ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Описание работы
Работа пользователя Diplomstud
Объектная область исследования – педагогическая психология.
Объект исследования – познавательный интерес.
Предмет исследования – стимуляция познавательных интересов учащихся в педагогическом процессе.
Проблема: какие необходимо создавать условия на занятиях для формирования познавательного интереса умений младших школьников.
Гипотеза - активность познавательных интересов младших школьников зависит от системы разных видов стимуляции в педагогическом процессе.
Цель работы: исследование системы эффективности методов в стимуляции познавательных интересов.
Задачей исследования является:
- изучение и анализ научной, психологической литературы по теме;
- выявление познавательного интереса и его влияние на познавательную деятельность;
- исследовать влияние разных видов стимуляции на активность познавательных процессов.
Структура работы: данная выпускная работа состоит из введения, где представлена актуальность темы, представлен методологический материал, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса.......................................................................................................... 7
1.2 Понятие познавательного интереса и его структура...................... 12
1.3 Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления..................................................................................................... 20
1.4 Виды стимуляции познавательных интересов и их реализация в педагогическом процессе учителя и школьного психолога.................................................... 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Определение исследования уровня познавательного интереса младшего школьного возраста....................................................................................... 37
2.2 Апробирование способов стимуляции в формировании познавательных интересов……………………………………………………..50
2.3 Исследование динамики познавательного и познавательного интереса в ходе опытной работы ............................................................................................ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Объект исследования – познавательный интерес.
Предмет исследования – стимуляция познавательных интересов учащихся в педагогическом процессе.
Проблема: какие необходимо создавать условия на занятиях для формирования познавательного интереса умений младших школьников.
Гипотеза - активность познавательных интересов младших школьников зависит от системы разных видов стимуляции в педагогическом процессе.
Цель работы: исследование системы эффективности методов в стимуляции познавательных интересов.
Задачей исследования является:
- изучение и анализ научной, психологической литературы по теме;
- выявление познавательного интереса и его влияние на познавательную деятельность;
- исследовать влияние разных видов стимуляции на активность познавательных процессов.
Структура работы: данная выпускная работа состоит из введения, где представлена актуальность темы, представлен методологический материал, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса.......................................................................................................... 7
1.2 Понятие познавательного интереса и его структура...................... 12
1.3 Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления..................................................................................................... 20
1.4 Виды стимуляции познавательных интересов и их реализация в педагогическом процессе учителя и школьного психолога.................................................... 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Определение исследования уровня познавательного интереса младшего школьного возраста....................................................................................... 37
2.2 Апробирование способов стимуляции в формировании познавательных интересов……………………………………………………..50
2.3 Исследование динамики познавательного и познавательного интереса в ходе опытной работы ............................................................................................ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.– 624с.
- Алфёров, А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алфёров.– Ростов н / Дону: Феникс, 2000.– 384с.
- Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети / Ш.А. Амонашвили.– М.: Педагогика, 1990.– 320с.
- Анатомия и физиология детского организма / под ред. Ю.А. Андропова.– М.: Медицина, 2006.– 430с.
- Белкин, А.С. Знаете ли вы своего ребёнка / А.С. Белкин.– Екатеринбург, 1994.
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин.– М.: Академия, 2000.– 192с.
- Бугрименко, Е.А. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко.– М.: Школа, 1989.- 91с.
- Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова .- М.: МГУ, 1990.- 136с..
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер.– М., 1988.– 280с.
- Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии– Ч.2.– М.,1981.– 460с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина.– М.: Просвещение, 1988.- 336с.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия.– М.: Академия, 2003.– 368с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский– М.,1984.Т.2.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997.– 450с.
- Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский.– М.: Эксмо, 2000.– 1008 с.
- Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова.– М.: Академический проект, 2005.– 256с.
- Галанов, А.С. Психодиагностика детей / А.С. Галанов.– М.: Сфера, 2002.– 128с.
- Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо.– М.: Институт практической психологии, 1998.- 256с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.– М.: Академический проект, 2000.– 184с.
- Дощицына, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З.В. Дощицына.- М.: Новая школа, 1994.- 48с.
- Забрамная, С.Д. Наглядный материал для психолого - педагогического обследования детей в медико - педагогических комиссиях / С.Д. Забрамная.– М.: Просвещение, 1985 г.- 250с.
- Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.– Ч.2.– М., 1981.
- Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто .- Ростов н / Дону, 2006.– 442с.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1995.– 420с.
- Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский.– Минск, 1999.- 316.
- Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий.– М.: Просвещение, 1972.– 253с.
- Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.– 336с.
- Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость школьников / Н.С. Лейтес.– М.: Академия, 2000.– 320с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М.: Политиздат, 1975.– 385с.
- Лисина, М.Н. Проблемы онтогенеза общения / М.Н. Лисина .– М.: Педагогика,1986.– 144с.
- Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская.- М.: Просвещение, 1971.– 320с.
- Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой.– М.: Педагогика, 1987.– 256с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина.– М.: Академия, 1998.– 456с.
- Мухина, В.С. Шестилетний ребёнок в школе / В.С. Мухина.– М.: Педагогика, 1990.– 390 с.
- Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина.– М. Педагогика, 1985.– 450с.
- Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. / Р.С. Немов – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 2: Психология образования.– 608с.
- Никольская, И. Уроки психологии в начальной школе / И. Никольская.– СПб: Эксперимент, 1998.– 86с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 1996.– 430с.
- Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова.– М.: Педагогика, 1996.– 320с.
- Общая психология.- М.: Просвещение, 1986.– 464с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова .– Сфера, 2001.– 240с.
- Педагогика раннего возраста: учебное пособие / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Котовой, Д, В. Сергеевой.– М.: Академия, 1989.–336с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский.– Ростов – на – Дону, 1996.– 450с.
- Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко.– Минск: Высшая школа, 1982.– 240 с.
- Подласный, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласный.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– 400с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии.– М.: Академия, 1998.– 160с.
- Психологическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1990.- 160с.
- Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского.– М., 1995.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.– М.: Педагогика, 1985.– 200 с.
- Семаго, Н. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов / Н. Семаго.–М.: АРКТИ, 2000.– 290с.
- Смирнова, Е.О. К вопросу о формировании психической готовности к школьному обучению / Е.О. Смирнова.– М.: Педагогика, 1976.– 280с.
- Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир / Е.В. Субботский.– М.: Просвещение, 1991.-207с.
- Ускова, Г.А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова.–М.: Академический Проект, 2004.–144с.
- Ушинский, К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский.– М.,Л.: Изд – во АПН РСФСР, 1949.–456с.
- Физиология высшей нервной деятельности ребёнка / Под ред. З.И. Коларовой.- М., 1968.
- Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман .- М.: Институт Психотерапии, 2003.– 2003.– 480 с.
- Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка.– М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 656 с.
- Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении / Т.А. Шилова.- М.: ПРНО МО, 1995.– 90с.
- Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971.– 280с.
- Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1975.– 320с.
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. –М.: Педагогика, 1988. – 320с.