Формирование бережного отношения младших школьников к природе во внеклассной работе
Описание работы
Работа пользователя Tasha30
Оглавление
Введение............................................................................................... 3-8
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ
1.1Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников................................. 9-19
1.2Формы и методы воспитания бережного отношения к природе младших школьников во внеклассной работе................................. 20-32
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1Констатирующий этап эксперимента......................................... 33-45
2.2Формирующий этап эксперимента ............................................. 46-57
2.3Контрольный этап эксперимента................................................ 58-63
Заключение ..................................................................................... 64-68
Библиографический список.......................................................... 69-73
Приложения..................................................................................... 74-86
Библиографический список
Введение............................................................................................... 3-8
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ
1.1Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников................................. 9-19
1.2Формы и методы воспитания бережного отношения к природе младших школьников во внеклассной работе................................. 20-32
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1Констатирующий этап эксперимента......................................... 33-45
2.2Формирующий этап эксперимента ............................................. 46-57
2.3Контрольный этап эксперимента................................................ 58-63
Заключение ..................................................................................... 64-68
Библиографический список.......................................................... 69-73
Приложения..................................................................................... 74-86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы сделали вывод о том, что младший школьный возраст на самом деле является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Одной из составляющих экологической культуры является бережное отношение к природе.
В это время развития детей, интенсивно формируются свойства и качества личности. Которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании обучающихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.
Мы подробнее остановились на психолого-педагогических основах формирования бережного отношения к природе у младших школьников и на методах и приемах воспитания бережного отношения к природе младших школьников во внеклассной работе, так как это является источником понимания понятия «бережное отношение». Благодаря этой работе дети осознают сущность бережного отношения к природе. Узнают, что бережное отношение — это не только когда выгодно, удобно или надо человеку, а не зависимо от потребностей человека необходимо беречь и заботиться о живой природе, что в природе нет ничего не нужного, плохого и бесполезного, все взаимосвязано. И вторжение за частую несет за собой неисправимые последствия. На примере изучения этих аспектов(видов), мы проверили гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования и подтвердили, что работа по формированию бережного отношения к природе у младших школьников будет проходить результативнее, если: разработана система развития уважительного отношения. Которая обеспечивает возможности овладения необходимыми целями, задачами, знаниями, принципами, умениями толерантного характера, организация процесса воспитания направлена на формирование у детей систему элементарных знаний о предметах и явлений природы, развитие моральных чувств.
Нами были выявлены возможности применения метода проектов на данном возрастном этапе. Этот метод может применяться в начальной школе, т.к. ребёнок младшего школьного возраста постепенно становятся субъектом деятельности (т.е. обладает возможностями, необходимыми для реализации метода проектов), в то же время этот метод содействует развитию активности и самостоятельности школьников, их коммуникативных способностей, обеспечивает непосредственный чувственно-эмоциональный опыт общения детей с объектами природы.
Принимая во внимание то, что значение предмета окружающий мир в общей системе школьного образования весьма значительно, педагоги утверждают, что интерес к этому предмету у обучающихся заметно снизился. Причины этого очевидны: нет личного примера от старшего поколения, мало информации об экологической этике, об окружающей среде. Таким образом, сегодня особенно остро встает вопрос о формировании бережного отношения у обучающихся и воспитании культуры поведения в общении с природой. Поэтому, необходимо внимательно отбирать материал для уроков окружающего мира и для внеклассной работы, опираться на интересы обучающихся. Ведь именно школа является важным этапом в жизни любого человека, так как в школе люди получают те основы знания, которые служат для дальнейшего их развития и совершенствования, что относится и к знаниям экологическим.
В общем система воспитания у школьников бережного отношения к природе является очень важным звеном в экологическом воспитании. Через такое воспитание происходит формирование гражданина страны с новым мышлением, новой экологической культурой, мировоззрением, способного заботиться о природе с чувством понимания, любви и сострадания.
На современном этапе развития общества экология является одной из главных наук. Современная концепция экологического образования и воспитания детей раскрывается как воспитательный аспект педагогической деятельности, направленной на формирование ответственного отношения учащихся к природе.
Для проверки гипотезы исследования был проведен педагогический эксперимент в Усть-Изесской основной общеобразовательной школе. В эксперименте приняло участие 24 ребёнка из двух классов, контрольного и экспериментального.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе.
2. Описать методы формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.
3. Разработать и реализовать программу внеклассной работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе, и выявить её результат ходе реализации ФГОС НОО.
Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определить начальный уровень развития бережного отношения у младших школьников к природе.
Для этого мы взяли три методики. В первой методике за основу взята анкета Людмилы Владимировны Моисеевой. Вторая методика определяла уровень ценностного отношения к природе. Автором методики является Татьяна Анатольевна Серебрякова. И чтобы более точно определиться с направлениями работы по формированию бережного отношения к природе младших школьников мы обратились к методике «ЭЗОП». Авторы Витольд Альбертович Ясвин, Сергей Дмитриевич Дерябо. После определения исходного уровня развития бережного отношения к природе мы спланировали систему работы на формирующем этапе эксперимента.
Цель формирующего этапа эксперимента – формирование у обучающихся представения о необходимости бережного отношения к природе.
На этом этапе мы разработали программу по формированию бережного отношения к природе.
Цель программы: расширение знаний, повышение экологической грамотности обучающихся, воспитание у них навыков бережного использования природных ресурсов, формирование гуманной позиции школьников по отношению к природе.
В течении всего формирующего этапа эксперимента мы реализовали составленную нами программу. Было проведено много мероприятий, бесед, экскурсий. Так же ребята активно включились в проектную деятельность. Все мероприятия были направлены на формирование у детей бережного отношения к природе. Мероприятия не носили случайный характер, а были проведены все в системе.
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена та же работа что и на констатирующем этапе. Так же использованы три выше перечисленные методики. Мы провели сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Работа так же была проведена в контрольном и экспериментальном классах.
В экспериментальном классе по первой методике показатель улучшился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. На констатирующем этапе в экспериментальном классе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет.
По методике Т.А.Серебряковой в экспериментальном классе на констатирующем этапе высокого уровня достигли только два человека, а на контрольном –четыре, показатель улучшился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. Средний уровень улучшился на 16,7%, в контрольном классе на 8,3%. На констатирующем этапе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет. В контрольном классе этот показатель улучшился на 16,6 %.
Сравнительный анализ проведённой работы в двух классов показал, что у детей экспериментального класса в ходе исследования значительно повысился уровень сформированности знаний о бережном отношении к природе и по показателям обогнал контрольный класс. Количество детей с высоким уровнем развития возросло, а с низким уменьшилось.
Анализ результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, показал положительную динамику улучшения сформированности устойчивого интереса к окружающему миру и формирования бережного отношения к природе.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что работа на формирующем этапе эксперимента была результативной. Полученные результаты целиком подтверждают выдвинутую нами гипотезу, положенную в основу нашего исследования, согласно которой, если во внеклассной работе и на уроках окружающего мира системно использовать различные формы и методы работы по экологическому воспитанию, то это решит задачу бережного отношения младших школьников к природе.
Рассмотрев суть формирования бережного отношения младших школьников к природе, и разработав систему занятий для внеклассной работы, мы выяснили, что бережное отношение к природе – это особый вид взаимоотношений детей с природой, основой которого является эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Рассмотрев и проанализировав имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы сделали вывод о том, что младший школьный возраст на самом деле является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Одной из составляющих экологической культуры является бережное отношение к природе.
В это время развития детей, интенсивно формируются свойства и качества личности. Которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании обучающихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.
Мы подробнее остановились на психолого-педагогических основах формирования бережного отношения к природе у младших школьников и на методах и приемах воспитания бережного отношения к природе младших школьников во внеклассной работе, так как это является источником понимания понятия «бережное отношение». Благодаря этой работе дети осознают сущность бережного отношения к природе. Узнают, что бережное отношение — это не только когда выгодно, удобно или надо человеку, а не зависимо от потребностей человека необходимо беречь и заботиться о живой природе, что в природе нет ничего не нужного, плохого и бесполезного, все взаимосвязано. И вторжение за частую несет за собой неисправимые последствия. На примере изучения этих аспектов(видов), мы проверили гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования и подтвердили, что работа по формированию бережного отношения к природе у младших школьников будет проходить результативнее, если: разработана система развития уважительного отношения. Которая обеспечивает возможности овладения необходимыми целями, задачами, знаниями, принципами, умениями толерантного характера, организация процесса воспитания направлена на формирование у детей систему элементарных знаний о предметах и явлений природы, развитие моральных чувств.
Нами были выявлены возможности применения метода проектов на данном возрастном этапе. Этот метод может применяться в начальной школе, т.к. ребёнок младшего школьного возраста постепенно становятся субъектом деятельности (т.е. обладает возможностями, необходимыми для реализации метода проектов), в то же время этот метод содействует развитию активности и самостоятельности школьников, их коммуникативных способностей, обеспечивает непосредственный чувственно-эмоциональный опыт общения детей с объектами природы.
Принимая во внимание то, что значение предмета окружающий мир в общей системе школьного образования весьма значительно, педагоги утверждают, что интерес к этому предмету у обучающихся заметно снизился. Причины этого очевидны: нет личного примера от старшего поколения, мало информации об экологической этике, об окружающей среде. Таким образом, сегодня особенно остро встает вопрос о формировании бережного отношения у обучающихся и воспитании культуры поведения в общении с природой. Поэтому, необходимо внимательно отбирать материал для уроков окружающего мира и для внеклассной работы, опираться на интересы обучающихся. Ведь именно школа является важным этапом в жизни любого человека, так как в школе люди получают те основы знания, которые служат для дальнейшего их развития и совершенствования, что относится и к знаниям экологическим.
В общем система воспитания у школьников бережного отношения к природе является очень важным звеном в экологическом воспитании. Через такое воспитание происходит формирование гражданина страны с новым мышлением, новой экологической культурой, мировоззрением, способного заботиться о природе с чувством понимания, любви и сострадания.
На современном этапе развития общества экология является одной из главных наук. Современная концепция экологического образования и воспитания детей раскрывается как воспитательный аспект педагогической деятельности, направленной на формирование ответственного отношения учащихся к природе.
Для проверки гипотезы исследования был проведен педагогический эксперимент в Усть-Изесской основной общеобразовательной школе. В эксперименте приняло участие 24 ребёнка из двух классов, контрольного и экспериментального.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе.
2. Описать методы формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.
3. Разработать и реализовать программу внеклассной работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе, и выявить её результат ходе реализации ФГОС НОО.
Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определить начальный уровень развития бережного отношения у младших школьников к природе.
Для этого мы взяли три методики. В первой методике за основу взята анкета Людмилы Владимировны Моисеевой. Вторая методика определяла уровень ценностного отношения к природе. Автором методики является Татьяна Анатольевна Серебрякова. И чтобы более точно определиться с направлениями работы по формированию бережного отношения к природе младших школьников мы обратились к методике «ЭЗОП». Авторы Витольд Альбертович Ясвин, Сергей Дмитриевич Дерябо. После определения исходного уровня развития бережного отношения к природе мы спланировали систему работы на формирующем этапе эксперимента.
Цель формирующего этапа эксперимента – формирование у обучающихся представения о необходимости бережного отношения к природе.
На этом этапе мы разработали программу по формированию бережного отношения к природе.
Цель программы: расширение знаний, повышение экологической грамотности обучающихся, воспитание у них навыков бережного использования природных ресурсов, формирование гуманной позиции школьников по отношению к природе.
В течении всего формирующего этапа эксперимента мы реализовали составленную нами программу. Было проведено много мероприятий, бесед, экскурсий. Так же ребята активно включились в проектную деятельность. Все мероприятия были направлены на формирование у детей бережного отношения к природе. Мероприятия не носили случайный характер, а были проведены все в системе.
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена та же работа что и на констатирующем этапе. Так же использованы три выше перечисленные методики. Мы провели сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Работа так же была проведена в контрольном и экспериментальном классах.
В экспериментальном классе по первой методике показатель улучшился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. На констатирующем этапе в экспериментальном классе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет.
По методике Т.А.Серебряковой в экспериментальном классе на констатирующем этапе высокого уровня достигли только два человека, а на контрольном –четыре, показатель улучшился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. Средний уровень улучшился на 16,7%, в контрольном классе на 8,3%. На констатирующем этапе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет. В контрольном классе этот показатель улучшился на 16,6 %.
Сравнительный анализ проведённой работы в двух классов показал, что у детей экспериментального класса в ходе исследования значительно повысился уровень сформированности знаний о бережном отношении к природе и по показателям обогнал контрольный класс. Количество детей с высоким уровнем развития возросло, а с низким уменьшилось.
Анализ результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, показал положительную динамику улучшения сформированности устойчивого интереса к окружающему миру и формирования бережного отношения к природе.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что работа на формирующем этапе эксперимента была результативной. Полученные результаты целиком подтверждают выдвинутую нами гипотезу, положенную в основу нашего исследования, согласно которой, если во внеклассной работе и на уроках окружающего мира системно использовать различные формы и методы работы по экологическому воспитанию, то это решит задачу бережного отношения младших школьников к природе.
Рассмотрев суть формирования бережного отношения младших школьников к природе, и разработав систему занятий для внеклассной работы, мы выяснили, что бережное отношение к природе – это особый вид взаимоотношений детей с природой, основой которого является эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Библиографический список
- Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
- Алексеев С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
- Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом/ И.В. Базулина//Начальная школа. -2011.-№12.-С.43-45.
- Барашкина С.Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений / С.Б. Барашкин //Начальная школа. -2016. - №6. С.9-13.
- Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75.
- Большакова М. Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями / М. Д. Большакова // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 48-49.
- Бурова Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности /Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47.
- Вахрушев А. А. Обитатели Земли: методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев. – Москва: Баласс, 2012. – 224 с.
- Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 110-113.
- Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 1982. – 112 с.
- Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36-40.
- Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. – № 4. – С. 20-24.
- Воспитание младшего школьника / сост. Л. В. Ковинько. – Москва: Академия, 2008. – 288 с.
- Гелетканич И.Н. Моделирование формирования ценностного отношения к познанию природы/ И.Н.Гелетканич // Начальная школа. -2015. - №12. – С.72-75.
- Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: автореф. д-ра пед. наук / Глазачев Станислав Николаевич. – Москва, 1998. – 68 с.
- Горохова Е. Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся / Е. Р. Горохова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 47-49.
- Григорьева Е. В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром / Е. В. Григорьева // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 103-105.
- Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/ В.В.Гувеев//Директор школы -2005. - №6. – С.35-39
- Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Григорьев. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 284 с.
- Деребо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Деребо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
- Ердаков Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования / Е. Н. Ердаков // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 26-27.
- Зверев И. Д. С любовью к природе / И. Д. Зверев. – Москва: Педагогика, 2003. – 232 с.
- Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – Москва: Знание, 1980. – 96 с.
- Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев – Москва: Просвещение, 2006. – 96 с.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н.Землянская// Начальная школа. -2005. - №9. – С.55-59
- Землянская Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся /Е.Н.Землянская //начальная школа. – 2016. – С.36-41.
- Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 56 с.
- Кульневыч С. В. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений / С. В. Кульневыч, Т. П. Лакоценина. – Воронеж: Учитель, 2014. – 16 с.
- Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников : учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 0312, «Педагогика дополнительного образования» / В. И. Максакова. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 240 с.
- Миронов А. В. Берет у природы то, что хочет / А. В. Миронов // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 8. – С. 11-13.
- Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 53-57.
- Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 166 с.
- Молодцова З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе / З.В. Молодцова. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. - С.47-50
- Новолодская И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52-55.
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования Усть-Изесской ООШ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s_ust_izes.ven.edu54.ru/p19aa1.html (дата обращения: 20.11.2016).
- Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. – Москва: Педагогика, 1988. – 128 с.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – Москва: Аркти, 2005. – 112 с.
- Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2010. – 400 с.
- Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2011. – 232 с.
- Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s_ust_izes.ven.edu54.ru/p19aa1.html (дата обращения: 20.11.2016).
- Птушкина О.В. Нет ничего прекраснее рябины/О.В.Птушкина// Начальная школа. – 2012. - №5. – С.89-91.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – Москва: Академия, 2006. – 208 с.
- Склярова Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Склярова // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 113-115.
- Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: сборник научных трудов / под ред. Т. И. Тарасовой. – Борисоглебск, 2003. – 142 с.
- Староверова Н.Т. Природа в опасности /Н.Т.Староверова// Начальная школа. – 2015. - №2. – С.65-69
- Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с.
- Шамигулова О.А. Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «окружающий мир»/О.А. Шамигулова //Начальная школа.-2016. - №3. – С 16-23.
- Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: [пособие]: в 2-х ч. Ч. 1 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2004. – 272 с.
- Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: [пособие]: в 2-х ч. Ч. 2 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2007. – 270 с.