Формирование орфографической грамотности младших школьников через использование лингвистических словарей: теоретические основы и практическая реализация
Описание работы
Работа пользователя Е. Митин
Цель исследования: выявить возможности лингвистических словарей на уроках русского языка в повышении орфографической грамотности младших школьников.
Объект исследования: процесс повышения орфографической грамотности младших школьников.
Предмет исследования: возможности лингвистических словарей в повышении орфографической грамотности младших школьников.
Гипотеза исследования: повышение орфографической грамотности младших школьников будет эффективным при следующих педагогических условиях:
• систематический учет причин неуспешности овладения орфографическими навыками отдельными учениками;
• целенаправленная работа с лингвистическими словарями на уроках русского языка;
• работа на уроках с разными типами словарей.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность ключевых понятий: орфографическая грамотность, орфографические навыки, лингвистические словари;
• систематизировать методы и приёмы работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка;
• определить роль использования лингвистических словарей на уроках русского языка в опыте учителей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретико-методические основы повышения орфографической грамотности младших школьников……………………………………….……..7
1.1. О сущности ключевых понятий: орфографическая грамотность, орфографический навык, лингвистические словари…………………………....7
1.2. Формирование орфографического навыка в начальной школе.…..……..13
1.3. Методы и приемы работы с лингвистическими словарями: в опыте работы методистов и учителей……………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа…….………….…….….…..….33
2.1. Описание констатирующего этапа экспериментальной работы…………33
2.2. Программа формирования орфографической грамотности четвероклассников………………………………………………………….……37
2.3. Анализ экспериментальной работы………………………………………..40
Выводы по главе 2……………………………………………….………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Работы учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Проекты учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Карточки алгоритмов по орфограммам
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Методические рекомендации (буклет)
Объект исследования: процесс повышения орфографической грамотности младших школьников.
Предмет исследования: возможности лингвистических словарей в повышении орфографической грамотности младших школьников.
Гипотеза исследования: повышение орфографической грамотности младших школьников будет эффективным при следующих педагогических условиях:
• систематический учет причин неуспешности овладения орфографическими навыками отдельными учениками;
• целенаправленная работа с лингвистическими словарями на уроках русского языка;
• работа на уроках с разными типами словарей.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность ключевых понятий: орфографическая грамотность, орфографические навыки, лингвистические словари;
• систематизировать методы и приёмы работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка;
• определить роль использования лингвистических словарей на уроках русского языка в опыте учителей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретико-методические основы повышения орфографической грамотности младших школьников……………………………………….……..7
1.1. О сущности ключевых понятий: орфографическая грамотность, орфографический навык, лингвистические словари…………………………....7
1.2. Формирование орфографического навыка в начальной школе.…..……..13
1.3. Методы и приемы работы с лингвистическими словарями: в опыте работы методистов и учителей……………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа…….………….…….….…..….33
2.1. Описание констатирующего этапа экспериментальной работы…………33
2.2. Программа формирования орфографической грамотности четвероклассников………………………………………………………….……37
2.3. Анализ экспериментальной работы………………………………………..40
Выводы по главе 2……………………………………………….………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Работы учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Проекты учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Карточки алгоритмов по орфограммам
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Методические рекомендации (буклет)