Формирование информационной компетенции у будущих учителей технологии с помощью использования интерактивных методов
Описание работы
Работа пользователя Diplomchik
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ.. 6
1.1 Исторический аспект возникновения и развития информационных технологий 6
1.2 Обоснование основных понятий исследования. 11
1.3 Критерии оценивания уровня сформированности информационной компетенции 19
1.4 Психолого-педагогические особенности формирования информационных компетенций на основе использования интерактивных методов. 25
Вывод к первой главе. 45
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.. 46
2.1 Методы определения и формирования уровня информационной компетенции 46
2.2 Организация педагогического эксперимента. 48
2.2.1 Констатирующий педагогический эксперимент. 50
2.2.2 Формирующий педагогический эксперимент. 54
Вывод ко второй главе. 63
Заключение. 65
Список использованной литературы.. 67
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ.. 6
1.1 Исторический аспект возникновения и развития информационных технологий 6
1.2 Обоснование основных понятий исследования. 11
1.3 Критерии оценивания уровня сформированности информационной компетенции 19
1.4 Психолого-педагогические особенности формирования информационных компетенций на основе использования интерактивных методов. 25
Вывод к первой главе. 45
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.. 46
2.1 Методы определения и формирования уровня информационной компетенции 46
2.2 Организация педагогического эксперимента. 48
2.2.1 Констатирующий педагогический эксперимент. 50
2.2.2 Формирующий педагогический эксперимент. 54
Вывод ко второй главе. 63
Заключение. 65
Список использованной литературы.. 67
Введение
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что из-за развития в современном мире процессов глобализации, модернизации новейших информационных технологий, в современном обществе появляется потребность в подготовке будущих специалистов, компетентных в области информации. Вследствие этого ведётся поиск эффективных методов для формирования информационной компетенции при подготовке будущих педагогов.
Формирование информационной компетенции будущих педагогов средствами интерактивных методов считается на сегодняшний день актуальной проблемой. Однако вопрос об использовании интерактивных методов, как одного из средств формирования информационной компетенции будущего педагога технологического образования требует дополнительного изучения.
Методологическая основа исследования. Информационная компетентность как знания о структуре, функционировании информационной среды и умения, навыки, необходимые для взаимодействия с ней как традиционными средствами, так и средствами информационных технологий, рассматривается в работах М. В. Андреева, В. М. Монахова, В. А. Трайнева, Н. Ю. Таирова, А. В. Хуторской, М. И. Потеева, Д. И. Бойкова, А. Г. Бермус и др. Методология и методика обучения информатике будущих педагогов исследуются в работах Г. А. Бордовского, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, В. А. Далингера и др.
Анализ проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе нашел отражение в трудах Т. А. Прищепы, И. Богдановой, М. И. Жалдаковой, Ю. Машбиц, Л. Морской, И. Прокопенко, И. Синельник, А. Спиваковского, Н. Талызина и др. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе вуза (в частности, это касается процесса подготовки будущего преподавателя) достаточно широко исследуются такими учеными как: М. Жалдак, В. Клочко, Н. Морзе, С. Раков, Ю. Рамский, Ю. Триус и др. Над решением проблем формирования информационной компетентности специалистов различных отраслей и особенностей технологий обучения работают ученые В. Быков, Ю. Жук, А. Иваницкий, В. Петрук, Ю. Пасечник и др.
Объект: информационная компетенция будущих педагогов.
Предмет: процесс формирования информационной компетенции у будущих учителей технологии на основании применения интерактивных методов.
Цель исследуемой работы: формирование информационной компетенции у будущих учителей технологии на основе использования интерактивных методов.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
- анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;
- обоснование основных понятий исследования;
- обосновать психолого-педагогические особенности формирования информационных компетенций;
- рассмотреть методические аспекты применения интерактивных методов обучения;
- осуществить педагогический эксперимент по формированию информационной компетенции у будущих учителей технологии.
Гипотеза исследования: формирование информационной компетенции у будущих учителей технологии будет осуществляться более эффективно, если:
- будут использованы интерактивные методы обучения;
- применены результативные методики организации учебного процесса.
Методы исследования:
Теоретические методы:
- изучение и анализ справочной, педагогической и методической литературы;
Эмпирические методы:
- анкетирование;
- метод самооценки.
- педагогический эксперимент.
Данная работа содержит: введение, теоретическую и практическую части, выводы, список литературы и приложения.
Формирование информационной компетенции будущих педагогов средствами интерактивных методов считается на сегодняшний день актуальной проблемой. Однако вопрос об использовании интерактивных методов, как одного из средств формирования информационной компетенции будущего педагога технологического образования требует дополнительного изучения.
Методологическая основа исследования. Информационная компетентность как знания о структуре, функционировании информационной среды и умения, навыки, необходимые для взаимодействия с ней как традиционными средствами, так и средствами информационных технологий, рассматривается в работах М. В. Андреева, В. М. Монахова, В. А. Трайнева, Н. Ю. Таирова, А. В. Хуторской, М. И. Потеева, Д. И. Бойкова, А. Г. Бермус и др. Методология и методика обучения информатике будущих педагогов исследуются в работах Г. А. Бордовского, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, В. А. Далингера и др.
Анализ проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе нашел отражение в трудах Т. А. Прищепы, И. Богдановой, М. И. Жалдаковой, Ю. Машбиц, Л. Морской, И. Прокопенко, И. Синельник, А. Спиваковского, Н. Талызина и др. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе вуза (в частности, это касается процесса подготовки будущего преподавателя) достаточно широко исследуются такими учеными как: М. Жалдак, В. Клочко, Н. Морзе, С. Раков, Ю. Рамский, Ю. Триус и др. Над решением проблем формирования информационной компетентности специалистов различных отраслей и особенностей технологий обучения работают ученые В. Быков, Ю. Жук, А. Иваницкий, В. Петрук, Ю. Пасечник и др.
Объект: информационная компетенция будущих педагогов.
Предмет: процесс формирования информационной компетенции у будущих учителей технологии на основании применения интерактивных методов.
Цель исследуемой работы: формирование информационной компетенции у будущих учителей технологии на основе использования интерактивных методов.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
- анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;
- обоснование основных понятий исследования;
- обосновать психолого-педагогические особенности формирования информационных компетенций;
- рассмотреть методические аспекты применения интерактивных методов обучения;
- осуществить педагогический эксперимент по формированию информационной компетенции у будущих учителей технологии.
Гипотеза исследования: формирование информационной компетенции у будущих учителей технологии будет осуществляться более эффективно, если:
- будут использованы интерактивные методы обучения;
- применены результативные методики организации учебного процесса.
Методы исследования:
Теоретические методы:
- изучение и анализ справочной, педагогической и методической литературы;
Эмпирические методы:
- анкетирование;
- метод самооценки.
- педагогический эксперимент.
Данная работа содержит: введение, теоретическую и практическую части, выводы, список литературы и приложения.