Формирование мировоззрения Н.А. Добролюбова
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Формирование мировоззрения Н.А. Добролюбова»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Детство и юность Н.А. Добролюбова.
1.1. Семья и первые шаги к образованию………………………………….10
1.2. Семинария и постепенный надлом идеологических ценностей…......13
Глава 2. Педагогический институт.
2.1. Переосмысление религиозного отношения к жизни…………..……..22
2.2. «Лидер оппозиции»: окружение Добролюбова в Педагогическом институте. …………………………………………………………………….25
2.3. Отношения с Н.Г. Чернышевским………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………... .36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ...39
ВВЕДЕНИЕ
Литературное наследие Николая Александровича Добролюбова представляет собой большой, ценнейший вклад в сокровищницу передовой общественной русской мысли середины XIX века. Его имя заслуженно занимает почетное место в истории политической публицистики, литературной критики, социологии, материалистической философии и диалектики. Нельзя переоценить заслуги Добролюбова в разработке злободневных проблем того времени, идейно-эстетических принципов, реальной критики, составляющих творческое продолжение и развитие эстетический воззрений его учителей – В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского.
Добролюбов принадлежит к группе великих русских демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского – тех гениев революционной мысли России, которые сохранили преемственность от Радищева, декабристов, петрашевцев и передали эту «эстафету» следующему поколению – Д.И. Писареву, М.А. Антоновичу, М.Е. Салтыкову-Щедрину, Н.В. Щелгунову, революционерам-народникам 70-х годов, идеологам народной революции.
Добролюбов – крупное и самобытное явление в истории отечественной мысли, это тот деятель литературы и общественной мысли, который открыто выражает «дух времени». Он деятель эпохи, когда разрушалась крепостная Россия и рождалась новая – демократическая. Добролюбов был одним из первых русских публицистов, чья деятельность дала толчок общественному сознанию к перестройке его на демократический, революционный лад.
Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ. За один 1858 год Добролюбов напечатал 75 статей и рецензий.
Произведения Н. А. Добролюбова при жизни автора, как известно, не перепечатывались. Ни сам он, ни его друзья и единомышленники так и не успели выпустить в свет ни одной книжки его статей. Даже после смерти долгое время не было собрано и опубликовано в полном виде полноценная работа. Первое издание его сочинений, подготовленное Чернышевским, было выпущено в свет в 1862 году (вышло 4 тома)[1], оно было шесть раз переизданным без существенных правок. Чернышевский очень много сделал для увековечения памяти своего друга и соратника. Он затратил немало усилий на поиск, расшифровку, систематизацию и публикацию его работ, подготовил к изданию собрание сочинений Добролюбова, написал воспоминания и историко-биографический очерк о нем. Автором первой монографии о Добролюбове был сотрудник "Современника", известный переводчик и критик П. А. Бибиков[2]. Он писал: "Мог ли он без этой веры (в истину и добро) поднять могучий и честный голос против всех неправд нашей жизни, против «темного царства»? Время для полной оценки Добролюбова не пришло, писал Бибиков, и приблизить его можно только популяризацией его личности и трудов. В 1894 году в свет вышла работа Л.И. Скабичевского «Н. Добролюбов. Его жизнь и литературная деятельность»[3]. В 1911 г. исполнилось 75 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти Добролюбова, в связи с чем параллельно подготавливалось два издания собрания его сочинений - под редакцией М. К. Лемке (в 4-х томах)[4] и под редакцией Е.В. Аничкова (9 томов, том 10 остался в корректуре)[5]. Лемке подчеркивал влияние, оказанное на Добролюбова диссертацией Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности" и особенно его работами о Белинском, прежде всего статьей "Очерки гоголевского периода в русской литературе". Эта статья укрепила любовь Добролюбова к Белинскому. Другой биограф, толкователь и издатель работ Добролюбова Аничков дал одну из самых оригинальных его трактовок: «В «Современник» Добролюбов пришел в 1857 г. вполне сложившимся деятелем, и именно поэтому ему удалось в значительной степени и быстро радикализировать журнал. Это одно из тех обстоятельств, на которые не всегда обращается внимание. В лице «Современника» возник центр революционной мысли и практической работы, ведущейся параллельно Лондонскому центру и в подкрепление его усилий. В этом - громадная заслуга Добролюбова. Недаром "только в 1859 г. «Современник» вполне окреп, влияние его утвердилось», - писал Аничков.
Появление марксизма в России не могло не отразиться на изучении наследства Добролюбова. Так, например, интересна работа Г.В. Плеханова[6], который подошел к оценке творчества Добролюбова через анализ взаимоотношений Добролюбова и Чернышевского, которые представлялись ему так: учитель Добролюбова есть Чернышевский. В плехановской трактовке бросаются в глаза два обстоятельства: полное игнорирование роли А. И. Герцена в развитии воззрений Добролюбова и отсутствие указаний на то, что нового внес Добролюбов в идеологию разночинцев. В этом отношении, считал Плеханов, он растворился в творчестве Чернышевского.
В советские годы изучение и оценка вклада Добролюбова заметно возрастает. В 20-е и начале 30-х годов возник интерес к работам Добролюбова, его труды были внесены в школьную программу. Позже, уже в 1934-1941 годах было выпущено Гослитиздатом собрание сочинений под редакцией П.И. Лебедева‑Полянского. Заново подготовленное коллективом советских исследователей (1-3 тома – под редакцией Ю.Г. Оксмана, 4-6 тома – под редакцией Б.П. Козьмина)[7], оно являлось первым научным изданием, почти полностью охватившим все произведения критика. Однако это издание оказалось так же не совершенным – в него не были включены письма, и как оказалось впоследствии, были включены некоторые работы, которые принадлежали не Добролюбову. Среди наиболее значительных работ тех лет - небольшая статья Ю. М. Стеклова «Социально-политические взгляды Добролюбова», в которой он наметил этапы идейного развития Добролюбова, а десятилетием позже и полноценная книга о Добролюбове[8], в ней поставлен вопрос о почве, которая питала первоначально развитие добролюбовских принципов и поступков. Анализу исторических и социологических представлений Добролюбова была посвящена статья П. Панкевича[9], который также пытался выяснить, насколько взгляды Добролюбова близки марксизму, и пришел к выводу, что он рассматривал народ не как пассивный исторический материал, а как движущую силу истории. В целом Панкевич считал взгляды Добролюбова весьма реалистичными и не находил склонности «идеализировать» народ. Недостатком статьи являлось слабое использование материалов Добролюбова о русской истории. Всю жизнь и все сферы деятельности Добролюбова охватывает монография В. Полянского[10], который критически проанализировал ряд положений своих предшественников (в том числе и Плеханова). Для книги характерно широкое обращение к тем источникам, на которых воспитывался Добролюбов, формировались его убеждения литературного критика и революционного деятеля. Полянский превзошел своих предшественников как по богатству использованного в его книге материала, так и по широте проблематики. Он впервые ввел в науку понятие революционно-демократической критики как предпосылки развития марксистской идеологии в России.
В 1961-1964 годах было выпущено в свет 9 томов сочинений под редакцией Б.И. Бурсова- это издание является наиболее полным собранием сочинений академического типа[11]. В его основу положено издание 1862 года, в котором Н.Г. Чернышевский по рукописям и корректурам бережно восстановил цензурные купюры и устранил правку цензоров или вынужденную правку автора. Первый том составляют преимущественно статьи студенческих лет - апрель 1853 – июль 1857, второй – статьи и рецензии августа 1857-мая 1858 годов, третий – статьи и рецензии июня-декабря 1858, четвертый – январь – июнь 1859 года, пятый – статьи и рецензии июля-декабря 1859 года, шестой – статьи и рецензии 1860 года, седьмой – 1861 года и сатирические произведения, написанные Добролюбовым для «Свистка» и «Искры». В 8 томе собраны все стихотворения, прозаические произведения и дневники, в томе - письма и указатель имен. В 1976 году под редакцией В.С. Кружкова была выпущена работа «Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение»[12]. Немаловажной работой советских исследователей является собрание воспоминаний современников Добролюбова, 1986 года под редакцией С.А. Рейсера[13], которая содержит воспоминания современников, начиная с семинарии, включая некрологи. В книге много интересных и малоизвестных данных об окружении будущего критика в ранние периоды его жизни. Интересны и поучительны сведения о том, что читал Добролюбов и как работал над книгой, прослеживается эволюция его взглядов на некоторых писателей.
Актуальность изучения деятельности Н.А. Добролюбова заключается в важности рассмотрения формирования его личности под влиянием окружающей действительности. Изучаемый мною период – это необходимый этап в становлении и развитии литературно-критических воззрений, который характеризуется созданием собственной эстетический теории и выработке своего идеала общественных отношений к середине XIX века. Обстоятельное изучение раннего творчества Добролюбова имеет большое значение для понимания творчества писателя в целом. Именно в этот период у начинающего критика происходит становление принципов эстетического освоения действительности, складываются идейные основы его мировоззрения.
Таким образом, на современном этапе целостной, развернутой картины историко-философского исследования о значении деятельности Добролюбова и его роли в интеллектуальной жизни России в полном объеме еще нет, поэтому эта тема нуждается в дальнейшей разработке.
Целью данной работы – исследовать становление и формирование мировоззрения Н.А. Добролюбова, выяснить нравственное и философское содержание добролюбовской концепции нового человека и проследить эволюцию этой концепции от домашнего обучения до сотрудничества в журнале Некрасова «Современник».
Данной целью определяются и задачи, которые необходимо решить в ходе моего исследования, а именно:
1. Изучить начальное образование в семье, влияние родственников на маленького Добролюбова и его дальнейшее самостоятельное развитие в стенах семинарии;
2. Проследить начальные попытки «найти себя» через первые личные записи – реестры, дневник, психаториум;
3. Выявить причины начинающегося надлома ценностей, которые были привиты обществом, семьей и церковью, переосмысления религиозного отношения к жизни под воздействием личных переживаний;
4. Необходимо выяснить степень влияния окружения в педагогическом институте, определить круг ближайших товарищей и их воздействия на восприятие окружающей действительности;
5. Оценить фактор нахождения в обществе сотрудников «Современника» в лице Н.Г. Чернышевского, его воздействие на Добролюбова в литературной сфере, а так же проследить динамику дружеских отношений между ними.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Детство и юность Н.А. Добролюбова.
1.1. Семья и первые шаги к образованию………………………………….10
1.2. Семинария и постепенный надлом идеологических ценностей…......13
Глава 2. Педагогический институт.
2.1. Переосмысление религиозного отношения к жизни…………..……..22
2.2. «Лидер оппозиции»: окружение Добролюбова в Педагогическом институте. …………………………………………………………………….25
2.3. Отношения с Н.Г. Чернышевским………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………... .36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ...39
ВВЕДЕНИЕ
Литературное наследие Николая Александровича Добролюбова представляет собой большой, ценнейший вклад в сокровищницу передовой общественной русской мысли середины XIX века. Его имя заслуженно занимает почетное место в истории политической публицистики, литературной критики, социологии, материалистической философии и диалектики. Нельзя переоценить заслуги Добролюбова в разработке злободневных проблем того времени, идейно-эстетических принципов, реальной критики, составляющих творческое продолжение и развитие эстетический воззрений его учителей – В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского.
Добролюбов принадлежит к группе великих русских демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского – тех гениев революционной мысли России, которые сохранили преемственность от Радищева, декабристов, петрашевцев и передали эту «эстафету» следующему поколению – Д.И. Писареву, М.А. Антоновичу, М.Е. Салтыкову-Щедрину, Н.В. Щелгунову, революционерам-народникам 70-х годов, идеологам народной революции.
Добролюбов – крупное и самобытное явление в истории отечественной мысли, это тот деятель литературы и общественной мысли, который открыто выражает «дух времени». Он деятель эпохи, когда разрушалась крепостная Россия и рождалась новая – демократическая. Добролюбов был одним из первых русских публицистов, чья деятельность дала толчок общественному сознанию к перестройке его на демократический, революционный лад.
Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ. За один 1858 год Добролюбов напечатал 75 статей и рецензий.
Произведения Н. А. Добролюбова при жизни автора, как известно, не перепечатывались. Ни сам он, ни его друзья и единомышленники так и не успели выпустить в свет ни одной книжки его статей. Даже после смерти долгое время не было собрано и опубликовано в полном виде полноценная работа. Первое издание его сочинений, подготовленное Чернышевским, было выпущено в свет в 1862 году (вышло 4 тома)[1], оно было шесть раз переизданным без существенных правок. Чернышевский очень много сделал для увековечения памяти своего друга и соратника. Он затратил немало усилий на поиск, расшифровку, систематизацию и публикацию его работ, подготовил к изданию собрание сочинений Добролюбова, написал воспоминания и историко-биографический очерк о нем. Автором первой монографии о Добролюбове был сотрудник "Современника", известный переводчик и критик П. А. Бибиков[2]. Он писал: "Мог ли он без этой веры (в истину и добро) поднять могучий и честный голос против всех неправд нашей жизни, против «темного царства»? Время для полной оценки Добролюбова не пришло, писал Бибиков, и приблизить его можно только популяризацией его личности и трудов. В 1894 году в свет вышла работа Л.И. Скабичевского «Н. Добролюбов. Его жизнь и литературная деятельность»[3]. В 1911 г. исполнилось 75 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти Добролюбова, в связи с чем параллельно подготавливалось два издания собрания его сочинений - под редакцией М. К. Лемке (в 4-х томах)[4] и под редакцией Е.В. Аничкова (9 томов, том 10 остался в корректуре)[5]. Лемке подчеркивал влияние, оказанное на Добролюбова диссертацией Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности" и особенно его работами о Белинском, прежде всего статьей "Очерки гоголевского периода в русской литературе". Эта статья укрепила любовь Добролюбова к Белинскому. Другой биограф, толкователь и издатель работ Добролюбова Аничков дал одну из самых оригинальных его трактовок: «В «Современник» Добролюбов пришел в 1857 г. вполне сложившимся деятелем, и именно поэтому ему удалось в значительной степени и быстро радикализировать журнал. Это одно из тех обстоятельств, на которые не всегда обращается внимание. В лице «Современника» возник центр революционной мысли и практической работы, ведущейся параллельно Лондонскому центру и в подкрепление его усилий. В этом - громадная заслуга Добролюбова. Недаром "только в 1859 г. «Современник» вполне окреп, влияние его утвердилось», - писал Аничков.
Появление марксизма в России не могло не отразиться на изучении наследства Добролюбова. Так, например, интересна работа Г.В. Плеханова[6], который подошел к оценке творчества Добролюбова через анализ взаимоотношений Добролюбова и Чернышевского, которые представлялись ему так: учитель Добролюбова есть Чернышевский. В плехановской трактовке бросаются в глаза два обстоятельства: полное игнорирование роли А. И. Герцена в развитии воззрений Добролюбова и отсутствие указаний на то, что нового внес Добролюбов в идеологию разночинцев. В этом отношении, считал Плеханов, он растворился в творчестве Чернышевского.
В советские годы изучение и оценка вклада Добролюбова заметно возрастает. В 20-е и начале 30-х годов возник интерес к работам Добролюбова, его труды были внесены в школьную программу. Позже, уже в 1934-1941 годах было выпущено Гослитиздатом собрание сочинений под редакцией П.И. Лебедева‑Полянского. Заново подготовленное коллективом советских исследователей (1-3 тома – под редакцией Ю.Г. Оксмана, 4-6 тома – под редакцией Б.П. Козьмина)[7], оно являлось первым научным изданием, почти полностью охватившим все произведения критика. Однако это издание оказалось так же не совершенным – в него не были включены письма, и как оказалось впоследствии, были включены некоторые работы, которые принадлежали не Добролюбову. Среди наиболее значительных работ тех лет - небольшая статья Ю. М. Стеклова «Социально-политические взгляды Добролюбова», в которой он наметил этапы идейного развития Добролюбова, а десятилетием позже и полноценная книга о Добролюбове[8], в ней поставлен вопрос о почве, которая питала первоначально развитие добролюбовских принципов и поступков. Анализу исторических и социологических представлений Добролюбова была посвящена статья П. Панкевича[9], который также пытался выяснить, насколько взгляды Добролюбова близки марксизму, и пришел к выводу, что он рассматривал народ не как пассивный исторический материал, а как движущую силу истории. В целом Панкевич считал взгляды Добролюбова весьма реалистичными и не находил склонности «идеализировать» народ. Недостатком статьи являлось слабое использование материалов Добролюбова о русской истории. Всю жизнь и все сферы деятельности Добролюбова охватывает монография В. Полянского[10], который критически проанализировал ряд положений своих предшественников (в том числе и Плеханова). Для книги характерно широкое обращение к тем источникам, на которых воспитывался Добролюбов, формировались его убеждения литературного критика и революционного деятеля. Полянский превзошел своих предшественников как по богатству использованного в его книге материала, так и по широте проблематики. Он впервые ввел в науку понятие революционно-демократической критики как предпосылки развития марксистской идеологии в России.
В 1961-1964 годах было выпущено в свет 9 томов сочинений под редакцией Б.И. Бурсова- это издание является наиболее полным собранием сочинений академического типа[11]. В его основу положено издание 1862 года, в котором Н.Г. Чернышевский по рукописям и корректурам бережно восстановил цензурные купюры и устранил правку цензоров или вынужденную правку автора. Первый том составляют преимущественно статьи студенческих лет - апрель 1853 – июль 1857, второй – статьи и рецензии августа 1857-мая 1858 годов, третий – статьи и рецензии июня-декабря 1858, четвертый – январь – июнь 1859 года, пятый – статьи и рецензии июля-декабря 1859 года, шестой – статьи и рецензии 1860 года, седьмой – 1861 года и сатирические произведения, написанные Добролюбовым для «Свистка» и «Искры». В 8 томе собраны все стихотворения, прозаические произведения и дневники, в томе - письма и указатель имен. В 1976 году под редакцией В.С. Кружкова была выпущена работа «Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение»[12]. Немаловажной работой советских исследователей является собрание воспоминаний современников Добролюбова, 1986 года под редакцией С.А. Рейсера[13], которая содержит воспоминания современников, начиная с семинарии, включая некрологи. В книге много интересных и малоизвестных данных об окружении будущего критика в ранние периоды его жизни. Интересны и поучительны сведения о том, что читал Добролюбов и как работал над книгой, прослеживается эволюция его взглядов на некоторых писателей.
Актуальность изучения деятельности Н.А. Добролюбова заключается в важности рассмотрения формирования его личности под влиянием окружающей действительности. Изучаемый мною период – это необходимый этап в становлении и развитии литературно-критических воззрений, который характеризуется созданием собственной эстетический теории и выработке своего идеала общественных отношений к середине XIX века. Обстоятельное изучение раннего творчества Добролюбова имеет большое значение для понимания творчества писателя в целом. Именно в этот период у начинающего критика происходит становление принципов эстетического освоения действительности, складываются идейные основы его мировоззрения.
Таким образом, на современном этапе целостной, развернутой картины историко-философского исследования о значении деятельности Добролюбова и его роли в интеллектуальной жизни России в полном объеме еще нет, поэтому эта тема нуждается в дальнейшей разработке.
Целью данной работы – исследовать становление и формирование мировоззрения Н.А. Добролюбова, выяснить нравственное и философское содержание добролюбовской концепции нового человека и проследить эволюцию этой концепции от домашнего обучения до сотрудничества в журнале Некрасова «Современник».
Данной целью определяются и задачи, которые необходимо решить в ходе моего исследования, а именно:
1. Изучить начальное образование в семье, влияние родственников на маленького Добролюбова и его дальнейшее самостоятельное развитие в стенах семинарии;
2. Проследить начальные попытки «найти себя» через первые личные записи – реестры, дневник, психаториум;
3. Выявить причины начинающегося надлома ценностей, которые были привиты обществом, семьей и церковью, переосмысления религиозного отношения к жизни под воздействием личных переживаний;
4. Необходимо выяснить степень влияния окружения в педагогическом институте, определить круг ближайших товарищей и их воздействия на восприятие окружающей действительности;
5. Оценить фактор нахождения в обществе сотрудников «Современника» в лице Н.Г. Чернышевского, его воздействие на Добролюбова в литературной сфере, а так же проследить динамику дружеских отношений между ними.
[1] Чернышевский Н. Г. Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861–1862 годах, 4т. М., 1890
[2] Бибиков П. А. О литературной деятельности Н. А. Добролюбова. СПб. 1862. – 110с.
[3] СкабичевскийЛ. И. Н. А. Добролюбов, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1894. - 95с.
[4] Первое полное собрание сочинений Н.А. Добролюбова : В 4 т. : Т. 1-4 / Под ред. М.К. Лемке с его вступ. заметками к каждой ст. Н.А. Добролюбова, примеч. и биогр. очерком. - Санкт-Петербург :- 4 т.
[5] Аничков - Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. под ред. Е. В. Аничкова, т. 1-9. СПб., изд-во "Деятель", 1911-1912. – 518с.
[6] Плеханов Г. В. Добролюбов и Островский. В кн.: Плеханов Г. В. Соч. Т. 24. М. 1924. -383с.
[7] Лебедев-Полянский П. И. Н. А. Добролюбов. Мировоззрение и литературно-критическая деятельность. М., 1933. 6т. – 419с.
[8] Стеклов Ю. Жизнь и деятельность Н. А. Добролюбова. Л. 1930. – 118с.
[9] Панкевич П. Историко-социологические взгляды Н. А. Добролюбова. - Под знаменем марксизма, 1928. - 257с.
[10] Полянский В. Николай Александрович Добролюбов. М. 1933. – 675с.
[11] Б. И. Бурсов. Собрание сочинений : В 9 т. Вступ. статья В. В. Жданова, с. VII-LVI. - Москва ; Ленинград : Гослитиздат. 1961-1964. - 9 т. – 699с.
[12] Кружков В. С. Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М. 1976. – 432с.
[13]Рейсер С.А. Добролюбов Н.А. в воспоминаниях современников. М. 1986. - 421с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
- Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - №2. - 318 с.
- Бурлацкий Ф.М. Политические взгляды H.A. Добролюбова. М.: Гос. изд-во юрид. лит, 1954. - 272с.
- H.A. Добролюбов в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1986.- 422 с.
- Добролюбов Н. А. Дневники. 1851-1859 / Н. А. Добролюбов ; Под ред. и со вступ. ст. Валерьяна Полянского. - М, 1931. -203с.
- Добролюбов Н. А. Собрание сочинений, т. 8. М.-Л., 1964. - 714с.
- Добролюбов Н. А. Собрание сочинений, т. 7. М.-Л., 1964. – 634с.
- Добролюбов Н.А. Собрание сочинений, т. 9. М.-Л., 164. - 699с.
- Жданов В.В. Н.А. Добролюбов. // История русской критики. Т. 2, М. — Л., 1958. -237с.
- Кружков В.С. Добролюбов Н.А. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М. 1976. Кружков B.C. H.A. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М.: Наука, 1976.-432 с.
- Кружков B.C. Мировоззрение H.A. Добролюбова. М.: Госполитиздат, 1952. - 580 с.
- Скабичевский А. М. Н. А. Добролюбов: Его жизнь и литературная деятельность. — СПб.: Издательство Ф. Павленкова, 1894. – 95с.
- Филиппов М.М. Н.А. Добролюбов. [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL:_http://dugward.ru/library/filippov_m_m/filippov_m_m_nikolay_alexandrovich.html (дата обращения: 23.04.2021). – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
- Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений т. 1. 1939-1953 – 860с.
- Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений т. 4. 1948. – 983с.
- Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений, т. 7. 1950, - 851с.