республик), т.е. постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные. Они могут быть формально признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакия, Югославия.
Федерации можно классифицировать:
по принципу формирования субъектов: административно-территориальные; национально-государственные; смешанные.
по юридической основе: договорные; конституционные;
по равенству статусов: симметричные; ассиметричные.
Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но строго говоря, это межгосударственное объединение суверенных государств, и нового государства они не образуют.
Итак, конфедерация — временный союз государств, созданный для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. История знает мало таких государственных образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.
Различают следующие виды конфедераций:
межгосударственные союзы;
содружества;
сообщества государств.
В прошлом значительное распространение имели также такие специфические формы государственного устройства, как империя и протекторат.
Империя – это такое сложное и большое государство, существовавшее ранее и в настоящее время не существующее, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.
Протекторат - это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона передает государству-протектору право на осуществление части своих суверенных прав на условиях сохранения собственного суверенитета и получения политической, военной, финансовой помощи, а также других услуг.
1.2. Политико-государственный строй России в начале 20 века
В начале двадцатого века в условиях бурного развития капитализма Россия продолжала оставаться абсолютной монархией. В стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась лишь в руках императора. В этих условиях начали формироваться различные политические партии, выдвигавшие идею "народного представительства", которая приобретала различные формы: от создания конституционной монархии до демократической республики.
В начале 1905 г. произошло резкое нарастание революционных событий, показавших необходимость немедленных преобразований, в том числе введения представительного правления.
18 февраля 1905 г. Николай II вынужден был подписать рескрипт министру внутренних дел А. Г. Булыгину, в котором поручал ему начать разработку законопроекта об учреждении высшего представительного законосовещательного органа — Государственной думы. 6 августа 1905 г. Николай утвердил "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в Государственную думу". Она вошла в историю под названием "Булыгинская дума". Государственная дума имела законосовещательный характер, она не имела права принимать законы, а могла лишь вносить свои предложения о желательности изменения или отмены действующих законов.
Выборы и созыв Думы были сорваны Октябрьской стачкой. Николай II под влиянием С.Ю. Витте 17 октября 1905 г. подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". В нем правительство обещало предоставить Думе законодательные функции, право контроля за исполнительными органами, расширить избирательные права. В Манифесте также провозглашались гражданские права и свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний, союзов и др.
19 октября был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений", в соответствии с которым Совет Министров превращался в постоянно действующее правительственное учреждение. Законопроекты не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.
11 декабря 1905 г. был утвержден новый избирательный закон, расширявший избирательные права - была установлена рабочая курия.
На основании этого избирательного закона были созваны два состава Государственной думы (I Дума — 27 апреля-8 июля 1906 г., II Дума — 20 февраля-3 июня 1907 г.). 20 февраля 1906 г. был принят закон "Учреждение Государственной думы". Закон устанавливал срок деятельности Государственной думы на 5 лет, при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы. Дума работала сессионно, продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе определялись императором. Дума обладала законодательными правами. Право законодательной инициативы было ограничено: Дума могла "возбуждать дела об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов". Члены Думы распределялись по партийным группам — фракциям. Депутаты, не менее пятидесяти человек, имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров, министрам. Аппарат Думы состоял из общего собрания, канцелярии, отделов и комиссий. Общее собрание ежегодно избирало председателя и двух его товарищей. Для управления канцелярией на пять лет выбирался секретарь и его товарищ.
Учреждение Государственной думы вызвало реформу Государственного совета. 20 февраля 1906 г. был принят закон "О переустройстве Государственного совета, 23 апреля 1906 г. "Учреждение Государственного совета". Государственный совет провозглашался законодательным органом, имел равные права с Государственной думой, мог отклонить любой законопроект, принятый думским большинством. Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции. Вторая половина — назначалась императором. Состав Совета обновлялся в течение 9 лет на 1/3 каждые три года. Царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя из состава Государственного совета. Работа Совета носила сессионный характер, сроки ежегодных заседаний определялись указами императора.
Изменения, произошедшие в государственном строе России, были закреплены в своде "Основных государственных законов Российской империи"(ОГЗ), утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 г. Согласно статье 4 ОГЗ "Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Определение царской власти как неограниченной было упразднено. Статья 7 гласила, что император осуществляет законодательную власть совместно с Государственным советом и Государственной думой. Законопроекты, не принятые законодательными учреждениями, считались отклоненными. Согласно ст. 87 император имел право в перерывах между заседаниями Думы и Совета издавать законы без их участия, но при этом он не мог вносить изменения в ОГЗ, Учреждения Государственного совета и Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу и Государственный совет.
В течение двух месяцев после возобновления заседаний Думы и Совета изданные указы выносились на их обсуждение, не получившие одобрения указы отменялись.
ОГЗ вводили в определенной степени конституционные ограничения самодержавной власти императора. Тем не менее, в России не произошел переход от абсолютной монархии к конституционной, о чем свидетельствовали события 3 июня 1907 г. , когда по инициативе П. А. Столыпина были обнародованы Манифест о роспуске Думы и новый избирательный закон, который предусматривал ограничение избирательных прав отдельных слоев населения.
Реформы Николая 2 косвенно повлияли на смену власти и свержения самодержавия в России. Также большое влияние оказали и события Февральской революции 1917 года.
Первая мировая война, длившаяся с 1914 по1917 гг. требовала колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, это привело к кризису финансовой системы в государстве. Оппозиционные настроения охватили интеллигенцию, армию, национальные окраины, с января 1917 г., в столице нарастали восстания рабочих.
Авторитет царской власти стремительно падал. В октябре 1916 г. в Петрограде начались новые выступления рабочих. С середины февраля революционные выступления уже не прекращались. 26-27 февраля самодержавие уже не контролировало ситуацию в столице. Революционные выступления рабочих получили поддержку солдат Петроградского гарнизона.
Восстание переросло в смену политических режимов. 27 февраля 1917 года восставшим народом был создан Совет рабочих депутатов, первым председателем избран меньшевик У. В. Чхеидзе. В этот же день члены Государственной Думы на своем частном заседании образовали Временный комитет. Временным комитетом было сформировано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. 1 марта Совет издал Приказ № 1, согласно которому войска Петроградского гарнизона подчинялись Совету и не могли быть выведены из столицы без его согласия. Попытки подавить восстание в столице силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели.