Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Формирование гражданской идентичности как механизма социализации младших школьников во внеурочной деятельности

Стоимость
5000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
125 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя 89106160123
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) определяет требования к сформированности личностных качествах младшего школьника: любовь к своему народу, своему краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Данные качества приобретаются в процессе социализации.
В энциклопедическом педагогическом словаре социализация -это развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества[31;312]. Под социализацией подразумевается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [5; 24]. В данной работе, мы будем понимать термин « социализация», как процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. По Г. М. Андреевой механизмами социализации являются: имитация, идентификация, подражание, импринтинг, рефлексия, идентичность.
Обратимся к понятию «идентичность». В педагогическом словаре данное понятие рассматривается, как свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях. Так же идентичность – это результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других [30; 126]. Идентичность можно отнести к широким общностям, таким как этническое, профессиональное, гражданское и т.д.
П. В. Григорьев считает, что гражданская идентичность – это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта[6; 25]. Известный российский психолог и учёный А.Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе[31;57].
Под гражданской идентичностью в работе мы будем понимать осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности. В формировании гражданской идентичности особая роль отводится образованию. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» сказано: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [2;42].
Основы гражданской идентичности закладываются в детстве. В младшем школьном возрасте ребёнок включается в общественно значимую деятельность. Приобщаясь к учебному труду, он впервые знакомится с социальными и духовными требованиями, предъявляемыми ему обществом, как к гражданину. Младший школьный возраст характеризуется такими психическими новообразованиями как: развитие нравственного самосознания, рефлексии, укрепление самооценки, развитие чувства ответственности, потребность следовать эталоном в поведении, которые являются предпосылками к становлению гражданской идентичности личности ребёнка.
К показателям сформированности гражданской идентичности у детей относятся такие качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление. Естественно, очень важно обеспечить развитие коммуникативной компетентности и толерантного сознания в общении и сотрудничестве.
В общеобразовательной школе данные качества можно сформировать в учебной, внеклассной и внеурочной деятельности. Значительно больший потенциал в этом плане отводится внеурочной деятельности, так как она имеет широкое содержание, неограниченные временные рамки и вариативность форм: кружок, секция, студия, проект.
Под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных и направленную на достижение планируемых результатов основной образовательной программы общего образования[1;45] На нее отводится большое количество часов, что дает внеурочной деятельности возможность активной воспитательной работы по формированию личностных качеств в том числе и гражданской идентичности младших школьников.
Однако из наших наблюдений с практик установлено, что учителя начальных классов не полностью используют воспитательный потенциала внеурочной деятельности. Это связано с недостаточной осознанностью значимости работы по формированию гражданской идентичности, а так же с нехваткой методических разработок, пособий, которые предлагают доступной и интересны для восприятия материала по формированию гражданской идентичности младших школьников. Озвученная проблема делает тему дипломной работы актуальной.
Цели исследования: рассмотреть процесс формирования гражданской идентичности как механизма социализации младших школьников во внеурочной работе; выявить эффективные средства формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Объект исследования – механизмы социализации младших школьников
Предмет – гражданская идентичность как механизм социализации младших школьников.
Гипотеза: если работу по формированию гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности вести планомерно, последовательно и систематически, учитывая возрастные особенности, то обучающиеся будут знать: культуру своего народа, своего края, понятие «народные промыслы»; официальную государственную символику; фигуры исторических (национальных) героев, знать права и обязанности гражданина России; основной закон страны – Конституцию; понятие « гражданин»; будут
уметь: критически мыслить, брать на себя ответственность, реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности. У младших школьников будут развиваться гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; патриотизм как выражение чувства сопричастности к судьбам государства и общности; будут воспитываться: уважение к Отечеству; чувство ответственности и долга перед Родиной; стремления придерживаться в своем поведении нормам этики; уважения национальных символов и святынь.
В соответствии с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены и решились следующие задачи:
  1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования;
  2. Рассмотреть ключевые понятия темы (социализация, механизмы социализации, гражданская идентификация, внеурочная деятельности);
  3. Дать характеристику гражданской идентичности и рассмотреть особенности её форсирования у младших школьников;
  4. Разработать конспекты занятий по формированию гражданской идентичности у младших школьников во внеклассной работе ; провести их на практике, описать полученные результаты исследования;
  5. Составить выводы и рекомендации по результатам исследования
Методы исследования:
Теоретические:
  • Анализ литературы по теме исследования;
  • Обобщение;
  • Синтез
Практические:
  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Тестирование;
  • Количественный и качественный анализ полученных данных
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 32 источников, приложение. B первой главе мы рассмотрели сущность гражданской идентичности, выявили пути формирования гражданской идентичности; раскрыли особенности формирования основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте. Во второй главе мы исследовали уровень сформированности гражданской идентичности у младших школьников; преобразовали нормативную модель исследования; обсудили результаты исследования, доказав поставленную гипотезу.
Работа носит опытно- практический характер.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет