Эволюция содержания школьного исторического образования в России: от государственной идеологии к современным стандартам (XX - начало XXI века)
Описание работы
Работа пользователя Е. Митин
Цель исследования – целью данной дипломной работы, будет являться раскрытие потенциала работы школьников с наглядными материалами, самостоятельного анализа идеологической составляющей школьного образования.
Косвенной целью является анализ эволюции содержания школьного исторического образования с учетом влияния государственной идеологии на протяжении ХХ и начала XXI века. В ходе исследования будут выявлены основные этапы и тенденции в развитии образовательных программ по истории, а также рассмотрены исторические, политические и социокультурные контексты, в которых происходили изменения учебных материалов. «Только тщательный анализ школьного учебника воспроизводит представления о времени, пространстве и силах, которые общество желает исподволь внушить ученикам, позволяет ухватить социальные и политические параметры каждого данного общества, его социальные и культурные представления, тревоги и заботы» .
Данный анализ позволит более глубоко проникнуть в суть взаимосвязи между государственной идеологией и образованием, а также поспособствует лучшему пониманию современных вызовов и задач, стоящих перед системой в сфере исторического образования. Исследование взаимосвязи между государственной идеологией и содержанием политических изменений, культурных трансформаций помогает понять, какие ценности и идеи формируются у молодежи через образование и как идеологические изменения влияют на образование и формирование мировоззрения, что важно для развития образовательных систем и общества в целом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Государственная идеология и эволюция содержания школьного исторического образования в советской школе 10
1.1. Государственная идеология и содержание школьного исторического образования в России накануне 1917 г. 10
1.2. Государственная идеология и содержание школьного исторического образования в советской школе 16
Глава 2. Эволюция содержания школьного исторического образования в современной российской общеобразовательной школе (с 1993 г.) 43
2.1 Содержание школьного исторического образования до «Историко-культурного стандарта» 43
2.2. Содержание школьного исторического образования в изданиях на основе «Историко-культурного стандарта» 53
Глава 3. Исследовательский проект для школьников «интерактивная выставка «государственная идеология и эволюция содержания школьного исторического образования (ХХ - начало XXI в.)» 61
Пояснительная записка 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Косвенной целью является анализ эволюции содержания школьного исторического образования с учетом влияния государственной идеологии на протяжении ХХ и начала XXI века. В ходе исследования будут выявлены основные этапы и тенденции в развитии образовательных программ по истории, а также рассмотрены исторические, политические и социокультурные контексты, в которых происходили изменения учебных материалов. «Только тщательный анализ школьного учебника воспроизводит представления о времени, пространстве и силах, которые общество желает исподволь внушить ученикам, позволяет ухватить социальные и политические параметры каждого данного общества, его социальные и культурные представления, тревоги и заботы» .
Данный анализ позволит более глубоко проникнуть в суть взаимосвязи между государственной идеологией и образованием, а также поспособствует лучшему пониманию современных вызовов и задач, стоящих перед системой в сфере исторического образования. Исследование взаимосвязи между государственной идеологией и содержанием политических изменений, культурных трансформаций помогает понять, какие ценности и идеи формируются у молодежи через образование и как идеологические изменения влияют на образование и формирование мировоззрения, что важно для развития образовательных систем и общества в целом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Государственная идеология и эволюция содержания школьного исторического образования в советской школе 10
1.1. Государственная идеология и содержание школьного исторического образования в России накануне 1917 г. 10
1.2. Государственная идеология и содержание школьного исторического образования в советской школе 16
Глава 2. Эволюция содержания школьного исторического образования в современной российской общеобразовательной школе (с 1993 г.) 43
2.1 Содержание школьного исторического образования до «Историко-культурного стандарта» 43
2.2. Содержание школьного исторического образования в изданиях на основе «Историко-культурного стандарта» 53
Глава 3. Исследовательский проект для школьников «интерактивная выставка «государственная идеология и эволюция содержания школьного исторического образования (ХХ - начало XXI в.)» 61
Пояснительная записка 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68