Факторы потребления интернет-ресурсов студентами Москвы в эпоху пандемии
Описание работы
Работа пользователя Н. Симакин
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Факторы потребления интернет-ресурсов студентами Москвы в эпоху пандемии»
Оригинальность работы 88%
Актуальность исследования
Данная тема актуальна по причине того, что эпидемия Covid-19 и связанные с ней мероприятия, в том числе общий локдаун (фактически – карантин) в апреле-июне 2020 вынудили людей оставаться дома и сопровождались временным закрытием магазинов, музеев и многих других учреждений. Так ФОМ в своей книге указывает на то, что общественные потрясения, вызванные коронавирусом и борьбой с ним, «не могут не вызвать далеко идущих социальных последствий, что проблематизирует пандемию и с социологической точки зрения [Социология пандемии, 2021, С. 4]. Мэр Москвы ввел ограничения в марте, а объявил их поэтапное снятие уже в июне [Указ мэра Москвы, 2020]. Введение локдауна привело к тому, что люди стали совершать большинство покупок в интернете, музеи организовали интернет-трансляции, театры стали выкладывать свои спектакли в сеть, онлайн-кинотеатры стали предлагать промо-коды на бесплатную подписку. То есть период массовой самоизоляции привел к тому, что люди во многом перешли из «офлайна» в «онлайн». Так, по данным репрезентативного исследования цифровых практик, использовавшихся в период самоизоляции россиянами, 76% людей стали больше пользоваться интернетом в период локдауна [Полякова, Нестеренко, Фурсов, 2021]. Поэтому важно выяснить, привел ли карантин к увеличению использования различных онлайн возможностей и если да, то каким образом. В частности, П. Моктэриан и её коллеги еще до пандемии писали о четырех возможных эффектах интернета на офлайн практики [Mokhtarian et al., 2006, цит. по Корсунова, Волченко, 2019, С. 110]. Они выделили такие четыре возможных последствия использования интернета, как: замена офлайн практик на онлайн практики, вытеснение новыми онлайн практиками старых офлайн практик, экономия времени за счет использования онлайн практик для занятий другими практиками и дополнение офлайн практик онлайн практиками, создающими нужные условия для офлайн практик [цит. по Корсунова, Волченко, 2019, С. 11]. Так, можно предположить, что рост использования онлайн-ресурсов может сокращать офлайн активность человека и приводить к тому, что он будет все больше отгораживаться от реального вещественного мира, от личного общения. Ведь интернет также известен своим влиянием на психику, межличностную коммуникацию и образ жизни [Карпова, 2013, С. 209]. Хотя и наоборот, уменьшение офлайн активностей может приводить к увеличению использования онлайн возможностей, как произошло во время режима самоизоляции из-за пандемии. Также это важно с точки зрения того, какие сервисы станут больше развиваться, а какие начнут уходить в прошлое. Поскольку в период карантина стали возникать некоторые новые возможности, различные новые приложения с новыми услугами, возможность заказа лекарств, развития телемедицины, то есть видео-звонка с врачом, для уменьшения скопления людей в поликлиниках в период локдауна, то в контексте расставления приоритетов в инвестировании в различные сервисы, относительно их ожидаемой востребованности, а также влияния данных сервисов на жизнь людей, важно то, насколько они были востребованы и в период локдауна и после него. То есть какие-то сервисы могут быть востребованы только в период карантина, и в дальнейшем потерять свою актуальность, а другие могут быть актуальны и в дальнейшем, имеет ли смысл их развивать в дальнейшем. Представляется также интересным то, что может повлиять на различия пользования интернет-ресурсами, так как эти факторы могут также быть важными для развития самих этих ресурсов с точки зрения того, кто ими пользуется. Исследование студентов в данном случае особо интересно, так как эта группа людей зачастую активно приспосабливается к новым интернет-ресурсам и их возможностям, будучи по концепции М. Пренски «цифровыми аборигенами», то есть людьми, которые выросли в цифровой среде, что дает им преимущества в пользовании интернетом [Prensky, 2001, p. 1]. Также нужно отметить, что обучение в университете является периодом вторичной социализации, в том числе, периодом профессиональной социализации [Клименко, 2012, С. 92]. В. Клименко пишет, что «в плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом» [Клименко, 2012, С. 96]. В этом плане важно посмотреть воздействие локдауна, введенного из-за эпидемии коронавируса, на студентов в этот особый период их жизни, в частности в рамках изменения потребления онлайн-ресурсов и офлайн практик. При этом нас интересуют именно студенты, а не школьники, так как студенты – люди более самостоятельные и взрослые, нежели школьники. Родители делают за них куда меньше вещей, они, в основном, не считаются детьми (по законодательству) а некоторые с родителями и не живут. То есть у студентов потребление интернета может быть более разнообразным и похожим на людей среднего возраста. Сейчас уже есть различные исследования по теме изменений в обществе из-за пандемии [Полякова, Нестеренко, Фурсов, 2021], [Социология пандемии, 2021], [Покупки во время пандемии, 2021]. Исследователи изучили аспекты жизни в этот период, рассчитали индекс цифровизации, обнаружили некоторые изменения в потреблении определенных интернет-ресурсов россиянами, попросили респондентов оценить изменения использования ресурсов с начала пандемии по сравнению с предыдущим периодом. В отличие от предыдущих исследований, мы будем изучать студентов, концентрироваться на факторах, которые могли бы повлиять на их потребление в этот период, включая характеристики личности респондента, определять типы потребления интернет-ресурсов и сравнивать три периода (до, во время и после локдауна). При этом пока еще не изучен вопрос влияния пандемии на потребление интернет ресурсов студентами, а это важный вопрос, так как студенты – это молодое поколение молодых людей, получающих высшее образование. Так, З.Голенкова и её коллеги говорят о том, что высшее образование сокращает риск безработицы для человека, увеличивает размер заработной платы и рассматривается молодежью, как «способ повышения конкурентоспособности» [Голенкова и др., 2018, С. 269]. Изменения важны в плане того, не привело ли это к переходу в онлайн из офлайна, а соответственно к изменению офлайн практик на онлайн практики у студентов, какой формат им ближе и после пандемии. Эти знания, в частности, позволят образовательным учреждениям лучше выстроить коммуникацию и взаимодействие со студентами, их обучение.
Проблема исследования
Произошедшая вспышка эпидемии Covid-19 вынудила страны вводить самоизоляцию и карантин на своей территории, ограничивать работу и временно закрывать различные торговые точки, кинотеатры, театры, музеи, рестораны и многое другое. В Российской Федерации, и в частности в Москве, локдаун («нерабочие дни» и «самоизоляция») был впервые введен в последние дни марта 2020 г., и продлился до середины июня. Это привело к тому, что многие виды активности, которые были более привычны людям в офлайн-формате, перешли для них в онлайн-формат. Это изменило их повседневную жизнь, научило несколько по-новому действовать. Так, в книге ФОМа говорится о том, что «Пандемия разрушила такой знакомый и такой привычный мир. Для всех и сразу» [Социология пандемии, 2021, С. 13]. Пандемия привела к тому, что появился режим самоизоляции, работа, учеба перешли в удаленный формат при наличии такой возможности, временно закрылись различные учреждения, для выхода из дома стало требоваться разрешение, «время остановилось», то есть для возобновления привычной жизни нужно было ждать окончания пандемии, срок которого неизвестен, а также люди стали угрозой друг для друга [Социология пандемии, 2021, С. 13]. В частности, в этой книге описывается и резкий переход работы ФОМ в дистанционный формат и освоение новых платформ [Социология пандемии, 2021, С. 17]. Люди больше стали заказывать на дом продукты и еду из ресторанов, а также другие товары. Государство разрешило осуществлять доставку на дом лекарств. Вместо кинотеатров многие начали использовать или стали больше использовать онлайн-кинотеатры, которые давали в этот период пробный бесплатный доступ. Вместо посещения музеев и театров люди принялись смотреть онлайн-трансляции из музеев и записи спектаклей, которые выкладывали в сеть. Обучение стало дистанционным для всех, работа многих людей перешла в дистанционный формат. Общение стало преимущественно проходить по телефону, в мессенджерах или с помощью видео-звонков, что породило увеличение количества и качества платформ, предоставляющих подобные услуги. Начиная с середины июня, произошло постепенное снятие карантина и ограничений на работу учреждений. С середины лета и в начале осени работали магазины, кинотеатры, музеи, театры и многое другое. Люди опять возвращались к формату жизни, когда нужно куда-то ехать, можно куда-то ходить и взаимодействие снова становилось личным, а не опосредованным через телефон, мессенджер или камеру. Хотя с октября снова начался рост заболеваемости и некоторые ограничения, в частности, дистанционное обучение и удаленная работа, определенные условия посещения учреждений, магазинов, транспорта, сохранялись в ряде регионов, хотя и несколько ужесточались ограничения. При этом к февралю 2021 года многие ограничения были ослаблены или сняты, многие университеты вернулись к очному обучению. Хотя мы видим, на рисунках 1 и 2, что статистика по количеству заболевших была зимой 2020/2021 выше статистики по заболеваниям весной 2020, тем не менее, зимой была уже вторая волна и ограничения уже снимались, так как весной было не совсем ясно, как бороться с эпидемией, а зимой уже была отработана схема борьбы с инфекцией.
Рисунок 1. Динамика заражений и смертей в России от коронавируса [Коронавирус: статистика].
Рисунок 2. Динамика заражений и смертей в Москве от коронавируса [Коронавирус: статистика].
В связи с этим возникает вопрос, насколько люди привыкли к онлайн-формату и готовы ли они отказаться от активного использования онлайн-ресурсов и вернуться к офлайн формату во многих сферах своей жизни. Нам бы хотелось изучить изменения в потреблении студентами московских университетов различных интернет-ресурсов и возможностей в онлайн-пространстве (онлайн-торговля, кино, театр, музеи, обучение, книги, журналы и другое) в период локдауна из-за коронавируса этой весной и того, каким это потребление стало после снятия ограничений в феврале-марте 2021 года (период предшествовавший проведению опроса). Также хотелось бы понять, изменения в потреблении интернета, вызванные локдауном, носят лишь временный характер или же они сохранились и после его отмены. Таким образом, не известно, существуют ли среди студентов различия в изменении активности пользования интернет-ресурсами, и какие характеристики могут влиять на эти различия. Проблемой данного исследования являются факторы изменений в потреблении интернет-ресурсов во время локдауна из-за коронавируса весной 2020 года и после него студентами московских университетов. В данном случае нас интересуют именно студенты, которые учились в вузах в исследуемые нами периоды, поскольку они выросли в период активного роста компьютерных технологий, они являются более активными пользователями интернета по сравнению с некоторыми другими группами, так по данным ВЦИОМа 90% молодежи (18-24) практически ежедневно пользовалось интернетом [ВЦИОМ, 2017], что ведет к предположению, что они больше других могут быть склонны к тому, чтобы заменить некоторые офлайн активности онлайн вариантами оных. Были выбраны именно студенты московских университетов, так как в Москве доступ к различным интернет-ресурсам прекрасно развит, а Полина Колозариди пишет, что в меньших городах возможностей использования интернет-ресурсов может быть куда меньше [Шапиро и др., 2020]. По этой причине в этом исследовании также будет учитываться место проживания респондентом в периоды до, во время и после локдауна и место, где они окончили школу. Также нужно упомянуть, что в качестве периода «после локдауна» мы берем именно февраль-март 2021 года, поскольку в этом месяце уже были сняты или ослаблены многие ограничения, также этот период примерно должен по учебной нагрузке соответствовать периоду «до локдауна» (февраль 2020 года), в то же время данный месяц предшествовал проведению опроса, то есть его будет легче вспомнить респондентам.
Цель исследования
Выявить типы и факторы потребления интернет ресурсов студентами московских университетов во время локдауна, а также до и после него. Предмет исследования - типы и факторы потребления интернет ресурсов.
Эмпирический объект
Эмпирическим объектом данного исследования являются студенты московских университетов. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в Москве находятся 144 самостоятельных организаций, предоставляющие образовательные услуги по программам высшего образования, среди которых 14 автономных организаций, 59 бюджетных организаций и 71 частная организация, в которых на 2020 год обучается порядка 722489 человек [Высшее образование, 2020]. Мы выбрали данный эмпирический объект, поскольку молодые люди, исходя из предыдущих исследований, больше других возрастных групп пользуются интернетом [Богданов, 2017, С. 134]. Во время локдауна все студенты учились онлайн, некоторые могли работать в этот период. Это новое поколение, которое вскоре уже активно выйдет на рынок труда, если говорить о тех, кто еще не работает. Нас интересуют именно студенты московских университетов, поскольку Москва, вероятно, – один из наиболее развитых и приспособленных для перехода в онлайн-формат городов в нашей стране, так, Полина Колозариди считает, что в меньших городах возможностей использования интернет-ресурсов может быть куда меньше [Шапиро и др., 2020].
Список литературы
Оригинальность работы 88%
Оглавление
Введение. 5
Актуальность исследования. 5
Проблема исследования. 8
Цель исследования. 11
Эмпирический объект. 11
Глава 1. Теоретические концепции и эмпирические исследования в сфере потребления интернет ресурсов. 13
1.1 Потребление интернет-ресурсов как составляющая стиля жизни. 13
1.2 Потребление интернет-ресурсов как практика. 14
1.3 Виртуальное потребление и интернет. 15
1.4 Положительные и отрицательные последствия виртуализации и использования интернета. 18
1.5 Особенности потребления интернета молодежью.. 23
1.6 Влияние личностных характеристик на потребление интернета. 28
1.7 Исследования влияния эпидемии коронавируса. 29
1.8 Выводы.. 33
Глава 2. Методология исследования типов и факторов потребления интернет-ресурсов студентами. 34
2.1 Задачи. 34
2.2 Гипотезы.. 34
2.3 Операционализация понятий. 38
2.4 Выборка. 38
2.5 Инструментарий исследования. 40
2.6 Описание концептуальной схемы.. 40
2.7 Ограничения исследования. 41
2.8 Методы анализа данных. 41
Глава 3. Потребление интернет-ресурсов студентами до, во время и после локдауна: эмпирический анализ. 45
3.1. Описание достигнутой выборки, преобразования данных. 45
3.2. Сравнение потребления интернет-ресурсов студентами до, во время и после локдауна 50
3.3. Сравнение типов потребления онлайн ресурсов студентами до, во время и после локдауна. 59
3.3.1. Сравнение типов потребления онлайн-ресурсов. 59
3.3.2. Сравнение типов потребителей онлайн-ресурсов. 64
3.4. Сравнение типов офлайн практик студентов до и после локдауна. 66
3.4.1. Сравнение типов потребления для офлайн практик. 67
3.4.2. Сравнение типов потребителей для офлайн практик. 69
3.5. Траектории трансформация типов потребителей. 70
3.6 Выявление факторов, влияющих на тип потребителя онлайн ресурсов студентами до, во время и после локдауна и количество часов проведенных в интернете. 83
3.6.1 Выявление факторов, влияющих на количество часов проведенных в интернете студентами до, во время и после локдауна. 85
3.6.2 Выявление факторов, влияющих на типы потребителей интернет-ресурсов до, во время и после локдауна. 101
3.7 Выводы к эмпирическому анализу. 132
Заключение. 136
Список литературы.. 139
Приложение 1. 145
Операционализация понятий. 145
Приложение 2. 147
Итоговая анкета. 147
Приложение 3. 161
Заключение комиссии по внутриуниверситетским опросам и этической оценке 161
Приложение 4. 162
Концептуальная схема исследования 162
Приложение 5. 163
Анкета со статистикой по ответам до взвешивания. 163
Приложение 6. 178
Анкета со статистикой по ответам после взвешивания. 178
Приложение 7. 193
Приложение к Параграфу 3.2. 193
Приложение 8. 195
Приложение к Параграфу 3.3. 195
Модели факторного анализа для частоты онлайн практик в феврале 2020, апреле-мае 2020 и в феврале-марте 2021. 195
Кластерная модель для частоты онлайн-практик в феврале 2020. 200
Кластерная модель для частоты онлайн-практик в апреле-мае 2020. 203
Кластерная модель для частоты онлайн-практик в феврале-марте 2021. 206
Приложение 9. 209
Приложение к Параграфу 3.4. 209
Модели факторного анализа для частоты офлайн практик в феврале 2020 и в феврале-марте 2021. 209
Модель кластерного анализа для частоты оффлайн практик в феврале 2020 210
Модель кластерного анализа для частоты офлайн практик в феврале-марте 2021 212
Приложение 10. 214
Приложение к Параграфу 3.6.2. 214
Таблицы из мультиномиальной регрессии за февраль 2020. 214
Таблицы из мультиномиальной регрессии за апрель-май 2020. 222
Таблицы из мультиномиальной регрессии за февраль-март 2021. 229
Введение. 5
Актуальность исследования. 5
Проблема исследования. 8
Цель исследования. 11
Эмпирический объект. 11
Глава 1. Теоретические концепции и эмпирические исследования в сфере потребления интернет ресурсов. 13
1.1 Потребление интернет-ресурсов как составляющая стиля жизни. 13
1.2 Потребление интернет-ресурсов как практика. 14
1.3 Виртуальное потребление и интернет. 15
1.4 Положительные и отрицательные последствия виртуализации и использования интернета. 18
1.5 Особенности потребления интернета молодежью.. 23
1.6 Влияние личностных характеристик на потребление интернета. 28
1.7 Исследования влияния эпидемии коронавируса. 29
1.8 Выводы.. 33
Глава 2. Методология исследования типов и факторов потребления интернет-ресурсов студентами. 34
2.1 Задачи. 34
2.2 Гипотезы.. 34
2.3 Операционализация понятий. 38
2.4 Выборка. 38
2.5 Инструментарий исследования. 40
2.6 Описание концептуальной схемы.. 40
2.7 Ограничения исследования. 41
2.8 Методы анализа данных. 41
Глава 3. Потребление интернет-ресурсов студентами до, во время и после локдауна: эмпирический анализ. 45
3.1. Описание достигнутой выборки, преобразования данных. 45
3.2. Сравнение потребления интернет-ресурсов студентами до, во время и после локдауна 50
3.3. Сравнение типов потребления онлайн ресурсов студентами до, во время и после локдауна. 59
3.3.1. Сравнение типов потребления онлайн-ресурсов. 59
3.3.2. Сравнение типов потребителей онлайн-ресурсов. 64
3.4. Сравнение типов офлайн практик студентов до и после локдауна. 66
3.4.1. Сравнение типов потребления для офлайн практик. 67
3.4.2. Сравнение типов потребителей для офлайн практик. 69
3.5. Траектории трансформация типов потребителей. 70
3.6 Выявление факторов, влияющих на тип потребителя онлайн ресурсов студентами до, во время и после локдауна и количество часов проведенных в интернете. 83
3.6.1 Выявление факторов, влияющих на количество часов проведенных в интернете студентами до, во время и после локдауна. 85
3.6.2 Выявление факторов, влияющих на типы потребителей интернет-ресурсов до, во время и после локдауна. 101
3.7 Выводы к эмпирическому анализу. 132
Заключение. 136
Список литературы.. 139
Приложение 1. 145
Операционализация понятий. 145
Приложение 2. 147
Итоговая анкета. 147
Приложение 3. 161
Заключение комиссии по внутриуниверситетским опросам и этической оценке 161
Приложение 4. 162
Концептуальная схема исследования 162
Приложение 5. 163
Анкета со статистикой по ответам до взвешивания. 163
Приложение 6. 178
Анкета со статистикой по ответам после взвешивания. 178
Приложение 7. 193
Приложение к Параграфу 3.2. 193
Приложение 8. 195
Приложение к Параграфу 3.3. 195
Модели факторного анализа для частоты онлайн практик в феврале 2020, апреле-мае 2020 и в феврале-марте 2021. 195
Кластерная модель для частоты онлайн-практик в феврале 2020. 200
Кластерная модель для частоты онлайн-практик в апреле-мае 2020. 203
Кластерная модель для частоты онлайн-практик в феврале-марте 2021. 206
Приложение 9. 209
Приложение к Параграфу 3.4. 209
Модели факторного анализа для частоты офлайн практик в феврале 2020 и в феврале-марте 2021. 209
Модель кластерного анализа для частоты оффлайн практик в феврале 2020 210
Модель кластерного анализа для частоты офлайн практик в феврале-марте 2021 212
Приложение 10. 214
Приложение к Параграфу 3.6.2. 214
Таблицы из мультиномиальной регрессии за февраль 2020. 214
Таблицы из мультиномиальной регрессии за апрель-май 2020. 222
Таблицы из мультиномиальной регрессии за февраль-март 2021. 229
Актуальность исследования
Данная тема актуальна по причине того, что эпидемия Covid-19 и связанные с ней мероприятия, в том числе общий локдаун (фактически – карантин) в апреле-июне 2020 вынудили людей оставаться дома и сопровождались временным закрытием магазинов, музеев и многих других учреждений. Так ФОМ в своей книге указывает на то, что общественные потрясения, вызванные коронавирусом и борьбой с ним, «не могут не вызвать далеко идущих социальных последствий, что проблематизирует пандемию и с социологической точки зрения [Социология пандемии, 2021, С. 4]. Мэр Москвы ввел ограничения в марте, а объявил их поэтапное снятие уже в июне [Указ мэра Москвы, 2020]. Введение локдауна привело к тому, что люди стали совершать большинство покупок в интернете, музеи организовали интернет-трансляции, театры стали выкладывать свои спектакли в сеть, онлайн-кинотеатры стали предлагать промо-коды на бесплатную подписку. То есть период массовой самоизоляции привел к тому, что люди во многом перешли из «офлайна» в «онлайн». Так, по данным репрезентативного исследования цифровых практик, использовавшихся в период самоизоляции россиянами, 76% людей стали больше пользоваться интернетом в период локдауна [Полякова, Нестеренко, Фурсов, 2021]. Поэтому важно выяснить, привел ли карантин к увеличению использования различных онлайн возможностей и если да, то каким образом. В частности, П. Моктэриан и её коллеги еще до пандемии писали о четырех возможных эффектах интернета на офлайн практики [Mokhtarian et al., 2006, цит. по Корсунова, Волченко, 2019, С. 110]. Они выделили такие четыре возможных последствия использования интернета, как: замена офлайн практик на онлайн практики, вытеснение новыми онлайн практиками старых офлайн практик, экономия времени за счет использования онлайн практик для занятий другими практиками и дополнение офлайн практик онлайн практиками, создающими нужные условия для офлайн практик [цит. по Корсунова, Волченко, 2019, С. 11]. Так, можно предположить, что рост использования онлайн-ресурсов может сокращать офлайн активность человека и приводить к тому, что он будет все больше отгораживаться от реального вещественного мира, от личного общения. Ведь интернет также известен своим влиянием на психику, межличностную коммуникацию и образ жизни [Карпова, 2013, С. 209]. Хотя и наоборот, уменьшение офлайн активностей может приводить к увеличению использования онлайн возможностей, как произошло во время режима самоизоляции из-за пандемии. Также это важно с точки зрения того, какие сервисы станут больше развиваться, а какие начнут уходить в прошлое. Поскольку в период карантина стали возникать некоторые новые возможности, различные новые приложения с новыми услугами, возможность заказа лекарств, развития телемедицины, то есть видео-звонка с врачом, для уменьшения скопления людей в поликлиниках в период локдауна, то в контексте расставления приоритетов в инвестировании в различные сервисы, относительно их ожидаемой востребованности, а также влияния данных сервисов на жизнь людей, важно то, насколько они были востребованы и в период локдауна и после него. То есть какие-то сервисы могут быть востребованы только в период карантина, и в дальнейшем потерять свою актуальность, а другие могут быть актуальны и в дальнейшем, имеет ли смысл их развивать в дальнейшем. Представляется также интересным то, что может повлиять на различия пользования интернет-ресурсами, так как эти факторы могут также быть важными для развития самих этих ресурсов с точки зрения того, кто ими пользуется. Исследование студентов в данном случае особо интересно, так как эта группа людей зачастую активно приспосабливается к новым интернет-ресурсам и их возможностям, будучи по концепции М. Пренски «цифровыми аборигенами», то есть людьми, которые выросли в цифровой среде, что дает им преимущества в пользовании интернетом [Prensky, 2001, p. 1]. Также нужно отметить, что обучение в университете является периодом вторичной социализации, в том числе, периодом профессиональной социализации [Клименко, 2012, С. 92]. В. Клименко пишет, что «в плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом» [Клименко, 2012, С. 96]. В этом плане важно посмотреть воздействие локдауна, введенного из-за эпидемии коронавируса, на студентов в этот особый период их жизни, в частности в рамках изменения потребления онлайн-ресурсов и офлайн практик. При этом нас интересуют именно студенты, а не школьники, так как студенты – люди более самостоятельные и взрослые, нежели школьники. Родители делают за них куда меньше вещей, они, в основном, не считаются детьми (по законодательству) а некоторые с родителями и не живут. То есть у студентов потребление интернета может быть более разнообразным и похожим на людей среднего возраста. Сейчас уже есть различные исследования по теме изменений в обществе из-за пандемии [Полякова, Нестеренко, Фурсов, 2021], [Социология пандемии, 2021], [Покупки во время пандемии, 2021]. Исследователи изучили аспекты жизни в этот период, рассчитали индекс цифровизации, обнаружили некоторые изменения в потреблении определенных интернет-ресурсов россиянами, попросили респондентов оценить изменения использования ресурсов с начала пандемии по сравнению с предыдущим периодом. В отличие от предыдущих исследований, мы будем изучать студентов, концентрироваться на факторах, которые могли бы повлиять на их потребление в этот период, включая характеристики личности респондента, определять типы потребления интернет-ресурсов и сравнивать три периода (до, во время и после локдауна). При этом пока еще не изучен вопрос влияния пандемии на потребление интернет ресурсов студентами, а это важный вопрос, так как студенты – это молодое поколение молодых людей, получающих высшее образование. Так, З.Голенкова и её коллеги говорят о том, что высшее образование сокращает риск безработицы для человека, увеличивает размер заработной платы и рассматривается молодежью, как «способ повышения конкурентоспособности» [Голенкова и др., 2018, С. 269]. Изменения важны в плане того, не привело ли это к переходу в онлайн из офлайна, а соответственно к изменению офлайн практик на онлайн практики у студентов, какой формат им ближе и после пандемии. Эти знания, в частности, позволят образовательным учреждениям лучше выстроить коммуникацию и взаимодействие со студентами, их обучение.
Проблема исследования
Произошедшая вспышка эпидемии Covid-19 вынудила страны вводить самоизоляцию и карантин на своей территории, ограничивать работу и временно закрывать различные торговые точки, кинотеатры, театры, музеи, рестораны и многое другое. В Российской Федерации, и в частности в Москве, локдаун («нерабочие дни» и «самоизоляция») был впервые введен в последние дни марта 2020 г., и продлился до середины июня. Это привело к тому, что многие виды активности, которые были более привычны людям в офлайн-формате, перешли для них в онлайн-формат. Это изменило их повседневную жизнь, научило несколько по-новому действовать. Так, в книге ФОМа говорится о том, что «Пандемия разрушила такой знакомый и такой привычный мир. Для всех и сразу» [Социология пандемии, 2021, С. 13]. Пандемия привела к тому, что появился режим самоизоляции, работа, учеба перешли в удаленный формат при наличии такой возможности, временно закрылись различные учреждения, для выхода из дома стало требоваться разрешение, «время остановилось», то есть для возобновления привычной жизни нужно было ждать окончания пандемии, срок которого неизвестен, а также люди стали угрозой друг для друга [Социология пандемии, 2021, С. 13]. В частности, в этой книге описывается и резкий переход работы ФОМ в дистанционный формат и освоение новых платформ [Социология пандемии, 2021, С. 17]. Люди больше стали заказывать на дом продукты и еду из ресторанов, а также другие товары. Государство разрешило осуществлять доставку на дом лекарств. Вместо кинотеатров многие начали использовать или стали больше использовать онлайн-кинотеатры, которые давали в этот период пробный бесплатный доступ. Вместо посещения музеев и театров люди принялись смотреть онлайн-трансляции из музеев и записи спектаклей, которые выкладывали в сеть. Обучение стало дистанционным для всех, работа многих людей перешла в дистанционный формат. Общение стало преимущественно проходить по телефону, в мессенджерах или с помощью видео-звонков, что породило увеличение количества и качества платформ, предоставляющих подобные услуги. Начиная с середины июня, произошло постепенное снятие карантина и ограничений на работу учреждений. С середины лета и в начале осени работали магазины, кинотеатры, музеи, театры и многое другое. Люди опять возвращались к формату жизни, когда нужно куда-то ехать, можно куда-то ходить и взаимодействие снова становилось личным, а не опосредованным через телефон, мессенджер или камеру. Хотя с октября снова начался рост заболеваемости и некоторые ограничения, в частности, дистанционное обучение и удаленная работа, определенные условия посещения учреждений, магазинов, транспорта, сохранялись в ряде регионов, хотя и несколько ужесточались ограничения. При этом к февралю 2021 года многие ограничения были ослаблены или сняты, многие университеты вернулись к очному обучению. Хотя мы видим, на рисунках 1 и 2, что статистика по количеству заболевших была зимой 2020/2021 выше статистики по заболеваниям весной 2020, тем не менее, зимой была уже вторая волна и ограничения уже снимались, так как весной было не совсем ясно, как бороться с эпидемией, а зимой уже была отработана схема борьбы с инфекцией.
Рисунок 1. Динамика заражений и смертей в России от коронавируса [Коронавирус: статистика].
Рисунок 2. Динамика заражений и смертей в Москве от коронавируса [Коронавирус: статистика].
В связи с этим возникает вопрос, насколько люди привыкли к онлайн-формату и готовы ли они отказаться от активного использования онлайн-ресурсов и вернуться к офлайн формату во многих сферах своей жизни. Нам бы хотелось изучить изменения в потреблении студентами московских университетов различных интернет-ресурсов и возможностей в онлайн-пространстве (онлайн-торговля, кино, театр, музеи, обучение, книги, журналы и другое) в период локдауна из-за коронавируса этой весной и того, каким это потребление стало после снятия ограничений в феврале-марте 2021 года (период предшествовавший проведению опроса). Также хотелось бы понять, изменения в потреблении интернета, вызванные локдауном, носят лишь временный характер или же они сохранились и после его отмены. Таким образом, не известно, существуют ли среди студентов различия в изменении активности пользования интернет-ресурсами, и какие характеристики могут влиять на эти различия. Проблемой данного исследования являются факторы изменений в потреблении интернет-ресурсов во время локдауна из-за коронавируса весной 2020 года и после него студентами московских университетов. В данном случае нас интересуют именно студенты, которые учились в вузах в исследуемые нами периоды, поскольку они выросли в период активного роста компьютерных технологий, они являются более активными пользователями интернета по сравнению с некоторыми другими группами, так по данным ВЦИОМа 90% молодежи (18-24) практически ежедневно пользовалось интернетом [ВЦИОМ, 2017], что ведет к предположению, что они больше других могут быть склонны к тому, чтобы заменить некоторые офлайн активности онлайн вариантами оных. Были выбраны именно студенты московских университетов, так как в Москве доступ к различным интернет-ресурсам прекрасно развит, а Полина Колозариди пишет, что в меньших городах возможностей использования интернет-ресурсов может быть куда меньше [Шапиро и др., 2020]. По этой причине в этом исследовании также будет учитываться место проживания респондентом в периоды до, во время и после локдауна и место, где они окончили школу. Также нужно упомянуть, что в качестве периода «после локдауна» мы берем именно февраль-март 2021 года, поскольку в этом месяце уже были сняты или ослаблены многие ограничения, также этот период примерно должен по учебной нагрузке соответствовать периоду «до локдауна» (февраль 2020 года), в то же время данный месяц предшествовал проведению опроса, то есть его будет легче вспомнить респондентам.
Цель исследования
Выявить типы и факторы потребления интернет ресурсов студентами московских университетов во время локдауна, а также до и после него. Предмет исследования - типы и факторы потребления интернет ресурсов.
Эмпирический объект
Эмпирическим объектом данного исследования являются студенты московских университетов. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в Москве находятся 144 самостоятельных организаций, предоставляющие образовательные услуги по программам высшего образования, среди которых 14 автономных организаций, 59 бюджетных организаций и 71 частная организация, в которых на 2020 год обучается порядка 722489 человек [Высшее образование, 2020]. Мы выбрали данный эмпирический объект, поскольку молодые люди, исходя из предыдущих исследований, больше других возрастных групп пользуются интернетом [Богданов, 2017, С. 134]. Во время локдауна все студенты учились онлайн, некоторые могли работать в этот период. Это новое поколение, которое вскоре уже активно выйдет на рынок труда, если говорить о тех, кто еще не работает. Нас интересуют именно студенты московских университетов, поскольку Москва, вероятно, – один из наиболее развитых и приспособленных для перехода в онлайн-формат городов в нашей стране, так, Полина Колозариди считает, что в меньших городах возможностей использования интернет-ресурсов может быть куда меньше [Шапиро и др., 2020].
Список литературы
- А если без интернета?! // ВЦИОМ [сайт]. 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148 (дата обращения: 20.10.2020).
- Анкета студентов, обучающихся по программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры). Мониторинг экономики образования. // Мониторинг экономики образования [сайт]. 2020. URL: Анкета_Студенты_ВО.pdf (hse.ru) (дата обращения: 27.02.2021).
- Богданов М.Б., Лебедев Д.В. Пользование сетью интернет в России в 2003-2015 гг. // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE). 2017. Выпуск 7. С. 129-145.
- Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Иванов И.С. Изменение стратегий онлайн-поведения российской интернет-аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа (2012-2014 гг.) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 173—187.
- Высшее образование. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [сайт]. 2020. URL: Высшее образование (minobrnauki.gov.ru) (дата обращения 28.05.2021).
- Глухих А.Ю. Социология потребления в контексте акционистской парадигмы // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 2. С. 24-40.
- Голенкова З.Т., Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2. С. 262-273.
- Иванов, Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. URL: Иванов Д.В. / Виртуализация общества - Скачать электронные книги (newlibrary.ru) (дата обращения 10.03.2021).
- Как изменилось успеваемость студентов в дистанте. Вышка для своих [сайт]. 2021. URL: Как изменилась успеваемость студентов в дистанте – Новости – Вышка для своих – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru) (дата обращения 29.05.2021).
- Как студенты оценили дистанционное обучение. Вышка для своих [сайт]. 2021. URL: Как изменилась успеваемость студентов в дистанте – Новости – Вышка для своих – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru) (дата обращения 29 05 2021).
- Карпова Д.Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи // Вестник МГИМО Университета. 2013.С. 208-212.
- Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та). 2004.
- Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. 2012. С. 92-102.
- Колозариди П.В., Ильин А.В. Мессенджеры в городской среде: нибридные формы и новые практики // Шаги-Steps. 2016. Т. 2. № 1. С. 127-138.
- Колозариди П.В. Интернеты будущего: чем они могут быть для гражданского общества // Сканирование горизонтов: роль информационных технологий в будущем гражданского общества. 2020. URL: Интернеты будущего: чем они могут быть для гражданского общества – тема научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 26.02.2021).
- Коронавирус: статистика. Яндекс [сайт]. URL: Коронавирус: статистика (yandex.ru) (дата обращения 29.05.2021).
- Корсунова В.И., Волченко О.В. Использование интернета и культурное потребление в странах Европы: сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4 (152). С. 106-129.
- Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологические исследования. 2007 № 2. С. 85-93.
- Логунова О.С. Концепции определения и измерения интернет-аудитории // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 22 (2). С. 230 – 246.
- Лурье Д.А. Проблемы виртуализации современного общества и их социологическое осмысление // Философия и общество. 2009. № 4. С. 164-168.
- Мониторинг экономики образования. Высшая школа экономики Мониторинг экономики образования [сайт]. 2017. URL: МЭО 2017 — Мониторинг экономики образования — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru) (дата обращения 21.04.2021).
- Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и интернет // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 560—571.
- Образование в цифрах: 2019 // Статистические сборники ВШЭ [сайт]. 2019. URL: Образование в цифрах: 2019 — Статистические сборники ВШЭ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru) (дата обращения 07.02.2021).
- Опросы в НИУ ВШЭ // Комиссия по внутриуниверситетским опросам и этической оценке эмпирических исследовательских проектов НИУ ВШЭ [сайт]. URL: Опросы в НИУ ВШЭ — Комиссия по внутриуниверситетским опросам и этической оценке эмпирических исследовательских проектов НИУ ВШЭ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru) (дата обращения 15.02.21).
- Покупки во время пандемии // Ipsos [сайт]. 2021. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2021-01/shopping_during_the_pandemic-rus.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
- Полякова В.В., Нестеренко А.В., Фурсов К.С. Цифровые практики россиян период самоизоляции. 2021. URL: Цифровые практики россиян в период самоизоляции — Новости — Институт статистических исследований и экономики знаний — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru) (дата обращения 29.01.2021).
- Радаев В.В. Обычные и инновационные практики в деятельности российского среднего класса // Мир России. 2003. № 4. С. 89-119.
- Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ // RLMS-HSE [сайт]. URL: Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru) (дата обращения 27.02.2021).
- Рощина Я.М. Поведение россиян в условиях развития цифрового общества // Вестник РМЭЗ НИУ ВШЭ (в печати). 2021.
- Рощина Я.М. Социология потребления. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.
- Руденкин Д.В. Интернет в повседневной реальности российской молодежи // Проблемы модернизации современного российского государства. 2018. С. 35-39.
- Руденкин Д.В., Руденкина А.И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски // Juvenis Scientia. 2019. № 1. С. 43-48.
- Силаева В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дисс. канд. филос. наук. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. С. 46.
- Социология пандемии. Проект коронаФОМ / Рук. авт. колл. А.А.Ослон. М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ), 2021. – 319 с.
- Указ мэра Москвы от 8 июня 2020. Официальный сайт мэра Москвы [сайт]. URL: № 68-УМ от 08.06.2020 «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» / Сайт Москвы (mos.ru) (дата обращения 31.05.2021)
- Фирсова Н.Ю. Предикторы инновационных потребительских практик: освоение интернет-шоппинга в российских домохозяйствах // Экономическая социология. 2013. Т. 14, № 4. С. 27-57.
- Фурс В.Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 44-73.
- Шапиро Дж., Линь И., Точчи Н., Ратленд П., Гуриев С., Колозариди П., Радченко Д., Федоров А., Курочкин Ю. Зараза будет толкать нас в разные стороны – пандемии всегда воздействуют именно так // Россия в глобальной политике. 2020. Т. 8, № 3 (103). С. 120-134. URL: «Зараза будет толкать нас в разные стороны – пандемии всегда воздействуют именно так» — Россия в глобальной политике (globalaffairs.ru) (дата обращения: 20.02.2021)
- Buhaş R., Bălţătescu S. Types of Internet Usage among Higher Education Students in the Romanian-Hungarian Cross-border Area // Sociologie Românească. 2013. Vol. 9, №. 3. P. 99-122.
- Denisova E., Kruchkova A., Klimova N., Borokhovski E. Students Internet Usage: Psychological and pedagogical aspects // SHS Web of Conferences. 2019. № 70.
- Gomez-Galan J., Martinez-Lopez J. A., Lazaro-Perez C., Sanchez-Serrano J. L. S. Social Networks Consumption and Addiction during the COVID-19 Pandemic: Educational Approach to Responsible Use. // Sustainability, 2020. № 12(18). URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/18/7737 (дата обращения: 17.10.2020).
- Liu T. College student’s internet anomie and intervention countermeasures // Advances in social science, education and humanity research. 2020. Vol. 468. P. 240-243.
- Mokhtarian P. L., Salomon I., Handy S. L. (2006) The impacts of ICT on leisure activities and travel: a conceptual exploration. Transportation. Vol. 33. No. 3. P. 263—289.
- Norum L.S. Student Internet Purchases // Family and Consumer Sciences Research Journal. 2008. Vol. 36, No. 4. P. 373-388.
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 5. P. 1–6.
- Ritzer G. Ensnared in E-net: the Future Belongs to the Immaterial Means of Consumption // Exploration in the Sociology of Consumption. L.: Sage, 2001. P. 146-159.
- Watanabe T., Omori Y. Online Consumption during the COVID-19 Crisis: Evidence from Japan. // Working paper series. Central Bank Communication Design, 2020. № 023 (June).