Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития

Стоимость
2800 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
84 страницы лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Ksenyaa
РЕФЕРАТ
Объем работы: 84 страниц
Количество приложений: 2
Количество иллюстраций: 0
Количество таблиц: 12
Количество использованных источников: 51
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, речь, готовность к школьному обучению, «школьная зрелось», дидактическая игра.
Объект исследования - коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования - являются содержание и методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно- речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования в области развития детской речи послужили идеи и положения таких ученых как:  В. И. Логиновой, В. И. Яшиной, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной,  Е. И. Тихеевой, Ж. Кабан, Н. П. Ивановой, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, JI. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: A. M. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, A. M. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, JI. C. Выготский, А. В. Запорожец, Ю Ф. Змановский, К. Ингенкамп, Г. И. Я. Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. I I. Леонтьев, Д. Б., А П. Усова, А. В. Паклина, И. В. Гребенникова и др.).
Теоретическая значимость состоит в обобщении научных источников по проблеме, конкретизации понятия коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по формированию у дошкольников коммуникативно-речевой готовности к школьному обучению и усовершенствовании методических приемов по развитию речи детей с задержкой психического развития.
Рекомендации по внедрению: разработанная программа по формированию коммуникативно-речевой готовности к школе детей с задержкой психического развития может быть рекомендована для подготовки детей к обучению в школе и повышения уровня их речевого развития.
Область применения: ДОУ для детей с задержкой психического развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..………….6
1 Теоретические основы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития……………...10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..10
1.2 Речевая готовность как фактор подготовки ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………………21
1.3 Методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……………………………….29
2 Экспериментальная работа по изучению формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..36
2.1 Диагностика коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……… ………………………………36
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуни кативно-речевой готовности дошкольников к обучению в школе………………………..51
2.3 Анализ и оценка результатов работы по формированию коммуникативно-речевой готовности дошкольников к обучению в школе…………….………….56
Заключение…………………………………………………………….…………...62
Список используемых источников…………………………………..……………64
Приложение А……………………………………………………….……………..68
Приложение Б…………………………………………………………..…………..76
ВВЕДЕНИЕ
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный для этого период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Освоение языка, его грамматического строя, дает возможность детям свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является условием полноценного овладения любыми учебными предметами, входящими в содержание дошкольного, начального, среднего, высшего образования.
В процессе учебной деятельности детей коммуникативно-речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение), с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость определения уровня коммуникативно-речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Проблема коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития решается в следующих видах деятельности: игровой, учебно-познавательной. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает воображение и мышление, но в условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи является обучение - планомерный целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.
Различным аспектам развития детской речи посвящены исследования В. И. Логиновой, В. И. Яшиной, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной,  Е. И. Тихеевой, Ж. Кабан, Н. П. Ивановой, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, JI. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: A. M. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, A. M. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, JI. C. Выготский, А. В. Запорожец, Ю Ф. Змановский, К. Ингенкамп, Г. И. Я. Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. I I. Леонтьев, Д. Б., А П. Усова, А. В. Паклина, И. В. Гребенникова и др.).
Вместе с тем проблема нуждается в дальнейшей методической разработке.
Актуальность проблемы и обусловила выбор темы исследования: «Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития».
Объект исследования: коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются содержание и методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно- речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Задачи
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Уточнить сущность понятия «развитие речи», «коммуникативно-речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе».
3. Выявить уровни коммуникативно-речевой готовности детей к школе.
4. Разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: при целенаправленном обучении детей с задержкой психического развития по специально разработанной коррекционно-развивающей программе «Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития» уровень коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе существенно повышается. 
Методологические подходы:  деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), психолого-педагогические концепции готовности к школе (Л. А. Божович, Л. А. Венгер, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова), речевой готовности к обучению (Л. А. Венгер, О. С. Ушакова. А. В. Паклина).
В ходе исследования были использованы следующие методы:
изучение психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); качественная и количественная обработка данных экспериментальной работы.
Теоретическая значимость состоит в обобщении научных источников по проблеме, конкретизации понятия коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по формированию у дошкольников коммуникативно-речевой готовности к школьному обучению и усовершенствовании методических приемов по развитию речи детей с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.
База исследования: Исследование было организовано на базе «Центр развития ребенка - детский сад № 147» г. Магнитогорска
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 2008
2.Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази и др.: под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского - М., Педагогика, 2010. - 214 с.
3.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., Ось-89. 2003. С. 44-56, 172-175.
 4.Арушанова, А. Игра: формирование грамматического строя речи детей/ А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N7. - C. 61-64.
5.Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с ЗПР, М., 2011.
6.Блейхер, В. М. Толковый словарь психиатрических терминов. / В. М. Блейхер, И. В. Крук - Киев, 2005. - 257 с.
7.Бондаренко, А. К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре. / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, - М.: Просвещение, 2006. - 38 c.
 8.Борякова. Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. http://dou908.hotbox.ru/borabout.htm
 9.Венгер, А. Л. О критериях готовности дошкольников к школьному обучению. / А. Л Венгер. - М., Просвещение, 2008. - 57 с.
10.Власова Т. А., Повзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 2011.
11.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. Ред. Воронковой В.В. – М., Школа-Пресс., 2004. С. 19- 256
12.Выготский, Л. С Мышление и речь. / Л. С Выготский- М.: Лабиринт, 2012. - 226 c.
13.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев - М.: «Творческий центр Сфера», 2007. - 470 с.
14.Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / А. С. Герасимова: под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
15.Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей с ЗПР 6-7 лет к школьному обучения. / Н. И. Гуткина- М. : МГППУ, 2002. - 84с.
16.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 2009
17.Дефектология: Словарь-справочник. / Под ред. Б.П. Пузанова; Сост. С.С.Степанов. - М., Новая школа, 2006.
18. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 2008.
19.Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 2013г. - №6 - С.25.
20.Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин - М.: Лабиринт, 2011. - 366 с.)
21.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. - / А. В. Запорожец, вступит. ст. Л. А. Венгер, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 2006
22.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Рук. / Д. Н. Исаев.-СПб.: Речь, 2003.
23.Карелина И. О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций / И. О. Карелина //Учебно-методическое пособие. - Рыбинск, 2012
24.Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. - 2015г. - №1 - с.42.
25.Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова - М., 2009.
26.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология /Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. // И. Ю. Кулагина - М.: Издательство РОУ, 2014. - 226с.
27.Леонтьев, А. Н. «Проблемы развития психики». / А. Н. Леонтьев М., 2010. - 502 с.
28.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 2008.
29.Мачихина В.Ф. Организационно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. - 2002г. №4 - с.19
30.Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М.: 2004. - 240с.
31.Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн. 1: Общие основы психологии. - 345с.
32.Паклина, А. В. Методика формирования речевой готовности дошкольников к обучению в школе. Автореф. канд. дис., Ек., 2006. 38 с.
33.Развитие речи детей - Психологический словарь / Режим доступа (http://www.anypsy.ru/glossary/razvitie-rechi-detei.)
34.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с.
35.Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Шмидтгаль Г. В., Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/568565/.
36.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2001. - 433с.
37.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. - Самара, 2006. - 10с.
38.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. - Минск, 2000
39.Смоляная Вера «100 игр с буквами и звуками» Режим доступа: http://ksdk.ru/users/data/201204/malyshi/docs/malyshi_1338715228.pdf
40.Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития М, 2008 г.
41.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. - М., 2000
42.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 2005.
43.«Усвоение ребенком родного языка», /сб. «Детская речь», // Московского института экспериментальной психологии, 1927. C. 50-114.
44.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 573c.
45.Чиндилова, О. В. Диагностика речевого и познавательного развития старших дошкольников. Речевое развитие, Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/predshkola/4.pdf.
46.Чиркинa Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М. : АРКТИ, 2003. - 240стр.
47.Швайко, Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2011. 39c.
48.Шванцара, Й. Диагностика психического развития. / Й. Шванцара П.: Авиценнум, 2008. - 46с.
 49.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР. - М., 2010
50.Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: Издательство «Союз», 2004
51.Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. / Д. Б. Эльконин М.: Просвещение, 2009. - 348с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет