Формирование обобщённых сложных умений у младших школьников в процессе постановки и решения проблем: теоретические основы и практическая реализация
Описание работы
Работа пользователя Е. Митин
Цель исследования – выявление дидактических условий, необходимых для организации эффективного управления процессом формирования у младших школьников обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы с учетом их содержательной структуры, и достаточных для успешной коррекции уровня сформированности умения ставить проблему и умения решать проблему.
Гипотеза исследования.
чтобы младшие школьники успешно осваивали сложные умения выделять и разрешать разного рода проблемы, нужно соблюдать определённые дидактические правила в рамках субъектно-деятельностного подхода в образовании. Данный аспект подразумевает применение методов интеллектуально-развивающего обучения. Они ориентируются на обучение и развитие учащихся. При этом, каждый урок выполняет двойную функцию – образовательную и развивающую.
Дополнительно следует организовать обмен опытом между учителем и учениками, т.к. такой подход стимулирует усвоение и запоминание материала. Другой значимый аспект - подготовка учащихся к успешному выполнению заданий. Это достигается за счет предварительной антиципации результата. И, наконец, необходимо паралельно использовать явные и скрытые формы педагогической коррекции для достижения наилучших образовательных результатов.
Развивая логические навыки речи у детей, мы улучшаем их способность управлять процессом выявления и решения различных проблем. Также следует выделить важность обеспечения визуализации проблемных ситуаций в образовательной деятельности младших школьников.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Выделить и обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить сущность и организационную структуру педагогических категорий «умение ставить проблемы» и «умение решать проблемы».
3. Раскрыть и разобрать номинативные индикаторы и критерии уровня развитости сложных обобщенных умений разрешать и выделять проблемные аспекты у учеников начальных классов школы.
4. Выстроить и определить содержание модели, касающейся уровней развитости сложных обобщенных умений разрешать и выделять проблемные аспекты у учеников начальных классов школы.
5. Выработать и осуществить практическую апробацию инструментальных средств диагностического назначения для выявления у учеников начальной школы уровней развитости сложных систематизированных компетенций по разрешению и постановке проблемных вопросов.
6. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать дидактические условия формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЁННЫХ СЛОЖНЫХ УМЕНИЙ СТАВИТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………………….22
1.1. Системный и субъектно-деятельностный подходы как методологическая основа исследования формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников………………………………………….22
1.2. Определение структуры и содержания обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы с позиций гносеологии……………………………………..….29
Выводы по главе 1…………………………………………………………………….45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБОБЩЁННЫХ СЛОЖНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВИТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………………......49
2.1. Анализ критериев, показателей, уровней сформированности обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников………………………………………………………………………..…..49
2.2. Диагностирование уровней сформированности обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы………………………………………………....55
Выводы по главе 2…………………………………………………………....…….…72
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЁННЫХ СЛОЖНЫХ УМЕНИЙ СТАВИТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………...…...78
3.1. Использование технологии интеллектуально-развивающего обучения младших школьников в процессе формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы……………………………………………..……………83
3.2. Речевое управление процессом постановки и решения проблемы посредством развития у детей логичности речи…………………………………………...……..101
3.3. Обеспечение визуализации проблемных ситуаций в образовательной деятельности младших школьников…………………………………………… ….126
3.4. Анализ влияния дидактических условий на результативность формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников…………………………………………………….…………………….152
Выводы по главе 3……………………………………………….………………......167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……….….....173
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………..…192
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...........223
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….……...226
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………….……………...236
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………….…....…...231
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………….………………...281
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………….……………...…287
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………….…………...…....290
Гипотеза исследования.
чтобы младшие школьники успешно осваивали сложные умения выделять и разрешать разного рода проблемы, нужно соблюдать определённые дидактические правила в рамках субъектно-деятельностного подхода в образовании. Данный аспект подразумевает применение методов интеллектуально-развивающего обучения. Они ориентируются на обучение и развитие учащихся. При этом, каждый урок выполняет двойную функцию – образовательную и развивающую.
Дополнительно следует организовать обмен опытом между учителем и учениками, т.к. такой подход стимулирует усвоение и запоминание материала. Другой значимый аспект - подготовка учащихся к успешному выполнению заданий. Это достигается за счет предварительной антиципации результата. И, наконец, необходимо паралельно использовать явные и скрытые формы педагогической коррекции для достижения наилучших образовательных результатов.
Развивая логические навыки речи у детей, мы улучшаем их способность управлять процессом выявления и решения различных проблем. Также следует выделить важность обеспечения визуализации проблемных ситуаций в образовательной деятельности младших школьников.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Выделить и обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить сущность и организационную структуру педагогических категорий «умение ставить проблемы» и «умение решать проблемы».
3. Раскрыть и разобрать номинативные индикаторы и критерии уровня развитости сложных обобщенных умений разрешать и выделять проблемные аспекты у учеников начальных классов школы.
4. Выстроить и определить содержание модели, касающейся уровней развитости сложных обобщенных умений разрешать и выделять проблемные аспекты у учеников начальных классов школы.
5. Выработать и осуществить практическую апробацию инструментальных средств диагностического назначения для выявления у учеников начальной школы уровней развитости сложных систематизированных компетенций по разрешению и постановке проблемных вопросов.
6. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать дидактические условия формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЁННЫХ СЛОЖНЫХ УМЕНИЙ СТАВИТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………………….22
1.1. Системный и субъектно-деятельностный подходы как методологическая основа исследования формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников………………………………………….22
1.2. Определение структуры и содержания обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы с позиций гносеологии……………………………………..….29
Выводы по главе 1…………………………………………………………………….45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБОБЩЁННЫХ СЛОЖНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВИТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………………......49
2.1. Анализ критериев, показателей, уровней сформированности обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников………………………………………………………………………..…..49
2.2. Диагностирование уровней сформированности обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы………………………………………………....55
Выводы по главе 2…………………………………………………………....…….…72
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЁННЫХ СЛОЖНЫХ УМЕНИЙ СТАВИТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………...…...78
3.1. Использование технологии интеллектуально-развивающего обучения младших школьников в процессе формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы……………………………………………..……………83
3.2. Речевое управление процессом постановки и решения проблемы посредством развития у детей логичности речи…………………………………………...……..101
3.3. Обеспечение визуализации проблемных ситуаций в образовательной деятельности младших школьников…………………………………………… ….126
3.4. Анализ влияния дидактических условий на результативность формирования обобщённых сложных умений ставить и решать проблемы у младших школьников…………………………………………………….…………………….152
Выводы по главе 3……………………………………………….………………......167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……….….....173
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………..…192
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...........223
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….……...226
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………….……………...236
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………….…....…...231
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………….………………...281
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………….……………...…287
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………….…………...…....290





