Формирование нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации
Описание работы
Работа пользователя 999999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность психологического феномена «нравственная устойчивость» и его роль в жизни человека ……………………........................9
1.2 Особенности формирования нравственной устойчивости старших дошкольников……………………………………………………………….......17
1.3 Педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации …......25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования ………36
2.2 Реализация педагогических условий формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации ………………………………….. …………………………………48
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования...................67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……. 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………….……..85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………............89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время Россия переживает один из сложнейших исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество на сегодняшний день, не в развале экономики, и даже не в смене политической системы, а прежде всего в разрушении личности ребенка в дошкольном возрасте. Проблема нравственного воспитания детей является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса нравственного воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей [1] .
Старший дошкольный возраст - период интенсивного изучения общепризнанных норм морали, а так же формирования нравственных привычек, эмоций, взаимоотношений и других качеств личности, присущих человеку для его нормальной жизнедеятельности. Сенситивен старший дошкольный возраст и для развития механизмов поведения, в становлении личности дошкольника в целом. Как правило, в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменениями, которые в свою очередь происходят в умственном, эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной области, а так же в общении с взрослыми и сверстниками.
Основы воспитания закладываются в раннем возрасте, в этом возрасте формируется и характер человека. Если недостаточно уделять внимания к возрасту первого детства, то это может губительно отражаться в будущем и многие (с хорошей наследственностью) остаются, к сожалению искалеченными на всю жизнь. В семейном воспитании, прежде всего, необходимо чтобы родители обращали внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, в противном случае дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, следовательно, приобретая при этом вредные привычки - писал В.М. Бехтерев [5, с. 154].
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей является предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: З.Н. Васильевой, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Н.А. Сорокина, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.И. Шиловой, и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.
По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.
В центре внимания современных ученых находится один из важных аспектов нравственного воспитания – процесс формирования нравственной устойчивости личности, качества, которое может обеспечить способность противостоять отрицательным влияниям среды.
С точки зрения В.Ф. Володько, нравственная устойчивость – это свойство, характеризующее такой высокий уровень развития качеств личности, при котором человек способен организовывать свое поведение независимо от внешних воздействий в соответствии с принятыми в обществе и лично осознанными нормами и принципами [13, с. 213].
В дошкольном возрасте нравственная устойчивость дошкольника влияет на его обыденную жизнь. Прочность нравственной устойчивости зависит от того, как она сформировалась, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога в дошкольной образовательной организации над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания.
В процессе исследования, были выделены противоречия:
1) между необходимостью формирования нравственной устойчивости в старшем дошкольном возрасте и недостаточным вниманием этому направлению работы в практике дошкольного воспитания;
2) между возможностями использования средств формирования нравственной устойчивости старших дошкольников и отсутствием системы, обеспечивающей их применение.
Выявленные противоречия, позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречий путем поиска педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственной устойчивости старших дошкольников.
Поскольку проблема по нравственному воспитанию дошкольников является актуальной, она была выбрана для более глубокого изучения, что нашло отражение в теме работы: «Формирование нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: процесс формирования нравственной устойчивости старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если в ходе работы будут реализованы следующие педагогические условия:
1. разработать и реализовать программу формирования нравственной устойчивости старших дошкольников, предусматривающую использование разнообразных игр и этических бесед, побуждающих детей делать нравственный выбор и давать нравственную оценку действиям литературных персонажей;
2. провести с родителями серию занятий, обеспечивающих их участие в формировании нравственной устойчивости детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность психологического феномена «нравственная устойчивость» и показать его роль в жизни человека;
2. Охарактеризовать особенности формирования нравственной устойчивости детей старшего дошкольного возраста;
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
5. Подготовить методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по формирования нравственной устойчивости старших дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных психологов Л.И. Божович, Ю.Н. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др., которые подчеркивают сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования нравственной устойчивости и раскрывают психологические особенности исследуемого процесса.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методы; наблюдение; педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки данных; математические методы обработки результатов исследования (критерий Фишера).
Методики исследования:
- методика «Закончи историю», автор Г. А. Урунтаева;
- методика «Сюжетные картинки», автор Л.Г. Матвеева;
- методика «Отражение чувств», автор О.В. Дыбина.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе: МАДОУ ГЦРР - детского сада №4 «Ёлочка», Тюменской области р.п. Голышманово. Эксперимент проводился в течение 2017-2018 учебного года.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста группы №5 «Гномики» и группы №6 «Росток». Всего в эксперименте приняли участие 40 дошкольников. В группе «Гномики» из 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. В группе «Росток» из 20 человек: 9 мальчиков и 11 девочек. Экспериментальную группу составляли дошкольники старшей группы «Гномики» в количестве 20 человек. Контрольную группу составляли дошкольники старшей группы «Росток», так же в количестве 20 человек. Родители экспериментальной группы в количестве 15 человек.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанные программы занятий с детьми, родителями могут быть использованы при организации дошкольной воспитательной работы с целью формирования нравственной устойчивости детей дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 55 источников и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность психологического феномена «нравственная устойчивость» и его роль в жизни человека ……………………........................9
1.2 Особенности формирования нравственной устойчивости старших дошкольников……………………………………………………………….......17
1.3 Педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации …......25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования ………36
2.2 Реализация педагогических условий формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации ………………………………….. …………………………………48
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования...................67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……. 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………….……..85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………............89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время Россия переживает один из сложнейших исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество на сегодняшний день, не в развале экономики, и даже не в смене политической системы, а прежде всего в разрушении личности ребенка в дошкольном возрасте. Проблема нравственного воспитания детей является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса нравственного воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей [1] .
Старший дошкольный возраст - период интенсивного изучения общепризнанных норм морали, а так же формирования нравственных привычек, эмоций, взаимоотношений и других качеств личности, присущих человеку для его нормальной жизнедеятельности. Сенситивен старший дошкольный возраст и для развития механизмов поведения, в становлении личности дошкольника в целом. Как правило, в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменениями, которые в свою очередь происходят в умственном, эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной области, а так же в общении с взрослыми и сверстниками.
Основы воспитания закладываются в раннем возрасте, в этом возрасте формируется и характер человека. Если недостаточно уделять внимания к возрасту первого детства, то это может губительно отражаться в будущем и многие (с хорошей наследственностью) остаются, к сожалению искалеченными на всю жизнь. В семейном воспитании, прежде всего, необходимо чтобы родители обращали внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, в противном случае дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, следовательно, приобретая при этом вредные привычки - писал В.М. Бехтерев [5, с. 154].
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей является предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: З.Н. Васильевой, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Н.А. Сорокина, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.И. Шиловой, и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.
По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.
В центре внимания современных ученых находится один из важных аспектов нравственного воспитания – процесс формирования нравственной устойчивости личности, качества, которое может обеспечить способность противостоять отрицательным влияниям среды.
С точки зрения В.Ф. Володько, нравственная устойчивость – это свойство, характеризующее такой высокий уровень развития качеств личности, при котором человек способен организовывать свое поведение независимо от внешних воздействий в соответствии с принятыми в обществе и лично осознанными нормами и принципами [13, с. 213].
В дошкольном возрасте нравственная устойчивость дошкольника влияет на его обыденную жизнь. Прочность нравственной устойчивости зависит от того, как она сформировалась, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога в дошкольной образовательной организации над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания.
В процессе исследования, были выделены противоречия:
1) между необходимостью формирования нравственной устойчивости в старшем дошкольном возрасте и недостаточным вниманием этому направлению работы в практике дошкольного воспитания;
2) между возможностями использования средств формирования нравственной устойчивости старших дошкольников и отсутствием системы, обеспечивающей их применение.
Выявленные противоречия, позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречий путем поиска педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственной устойчивости старших дошкольников.
Поскольку проблема по нравственному воспитанию дошкольников является актуальной, она была выбрана для более глубокого изучения, что нашло отражение в теме работы: «Формирование нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: процесс формирования нравственной устойчивости старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если в ходе работы будут реализованы следующие педагогические условия:
1. разработать и реализовать программу формирования нравственной устойчивости старших дошкольников, предусматривающую использование разнообразных игр и этических бесед, побуждающих детей делать нравственный выбор и давать нравственную оценку действиям литературных персонажей;
2. провести с родителями серию занятий, обеспечивающих их участие в формировании нравственной устойчивости детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность психологического феномена «нравственная устойчивость» и показать его роль в жизни человека;
2. Охарактеризовать особенности формирования нравственной устойчивости детей старшего дошкольного возраста;
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственной устойчивости старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
5. Подготовить методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по формирования нравственной устойчивости старших дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных психологов Л.И. Божович, Ю.Н. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др., которые подчеркивают сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования нравственной устойчивости и раскрывают психологические особенности исследуемого процесса.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методы; наблюдение; педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки данных; математические методы обработки результатов исследования (критерий Фишера).
Методики исследования:
- методика «Закончи историю», автор Г. А. Урунтаева;
- методика «Сюжетные картинки», автор Л.Г. Матвеева;
- методика «Отражение чувств», автор О.В. Дыбина.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе: МАДОУ ГЦРР - детского сада №4 «Ёлочка», Тюменской области р.п. Голышманово. Эксперимент проводился в течение 2017-2018 учебного года.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста группы №5 «Гномики» и группы №6 «Росток». Всего в эксперименте приняли участие 40 дошкольников. В группе «Гномики» из 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. В группе «Росток» из 20 человек: 9 мальчиков и 11 девочек. Экспериментальную группу составляли дошкольники старшей группы «Гномики» в количестве 20 человек. Контрольную группу составляли дошкольники старшей группы «Росток», так же в количестве 20 человек. Родители экспериментальной группы в количестве 15 человек.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанные программы занятий с детьми, родителями могут быть использованы при организации дошкольной воспитательной работы с целью формирования нравственной устойчивости детей дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 55 источников и приложений.