Формирование культуры межнационального общения
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Формирование культуры межнационального общения»
Оглавление:
Введение............................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования
межнациональных отношений
1.1 Возникновение и современное состояние проблемы
1.2 Основные направленния воспитания культуры межнационального
общения..............................................................
Выводы по первой главе……………………………………………..
Глава 2. Формирование культуры межнационального общения
2.1 Формирование культуры межнационального общения у школьников
..................................................................................................
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании межнационального
общения у детей и подростков.......................................................................
Вывод по второй главе…………………………………………………
Заключение..............................................................................................
Список литературы.....
Для решения исследовательских задач были использованы различныеметоды:
17.Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Ковальчук, М.А.Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
18.Сковородкина, И.З.Этика национальных отношений.- М., 2004.
Оглавление:
Введение............................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования
межнациональных отношений
1.1 Возникновение и современное состояние проблемы
1.2 Основные направленния воспитания культуры межнационального
общения..............................................................
Выводы по первой главе……………………………………………..
Глава 2. Формирование культуры межнационального общения
2.1 Формирование культуры межнационального общения у школьников
..................................................................................................
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании межнационального
общения у детей и подростков.......................................................................
Вывод по второй главе…………………………………………………
Заключение..............................................................................................
Список литературы.....
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Россия является многонациональной страной. Её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. Уровень общения, степень актуальности общения напрямую зависел от конкретной исторической обстановки, от политики режима и других объективных факторов.
Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Несомненно и то, что в условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Вот почему в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональных конфликтов.
Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, так как именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.
3
Актуальность исследования
Россия является многонациональной страной. Её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. Уровень общения, степень актуальности общения напрямую зависел от конкретной исторической обстановки, от политики режима и других объективных факторов.
Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Несомненно и то, что в условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Вот почему в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональных конфликтов.
Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, так как именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.
3
Но в последнее время возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Жестокость, нетерпимость
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении и обусловили ееактуальностьивыбор темыисследования.
Цель исследования:рассмотрение проблемы воспитания культуры межнационального общения у детей школьного возраста.
Объект исследования– воспитание культуры межнационального общения в школе.
Предмет исследования– педагогические условия, влияющие на эффективность воспитания межнационального общения школьников.
4
- сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.
-
- подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию,
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении и обусловили ееактуальностьивыбор темыисследования.
Цель исследования:рассмотрение проблемы воспитания культуры межнационального общения у детей школьного возраста.
Объект исследования– воспитание культуры межнационального общения в школе.
Предмет исследования– педагогические условия, влияющие на эффективность воспитания межнационального общения школьников.
- соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующиезадачи:
- Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме культуры межнационального общения школьников;
- Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов межнационального воспитания школьников;
4
- Определить, каким образом родители и педагоги могут повлиять на формирование межнационального общения.
Для решения исследовательских задач были использованы различныеметоды:
- теоретические (изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников);
Список литературы:
1. Адзиев, А.Межнациональные семьи и вопросы воспитания // Советская педагогика - 1991, №12, с. 3-7.
2.Асипова, Н.А.Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика - 1991 - №12, с. 12-17.
3.Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. - М.: АПК и ПРО, 2002.
4.Бондаревская, Е.В.Мигрантская педагогика. - М., 2005.
5.Безюлева, Г.В., Шеламова, Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-
М.: Вербум, 2003.
6.Гасанов, З.Т., Матис, В.И. Воспитание культуры межнационального общения. - М.. 2004.
7.Гарунов, Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся // Советская педагогика -1989 - №10, с. 15-20.
8.Давлекамова, Г.В.Этническая педагогика. - М., 2003.
9.Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. - М.. 2005.
10. Демократия и толерантность/ Монография под ред. В.С.Рахманина.-Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002.
11.Комаров, В.П.Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи // Вестник ОГУ – 1999, №3, с. 6-12.
12.Кочетов, А., Кожокорь, В.Нет народа лучше другого. К проблеме воспитания у школьников культуры межнациональных отношений // Народное образование — 1991 - №8, с. 3-7.
13.Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.- М., 2002.
16.Разумовская, Г.В., Виноградов, В.В.Глобальное образование. - М.. 2003.
34
1. Адзиев, А.Межнациональные семьи и вопросы воспитания // Советская педагогика - 1991, №12, с. 3-7.
2.Асипова, Н.А.Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика - 1991 - №12, с. 12-17.
3.Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. - М.: АПК и ПРО, 2002.
4.Бондаревская, Е.В.Мигрантская педагогика. - М., 2005.
5.Безюлева, Г.В., Шеламова, Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-
М.: Вербум, 2003.
6.Гасанов, З.Т., Матис, В.И. Воспитание культуры межнационального общения. - М.. 2004.
7.Гарунов, Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся // Советская педагогика -1989 - №10, с. 15-20.
8.Давлекамова, Г.В.Этническая педагогика. - М., 2003.
9.Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. - М.. 2005.
10. Демократия и толерантность/ Монография под ред. В.С.Рахманина.-Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002.
11.Комаров, В.П.Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи // Вестник ОГУ – 1999, №3, с. 6-12.
12.Кочетов, А., Кожокорь, В.Нет народа лучше другого. К проблеме воспитания у школьников культуры межнациональных отношений // Народное образование — 1991 - №8, с. 3-7.
13.Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.- М., 2002.
- Опыт разработки концепции воспитания. // Сборник, общ. редакция В.И. Цивилевой. - Красноярк 1997.
16.Разумовская, Г.В., Виноградов, В.В.Глобальное образование. - М.. 2003.
34
17.Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Ковальчук, М.А.Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
18.Сковородкина, И.З.Этика национальных отношений.- М., 2004.
- Терминологический словарь современного образования (глоссарий).