ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К АКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Описание работы
Работа пользователя Diplomchik
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
1.1 Сущность и содержание понятия «готовность» учащихся к активной деятельности 7
1.2 Педагогические условия формирования готовности учащихся к активной учебной деятельности на уроках технологии. 11
Выводы к первой главе. 28
ГЛАВА II. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1 Мультимедийная и интерактивная техника. 29
2.2 Мультимедийные технологии как средство активизации учено-познавательной деятельности. 37
2.3 Особенности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе. 44
Выводы ко второй главе. 50
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 51
3.1 Определение уровня готовности к активной деятельности учащихся на уроке технологии. 51
3.2 Реализация организационно – педагогических условий формирования активной деятельности школьников на уроке технологии с использованием мультимедийных технологий. 57
3.3 Анализ полученных результатов эксперимента. 59
Выводы к третьей главе. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 68
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
1.1 Сущность и содержание понятия «готовность» учащихся к активной деятельности 7
1.2 Педагогические условия формирования готовности учащихся к активной учебной деятельности на уроках технологии. 11
Выводы к первой главе. 28
ГЛАВА II. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1 Мультимедийная и интерактивная техника. 29
2.2 Мультимедийные технологии как средство активизации учено-познавательной деятельности. 37
2.3 Особенности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе. 44
Выводы ко второй главе. 50
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 51
3.1 Определение уровня готовности к активной деятельности учащихся на уроке технологии. 51
3.2 Реализация организационно – педагогических условий формирования активной деятельности школьников на уроке технологии с использованием мультимедийных технологий. 57
3.3 Анализ полученных результатов эксперимента. 59
Выводы к третьей главе. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 68
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы в том, что ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности образовательного процесса является активизация познавательной активности школьников.
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование мультимедийных технологий в образовательном процессе.
Применения мультимедийных технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества в целом. В настоящее время широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся и педагогов. Школьная молодежь воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник.
Важная роль информационных технологий в развитии общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни.
Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.
Использование современных технологий в образовательных программах предоставляет, на мой взгляд, наиболее доступные пути получения образования, повышает эффективность и в конечном итоге способствует расширению возможностей повышения квалификации учителей.
В настоящее время, в мире высоких технологий и больших возможностей, использование мультимедийных технологий в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса и улучшения уровня развития детей.
Проблема формирования и развития познавательных потребностей и интересов, наиболее соответствующих индивидуальным склонностям и способностям учащихся, нашла свое отражение в ряде психолого-педагогических и дидактических исследований. Вопросы активизации познавательной деятельности в процессе обучения рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, А.С. Роботовой, В.Н. Максимовой, В.А. Филипповой, П.И. Будаева, И.Г. Мамонтова и др.
В этих работах исследуются основные направления и условия активизации познавательной деятельности школьников, уровни развития познавательной активности обучаемых. Немало подходов к решению этой проблемы найдено и практикой современной российской школы.
Исследования в области методики применения мультимедийных технологий в средней школе посвящены в основном использованию мультимедийных технологий для повышения эффективности обучения в целом [26].
Известные авторы как, В.В. Поздняков, В.Р. Майер, Е.А. Мамонтова рассматривают различные аспекты использования мультимедийных технологий для повышения эффективности обучения отдельным компонентам содержания школьных дисциплин. Кроме того, ряд исследователей: О.А. Деревянкина, Ю.Н. Егорова, А.А. Дикая рассматривают вопросы использования отдельных интерактивных технологий (например, мультимедиа) как для активизации познавательной деятельности учащихся [43].
Так же идеи активизации обучения высказывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие ученые задолго до оформления педагогики в самостоятельную научную дисциплину.
Информационные технологии обучения являются неотъемлемой составной частью педагогических инновационных технологий. В частности применение мультимедийных средств в учебном процессе позволяет преподавателю в динамике продемонстрировать процессы, которые по определению невозможно представить на бумажном носителе, нивелируя при этом психофизические особенности восприятия материала.
Применение мультимедийных технологий, во многом решает проблему централизованного снабжения учебных заведений наглядными пособиями и существенно повышает эффективность учебного процесса.
Проблема изучения и использования мультимедийных технологий в системе педагогического образования актуальная и до конца не изученная, хотя отдельные аспекты отражены в работах И.И. Косенко, О.Г. Смоляниновой, A.B. Тумалева по использованию их в процессе подготовки учителя; создание мультимедийных средств учебного назначения в исследованиях
B.А. Касторновой, С.С. Кравцова, О.В. Лобач, A.B. Осина, а также применение мультимедийных технологий в обучении в работах Н.С. Анисимовой, Д.П. Муравлева, Н.Г. Семеновой, О.В. Шлыковой.
Авторские подходы в развитии теории активизации познавательной деятельности рассматриваются в исследованиях И. Коложвали, В. Сеченова, В. Усанова, Ф.Ф. Харисова и др., а в работах Д.Б. Богоявленской, Б.Б. Косова, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. изложены проблемы познавательных способностей [43].
Таким образом, опираясь на актуальность изучаемой проблемы, нами была выбрана тема работы: «Тема формирование готовности учащихся основной школы к активной учебной деятельности на уроках технологии с использованием мультимедийных технологий».
Объект исследования: готовность учащихся к активной деятельности.
Предмет исследования: формирование готовности учащихся основной школы к активной учебной деятельности на уроках технологии с использованием мультимедийных технологий.
Цель исследования: обосновать взаимосвязь мультимедийный технологий с познавательной активностью обучающихся.
Задачи:
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование мультимедийных технологий в образовательном процессе.
Применения мультимедийных технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества в целом. В настоящее время широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся и педагогов. Школьная молодежь воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник.
Важная роль информационных технологий в развитии общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни.
Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.
Использование современных технологий в образовательных программах предоставляет, на мой взгляд, наиболее доступные пути получения образования, повышает эффективность и в конечном итоге способствует расширению возможностей повышения квалификации учителей.
В настоящее время, в мире высоких технологий и больших возможностей, использование мультимедийных технологий в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса и улучшения уровня развития детей.
Проблема формирования и развития познавательных потребностей и интересов, наиболее соответствующих индивидуальным склонностям и способностям учащихся, нашла свое отражение в ряде психолого-педагогических и дидактических исследований. Вопросы активизации познавательной деятельности в процессе обучения рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, А.С. Роботовой, В.Н. Максимовой, В.А. Филипповой, П.И. Будаева, И.Г. Мамонтова и др.
В этих работах исследуются основные направления и условия активизации познавательной деятельности школьников, уровни развития познавательной активности обучаемых. Немало подходов к решению этой проблемы найдено и практикой современной российской школы.
Исследования в области методики применения мультимедийных технологий в средней школе посвящены в основном использованию мультимедийных технологий для повышения эффективности обучения в целом [26].
Известные авторы как, В.В. Поздняков, В.Р. Майер, Е.А. Мамонтова рассматривают различные аспекты использования мультимедийных технологий для повышения эффективности обучения отдельным компонентам содержания школьных дисциплин. Кроме того, ряд исследователей: О.А. Деревянкина, Ю.Н. Егорова, А.А. Дикая рассматривают вопросы использования отдельных интерактивных технологий (например, мультимедиа) как для активизации познавательной деятельности учащихся [43].
Так же идеи активизации обучения высказывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие ученые задолго до оформления педагогики в самостоятельную научную дисциплину.
Информационные технологии обучения являются неотъемлемой составной частью педагогических инновационных технологий. В частности применение мультимедийных средств в учебном процессе позволяет преподавателю в динамике продемонстрировать процессы, которые по определению невозможно представить на бумажном носителе, нивелируя при этом психофизические особенности восприятия материала.
Применение мультимедийных технологий, во многом решает проблему централизованного снабжения учебных заведений наглядными пособиями и существенно повышает эффективность учебного процесса.
Проблема изучения и использования мультимедийных технологий в системе педагогического образования актуальная и до конца не изученная, хотя отдельные аспекты отражены в работах И.И. Косенко, О.Г. Смоляниновой, A.B. Тумалева по использованию их в процессе подготовки учителя; создание мультимедийных средств учебного назначения в исследованиях
B.А. Касторновой, С.С. Кравцова, О.В. Лобач, A.B. Осина, а также применение мультимедийных технологий в обучении в работах Н.С. Анисимовой, Д.П. Муравлева, Н.Г. Семеновой, О.В. Шлыковой.
Авторские подходы в развитии теории активизации познавательной деятельности рассматриваются в исследованиях И. Коложвали, В. Сеченова, В. Усанова, Ф.Ф. Харисова и др., а в работах Д.Б. Богоявленской, Б.Б. Косова, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. изложены проблемы познавательных способностей [43].
Таким образом, опираясь на актуальность изучаемой проблемы, нами была выбрана тема работы: «Тема формирование готовности учащихся основной школы к активной учебной деятельности на уроках технологии с использованием мультимедийных технологий».
Объект исследования: готовность учащихся к активной деятельности.
Предмет исследования: формирование готовности учащихся основной школы к активной учебной деятельности на уроках технологии с использованием мультимедийных технологий.
Цель исследования: обосновать взаимосвязь мультимедийный технологий с познавательной активностью обучающихся.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
- Рассмотреть методы активизации учебной деятельности школьников;
- Рассмотреть мультимедийные технологии как один из методов активизации учебной деятельности;
- Оценить роль и место мультимедийных технологий в развитии познавательной активности учащихся.
- Изучить практическое применение мультимедийных технологий на уроках.
- Раскрыть психолого-педагогические и методические основы познавательной активности обучающихся в процессе применения мультимедийных технологий.
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Методы исследования:
а) теоретические – анализ, синтез, обобщение, классификация.
б) практические (эмпирические) – беседа, наблюдение, анкетирование.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Структура: выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
а) теоретические – анализ, синтез, обобщение, классификация.
б) практические (эмпирические) – беседа, наблюдение, анкетирование.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Структура: выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.