Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Формирование мировоззрения Н.А. Добролюбова

Стоимость
550 руб.
Содержание
Теория
Объем
38 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Формирование мировоззрения Н.А. Добролюбова»


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Детство и юность Н.А. Добролюбова.
1.1. Семья и первые шаги к образованию………………………………….10
1.2. Семинария и постепенный надлом идеологических ценностей…......13
Глава 2. Педагогический институт.
2.1.  Переосмысление религиозного отношения к жизни…………..……..22
2.2. «Лидер оппозиции»: окружение Добролюбова в Педагогическом институте. …………………………………………………………………….25
2.3. Отношения с Н.Г. Чернышевским………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………... .36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ...39


ВВЕДЕНИЕ
Литературное наследие Николая Александровича Добролюбова представляет собой большой, ценнейший вклад в сокровищницу передовой общественной русской мысли середины XIX века. Его имя заслуженно занимает почетное место в истории политической публицистики, литературной критики, социологии, материалистической философии и диалектики. Нельзя переоценить заслуги Добролюбова в разработке злободневных проблем того времени, идейно-эстетических принципов, реальной критики, составляющих творческое продолжение и развитие эстетический воззрений его учителей – В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского.
Добролюбов принадлежит к группе великих русских демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского – тех гениев революционной мысли России, которые сохранили преемственность от Радищева, декабристов, петрашевцев и передали эту «эстафету» следующему поколению – Д.И. Писареву, М.А. Антоновичу, М.Е. Салтыкову-Щедрину, Н.В. Щелгунову, революционерам-народникам 70-х годов, идеологам народной революции.
Добролюбов –  крупное и самобытное явление в истории отечественной мысли, это тот деятель литературы и общественной мысли, который открыто выражает «дух времени». Он деятель эпохи, когда разрушалась крепостная Россия и рождалась новая – демократическая. Добролюбов был одним из первых русских публицистов, чья деятельность дала толчок общественному сознанию к перестройке его на демократический, революционный лад.
Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ. За один 1858 год Добролюбов напечатал 75 статей и рецензий.
Произведения Н. А. Добролюбова при жизни автора, как известно, не перепечатывались. Ни сам он, ни его друзья и единомышленники так и не успели выпустить в свет ни одной книжки его статей.  Даже после смерти долгое время не было собрано и опубликовано в полном виде полноценная работа. Первое издание его сочинений, подготовленное Чернышевским, было выпущено в свет в 1862 году (вышло 4 тома)[1], оно было шесть раз переизданным без существенных правок. Чернышевский очень много сделал для увековечения памяти своего друга и соратника. Он затратил немало усилий на поиск, расшифровку, систематизацию и публикацию его работ, подготовил к изданию собрание сочинений Добролюбова, написал воспоминания и историко-биографический очерк о нем.  Автором первой монографии о Добролюбове был сотрудник "Современника", известный переводчик и критик П. А. Бибиков[2]. Он писал: "Мог ли он без этой веры (в истину и добро) поднять могучий и честный голос против всех неправд нашей жизни, против «темного царства»? Время для полной оценки Добролюбова не пришло, писал Бибиков, и приблизить его можно только популяризацией его личности и трудов. В 1894 году в свет вышла работа Л.И. Скабичевского «Н. Добролюбов. Его жизнь и литературная деятельность»[3].  В 1911 г. исполнилось 75 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти Добролюбова, в связи с чем параллельно подготавливалось два издания собрания его сочинений - под редакцией М. К. Лемке (в 4-х томах)[4] и под редакцией Е.В. Аничкова (9 томов, том 10 остался в корректуре)[5]. Лемке подчеркивал влияние, оказанное на Добролюбова диссертацией Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности" и особенно его работами о Белинском, прежде всего статьей "Очерки гоголевского периода в русской литературе". Эта статья укрепила любовь Добролюбова к Белинскому. Другой биограф, толкователь и издатель работ Добролюбова Аничков дал одну из самых оригинальных его трактовок: «В «Современник» Добролюбов пришел в 1857 г. вполне сложившимся деятелем, и именно поэтому ему удалось в значительной степени и быстро радикализировать журнал. Это одно из тех обстоятельств, на которые не всегда обращается внимание. В лице «Современника» возник центр революционной мысли и практической работы, ведущейся параллельно Лондонскому центру и в подкрепление его усилий. В этом - громадная заслуга Добролюбова. Недаром "только в 1859 г. «Современник» вполне окреп, влияние его утвердилось», - писал Аничков.
Появление марксизма в России не могло не отразиться на изучении наследства Добролюбова. Так, например, интересна работа Г.В. Плеханова[6], который подошел к оценке творчества Добролюбова через анализ взаимоотношений Добролюбова и Чернышевского, которые представлялись ему так: учитель Добролюбова есть Чернышевский. В плехановской трактовке бросаются в глаза два обстоятельства: полное игнорирование роли А. И. Герцена в развитии воззрений Добролюбова и отсутствие указаний на то, что нового внес Добролюбов в идеологию разночинцев. В этом отношении, считал Плеханов, он растворился в творчестве Чернышевского.
В советские годы изучение и оценка вклада Добролюбова заметно возрастает. В 20-е и начале 30-х годов возник интерес к работам Добролюбова, его труды были внесены  в школьную программу. Позже, уже в 1934-1941 годах было выпущено Гослитиздатом собрание сочинений под редакцией П.И. Лебедева‑Полянского. Заново подготовленное коллективом советских исследователей (1-3 тома – под редакцией Ю.Г. Оксмана, 4-6 тома – под редакцией Б.П. Козьмина)[7], оно являлось первым научным изданием, почти полностью охватившим все произведения критика. Однако это издание оказалось так же не совершенным – в него не были включены письма, и как оказалось впоследствии, были включены некоторые работы, которые принадлежали не Добролюбову. Среди наиболее значительных работ тех лет - небольшая статья Ю. М. Стеклова «Социально-политические взгляды Добролюбова», в которой он наметил этапы идейного развития Добролюбова, а десятилетием позже и полноценная книга о Добролюбове[8], в ней поставлен вопрос о почве, которая питала первоначально развитие добролюбовских принципов и поступков. Анализу исторических и социологических представлений Добролюбова была посвящена статья П. Панкевича[9], который также пытался выяснить, насколько взгляды Добролюбова близки марксизму, и пришел к выводу, что он рассматривал народ не как пассивный исторический материал, а как движущую силу истории. В целом Панкевич считал взгляды Добролюбова весьма реалистичными и не находил склонности «идеализировать» народ. Недостатком статьи являлось слабое использование материалов Добролюбова о русской истории. Всю жизнь и все сферы деятельности Добролюбова охватывает монография В. Полянского[10], который критически проанализировал ряд положений своих предшественников (в том числе и Плеханова). Для книги характерно широкое обращение к тем источникам, на которых воспитывался Добролюбов, формировались его убеждения литературного критика и революционного деятеля. Полянский превзошел своих предшественников как по богатству использованного в его книге материала, так и по широте проблематики. Он впервые ввел в науку понятие революционно-демократической критики как предпосылки развития марксистской идеологии в России.
 В 1961-1964 годах было выпущено в свет 9 томов сочинений под редакцией Б.И. Бурсова- это издание является наиболее полным собранием сочинений  академического типа[11]. В его основу положено издание 1862 года, в котором Н.Г. Чернышевский по рукописям и корректурам  бережно восстановил цензурные купюры и  устранил правку цензоров или вынужденную правку автора. Первый том составляют преимущественно статьи студенческих лет - апрель 1853 – июль 1857, второй – статьи и рецензии августа 1857-мая 1858 годов, третий – статьи и рецензии июня-декабря 1858, четвертый – январь – июнь 1859 года, пятый – статьи и рецензии июля-декабря 1859 года, шестой – статьи и рецензии 1860 года, седьмой – 1861 года и сатирические произведения, написанные Добролюбовым для «Свистка» и «Искры». В 8 томе собраны все стихотворения,  прозаические произведения и дневники, в томе  - письма и указатель имен. В 1976 году под редакцией В.С. Кружкова была выпущена работа «Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение»[12]. Немаловажной работой советских исследователей является собрание воспоминаний современников Добролюбова, 1986 года под редакцией С.А. Рейсера[13], которая содержит воспоминания современников, начиная с семинарии, включая некрологи. В книге много интересных и малоизвестных данных об окружении будущего критика в ранние периоды его жизни. Интересны и поучительны сведения о том, что читал Добролюбов и как работал над книгой, прослеживается эволюция его взглядов на некоторых писателей.
Актуальность изучения деятельности Н.А. Добролюбова заключается в важности рассмотрения формирования его личности под влиянием окружающей действительности. Изучаемый мною период – это необходимый этап в становлении и развитии литературно-критических воззрений, который характеризуется созданием собственной эстетический теории и выработке своего идеала общественных отношений к середине XIX века. Обстоятельное изучение раннего творчества Добролюбова имеет большое значение для понимания творчества писателя в целом. Именно в этот период у начинающего критика происходит становление принципов эстетического освоения действительности, складываются идейные основы его мировоззрения.
Таким образом, на современном этапе целостной, развернутой картины историко-философского исследования о значении деятельности Добролюбова и его роли в интеллектуальной жизни России в полном объеме еще нет, поэтому эта тема нуждается в дальнейшей разработке.
Целью данной работы – исследовать становление и формирование мировоззрения Н.А. Добролюбова, выяснить нравственное и философское содержание добролюбовской концепции нового человека и проследить эволюцию этой концепции от домашнего обучения до сотрудничества в журнале Некрасова «Современник».
Данной целью определяются и задачи, которые необходимо решить в ходе моего исследования, а именно:
1. Изучить начальное образование в семье, влияние родственников на маленького Добролюбова и его дальнейшее самостоятельное развитие в стенах семинарии;
2. Проследить начальные попытки «найти себя» через первые личные записи – реестры, дневник, психаториум;
3. Выявить причины начинающегося надлома ценностей, которые были привиты обществом, семьей и церковью, переосмысления религиозного отношения к жизни под воздействием личных переживаний;
4. Необходимо выяснить степень влияния окружения в педагогическом институте, определить круг ближайших товарищей и их воздействия на восприятие окружающей действительности;
5. Оценить фактор нахождения в обществе сотрудников «Современника» в лице Н.Г. Чернышевского, его воздействие на Добролюбова в литературной сфере, а так же проследить динамику дружеских отношений между ними.
 
[1] Чернышевский Н. Г. Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861–1862 годах, 4т. М., 1890
[2] Бибиков П. А. О литературной деятельности Н. А. Добролюбова. СПб. 1862. – 110с.
[3] СкабичевскийЛ. И. Н. А. Добролюбов, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1894. - 95с.
[4] Первое полное собрание сочинений Н.А. Добролюбова : В 4 т. : Т. 1-4 / Под ред. М.К. Лемке с его вступ. заметками к каждой ст. Н.А. Добролюбова, примеч. и биогр. очерком. - Санкт-Петербург :- 4 т.
[5] Аничков - Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. под ред. Е. В. Аничкова, т. 1-9. СПб., изд-во "Деятель", 1911-1912. – 518с.
[6] Плеханов Г. В. Добролюбов и Островский. В кн.: Плеханов Г. В. Соч. Т. 24. М. 1924. -383с.
[7] Лебедев-Полянский П. И. Н. А. Добролюбов. Мировоззрение и литературно-критическая деятельность. М., 1933. 6т. – 419с.
[8] Стеклов Ю. Жизнь и деятельность Н. А. Добролюбова. Л. 1930. – 118с.
[9] Панкевич П. Историко-социологические взгляды Н. А. Добролюбова. - Под знаменем марксизма, 1928. - 257с.
[10] Полянский В. Николай Александрович Добролюбов. М. 1933. – 675с.
[11] Б. И. Бурсов. Собрание сочинений : В 9 т. Вступ. статья В. В. Жданова, с. VII-LVI. - Москва ; Ленинград : Гослитиздат. 1961-1964. - 9 т. – 699с.
[12] Кружков В. С. Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М. 1976. – 432с.
[13]Рейсер С.А. Добролюбов Н.А. в воспоминаниях современников. М. 1986. - 421с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
  1. Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - №2. - 318 с.
  2. Бурлацкий Ф.М. Политические взгляды H.A. Добролюбова. М.: Гос. изд-во юрид. лит, 1954. - 272с.
  3. H.A. Добролюбов в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1986.- 422 с.
  4. Добролюбов Н. А. Дневники. 1851-1859 / Н. А. Добролюбов ; Под ред. и со вступ. ст. Валерьяна Полянского. - М, 1931. -203с.
  5. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений, т. 8. М.-Л., 1964. - 714с.
  6. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений, т. 7. М.-Л., 1964. – 634с.
  7. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений, т. 9. М.-Л., 164. - 699с.
  8. Жданов В.В. Н.А. Добролюбов. // История русской критики. Т. 2, М. — Л., 1958. -237с.
  9. Кружков В.С. Добролюбов Н.А. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М. 1976. Кружков B.C. H.A. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М.: Наука, 1976.-432 с.
  10. Кружков B.C. Мировоззрение H.A. Добролюбова. М.: Госполитиздат, 1952. - 580 с.
  11. Скабичевский А. М. Н. А. Добролюбов: Его жизнь и литературная деятельность. — СПб.: Издательство Ф. Павленкова, 1894. – 95с.
  12. Филиппов М.М. Н.А. Добролюбов. [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL:_http://dugward.ru/library/filippov_m_m/filippov_m_m_nikolay_alexandrovich.html (дата обращения: 23.04.2021). – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
  13. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений т. 1. 1939-1953 – 860с.
  14. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений т. 4. 1948. – 983с.
  15. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений, т. 7. 1950, - 851с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет