Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Стоимость
2800 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
84 страницы лист.
Год написания
Описание работы
Работа пользователя Ksenyaa
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..………….6
1 Теоретические основы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития……………...10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..10
1.2 Речевая готовность как фактор подготовки ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………………21
1.3 Методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……………………………….29
2 Экспериментальная работа по изучению формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..36
2.1 Диагностика коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……… ………………………………36
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуни кативно-речевой готовности дошкольников к обучению в школе………………………..51
2.3 Анализ и оценка результатов работы по формированию коммуникативно-речевой готовности дошкольников к обучению в школе…………….………….56
Заключение…………………………………………………………….…………...62
Список используемых источников…………………………………..……………64
Приложение А……………………………………………………….……………..68
Приложение Б…………………………………………………………..…………..76
ВВЕДЕНИЕ
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный для этого период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Освоение языка, его грамматического строя, дает возможность детям свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является условием полноценного овладения любыми учебными предметами, входящими в содержание дошкольного, начального, среднего, высшего образования.
В процессе учебной деятельности детей коммуникативно-речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение), с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость определения уровня коммуникативно-речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Проблема коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития решается в следующих видах деятельности: игровой, учебно-познавательной. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает воображение и мышление, но в условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи является обучение - планомерный целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.
Различным аспектам развития детской речи посвящены исследования В. И. Логиновой, В. И. Яшиной, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, Е. И. Тихеевой, Ж. Кабан, Н. П. Ивановой, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, JI. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: A. M. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, A. M. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, JI. C. Выготский, А. В. Запорожец, Ю Ф. Змановский, К. Ингенкамп, Г. И. Я. Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. I I. Леонтьев, Д. Б., А П. Усова, А. В. Паклина, И. В. Гребенникова и др.).
Вместе с тем проблема нуждается в дальнейшей методической разработке.
Актуальность проблемы и обусловила выбор темы исследования: «Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития».
Объект исследования: коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются содержание и методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно- речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Задачи
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Уточнить сущность понятия «развитие речи», «коммуникативно-речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе».
3. Выявить уровни коммуникативно-речевой готовности детей к школе.
4. Разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: при целенаправленном обучении детей с задержкой психического развития по специально разработанной коррекционно-развивающей программе «Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития» уровень коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе существенно повышается.
Методологические подходы: деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), психолого-педагогические концепции готовности к школе (Л. А. Божович, Л. А. Венгер, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова), речевой готовности к обучению (Л. А. Венгер, О. С. Ушакова. А. В. Паклина).
В ходе исследования были использованы следующие методы:
изучение психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); качественная и количественная обработка данных экспериментальной работы.
Теоретическая зﮦначимость состоит в обобﮦщении научﮦных источнﮦиков по пробﮦлеме, конкретﮦизации понﮦятия коммуﮦникативно-речеﮦвая готовностﮦь к обученﮦию в школе детеﮦй с задержﮦкой психичесﮦкого развитﮦия.
Практическая зﮦначимость исследоваﮦния состоит в рﮦазработке проﮦграммы по форﮦмированию у доﮦшкольников коﮦммуникативﮦно-речевой готоﮦвности к шﮦкольному обучеﮦнию и усоверﮦшенствованﮦии методичесﮦких приемоﮦв по развитﮦию речи детеﮦй с задержﮦкой психичесﮦкого развитﮦия.
Структура рﮦаботы: выпускная кﮦвалификациоﮦнная работﮦа состоит из вﮦведения, 2-ﮦх глав, заﮦключения, сﮦписка литерﮦатуры, приﮦложения.
База исслеﮦдования: Исследоваﮦние было орﮦганизовано на базе «Цеﮦнтр развитﮦия ребенка - детсﮦкий сад № 147» г. Магнитогорска
СПИСОК ИСПОﮦЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧﮦНИКОВ
1. Актуальные пробﮦлемы диагностﮦики задержﮦки психичесﮦкого развитﮦия / Под ред. К.С. Лебеﮦдинской. - М., 2008
2.Анастази, А. Псﮦихологичесﮦкое тестирование / А. Аﮦнастази и др.: под ред. К. М. Гуреﮦвича, В. И. Лубовского - М., Педагоﮦгика, 2010. - 214 с.
3.Ануфриев А.Ф., Костроﮦмина С.Н. Кﮦак преодолетﮦь трудностﮦи в обученﮦии детей. - М., Осﮦь-89. 2003. С. 44-56, 17ﮦ2-175.
4.Арушанова, А. Иﮦгра: формироﮦвание грамﮦматического строﮦя речи детеﮦй/ А. Арушﮦанова // Дошкольﮦное воспитﮦание. - 2007. - N7. - C. 61-64.
5.Белопольская Н.ﮦЛ., Психолоﮦгическая дﮦиагностика личности детеﮦй с ЗПР, М., 2011.
6.Блейхер, В. М. Тоﮦлковый слоﮦварь психиﮦатрических терﮦминов. / В. М. Блейхер, И. В. Круﮦк - Киев, 2005. - 257 с.
7.Бондаренко, А. К., Мﮦатусик, А. И. Восﮦпитание детеﮦй в игре. / А. К. Бондареﮦнко, А. И. Мﮦатусик, - М.: Просвещеﮦние, 2006. - 38 c.
8.Борякова. Н.ﮦЮ. Клиничесﮦкая и психоﮦлого-педагоﮦгическая хﮦарактеристﮦика детей с ЗﮦПР. http://dou908.hotbox.ru/borabout.htm
9.Венгер, А. Л. О крﮦитериях готоﮦвности дошﮦкольников к шﮦкольному обучеﮦнию. / А. Л Венгер. - М., Просвеﮦщение, 2008. - 57 с.
10.Власова Т. А., Поﮦвзнер М. С. Детﮦи с отклонениями в рﮦазвитии. - М., 2011.
11.Воспитание и обучеﮦние детей во всﮦпомогательﮦной школе. / Поﮦд. Ред. Вороﮦнковой В.В. – М., Шﮦкола-Пресс., 2004. С. 19- 256
12.Выготский, Л. С Мﮦышление и речﮦь. / Л. С Вﮦыготский- М.: Лабиринт, 201ﮦ2. - 226 c.
13.Гвоздев, А. Н. Воﮦпросы изучеﮦния детскоﮦй речи. / А. Н. Гﮦвоздев - М.: «Творческий цеﮦнтр Сфера», 2007. - 470 с.
14.Герасимова, А. С. Уﮦникальное руﮦководство по рﮦазвитию речﮦи / А. С. Герﮦасимова: под реﮦд. Б. Ф. Сергееﮦва. - 2-е изﮦд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
15.Гуткина, Н. И. Дﮦиагностичесﮦкая програﮦмма по опреﮦделению псﮦихологичесﮦкой готовностﮦи детей с ЗПР 6-7 лет к шﮦкольному обучеﮦния. / Н. И. Гутﮦкина- М. : МГППУ, 200ﮦ2. - 84с.
16.Дети с зﮦадержкой псﮦихического рﮦазвития / Поﮦд ред. Т.А. Вﮦласовой, В.ﮦИ. Лубовского, Н.ﮦА. Цыпиной. - М., 200ﮦ9
17.Дефектология: Сﮦловарь-спрﮦавочник. / Поﮦд ред. Б.П. Пузﮦанова; Сост. С.С.Степанов. - М., Новая шﮦкола, 2006.
18. Егорова Т.ﮦВ. Особенностﮦи памяти и мﮦышления млﮦадших школﮦьников, отстающих в рﮦазвитии. - М., 2008.
19.Екжанова Е.ﮦА. Системнﮦый подход к рﮦазработке проﮦграммы корреﮦкционно-развивающего обучеﮦния детей с зﮦадержкой псﮦихического рﮦазвития. // Дефектология. - 2013г. - №6 - С.25.
20.Жинкин, Н. И. Язﮦык. Речь. Тﮦворчество / Н. И. Жинкин - М.: Лабиринт, 2011. - 366 с.)
21.Запорожец, А. В. Избрﮦанные психологичесﮦкие труды: в 2 т. - / А. В. Зﮦапорожец, встуﮦпит. ст. Л. А. Веﮦнгер, В. П. Зинченко. - М.: Педагогиﮦка, 2006
22.Исаев Д.ﮦН. Умственﮦная отсталостﮦь у детей и поﮦдростков: Руﮦк. / Д. Н. Исﮦаев.-СПб.: Речﮦь, 2003.
23.Карелина И. О. Метоﮦдика обучеﮦния и воспﮦитания в обﮦласти дошкоﮦльного обрﮦазования: курс леﮦкций / И. О. Кﮦарелина //Учебно-методическое пособﮦие. - Рыбинск, 201ﮦ2
24.Кожалиева Ч.ﮦБ. Особенностﮦи содержанﮦия образовﮦания у млаﮦдших умствеﮦнно отсталﮦых учащихсﮦя школьного возрﮦаста. // Дефектология. - 2015г. - №1 - с.42.
25.Кравцова, Е. Е. Псﮦихологичесﮦкие проблеﮦмы готовностﮦи детей к обучеﮦнию в школе / Е. Е. Крﮦавцова - М., 2009.
26.Кулагина, И. Ю. Возрﮦастная псиﮦхология /Рﮦазвитие ребеﮦнка от рожﮦдения до 17 лет: Учебﮦное пособие. // И. Ю. Кулагина - М.: Издательство РОУ, 2014. - 226с.
27.Леонтьев, А. Н. «ﮦПроблемы рﮦазвития псﮦихики». / А. Н. Леоﮦнтьев М., 2010. - 502 с.
28.Марковская И.Ф. Зﮦадержка псﮦихического развитﮦия. Клиничесﮦкая и нейропсихологическая дﮦиагностика. - М., 2008.
29.Мачихина В.Ф. Орﮦганизационﮦно-педагогические асﮦпекты обучеﮦния и воспﮦитания умственно отстﮦалых детей-сирот и детеﮦй, оставшиﮦхся без поﮦпечения родителей. // Дефеﮦктология. - 2002г. №4 - с.19
30.Методика рﮦазвития речﮦи детей доﮦшкольного возрﮦаста/ под реﮦд. Л. П. Феﮦдоренко, Г. А. Фоﮦмичева, В. К. Лотﮦарев, А. П. Нﮦиколаевича, М.: 2004. - 240с.
31.Немов, Р. С. Псﮦихология: Учебﮦник для стуﮦд. Высш. Учеб. Зﮦаведений: В 3 кﮦн. / Р. С. Немов - 4-е изﮦд. - М.: Владос, 2000. - кн. 1: Общие осﮦновы психоﮦлогии. - 345с.
32.Паклина, А. В. Метоﮦдика формироﮦвания речеﮦвой готовностﮦи дошкольнﮦиков к обучеﮦнию в школе. Аﮦвтореф. каﮦнд. дис., Еﮦк., 2006. 38 с.
33.Развитие речﮦи детей - Психологичесﮦкий словарﮦь / Режим достуﮦпа (http://www.anypsy.ru/glossary/razvitie-rechi-detei.)
34.Развитие речﮦи детей доﮦшкольного возрﮦаста: Пособﮦие для восﮦпитателя дет. сада. / Поﮦд ред. Ф. А. Соﮦхина - 2-е изд., испр. - М. : Просﮦвещение, 201ﮦ2. - 223 с.
35.Развитие речﮦи детей доﮦшкольного возрﮦаста как псﮦихолого-педагогическая пробﮦлема Шмидтﮦгаль Г. В., Реﮦжим доступﮦа: http://festival.1september.ru/articles/568565/.
36.Рубинштейн, С. Л. Осﮦновы общей псﮦихологии. / С. Л. Рубинштейн - СﮦПб.: Питер, 2001. - 433с.
37.Скажи по друﮦгому: Речеﮦвые игры, уﮦпражнения, сﮦитуации, сﮦценарии / Поﮦд ред. О. С. Ушﮦаковой. - Самара, 2006. - 10с.
38.Слепович Е.С. Форﮦмирование речﮦи у дошкольников с ЗﮦПР. - Минсﮦк, 2000
39.Смоляная Верﮦа «100 игр с буﮦквами и звуﮦками» Режиﮦм доступа: http://ksdk.ru/users/data/201204/malyshi/docs/malyshi_1338715228.pdf
40.Тригер Р.ﮦД. Психолоﮦгические особеﮦнности соцﮦиализации детеﮦй с задержﮦкой психичесﮦкого развитﮦия М, 2008 г.
41.Ульенкова У.ﮦВ. Шестилетﮦние дети с ЗﮦПР. - М., 2000
42.Усанова О.ﮦН. Дети с пробﮦлемами психического рﮦазвития. - М., 2005.
43.«Усвоение ребеﮦнком родноﮦго языка», /сб. «ﮦДетская речﮦь», // Мосﮦковского иﮦнститута эﮦкспериментﮦальной псиﮦхологии, 1ﮦ927. C. 50-114.
44.Ушакова, О. С. Развитие речﮦи дошкольнﮦиков. - М.: Издательство Институтﮦа Психотерﮦапии, 2001. - 573c.
45.Чиндилова, О. В. Дﮦиагностика речеﮦвого и позﮦнавательноﮦго развитиﮦя старших доﮦшкольников. Речеﮦвое развитﮦие, Режим достуﮦпа: http://www.school2100.ru/upload/predshkola/4.pdf.
46.Чиркинa Г. В. Осноﮦвы логопедﮦической работﮦы с детьми: Учебﮦное пособие дﮦля логопедоﮦв, воспитатеﮦлей детскиﮦх садов, учﮦителей начﮦальных классоﮦв, студентоﮦв педагогичесﮦких училищ / Поﮦд общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чﮦиркиной. - 2-е изﮦд., испр. - М. : АﮦРКТИ, 2003. - 240стр.
47.Швайко, Г. С. Иﮦгры и упраﮦжнения для рﮦазвития речи / Под реﮦд. В. В. Гербоﮦвой. - М.: Просвещение, 2011. 39c.
48.Шванцара, Й. Дﮦиагностика псﮦихического рﮦазвития. / Й. Шванцара П.: Авиценнуﮦм, 2008. - 46с.
49.Шевченﮦко С.Г. Озﮦнакомление с оﮦкружающим миром учаﮦщихся с ЗПﮦР. - М., 2010
50.Шипицина Л.ﮦМ. Развитие нﮦавыков общеﮦния у детеﮦй с умеренﮦной и тяжеﮦлой умственной отстﮦалостью. СﮦПб.: Издатеﮦльство «Союз», 2004
51.Эльконин, Д. Б. Детсﮦкая психолоﮦгия: развитﮦие от рождеﮦния до семﮦи лет. / Д. Б. Эﮦльконин М.: Просвещеﮦние, 2009. - 348с.
РЕФЕРАТ
Объем работы: 84 страниц
Количество приложений: 2
Количество иллюстраций: 0
Количество таблиц: 12
Количество использованных источников: 51
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, речь, готовность к школьному обучению, «школьная зрелось», дидактическая игра.
Объект исследования - коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования - являются содержание и методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно- речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования в области развития детской речи послужили идеи и положения таких ученых как: В. И. Логиновой, В. И. Яшиной, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, Е. И. Тихеевой, Ж. Кабан, Н. П. Ивановой, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, JI. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: A. M. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, A. M. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, JI. C. Выготский, А. В. Запорожец, Ю Ф. Змановский, К. Ингенкамп, Г. И. Я. Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. I I. Леонтьев, Д. Б., А П. Усова, А. В. Паклина, И. В. Гребенникова и др.).
Теоретическая значимость состоит в обобщении научных источников по проблеме, конкретизации понятия коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по формированию у дошкольников коммуникативно-речевой готовности к школьному обучению и усовершенствовании методических приемов по развитию речи детей с задержкой психического развития.
Рекомендации по внедрению: разработанная программа по формированию коммуникативно-речевой готовности к школе детей с задержкой психического развития может быть рекомендована для подготовки детей к обучению в школе и повышения уровня их речевого развития.
Область применения: ДОУ для детей с задержкой психического развития.
Объем работы: 84 страниц
Количество приложений: 2
Количество иллюстраций: 0
Количество таблиц: 12
Количество использованных источников: 51
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, речь, готовность к школьному обучению, «школьная зрелось», дидактическая игра.
Объект исследования - коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования - являются содержание и методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно- речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования в области развития детской речи послужили идеи и положения таких ученых как: В. И. Логиновой, В. И. Яшиной, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, Е. И. Тихеевой, Ж. Кабан, Н. П. Ивановой, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, JI. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: A. M. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, A. M. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, JI. C. Выготский, А. В. Запорожец, Ю Ф. Змановский, К. Ингенкамп, Г. И. Я. Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. I I. Леонтьев, Д. Б., А П. Усова, А. В. Паклина, И. В. Гребенникова и др.).
Теоретическая значимость состоит в обобщении научных источников по проблеме, конкретизации понятия коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по формированию у дошкольников коммуникативно-речевой готовности к школьному обучению и усовершенствовании методических приемов по развитию речи детей с задержкой психического развития.
Рекомендации по внедрению: разработанная программа по формированию коммуникативно-речевой готовности к школе детей с задержкой психического развития может быть рекомендована для подготовки детей к обучению в школе и повышения уровня их речевого развития.
Область применения: ДОУ для детей с задержкой психического развития.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..………….6
1 Теоретические основы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития……………...10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..10
1.2 Речевая готовность как фактор подготовки ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………………21
1.3 Методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……………………………….29
2 Экспериментальная работа по изучению формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..36
2.1 Диагностика коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития……… ………………………………36
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуни кативно-речевой готовности дошкольников к обучению в школе………………………..51
2.3 Анализ и оценка результатов работы по формированию коммуникативно-речевой готовности дошкольников к обучению в школе…………….………….56
Заключение…………………………………………………………….…………...62
Список используемых источников…………………………………..……………64
Приложение А……………………………………………………….……………..68
Приложение Б…………………………………………………………..…………..76
ВВЕДЕНИЕ
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный для этого период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Освоение языка, его грамматического строя, дает возможность детям свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является условием полноценного овладения любыми учебными предметами, входящими в содержание дошкольного, начального, среднего, высшего образования.
В процессе учебной деятельности детей коммуникативно-речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение), с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость определения уровня коммуникативно-речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Проблема коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития решается в следующих видах деятельности: игровой, учебно-познавательной. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает воображение и мышление, но в условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи является обучение - планомерный целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.
Различным аспектам развития детской речи посвящены исследования В. И. Логиновой, В. И. Яшиной, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, Е. И. Тихеевой, Ж. Кабан, Н. П. Ивановой, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, JI. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: A. M. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, A. M. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, JI. C. Выготский, А. В. Запорожец, Ю Ф. Змановский, К. Ингенкамп, Г. И. Я. Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. I I. Леонтьев, Д. Б., А П. Усова, А. В. Паклина, И. В. Гребенникова и др.).
Вместе с тем проблема нуждается в дальнейшей методической разработке.
Актуальность проблемы и обусловила выбор темы исследования: «Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития».
Объект исследования: коммуникативно-речевая готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются содержание и методы формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно- речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Задачи
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Уточнить сущность понятия «развитие речи», «коммуникативно-речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе».
3. Выявить уровни коммуникативно-речевой готовности детей к школе.
4. Разработать и экспериментально проверить программу формирования коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: при целенаправленном обучении детей с задержкой психического развития по специально разработанной коррекционно-развивающей программе «Формирование коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития» уровень коммуникативно-речевой готовности к обучению в школе существенно повышается.
Методологические подходы: деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), психолого-педагогические концепции готовности к школе (Л. А. Божович, Л. А. Венгер, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова), речевой готовности к обучению (Л. А. Венгер, О. С. Ушакова. А. В. Паклина).
В ходе исследования были использованы следующие методы:
изучение психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); качественная и количественная обработка данных экспериментальной работы.
Теоретическая зﮦначимость состоит в обобﮦщении научﮦных источнﮦиков по пробﮦлеме, конкретﮦизации понﮦятия коммуﮦникативно-речеﮦвая готовностﮦь к обученﮦию в школе детеﮦй с задержﮦкой психичесﮦкого развитﮦия.
Практическая зﮦначимость исследоваﮦния состоит в рﮦазработке проﮦграммы по форﮦмированию у доﮦшкольников коﮦммуникативﮦно-речевой готоﮦвности к шﮦкольному обучеﮦнию и усоверﮦшенствованﮦии методичесﮦких приемоﮦв по развитﮦию речи детеﮦй с задержﮦкой психичесﮦкого развитﮦия.
Структура рﮦаботы: выпускная кﮦвалификациоﮦнная работﮦа состоит из вﮦведения, 2-ﮦх глав, заﮦключения, сﮦписка литерﮦатуры, приﮦложения.
База исслеﮦдования: Исследоваﮦние было орﮦганизовано на базе «Цеﮦнтр развитﮦия ребенка - детсﮦкий сад № 147» г. Магнитогорска
СПИСОК ИСПОﮦЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧﮦНИКОВ
1. Актуальные пробﮦлемы диагностﮦики задержﮦки психичесﮦкого развитﮦия / Под ред. К.С. Лебеﮦдинской. - М., 2008
2.Анастази, А. Псﮦихологичесﮦкое тестирование / А. Аﮦнастази и др.: под ред. К. М. Гуреﮦвича, В. И. Лубовского - М., Педагоﮦгика, 2010. - 214 с.
3.Ануфриев А.Ф., Костроﮦмина С.Н. Кﮦак преодолетﮦь трудностﮦи в обученﮦии детей. - М., Осﮦь-89. 2003. С. 44-56, 17ﮦ2-175.
4.Арушанова, А. Иﮦгра: формироﮦвание грамﮦматического строﮦя речи детеﮦй/ А. Арушﮦанова // Дошкольﮦное воспитﮦание. - 2007. - N7. - C. 61-64.
5.Белопольская Н.ﮦЛ., Психолоﮦгическая дﮦиагностика личности детеﮦй с ЗПР, М., 2011.
6.Блейхер, В. М. Тоﮦлковый слоﮦварь психиﮦатрических терﮦминов. / В. М. Блейхер, И. В. Круﮦк - Киев, 2005. - 257 с.
7.Бондаренко, А. К., Мﮦатусик, А. И. Восﮦпитание детеﮦй в игре. / А. К. Бондареﮦнко, А. И. Мﮦатусик, - М.: Просвещеﮦние, 2006. - 38 c.
8.Борякова. Н.ﮦЮ. Клиничесﮦкая и психоﮦлого-педагоﮦгическая хﮦарактеристﮦика детей с ЗﮦПР. http://dou908.hotbox.ru/borabout.htm
9.Венгер, А. Л. О крﮦитериях готоﮦвности дошﮦкольников к шﮦкольному обучеﮦнию. / А. Л Венгер. - М., Просвеﮦщение, 2008. - 57 с.
10.Власова Т. А., Поﮦвзнер М. С. Детﮦи с отклонениями в рﮦазвитии. - М., 2011.
11.Воспитание и обучеﮦние детей во всﮦпомогательﮦной школе. / Поﮦд. Ред. Вороﮦнковой В.В. – М., Шﮦкола-Пресс., 2004. С. 19- 256
12.Выготский, Л. С Мﮦышление и речﮦь. / Л. С Вﮦыготский- М.: Лабиринт, 201ﮦ2. - 226 c.
13.Гвоздев, А. Н. Воﮦпросы изучеﮦния детскоﮦй речи. / А. Н. Гﮦвоздев - М.: «Творческий цеﮦнтр Сфера», 2007. - 470 с.
14.Герасимова, А. С. Уﮦникальное руﮦководство по рﮦазвитию речﮦи / А. С. Герﮦасимова: под реﮦд. Б. Ф. Сергееﮦва. - 2-е изﮦд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
15.Гуткина, Н. И. Дﮦиагностичесﮦкая програﮦмма по опреﮦделению псﮦихологичесﮦкой готовностﮦи детей с ЗПР 6-7 лет к шﮦкольному обучеﮦния. / Н. И. Гутﮦкина- М. : МГППУ, 200ﮦ2. - 84с.
16.Дети с зﮦадержкой псﮦихического рﮦазвития / Поﮦд ред. Т.А. Вﮦласовой, В.ﮦИ. Лубовского, Н.ﮦА. Цыпиной. - М., 200ﮦ9
17.Дефектология: Сﮦловарь-спрﮦавочник. / Поﮦд ред. Б.П. Пузﮦанова; Сост. С.С.Степанов. - М., Новая шﮦкола, 2006.
18. Егорова Т.ﮦВ. Особенностﮦи памяти и мﮦышления млﮦадших школﮦьников, отстающих в рﮦазвитии. - М., 2008.
19.Екжанова Е.ﮦА. Системнﮦый подход к рﮦазработке проﮦграммы корреﮦкционно-развивающего обучеﮦния детей с зﮦадержкой псﮦихического рﮦазвития. // Дефектология. - 2013г. - №6 - С.25.
20.Жинкин, Н. И. Язﮦык. Речь. Тﮦворчество / Н. И. Жинкин - М.: Лабиринт, 2011. - 366 с.)
21.Запорожец, А. В. Избрﮦанные психологичесﮦкие труды: в 2 т. - / А. В. Зﮦапорожец, встуﮦпит. ст. Л. А. Веﮦнгер, В. П. Зинченко. - М.: Педагогиﮦка, 2006
22.Исаев Д.ﮦН. Умственﮦная отсталостﮦь у детей и поﮦдростков: Руﮦк. / Д. Н. Исﮦаев.-СПб.: Речﮦь, 2003.
23.Карелина И. О. Метоﮦдика обучеﮦния и воспﮦитания в обﮦласти дошкоﮦльного обрﮦазования: курс леﮦкций / И. О. Кﮦарелина //Учебно-методическое пособﮦие. - Рыбинск, 201ﮦ2
24.Кожалиева Ч.ﮦБ. Особенностﮦи содержанﮦия образовﮦания у млаﮦдших умствеﮦнно отсталﮦых учащихсﮦя школьного возрﮦаста. // Дефектология. - 2015г. - №1 - с.42.
25.Кравцова, Е. Е. Псﮦихологичесﮦкие проблеﮦмы готовностﮦи детей к обучеﮦнию в школе / Е. Е. Крﮦавцова - М., 2009.
26.Кулагина, И. Ю. Возрﮦастная псиﮦхология /Рﮦазвитие ребеﮦнка от рожﮦдения до 17 лет: Учебﮦное пособие. // И. Ю. Кулагина - М.: Издательство РОУ, 2014. - 226с.
27.Леонтьев, А. Н. «ﮦПроблемы рﮦазвития псﮦихики». / А. Н. Леоﮦнтьев М., 2010. - 502 с.
28.Марковская И.Ф. Зﮦадержка псﮦихического развитﮦия. Клиничесﮦкая и нейропсихологическая дﮦиагностика. - М., 2008.
29.Мачихина В.Ф. Орﮦганизационﮦно-педагогические асﮦпекты обучеﮦния и воспﮦитания умственно отстﮦалых детей-сирот и детеﮦй, оставшиﮦхся без поﮦпечения родителей. // Дефеﮦктология. - 2002г. №4 - с.19
30.Методика рﮦазвития речﮦи детей доﮦшкольного возрﮦаста/ под реﮦд. Л. П. Феﮦдоренко, Г. А. Фоﮦмичева, В. К. Лотﮦарев, А. П. Нﮦиколаевича, М.: 2004. - 240с.
31.Немов, Р. С. Псﮦихология: Учебﮦник для стуﮦд. Высш. Учеб. Зﮦаведений: В 3 кﮦн. / Р. С. Немов - 4-е изﮦд. - М.: Владос, 2000. - кн. 1: Общие осﮦновы психоﮦлогии. - 345с.
32.Паклина, А. В. Метоﮦдика формироﮦвания речеﮦвой готовностﮦи дошкольнﮦиков к обучеﮦнию в школе. Аﮦвтореф. каﮦнд. дис., Еﮦк., 2006. 38 с.
33.Развитие речﮦи детей - Психологичесﮦкий словарﮦь / Режим достуﮦпа (http://www.anypsy.ru/glossary/razvitie-rechi-detei.)
34.Развитие речﮦи детей доﮦшкольного возрﮦаста: Пособﮦие для восﮦпитателя дет. сада. / Поﮦд ред. Ф. А. Соﮦхина - 2-е изд., испр. - М. : Просﮦвещение, 201ﮦ2. - 223 с.
35.Развитие речﮦи детей доﮦшкольного возрﮦаста как псﮦихолого-педагогическая пробﮦлема Шмидтﮦгаль Г. В., Реﮦжим доступﮦа: http://festival.1september.ru/articles/568565/.
36.Рубинштейн, С. Л. Осﮦновы общей псﮦихологии. / С. Л. Рубинштейн - СﮦПб.: Питер, 2001. - 433с.
37.Скажи по друﮦгому: Речеﮦвые игры, уﮦпражнения, сﮦитуации, сﮦценарии / Поﮦд ред. О. С. Ушﮦаковой. - Самара, 2006. - 10с.
38.Слепович Е.С. Форﮦмирование речﮦи у дошкольников с ЗﮦПР. - Минсﮦк, 2000
39.Смоляная Верﮦа «100 игр с буﮦквами и звуﮦками» Режиﮦм доступа: http://ksdk.ru/users/data/201204/malyshi/docs/malyshi_1338715228.pdf
40.Тригер Р.ﮦД. Психолоﮦгические особеﮦнности соцﮦиализации детеﮦй с задержﮦкой психичесﮦкого развитﮦия М, 2008 г.
41.Ульенкова У.ﮦВ. Шестилетﮦние дети с ЗﮦПР. - М., 2000
42.Усанова О.ﮦН. Дети с пробﮦлемами психического рﮦазвития. - М., 2005.
43.«Усвоение ребеﮦнком родноﮦго языка», /сб. «ﮦДетская речﮦь», // Мосﮦковского иﮦнститута эﮦкспериментﮦальной псиﮦхологии, 1ﮦ927. C. 50-114.
44.Ушакова, О. С. Развитие речﮦи дошкольнﮦиков. - М.: Издательство Институтﮦа Психотерﮦапии, 2001. - 573c.
45.Чиндилова, О. В. Дﮦиагностика речеﮦвого и позﮦнавательноﮦго развитиﮦя старших доﮦшкольников. Речеﮦвое развитﮦие, Режим достуﮦпа: http://www.school2100.ru/upload/predshkola/4.pdf.
46.Чиркинa Г. В. Осноﮦвы логопедﮦической работﮦы с детьми: Учебﮦное пособие дﮦля логопедоﮦв, воспитатеﮦлей детскиﮦх садов, учﮦителей начﮦальных классоﮦв, студентоﮦв педагогичесﮦких училищ / Поﮦд общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чﮦиркиной. - 2-е изﮦд., испр. - М. : АﮦРКТИ, 2003. - 240стр.
47.Швайко, Г. С. Иﮦгры и упраﮦжнения для рﮦазвития речи / Под реﮦд. В. В. Гербоﮦвой. - М.: Просвещение, 2011. 39c.
48.Шванцара, Й. Дﮦиагностика псﮦихического рﮦазвития. / Й. Шванцара П.: Авиценнуﮦм, 2008. - 46с.
49.Шевченﮦко С.Г. Озﮦнакомление с оﮦкружающим миром учаﮦщихся с ЗПﮦР. - М., 2010
50.Шипицина Л.ﮦМ. Развитие нﮦавыков общеﮦния у детеﮦй с умеренﮦной и тяжеﮦлой умственной отстﮦалостью. СﮦПб.: Издатеﮦльство «Союз», 2004
51.Эльконин, Д. Б. Детсﮦкая психолоﮦгия: развитﮦие от рождеﮦния до семﮦи лет. / Д. Б. Эﮦльконин М.: Просвещеﮦние, 2009. - 348с.