Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Формирование нравственной культуры личности современного подростка СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственной культуры личности современного подростка…………………………………...5 1.1. Понятие нравственной культуры личности………………........................5 1.2. Пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности8 1.3. Особенности формирования нравственной культуры личности у современного подростка………………………………………………………...10 Глава 2. Педагогические основы формирования нравственной культуры личности старших школьников…………………………………………………15 2.1. Диагностика формирования нравственной культуры личности у учащихся старших классов………………………………………………………………….15 2.2. Анализ результатов опытной работы………………………………………19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….36 ВВЕДЕНИЕ Степень научной разработанности: Вопросами формирования нравственной культуры современных подростков занимались А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская. В их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов. Эти проблемы затрагиваются в книгах О.С. Газмана, И.П. Иванова, Н.Б. Крыловой и других о развитии личности ребёнка в обществе в ряде педагогических исследований. В трудах А.В. Мудрика, Б.А. Титова, Д.И. Фельдштейна так же освещались и изучались проблемы социализации и социального воспитания детей, подростков и юношества в сфере нравственной культуры времени. В трудах Л.В. Байбородовой, Г.М. Бирженюка, Л.М. Бузыревой, А.П. Маркова и других есть разработки концепций и программ деятельности в общеобразовательной школе и учреждении культуры. Аспекты социального и нравственного становления ребёнка средствами игровых проектов и программ рассматриваются в работах М.Р. Мирошкиной, И.И. Фришмана и др. В целом же можно отметить, что направление по формированию нравственной культуры имеет весьма низкую степень разработанности в ракурсе социально-культурной деятельности. Объект исследования – формирование нравственной культуры подростков. Предметом исследования – подростки. Цель исследования – выявить особенности формирования нравственной культуры личности современного подростка. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. рассмотреть понятие нравственной культуры личности 2. выявить пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности 3. изучить особенности формирования нравственной культуры личности у современного подростка 4. изучить педагогические основы формирования нравственной культуры личности старших школьников Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, анализ методической документации, анализ экономических результатов деятельности учреждения культуры, сравнение, анкетирование, эксперимент, социологическое исследование, социокультурное проектирование. База исследования: Экспериментальная выборка составила 100 человек, учащихся 9 классов (14 лет). Практическая значимость исследования заключается в том что, результаты исследования могут быть внедрены в процесс работы современных учреждений культуры в сфере работы с подростками. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственной культуры личности современного подростка 1.1. Понятие нравственной культуры личности У слова «нравственность» много синонимов и всего два антонима: «безнравственность» и «аморальность». Значит, у человека много возможностей жить по законам морали. Социологи и здравомыслящая общественность обеспокоены состоянием духовно-нравственной культуры в России. В жизненные планы молодежи включены собственное материальное благополучие, карьера, получение удовольствий. В иерархии нравственных ценностей патриотизм, долг, совесть находятся на последних местах или не значатся вовсе. В результате всеобщей деидеологизации и многочисленных атак на умы и сердца, у молодого населения страны нет единства в восприятии истории России как великой державы, одного из культурных и духовных центров мира. Целенаправленное формирование у молодежи «комплекса вины» за отдельные исторические события приводит к обесцениванию проявлений патриотизма и активной гражданской позиции, к дегероизации известных исторических личностей. Героями становятся военные преступники и уголовные авторитеты [7]. Именно национальные герои от древних до новейших времен являются проводниками духовности и нравственности между поколениями. Подмена понятий о добре и зле приводит к эгоизму и социальной разобщенности, отторжению основ нравственной культуры. Нравственность — это свод правил поведения индивида, выработанный обществом. Основной закон-требование — каждый должен действовать в интересах общества, даже в ущерб собственным. Идеальный гражданин обладает такими качествами: - порядочность и добродетельность; - целомудрие; - честность и справедливость; - благородство, готовность к благодеяниям; - чистота помыслов, культура поведения; - трудолюбие. Этот список можно продолжить, если описать подробнее, детализировать каждое из этих качеств. Например: добродетельность — готовность всю свою жизнь, поступки, волю подчинять законам морали; культура поведения (или воспитанность) — соблюдение норм поступков во всех сферах жизни (общественной, семейной и даже наедине с собой). Нравственность — это следование общепринятым нормам морали. Это внешняя сторона личности: истинные, скрытые от чужих глаз мотивы поступков могут быть и не столь благородными, как выглядят на первый взгляд [12]. Культура вообще — это уровень усвоения индивидом социального опыта своего народа. Она передается из поколения в поколение. О том, насколько культурен человек, судят по: его поведению и деятельности (здравый смысл, целесообразность); формам взаимодействия с другими членами общества; уровню сознания; представлениям о том, что такое красивое и некрасивое; отношению к национальным и народным обычаям и традициям. Как видим, понятия о двух терминах совпадают практически по всем определениям. Нравственная культура — это синтез внутренних, духовных качеств личности с их внешними проявлениями. Это выражается в виде честных отношений в любви, дружбе, труде, в гармонии с собственной совестью и с другими членами общества. Оно считается здоровым и нравственно культурным, если большая часть его граждан живет по принципу «не делай зла, твори добро». Общественная духовно-нравственная культура — это многокомпонентная система, отражающая убеждения, сознание, взгляды населения любой страны. Сложность ее определяется еще и глубиной каждой составляющей: науки (со всеми ее отраслями), культуры всех населяющих страну народов, законов, религии и верований, обычаев и традиций, идеологии. Осваивая основы духовно-нравственной культуры своего народа, человек испытывает воспитательное влияние общества на свое развитие. Однако это не означает недопустимость проявлений индивидуальности, собственных взглядов, гражданской активности. Социум стимулирует активное участие граждан в культурной, хозяйственной, политической жизни страны [17]. Давно стала банальностью мысль о том, что все начинается с детства, с семьи, в которой растет ребенок. В том числе его духовно-нравственное становление и развитие. Именно из уст родителей, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе, он должен услышать первые наставления о том, как и почему следует себя вести в конкретной ситуации общения, что при этом чувствую люди, как они могут оценить его самого и на что это может повлиять в дальнейшей его жизни. Методы и приемы этического и духовно-нравственного воспитания детей в семье давно названы известными педагогами: демонстрация собственных образцов отношения к Родине, национальному достоянию, к языку, к героям и антигероям; объективная оценка событий в социуме и анализ конкретных ситуаций; целенаправленное знакомство через произведения литературы и искусства с духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего; вовлечение в общественную работу; создание ситуаций, в которых ребенок может проявить участие и помощь другим людям. То есть теория обязательно должна сочетаться с практикой. К сожалению, современная школа почти не выполняет воспитательных функций, поскольку стала учреждением, оказывающим лишь образовательные услуги. Озабоченные проблемами воспитания нравственной культуры своего ребенка родители должны вникнуть в наработанный педагогический опыт отечественных и прогрессивных зарубежных специалистов, читать литературу, критически относиться к некоторым современным подходам к вопросам воспитания. Его нравственная культура — это не только спокойная старость родителей, но, по большому счету, и безопасность страны в будущем. 1.2. Пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности Сформировавшаяся личность при принятии решения руководствуется такими критериями, как возможность положительного и отрицательного исхода ситуации, учитывает не только приобретенные теоретические знания, но и полученный жизненный опыт, руководствуется сложившимися в обществе традициями или устоявшимися личными принципами. Однако подростки, старшеклассники, оказываясь в аналогичной ситуации выбора, испытывают трудности в подобном самоопределении по причине отсутствия у них устойчивого уровня сформированности духовно-нравственной культуры поведения. Для гармоничной жизни и «собственной успешности в социуме воспитаннику необходимо иметь определенные знания и умения, способствующие утверждению» [1, с. 576] его жизненной позиции и реализации ее в рамках учебной, творческой или иной деятельности. Одна из форм наследования нравственности в обществе – нравственное воспитание, которое включает в себя «формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности» [4, с. 74]. Современному школьному образованию необходимо отвечать требованиям социального заказа, соответственно которому успешность выпускника школы зависит от наличия у него определённого набора качеств: инициативности, коммуникабельности, эмпатийности, самостоятельности в осуществлении выбора, эрудированности, умения работать в команде. Становление личности человека, его духовно-нравственных качеств продолжается в течение всех периодов жизни, но наиболее значимым этапом для этого выступает период старшей школы. В частности, в этом возрасте активно формируется жизненная позиция, происходит осознание личности в событиях всех областей культуры. «Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно» [5, с. 49]. В современной педагогике воспитание определяется как организованное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, в процессе которого педагог оказывает воспитывающее воздействие на личность ученика. Взаимодействие педагога и воспитанника в педагогической науке называется педагогической технологией воспитания. Педагог, моделируя технологию воспитания по отношению к каждому воспитаннику или группе в конкретной ситуации взаимодействия, осуществляет следующие виды деятельности: – сплочение коллектива на основе достижения высоких актуальных для учеников целей, формируемых не заданной старшим формулой, а реальной позицией педагога-практика и делами, характеризующимися гражданской заботой с целью улучшения общественной жизни или окружающей среды; – развитие коллектива на принципах периодической сменяемости его актива, коллективного планирования, организации и обязательного анализа результата деятельности, взаимоотношений, принятых решений; формирование духовно-нравственных ценностей у каждого члена коллектива; – организацию деятельности, удовлетворяющей потребности старшего школьного возраста (личностно-значимой, общественно полезной, законодательно оформленной, гуманной, искренней деятельности). В процессе воспитания педагог вырабатывает особую позицию наставника, тьютора, способного к сотрудничеству и обеспечению взаимопонимания со старшеклассниками, улучшению взаимодействия между педагогическим и детским коллективами. При определении специфики деятельности педагога важно акцентировать внимание на том, что в соответствии с основополагающими нормативными документами, в первую очередь федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», каждый педагог обладает «свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании» [7]. 1.3. Особенности формирования нравственной культуры личности у современного подростка В настоящее время проблема нравственного воспитания подростков. Дело в том, что современное общество диктует ее гражданам определенные правила поведения, нормы морали. Чтобы каждое последующее поколение понимало специфику окружающего мира, тенденции его развития необходимо формировать и прививать их, что на протяжении многих веков делают родители и педагоги. Это не удивительно, поскольку с раннего детства важно объяснять ребенку основы морали и нравственности (что такое хорошо, а что такое плохо), правила поведения в обществе и ценности [9]. Сегодня средства массовой информации, интернет-ресурсы, телевидение и социальные сети стали доступными. Наряду с развивающими и окультуривающими программами, они, зачастую, несут в себе пропаганду аморального поведения. А подростки, в свою очередь, «примеряют» и проецируют данное поведение на себе (не всегда положительное). Можно сказать, что общество всерьез занимается проблемами экономики, политики и рыночных отношений, но проблемы воспитания оставляет решать, чаще всего, только в рамках общеобразовательных учреждений. А ведь это совсем непростая задача, требующая опоры на разумное и нравственное в человеке, определения ценностных основ собственной жизнедеятельности, обретения чувства ответственности за сохранение моральных основ общества. Выясним суть термина «нравственная культура». В энциклопедическом словаре педагогов он интерпретируется как «состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил [1]. Так, нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Общеизвестно, что граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. Нравственная культура является важной этической и культурологической категорией». Это одна из форм производства, наследования нравственности общества [2]. Но если нормы общества будут изменены в процессе формирования какой-либо субкультуры подростков, то человек, а в дальнейшем и общество в целом, могут вернуться к истокам существования. Данный вопрос для педагогики не является новым. Аристотель и Платон уделяли ему важное значение. В частности, Аристотель считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется путем воспитания, в том числе и нравственного. Платон высказывал ряд важных мыслей о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример. Спустя много веков, Я.А. Каменский (1592 – 1670) в трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [3]. Там же можно встретить народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [3]. Это доказывает необходимость нравственного воспитания для подрастающего поколения, которую в последующие эпохи развивали ученые с еще большей силой. К примеру, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн и другие. Русские педагоги, просветители, философы А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен рассматривали нравственное воспитание как необходимое условие для гармоничного развития личности. К примеру, Л.Н. Толстой считал, что единственная из всех наук, которую должен знать человек, это главнейшая наука как жить и как себя вести.[4] Сущность нравственного воспитания охарактеризовал К.Д. Ушинский в своей статье «О нравственном элементе в воспитании». Он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [5]. От части, мы согласны с этим высказыванием, так как ребенок изначально должен усвоить все ценности и нормы морали. Это нужно для того, чтобы быть воспитанным человеком в будущем. Здоровое общество – это в первую очередь воспитанное общество. Если люди знают как вести себя на публике, взаимодействовать с окружающими, как поступать в той или иной ситуации и не быть примером для обсуждений из-за аморального поведения, то и дальнейшее развитие, получение знаний, обмен опытом будет происходить в непринужденной обстановке. А самое главное – ему будет легко адаптироваться в любой социальной среде [21]. Для современного поколения достаточно часто «идолами поведения», примерами для подражания являются публичные и известные люди, блоггеры, имеющие авторитет среди подростков, но не всегда являющиеся носителями нравственности. К примеру, телевидение за последние годы стало все чаще транслировать деструктивные нормы (истории о ранних беременностях, употреблении запрещенных веществ и алкоголя), использовать ненормативную лексику. Не удивительно, что подростки стали воспринимать это не как показатель неправильного поведения, а напротив, как один из способов стать известным, поймать так называемый «хайп». Стремясь стать известным, поймать «хайп», ребенок начинает участвовать в челленджах (своего рода эстафета на современном слэнге), которые имеют двоякий характер. Одно дело, когда люди начинают по очереди помогать бездомным животным и пожилым людям, другое дело, когда они соревнуются в лучших оскорблениях, или унижениях бездомных людей. Само собой разумеющееся, что виноваты в подобном воспитании родители, которые с рождения не объяснили ребенку как нельзя и как можно себя вести в социуме [11]. Также влияет окружение, в котором находится ребенок. В переходном возрасте для детей примером являются друзья, считая родителей не такими, как они. И родитель обязан создать с ребенком дружеские отношения, обязан поддерживать его, направлять в нужное русло и подсказывать правильное решение в том или ином поступке. А для того, чтобы это получилось без ошибок, есть школьный педагог, который в любой момент должен вместе с родителем сделать все возможное для устранения появившейся проблемы, либо сделать все, чтобы проблем не возникало. Ведь учитель обладает теми компетенциями, которых нет у родителей, и имеет те знания и способы подхода, о которых родители могут не иметь понятия. Поэтому учителя и родители обязаны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы оно потом было в состоянии осознать свои поступки с точки зрения нравственности. Ведь нравственное воспитание – это одна из главных составляющих человека и окружающие должны осознавать сущность данной проблемы и начать взаимодействовать для ее решения. И лишь при совместном взаимодействии поколение будет расти воспитанным, умным и вбирать в себя только лучшие качества, о которых знает общество. Вывод по 1 главе Структурный анализ нравственной культуры выявляет три ее основных компонента. Первый уровень – это духовные элементы, как-то: знания о нравственности, нравственные ориентации и оценочные суждения. Второй уровень составляют элементы, связанные с реализацией данных знаний в действия. Сюда относятся нравственные убеждения, опыт нравственной деятельности, а также качества индивида. Третий уровень представляет практическую сторону нравственной культуры – совокупность поведения и нравственной деятельности. Формирование нравственной культуры происходит одновременно на этих трех уровнях, но не обязательно равномерно и синхронно. Первый уровень – это становление теоретического нравственного сознания. Второй уровень – это превращение теоретического знания во внутреннее убеждение. Третий уровень характеризуется практической деятельностью, связанной с реализацией своих знаний и убеждений в поведении и профессиональной деятельности. Надо отметить, что в практической действительности формирование нравственной культуры человека протекает как единый процесс социализации личности. Выделение различных ее уровней, без которых нельзя понять механизм формирования нравственной культуры личности, возможно лишь путем теоретического анализа. Глава 2. Педагогические основы формирования нравственной культуры личности старших школьников 2.1. Диагностика формирования нравственной культуры личности у учащихся старших классов Проблема нравственного развития подростков остается по сей день одной из наиболее актуальных и сложных в теории и практике воспитания. Для определения уровня нравственного развития были использованы следующие методики: нравственная самооценка (Колмогорцева Л.Н.), диагностика отношений к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии), нравственная мотивация (Колмогорцева Л.Н.). Экспериментальная выборка составила 100 человек, учащихся 9 классов (14 лет). Цель исследования: изучить сформированность нравственной культуры личности современного подростка. Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями. Методики исследования: 1. Методика диагностики нравственной воспитанности 2. Методика диагностики отношений к жизненным ценностям 3. Методика диагностика нравственной мотивации С помощью методики диагностики нравственной воспитанности выявлено, что у 28 человек (28%) высокий уровень нравственной воспитанности, средний уровень – 59 человек (59%), ниже среднего уровень – 13 человек (13%), низкий уровень – 0 человек (0%). На основании полученных данных была построена диаграмма: Рисунок 1 – Анализ нравственной воспитанности Известно, что система ценностей подростков отличается от системы ценностей взрослого человека. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, а что же для него является ценным в этой жизни? Методика диагностики отношений к жизненным ценностям показала следующие результаты: у 28 человек (28%) высокий уровень отношения к жизненным ценностям, средний уровень – 53 человека (53%), ниже среднего уровень – 8 человек (8%), низкий уровень – 11 человек (11%). На основании полученных данных была построена диаграмма. Рисунок 2 – Анализ диагностики отношений к жизненным ценностям Исходя из результата исследования, наиболее значимыми ценностями для учащихся 9 классов являются: быть человеком, которого любят; мне важно здоровье родителей; иметь верного друга; уметь сочувствовать и помогать другим людям; иметь доброе сердце. Наименее важными для подростков являются: иметь возможность многими командовать; иметь много денег; иметь самый современный компьютер; иметь много слуг и ими распоряжаться; иметь то, что у других никогда не будет. С помощью методики диагностика нравственной мотивации выявлено, что у 18 человек (18%) высокий уровень нравственной мотивации, средний уровень – 44 человека (44%), низкий уровень – 38 человек (38%). На основании полученных данных была построена диаграмма: Рисунок 3 – Анализ диагностика нравственной мотивации Таким образом, полученные результаты исследования уровня нравственной культуры подростков показали преобладание среднего уровня: нравственной воспитанности (59%), отношения к жизненным ценностям (53%), нравственной мотивации (44%). Стоит заметить, что у большинства учащихся уровень нравственной мотивации средний (44%) или низкий (38%). Такие показатели свидетельствуют о том, что для подростков с низким уровнем нравственной мотивации характерно негативное отношение к соответствующим нравственным качествам, – чувство долга, ответственность за свои поступки, забота об окружающих. У сравнительно небольшого процента учащихся на уровне ниже среднего наблюдается нравственная воспитанность (13%) и отношение к жизненным ценностям (8%). Большее количество учащихся, а именно 28% имеют высокий уровень нравственной воспитанности и отношения к жизненным ценностям (28%). Однако высокий уровень нравственной мотивации чуть ниже, что составляет 18%. Возможно, это связано с тем, что подростки знают, что значат такие моральные понятия, как добро, зло, совесть, долг и т.д., но относительно себя их не очень-то хотят применять. Они считают, что все им всё должны и обязаны, а они никому ничего. Это их должны любить, уважать, относиться к ним справедливо. Подводя итог, стоит отметить, что нравственность подростка есть совокупность его сознания, моральных качеств, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали. Уровень нравственной культуры включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности. Рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования личности; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками. 2.2. Анализ результатов опытной работы На основе анализа теории и опыта работы педагогов Муниципального общеобразовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания нами предпринята попытка смоделировать процесс воспитания нравственной культуры личности старшеклассника (таблица 1). В качестве значимых показателей сформированности когнитивного компонента нравственной культуры нами были выбраны следующие: наличие знаний в области нравственной культуры, представления о её ценностях. Таблица 1 – Педагогическая модель формирования нравственной культуры личности старшеклассника Цель: сформировать нравственную культуру личности старшеклассника Задачи: – сформировать знания, убеждения, нравственные склонности, чувства, привычки, устойчивые моральные качества личности, необходимые для духовно-нравственной деятельности в социуме; – развить способность к эффективным межличностным взаимоотношениям на осно- ве духовно-нравственной культуры; – активизировать личностное самоопределение Методологические подходы: антропокультурологический, личностно ориентирован- ный, деятельностный, системный Технологии: проблемное обучение, личностно ориентированное образование, разви- тие критического мышления и др. Принципы организации образовательной деятельности: – культуросообразность; – гуманизм; – учет возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников; – единство знаний и умений, сознания и поведения и др. Методы: диалог, убеждение, пример, создание воспитывающих ситуаций и др. Этапы реализации модели ориентировочный адаптационный формирующий реализующий Формы организации педагогического процесса, направленного на формирование нравственной культуры личности старшеклассника: учебные занятия, внеу- рочная деятельность, классные часы, ролевые, деловые, организационно-деятельност- ные игры, решение ситуационных задач, творческие конкурсы, литературные гости- ные, спектакли и др. Компоненты нравственной культуры личности старшеклассника когнитивный мотивационный деятельностный рефлексивный Показатели сформированности духовно-нравственной культуры личности стар- шеклассника – наличие знаний нравственной культуры; – навыки самостоя- тельной деятельности; – творческие способ- ности; – обоснованное целе- полагание; моральный выбор мотивирован ность нравствен- ной деятельности; – ценностное отно- шение к различным видам деятельности; – объективная само- оценка; – интерес к тради- циям и ценностям своего народа - реализация нравствен- ной культуры в повседневном по- ведении; – положительный опыт морального самоопределения; – личная ответ- ственность и само- стоятельность способность адекватно оце- нить собственные мотивы, поступ- ки, решения; – умение коррек- тировать свою деятельность в соответствии с нормами нравственной культуры Уровни сформированности нравственной культуры личности старше- классника низкий (фрагментарный) средний (ситуативный) высокий (устойчивый) Ключевыми показателями сформированности мотивационного компонента мы считаем мотивированность духовно-нравственной деятельности, интерес к традициям и ценностям своего народа. Главными показателями для оценки деятельностного компонента в нашем представлении являются реализация норм духовно-нравственной культуры в повседневном поведении, личная ответственность и самостоятельность. Рефлексивный компонент, по нашему мнению, можно выразить в таких показателях, как «способность адекватно оценивать свои поступки, решения» и др. Старшеклассник, обладающий низким уровнем сформированности нравственных знаний, не способен рационально подойти к выбору в сложной ситуации, он оказывается неспособным правильно оценить собственный поступок или поведение другого человека. Такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость по отношению к окружающим старшеклассники с данным уровнем сформированности нравственной культуры практически не проявляют. При низком уровне сформированности нравственной культуры не происходит процесс самовоспитания, призванный актуализировать проявление в жизненных ситуациях таких нравственных качеств, как самообладание, самоотверженность, самокритичность. Старшеклассники со средним уровнем сформированности нравственной культуры имеют знания о традиционно сложившейся норме оценки ситуации, но на практике они не всегда совершают правильный с точки зрения нравственности выбор в сложных ситуациях. Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение у старшеклассников с данным уровнем нравственной культуры фрагментарны, их самосознание развивается слабо, соответственно, осознание собственной социальной значимости и личной индивидуальности, своей роли, позиции в общественной жизни происходит несвоевременно или частично неверно. Высокий уровень сформированности нравственной культуры личности старшеклассника характеризуется умением построить собственную деятельность с учётом личных интересов и возможностей, способностью к осмысленному самостоятельному нравственному выбору и решению проблемных ситуаций. Наличие высокого уровня сформированности нравственной культуры личности старшеклассника, на наш взгляд, включает владение необходимыми умениями и навыками деятельности для создания результата труда высокого качества, умениями определять цели для будущей деятельности, составлять поэтапный план выполнения задач, формулирование творческих идей и проявление инициативы, оценивание качества результатов, наличие у старшеклассника ценности значимости результата и зависимости его от верных мотивов и принципов. В процессе взросления старшеклассника происходит расширение социального пространства растущего человека, к моменту окончания школы должна быть сформирована ответственность «и за общечеловеческие дела, и за себя самого как хозяина своей собственной судьбы» [3, с. 463]. Проводя исследование нравственной культуры старшеклассников Муниципального общеобразовательного учреждения, мы выявили низкий уровень нравственной культуры у достаточно большого количества воспитанников. Проанализировав данную проблему, мы определили цели и задачи, методы, средства формирования нравственной культуры личности старшеклассника, которые представлены в разработанной нами модели. Данная модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника представляет, на наш взгляд, теоретическую основу воспитания современных школьников в общеобразовательной организации. Модель позволяет прогнозировать, контролировать, своевременно корректировать педагогический процесс. Далее было разработано занятие по формированию нравственной культуры личности современного подростка. Занятие со старшеклассниками «Нравственный выбор. Принятие решения» Цель урока: создание условий для самопознания и нравственного самоопределения старшеклассников. Задачи урока: - Формирование понятий «нравственность», «нравственный выбор»; - Формирование личной ответственности за свои поступки; - Выявление ценностных предпочтений уч-ся и формирование навыков принятия решения в соответствии со своими нравственными убеждениями. Оборудование: слайд-проектор. Наглядные пособия: цитаты великих людей о нравственности, библия, Конституция РФ. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. Руссо Ж. (слайд) Ребята! Мы уже говорили с вами о том, как важно в жизни делать правильный выбор. На сегодняшнем занятии мы снова будем говорить о выборе. О выборе, от которого на прямую не зависит ни жизнь, ни здоровье. И, тем не менее, этот выбор является жизненно важным для любого человека. Сегодня мы будем говорить о нравственном выборе. В ходе нашего занятия мы должны разобраться с понятиями «нравственный выбор», «нравственность» и как всегда будем учиться, учиться принимать решения в соответствие своим нравственным убеждениям. Я хочу рассказать вам одну индийскую легенду….. На этом я прерву своё повествование. Хочу задать каждому из вас вопрос, а как бы вы поступили на месте этого старика в этой ситуации? И почему вы бы так поступили? (..................................) Почему нельзя бросать друга, предавать его? (это плохо, это безнравственно) Мы сделали выбор между хорошим и плохим, между добром и злом. Согласитесь, что в жизни очень часто приходится делать такой выбор. Добро и зло это главные нравственные категории, между которыми совершается выбор. А откуда мы знаем, что есть добро, что есть зло? (………………………..) Нас учат этому с рождения. Читая сказки о злых ведьмах и храбрых богатырях, мамы формируют у своих детей представления о добре и зле. Дальше Маяковский с его «Что такое хорошо и что такое плохо», детский сад, школа… То есть постепенно мы впитываем информацию о нравственных нормах поведения, установленных в обществе. Так что же такое нравственность? Давайте сначала назовём ассоциации на слово «нравственность» (пишут 30 секунд, что приходит в голову и зачитывают). Кто хочет попробовать сформулировать определение нравственности? Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра (слайд). Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воли (тот же слайд). (конец легенды) А теперь я предлагаю сыграть в очень серьёзную игру, которая называется «Принятие решения». Для начала надо подумать и решить, кого из класса вы считаете самым близким другом…………………………….. Легенда: Ваш друг собрался совершить преступление – ограбить банк. Причём делает это из «благородных» мотивов – на лечение его матери необходимы огромные деньги, которых нет. Вы – единственный человек, который знает о готовящемся преступлении, и вам даже точно известно время и название банка, который он собирается ограбить. В тоже время вы знаете, что это преступление абсолютно безнадёжное, банк хорошо охраняется, друг может погибнуть. Вы пытались отговорить друга от этого преступления, но он вас не слушает, ослеплённый своей домашней трагедией. И вот накануне ограбления вас вызывают в полицию, которая подозревает вашего друга в преступлении. Какое решение примете вы? Вы можете спасти друга, открыв полиции его планы, или будете пытаться отвести от него все подозрения. Примите решение, хорошенько его обдумав и мотивируя его. Дальше все выходят из класса и по очереди вызываются к «следователю». Следователь ставит в известность приглашённого об ответственности за дачу ложных показаний и предлагает сотрудничество. Если приглашённый отказывается сотрудничать, ему говорится, что полиции всё известно о преступлении, не известен только банк, что друг обречён на смерть, а самого допрашиваемого ждёт уголовная ответственность, что камеры слежения зафиксировали встречу с другом…. Если приглашённый отказывается признаваться, достаётся Конституция РФ (основной закон страны, в которой мы живём) и ему предлагается поклясться, положив руку на книгу перед лицом государства, что он ничего не знает… Если и это не действует, то достаётся Библия – святое писание, предлагается поклясться перед лицом Бога в неведении (если ты не боишься ответственности за дачу ложных показаний, если ты можешь обмануть государство, можешь ли ты перед Богом подтвердить свою ложь?) …………………………………………………………………………….. Выскажитесь по очереди, каким было ваше первоначальное намерение, какие чувства и эмоции вы пережили в ходе игры и почему изменили или не изменили намерение.……………………………………… Давайте разберёмся, в этой игре между чем и чем пришлось выбирать? (….) Выбирать пришлось между дружбой, законом или Государством и Верой (Богом). А разве это категории добра и зла? Оказывается в жизни приходится иногда выбирать большее из двух «добр» или меньшее из двух «зол», то, что для нас имеет наибольшую ценность. Главный выбор в сфере нравственности это выбор ценностей. Есть общечеловеческие ценности. Какие вы знаете общечеловеческие ценности? (………………………слайд) - Жизнь - Здоровье - Дружба - Любовь - Семья - Вера - Познание (образование) - Родина - Красота - Любимая работа Можно провести небольшой тест и попросить вас проранжировать эти ценности, у каждого вершину будут занимать разные ценности. В игре их было три: дружба, государство и закон и духовные (религиозные) ценности. И в игре вы все выбрали ту ценность, которая для вас имеет наибольшее значение. Возможно, если бы в игре или, если вдруг представить, что такая ситуация произойдёт в реальной жизни и на кон будет поставлена ещё судьба семьи, ваших детей, то вы приняли бы другое решение, на первом месте оказалась бы другая ценность. А теперь на основании того, что вы узнали, пережили, прочувствовали давайте сформулируем понятие «нравственный выбор». Я предлагаю сделать это в виде синквейна. Синквейн - это придуманный американцами способ нерифмованного стихосложения, на который их воодушевили японские стихи. Алгоритм написания синквейна прост (слайд): - Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. - Вторая строка — два прилагательных, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. - Третья строка — три глагола, описывающих характерные действия объекта. - Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту. - Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть заданного предмета или объекта. (пишут, а затем зачитывают свои синквейны) Посмотрим на определение «нравственный выбор», которое даётся в научной литературе (слайд) – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствие с личными или общественными моральными установками. Я верю, что каждый из вас – высоконравственная личность. Мне остаётся пожелать вам всегда в жизни делать выбор, принимать решения в соответствии со своими нравственными убеждениями, чтобы за этот выбор вас никогда не мучила совесть и вам никогда не было стыдно, прежде всего, перед самим собой. Нравственно только то, что совпадает с вашим чув¬ством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. Ф. М. Достоевский Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений Гольбах П. Нравственность – это разум сердца. Гейне Г. Нравственность народов зависит от уважения к женщине. Гумбольдт В. Разумное и нравственное всегда совпадают. Л. Н. Толстой Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Сенека / Менандр Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек. Белинский В. Г. Собственная нравственная нечистоплотность — это знак презрения к самому себе. Апулей Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла. Руссо Ж. Ж Кришна и собака Жил в Индии один человек. Жил он честной жизнью, всегда стремился делать людям добро, так и состарился. Все его родные уже умерли, и не осталось на этом свете у него никого, кроме преданной и верной собаки. Кто-то выбросил ещё слепого щенка, а старик подобрал его, выкормил и выходил; с тех пор собака всегда была рядом с ним, помогала, как могла, оставаясь его единственным другом. Но уж очень тяжело было старику жить одному, да ещё ухаживать за собакой. Сил-то у него оставалось совсем мало. Стал он просить подаяние, чтобы раздобыть хоть кусок рисовой лепёшки для себя и своего верного друга. Но люди подавали ему неохотно. «Вот безумный старик, - ворчали они, - сам еле ходит, а ещё кормит нечистую собаку!» (в Индии собаки отнюдь не пользуются уважением, считаются нечистыми животными) Совсем тяжело стало старику, но он не гнал от себя своего верного друга. И вот однажды, когда измученный старик брёл по дороге из деревни, где ему в очередной раз ничего не дали, небо над ним осветилось и ему явился бог Кришна. - Старик, - сказал он ему, - хватит тебе мучиться на этой земле. В награду за твою честную и добрую жизнь я забираю тебя живым на небо. Ты не узнаешь, что такое смерть, не испытаешь предсмертного ужаса и мучений, через которые проходят все люди. Этой честью я удостаиваю только самых избранных. Взойди ко мне и забудь об этой жестокой жизни, которую ты умудрился прожить, делая всем только добро! Радостный старик уже стал возноситься на небо, как вдруг услышал позади себя жалобный визг и скуление. Оглянувшись, он увидел свою верную собаку, которая, видимо, чувствуя, что её хозяин уходит от неё навсегда, горестно завыла, надрывая своё сердце чувством отчаяния от предстоящего одиночества. - Нет, старик, - услышав немую его мольбу, сказал Кришна. – Собаку я взять не могу. Здесь не может быть ничего нечистого. Так что тебе придётся выбирать – или вечную счастливую жизнь на небе, или свою собаку и продолжение мучений здесь на земле. Решай! …Старик вздохнул глубоко и ответил Кришне: - О великий Кришна! Если твоё величие не позволяет взять мне с собой мою собаку, то моё сострадание не позволяет мне оставить её одну. Прости меня и разреши мне вернуться обратно к моему другу. Старик обернулся к своей собаке, но неожиданно не увидел её. На её месте стоял сам Кришна. - Да, старик. Я ведь и был твоей собакой. Много лет я испытывал и проверял твои милосердие и сострадание, и ты ни разу не дал мне повода в них усомниться. Сейчас закончилось твоё последнее испытание. Теперь мы можем с тобой отправиться на небо, оставив эту грязную и жестокую землю, с которой тебя больше ничего не связывает. Сияние золило место, где стоял старик, и через минуту на земле остался лежать лишь сучковатый посох, на который он раньше опирался. Выводы по 2 главе Таким образом, проблема нравственного развития подростков остается по сей день одной из наиболее актуальных и сложных в теории и практике воспитания. Для определения уровня нравственного развития были использованы следующие методики: нравственная самооценка (Колмогорцева Л.Н.), диагностика отношений к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии), нравственная мотивация (Колмогорцева Л.Н.). Экспериментальная выборка составила 100 человек, учащихся 9 классов (14 лет). Цель исследования: изучить сформированность нравственной культуры личности современного подростка. Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями. Нравственность подростка есть совокупность его сознания, моральных качеств, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали. Уровень нравственной культуры включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности. Рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования личности; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема нравственности и морали является одной из наиболее востребованных в нашей современной жизни, но одновременно и наиболее сложной, требующей специального рассмотрения. Нравственность – понятие, на тему которого рассуждали и рассуждают в разном возрасте. Таким образом, нравственность – сугубо индивидуальное понятие, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Проблема нравственного развития подростков остается по сей день одной из наиболее актуальных и сложных в теории и практике воспитания. Для определения уровня нравственного развития были использованы следующие методики: нравственная самооценка (Колмогорцева Л.Н.), диагностика отношений к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии), нравственная мотивация (Колмогорцева Л.Н.). Экспериментальная выборка составила 100 человек, учащихся 6-7 классов (12-14 лет). Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями. Подводя итог, стоит отметить, что нравственность подростка есть совокупность его сознания, моральных качеств, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали. Уровень нравственного развития включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности. Рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования личности; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абрамова, С. Возрастная психология [Текст] / С.Абрамова. - М.: Высш. шк., 2011.- 319 с. 2. Асеев, В. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / В.Асеев. – Иркутск: ДРОФА, 2013. - 456 с. 3. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст]: метод. материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народ. образование, 2012. - 112 с. 4. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2016. - № 9. - С. 108-113. 5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. – М.: АСАDЕМА, 2015. - 567 с. 6. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. М.В. Гамезо.- М.: ВЕЧЕ, 2010. - 311 с. 7. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: учеб. пособие / Б.С.Волков. - М.: Акад. Проект; Гаудеамус, 2015. – с. 208. 8. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2014. - № 5. - С. 8 - 14. 9. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 55 - 64. 10. Лаптенок, А.С. Нравственная культура личности: условия формирования [Текст] / А.С.Лаптенок. – Мн.: 2012. –180 с. 11. Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно-эстетической деятельности [Текст]: программа / А.Логинова // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70-73. 12. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н.В. Логинова // Профил. шк. - 2015. - № 5. - С. 60-63. 13. Маслов, С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания [Текст] / С.И. Маслов // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 46-50. 14. Нравственность в современном мире[Текст]: метод. материал / сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2013. - 128 с. 15. Рангелова, Е.М. Нравственная культура ученика [Текст] / Е.М.Рангелова. – Мн.: БРУ, 2014. –183 с. 16. Реан, А.А. Психология подростка [Текст]: учебник / А.А.Реан. – СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2013. –480 с. 17. Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2015. - №3. - С. 41-43. 18. Тюляева, Т. И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски [Текст] / Т.И. Тюляева // Методист. - 2013. - № 7. - С. 7-12. 19. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]: пособие для клас. Руководителей / И.Ф.Харламов. – М.: Просвещение, 2013. –160 с. 20. Якунина, И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И.В.Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 1. - С. 19-21. 21. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 221 - 226. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика №1: Диагностика нравственной самооценки Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д. Текст вопросов: 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми 2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду 3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми 4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку 5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес 7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню 8. Мне приятно делать людям радость 9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки 10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: 1. Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, 2. в 3 балла - 2 единицы, 3. в 2 балла - 3 единицы, 4. в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д. Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика №2 Диагностика отношения к жизненным ценностям Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске. Список желаний: 1. Быть человеком, которого любят 2. Иметь много денег 3. Иметь самый современный компьютер 4. Иметь верного друга 5. Мне важно здоровье родителей 6. Иметь возможность многими командовать 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться 8. Иметь доброе сердце 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям 10. Иметь то, чего у других никогда не будет Интерпретация: 5. Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10. 6. Пять положительных ответов - высокий уровень. 7. 4-е, 3-и - средний уровень. 8. 2-а - ниже среднего уровня. 9. 0-1 - низкий уровень. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика №3: Диагностика нравственной мотивации Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один" Вопросы: 1. Если кто-то плачет, то я. 10. Пытаюсь ему помочь. 11. Думаю о том, что могло произойти. 12. Не обращаю внимания. 2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры. 13. Я скажу ему, чтобы он не приставал. 14. Отвечу, что не могу ему помочь. 15. Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. 16. Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть. 3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру. 17. Я не обращу внимания. 18. Скажу, что он размазня. 19. Объясню, что нет ничего страшного. 20. Скажу, что надо лучше научиться этой игре. 4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы: 21. Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. 22. Обижусь в ответ. 23. Докажу ему, что он не прав. Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 24. 4 бала - высокий уровень 25. 2, 3 бала - средний уровень 26. 0, 1 бал - низкий уровень

Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
40 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Ирина
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственной культуры личности современного подростка…………………………………...5
  1. Понятие нравственной культуры личности………………........................5
  2. Пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности8
  3. Особенности формирования нравственной культуры личности у современного подростка………………………………………………………...10
Глава 2. Педагогические основы формирования нравственной культуры личности старших школьников…………………………………………………15
2.1. Диагностика формирования нравственной культуры личности у учащихся старших классов………………………………………………………………….15
2.2. Анализ результатов опытной работы………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….36

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет