Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

Формирование представлений и понятий о цвете на занятиях по изобразительному искусству в начальных классах

Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
37 страниц лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Miki_milki
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С ПОДГОТОВКОЙ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ
БЕЛГОРОД 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЦВЕТЕ
1.1 Основы цветоведения……………………………….………………………..5
1.2. Основные характеристики цвета……………………………………………9
1.3. Воздействие цвета на человека……………………………………………...14
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Восприятие произведений искусства на уроках изобразительного искусства ………………………………………………………………................19
2.2. Разработка и самоанализ внеурочного занятия в области изобразительной деятельности………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам пустым. Также как звук придает сказанному слову своё сияние, так и цвет придаёт форме особую одухотворённость.
Цвет является объектом изучения во многих учебных дисциплинах, что подтверждает его практическую значимость. Кроме того, значительно возросшая значимость цвета для научного изучения в междисциплинарных исследованиях подтверждается появлением новых средств воспроизведения цвета и новых способов его преобразования. Отсюда вытекает необходимость процесса поиска новых путей обучения цвету с учетом современных достижений науки.
Для улучшения содержания профессионального образования, направленного на всестороннее и гармоничное развитие личности, педагогической задачей профессионального образования является необходимость развития потребности в творческом преобразовании реальности через цвета.
Изучение основ науки «Цветоведение» на базовых уровнях даёт ученикам возможность познакомиться с окружающей действительностью, развить в них наблюдательные навыки и обучить разнообразных членов общества. Живопись развивает умственно и эстетически и научит младших школьников внимательно наблюдать и анализировать объекты, развивать пространственное мышление, учиться точности расчетов, пропагандировать знания о красоте природы, прививать любовь к своей стране.
Цель курсовой работы- исследование проблемы формирования представлений учащихся начальных классов о цвете как выразительном средстве на уроках по изобразительному искусству.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть вопросы цветоведения, изучаемые в начальной школе.
3. Изготовить дидактические пособия по цветоведению.
Объект курсовой работы - процесс формирования умения воспринимать произведения изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет курсовой работы - цвет как средство формирования умения воспринимать произведения изобразительного искусства.
Методы исследования:
- анализ теоретических источников по теме исследования;
- обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость. В ходе выполнения курсовой работы было изготовлено наглядное пособие «Представление понятий о цвете» с целью дальнейшего его использования на уроках или внеурочных занятиях в начальной школе по предмету «Изобразительное искусство».
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЦВЕТЕ
Основы цветоведения
Мир искусства полон красок. Он насыщен цветом, похожим на волшебную мозаику, которая сверкает тысячами оттенков. На самом деле цвет вокруг нас - это средство ориентации, раскраски предметов.
Рассмотрим различные подходы к определению понятия цвет.
Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения в оптическом диапазоне, которая определяется на основе возникающих физиологических зрительных ощущений и зависит от ряда физических, физиологических и психологических факторов.
Но это понятие сложное для учащихся начальных классов, поэтому детям мы будем давать другое определение.
Цвет - это то чувство, которое человек получает, когда в его глаза попадают лучи света. Одни и те же световые эффекты могут вызывать разные чувства у разных людей. И цвет будет отличаться для каждого из них [4, c. 53].
Термин «цвет» имеет два значения: он может относиться к психологическим ощущениям, вызванным отражением света от определенного объекта (оранжевый апельсин), и может быть четкой характеристикой самих источников света (оранжевый свет).
В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения.
Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в искусстве.
Колористка включает сведения о происхождении цвета (основных, составных и дополнительных цветах), основную характеристику цвета, цветовом контрасте, смешивании цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре [4, с. 67].
Эта наука основана на физических основах цвета, психофизиологических основах его восприятия и в то же время учитывает представления общества о культуре цвета.
В другом смысле цвет означает цветовую среду или полихромию объектов, из которых он состоит, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет нам говорить о цвете города, здания, интерьера, индивидуальной работе чаще всего в результате профессионального подхода художника или дизайнера, в отличие от стихийно возникающей цветовой среды.
Наука о цвете появилась очень давно. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии.
В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и различные цветовые явления.
Альберти и Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такую информацию о цвете, которая имеет большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый - свет, желтый - земля, зеленый - вода, синий - воздух, красный - огонь, черный - тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий - желтый, красный - зеленый». Именно тогда фактически зародилась наука о цвете [2, с. 65].
Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали художники Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.
И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки.
Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику.
В будущем французский ученый Роджер де Пиллес утверждает, что именно цвет, а не рисование, необходимо для живописи.
М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.
Основные открытия в области цвета происходят в XX веке. На их основе созданы лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все чаще используются в области науки о цвете, преподавании живописи, влияющих на творчество художников в различных областях (кубизм, кинетика и др.)
Поэтому цвет является основным принципом, который организует пространство, способное вызвать у человека эмоциональную реакцию. Восприятие цвета не просто означает его видеть. Цвет влияет на наше настроение и самочувствие. Вызывает физиологические реакции, влияет на весь организм и жизнедеятельность отдельных органов. (Рис. 1).
Рис. 1. Восприятие цвета
Основные характеристики цвета
Цвет - это одно из свойств материального мира, сознательное визуальное чувство. Цветовое ощущение вызвано воздействием на глаза потока электромагнитного излучения, которое глаз воспринимает как поток света. Поэтому цвет - это свойство света. Свет, отраженный объектом, разлагается на волны разной длины, которые вызывают у нас разные цветовые ощущения [4, с. 25].
Свет, исходящий от солнца или искусственного источника света - сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света, преломляясь в каплях дождя или в трехгранной призме, образует радугу (спектр).
Обычный человеческий глаз может различать до 130 различных цветов в спектре. И. Ньютон выбрал семь из них: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, синий, фиолетовый и объяснил, что, смешивая их, они создали ряд естественных цветов. Цвета спектра всегда располагаются в определенном порядке и постепенно меняются от одного к другому.
В начальной школе на уроках по цветоведению учащиеся изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета, цветовые контрасты, смешивание цветов, колорит и цветовое сочетание (Рис. 5).
Рис. 2. Холодные и тёплые цвета
Всё многообразие цветов можно разделить на две большие группы.
Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков (Рис. 3).
Рис. 3. Оттенки цветов
К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все цвета солнечного спектра и их производные. Эти цвета называются хроматическими (цветными). Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью - это три основные характеристики цвета. Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Первая характеристика цвета - тоновая (светлее - темнее). Это характеристика степени светлости или темности какого-либо взятого цвета. Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее относительно другого, взятого нами для сравнения.
Самый темный цвет - самый близкий к самому темному цвету в природе - черный. Самый светлый цвет - это цвет, наиболее близкий к самому светлому цвету - белый.
Вторая характеристика цвета - цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в виду принадлежность цветового оттенка к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Она показывает степень теплоты или холодности каждого цвета, то есть присутствие жёлто-красных оттенков или присутствие синих оттенков.
Теплые и холодные цвета имеют противоположные оптические свойства при одинаковых условиях. При дневном свете мы воспринимаем теплые цвета как выступающие, а холодные - как отступающие. Например, желтый и красный визуально увеличивают объект, а синий - уменьшает его. Противоположность в сумерках - красный производит впечатление глубины, т. е. удаляется и синий подсвечивается. Объекты синего и фиолетового цвета при дневном свете визуально уменьшаются в объёме.
Как сказал известный русский художник В.В. Кандинский: «теплота или холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание, но это основное звучание становится или более материальным (то есть теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении, причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает впечатление охлаждения».
Третья характеристика цвета - яркость (яркость - приглушенность цвета). Данная цветовая характеристика показывает, как изображён какой-либо цвет в картине - либо тихо, приглушенно, либо же цветовое пятно преподнесено чисто, свежо, ярко.
Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, на другом - красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету, получив, так называемый цветовой круг.
В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета - желтый, красный, синий, называемые основными.
Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Большое значение в изобразительном искусстве имеет использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.
Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы. Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на чёрном и белом фоне, то они покажутся разными. На чёрном серое кажется более светлым, а на белом - более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.
Феномен цветового контраста состоит в том, что цвет изменяется под воздействием других цветов, которые его окружают, или под влиянием ранее наблюдаемых цветов.
Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красные помидоры будут выглядеть еще краснее рядом с петрушкой и фиолетовыми баклажанами рядом с желтой свеклой. Контраст дополнительных цветов является особым случаем, потому что, когда они сравниваются, новый цвет не появляется, а изменяется только насыщенность цвета. То же самое происходит с основными цветами.
Контраст синих и красных - это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, Иванова, можно сказать, что контраст - один из основных приёмов художественного творчества.
Все вокруг нас в природе имеет определенный цвет. Созданный природой, он обычно считается гармоничным: естественные цвета, их сочетания и принадлежность к определенным формам. Гармоничные цветовые комбинации создают серый цвет при смешивании. Если вы комбинируете два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных законами гармонизации, вы должны получить серый цвет. Естественно видимые цвета обычно являются результатом смешения спектральных цветов.
Механическое смешивание цветов происходит при смешивании красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в наборе.
Поэтому цвет в изобразительном искусстве является важным средством выражения, отражающим материальные свойства предметов, которые передают разнообразие мира в их цветовой гамме.

Воздействие цвета на человека
Установлено, что психофизиологический эффект цвета играет важную роль в условиях нормального функционирования организма человека. Краткое изложение результатов этих эффектов обычно проявляется в различной степени физического и эмоционального состояния, ощущения бодрости или усталости, подъема или депрессии.
Эмоциональность восприятия по отношению к цвету проявляется через ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и объектов с их характерными цветами изменилась в человеческом сознании в определенные чувственные ощущения, возникающие в результате восприятия цветов [4, с. 75].
Так, солнце, огонь (жёлтый и красный цвета) создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; небо, воздух, лед (голубые, синие цвета) стали «холодными».
Для эффективного использования цвета необходимо знать устойчивую связь между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте был создан ряд шаблонов - в соответствии с предпочтением цветового тона, в соответствии с ассоциативностью цветов изображения и гармонией цветовых комбинаций.
Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. Например, дети отдают предпочтение тёплым цветам яркой насыщенности, взрослое поколение предпочитает выбирать холодные цвета средней насыщенности, а уже пожилые люди – ахроматические цвета постельных тонов.
Цвет может успокоить и взволновать, радовать и печалить. Цветом можно лечить, вызвать чувства голода и холода, легкости и тяжести. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.
Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в судьбе человечества. Для первобытных людей красная окраска означала всё выдающееся и яркое, но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых знаков опасности именно красного цвета.
Красный цвет выражает торжественность, означает уважение и почёт, его ещё называют королевским цветом. В некоторых странах укрепилась старинная традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Многие короли предпочитали носить мантии именно красного цвета, а персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми узорами.
Издавна на Руси красный цвет считался самым красивым и главным цветом. Выражение «красная девица» означало, что она очень красивая, хорошая и пригожая. В русском народном костюме красный сарафан или красная рубаха считались особенным нарядом. Ярко выделялись костюмы красного цвета на фоне зелени полей и лесов, которыми так богата русская природа. Красный цвет в русской народной культуре являлся оберегом. Крестьянская одежда шилась красными нитками, которые оберегали хозяина от злых сил [3, с. 19].
Оранжевый также считается цветом солнца. Это очень веселый цвет, который приносит успех и удачу. Например, костюмы первых космонавтов были оранжевого цвета, что значительно облегчало поиск космонавтов после приземления.
Жёлтый цвет имеет множество оттенков и значений. С жёлтым цветом может ассоциироваться солнечный свет. С древнейших времен жёлтый цвет считается золотым, божественным и воспринимается как «застывший солнечный свет». Кроме этого, великолепный яркий и чистый жёлтый цвет дает ощущение истины, высокого творческого подъема и вдохновения. Для аборигенов Австралии этот цвет является цветом жизни, поэтому в центре австралийского флага находится жёлтый диск.
Зелёный цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений (листвы, травы, стеблей и т.п.), без которых немыслима жизнь на Земле. Зелёный – символ возрождения и обновления, юности и молодости, надежды. Сегодня, когда в мире много зла, безверия и жестокости, нашу жизнь украшает цвет зелени, цвет самой природы, цвет гармонии.
Голубой и синий – цвета неба и воды, общения и эмоциональности. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты, прохлады. Синий символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.
Фиолетовый цвет – цвет философов и поэтов, познания истины. Красивый и чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека. Фиолетовый считается мистическим цветом. Для демонстрации своей роскоши и величия французские короли и духовенство облачались в лиловые одеяния.
Белый - это символ чистоты, невинности и нежности. Поэтому во многих европейских странах невеста одевается в белое платье. Однако в некоторых жарких странах Азии и Африки, в Китае это означает «белую грусть».
Черный - это символ скорби и печали. В Европе черную одежду носят на похороны. Кроме того, черный является символом серьезности. Одежду этого оттенка следует выбирать для деловых или праздничных вечерних визитов. Например, черный фрак нужен для дирижера симфонического оркестра.
Символика цвета играет важнейшую роль в раскрытии идейно-образного содержания произведения изобразительного искусства. Рассмотрим это на примере красного цвета. Это – самый многозначный, самый загадочный и удивительный цвет. Как мы уже говорили, красный цвет может обозначать радость и печаль, борьбу и победу, войну и любовь, жизнь и смерть, огонь и свет.
Красный цвет в русской иконописи имеет символическое значение. Он может означать свет, например, в виде полыхающего алого ромба или жгучий ад в виде гиены огненной. Красные плащи святых – символ их крови и страданий, но, когда красным цветом окрашены части архитектурных сооружений – это означает радость и счастье. Многочисленные оттенки красного, соединяясь с другими цветами, создают в иконах мир добра и красоты, многокрасочный неземной мир. Жизнь и смерть, страдание и искупление, победа добра над злом – все это многогранный красный цвет.
Романтическая живопись первой половины XIX века использует красный цвет как выражение не высокой божественной любви, а любви земной, чувственной и страстной. За нее и другие людские грехи может прийти расплата с небес.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам катастрофу, унесшую жизни множества людей. Красный здесь – неотвратимое возмездие огненной стихии (Рис. 4).
Рис. 4. К. Брюллов «Последний день Помпеи»
В искусстве Второй мировой войны красный был тревожным и героическим, призывая к победе. Например, на плакате «Родина зовет!» (Рис.5).
Рис. 5. «Родина-мать зовёт»
Цвет живет своей жизнью в картинах художников нашего времени. Они стараются показать страсть, темперамент, непоследовательность, разные оттенки и живописные достоинства красного. Искусство перестало бы быть искусством, если бы оно прекратило искать истину в нем, но эти поиски не всегда идут по пути, понятному современникам.
Красный цвет был популярен не только в русской культуре. Художники, которые создают полотна, используют накопленные за века знания и все новое о свойствах цвета, но иногда восприятие цвета в изображении зависит от незаметных нюансов. Роль и значение цветов в живописи настолько сложны, что не все можно логически проанализировать.
Таким образом, цвет влияет и на поведение человека, и на его настроение, и даже на то, как он себя чувствует физически.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Восприятие произведений искусства на уроках изобразительного искусства
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Восприятие произведений изобразительного предполагает активную деятельность, для которой требуется определённая подготовка.
Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:
а) развитие отзывчивости к произведению;
б) развитие способности выразить свое отношение к произведению;
в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.
Несмотря на возможность эмоционального отклика на произведение искусства, дети в начальной школе не обладают еще способностью адекватно рассказывать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством (особенно дети 1 и 2 классов). Об этом свидетельствуют их часто очень скупые, мало развёрнутые по своему содержанию характеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало и часто сводятся к суждениям «нравится» или «не нравится», «красиво» или «некрасиво».
Чтобы познакомиться с изобразительным искусством, необходима специальная техника, направленная на развитие различных способов выражения детям своих мыслей и чувств о восприятии.
Задачи этой методики следующие:
Прежде всего, учитель должен развивать у детей умение рассказывать о произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства.
Необходимо развивать коммуникативные навыки в области искусства, умение мыслить в области искусства. Важно, что разговор об искусстве является результатом организованного процесса восприятия, который должен основываться на возрастных особенностях восприятия детей и учитывать их.
Важно учить использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведениях, свой собственный художественный опыт.
Важно развить умение сравнивать произведение искусства с аналогичными явлениями из области другого искусства, чувствовать элементарные их общие связи.
В процессе восприятия важно научить детей «графическому языку», то есть умению говорить и передавать впечатление от произведения с помощью рисунка (быстрые наброски по памяти). Этот метод напрямую связан с развитием образного мышления, зрительного образа памяти, подвижности реакции восприятия.
Для того, чтобы занятия были эффективными, необходимо внимательно рассмотреть количество работ, отобранных для выставки, и возможность их восприятия учащимися. Классы с визуальными впечатлениями не должны быть перегружены, потому что образовательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребенка, общим содержанием и средствами выражения.
Каждое произведение искусства имеет несколько уровней. Это эмоциональный, предметный, сюжетный, символический уровни и уровень внутреннего устройства произведения [5, с. 27].
Эмоциональный уровень. Первое, что мы «видим» – это эмоциональный строй произведения. Оно торжественное или лирическое, нам смешно или грустно. Если произведение не затронуло нас эмоционально, то дальнейший анализ не состоится.
Потому очень полезно в начале анализа попытаться уловить те эмоции, которые рождаются от первоначального общения с произведением. Это тем более необходимо, когда произведение давно знакомо. Ученикам в начале анализа очень полезно задать вопрос о первом впечатлении о картине. Часто именно этим первым эмоциональным впечатлением и проверяется правильность аналитических выводов. Эмоциональным должно быть и завершение анализа. В самом конце необходимо еще раз возвратиться к целостному эмоциональному впечатлению. Только теперь эмоция подкреплена знанием смысла.
Предметный уровень. Он отражает то, что непосредственно изображено. Именно с этого уровня непосредственно начинается анализ. Любой предмет, любое действующее лицо или явление является необычайно значимым. Случайных вещей на картинах хороших художников не бывает.
Потому даже простое перечисление того, что на полотне расположено, уже заставляет детей мыслить. И здесь мы часто встречаемся с трудностями. Внимание человека избирательно и довольно долго мы можем не замечать на полотне какой-нибудь важный элемент. Потому нужно взять себе за правило начинать «чтение» картины с тщательного прояснения для себя смысла и обозначения всех изображённых на ней предметов.
Отдельный предмет, отдельный цвет, отдельный мазок ничего не даёт для понимания смысла. Значимы лишь их соотношения. Через отношение цветов, звуков, тем, предметов, объемов нужно уметь «читать» смысл произведения.
Сюжетный уровень. Очень часто исследователи желают изменить сюжет, представленный художником на полотне сюжетом, известным из истории, мифологии, рассказов о художнике. Художник ведь не просто иллюстрирует сюжет, но даёт его осмысление, иногда очень далеко выходящее за рамки этого сюжета.
Таким образом, сюжет предстаёт перед нами причинно-следственными связями, выстроенными художником на картине. В исторической или жанровой картине эти связи будут касаться исторических или бытовых событий. В портрете – взаимоотношений индивидуальности портретируемого, того, что он собой представляет, с тем, кем он хочет казаться.
Из вышесказанного следует два вывода.
Первый: сюжет нужно строить, исходя из реалий конкретной картины.
И второй вывод: так или иначе, но сюжетный уровень всегда присутствует на полотне. И обходить его в анализе просто нерационально. Причинно-следственные связи как раз и выстраивают особое пространство и время картины. Сюжетный уровень уточняет и композиционные особенности изображённого. Мы отличаем картину–рассказ и картину-показ, говорим о изобразительности и выразительности на полотне.
И сразу обнаруживается, что не все лица, предметы, явления выступают на картине в том смысле, что и в жизни. Иные из них наделены особым символическим смыслом. Другим придал значение многозначных символов сам автор. Так мы выходим на следующий уровень – символический.
Символический уровень. На символическом уровне мы как бы вновь возвращаемся к предметному наполнению картины, но на другом качественном уровне. Предметы натюрморта вдруг начинают проявлять смысл. Часы – это уходящее время, пустые раковины – пустая бренная жизнь, остатки ужина – внезапно оборвавшийся жизненный путь. Более того, каждая форма вновь осмысливается. Круговая композиция – это символ вечности.
На этом уровне анализа большое значение приобретают цвет и свет в картине. Свет и тьма всегда были для человека не просто условиями реальной жизни. Но и символическими противопоставлениями внешнего и внутреннего: светлое лицо и внутренняя просветленность; темная живопись и тяжелый жизненный путь. Так постепенно выстраивается грандиозная система мира данного полотна.
Далее мы поднимаемся на новый уровень осмысления картины. Здесь отдельные аспекты анализа должны соединиться для нас в единый мир данного конкретного произведения. На этом завершающем этапе анализа не должно остаться ни одной детали в картине, так или иначе выпадающей из целого. Здесь вновь мы должны говорить о целостности. И постигается эта целостность чаще не логически, а эмоционально. «Как это здорово и мудро!» – восхищение должно прийти к нам в результате тщательного анализа. Попробуйте мысленно передвигать фигуры в данном формате, гасить одни и выделять другие, и вы увидите, что затрагиваете этим не только выразительность, но и сам смысл картины. На этом этапе картина становится «своей». Но это идеальная система анализа. В реальности же что-то не выходит, где-то не додумываем, когда-то не успеваем как следует почувствовать. Но хотя бы раз показать ученикам весь процесс анализа, провести их путём понимания нам просто необходимо.
В каждом конкретном произведении мы можем вычленить какой-то один уровень и работать с учениками над ним. Тем более, что любое произведение искусства допускает вполне самостоятельное его бытование на каждом из этих уровней. Более того, в одном произведении явно выделяется сюжетный уровень, в другом – символический.
Для развития аналитических навыков полезно использовать частные методы: простое описание изображения, т.е. о том, что на самом деле отображается на нем. Такие описания чрезвычайно полезны при сосредоточении внимания на данном холсте, входя в мир живописи; упаковать контент. Здесь учитель только просит перерисовать изображение, но всегда сокращает его историю. Учитель работает с учащимися, чтобы соотнести ценности, предложенные художником, и ответить на вопрос: «Что важнее?» - эта техника полезна на всех уровнях; создание «области» анализа. «Открытие» значения часто помогает небольшой факт в биографии художника или реальности этой культуры.
образом, проблема анализа и интерпретации произведений изобразительного искусства тесно связана с проблемами восприятия как особого вида творческого познания, являющегося важным этапом процесса понимания. Одними из основных моментов анализа произведения изобразительного искусства должно стать колористическое решение.
2.2. Разработка и самоанализ внеурочного занятия в области изобразительной деятельности
Тема занятия: «Волшебные краски».
Форма: этическая беседа.
Цель: познакомить учащихся с гуашевыми красками; развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании.
Задачи:
- предметные – знать 3 основные и полученные при их смешивании дополнительные краски; уметь пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании.
- метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
- регулятивные – научиться создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (гуаши), оценивать результат своего труда;
- познавательные – формировать эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для учащихся;
- коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждать индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности;
Личностные УУД – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: видеофильм, презентация, методическая разработка, наглядное пособие «Этапы работы над рисунком бабочки», акварельные листы, акварельные краски, баночка для воды, кисти, карандаши, резинка, точилка.
Ход проведения занятия представлен в таблице.

Таблица
Ход проведения занятия
Название этапа занятия (дидактическая структура занятия)Описание деятельностиЦель деятельности
(методическое обоснование) Вре
мяОснащение
учителяшкольника
1. Организационный момент.Организует
-Прежде чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в ней говорится.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. Кисточка
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там, глядишь, -красота. краски
Черный Ивашка-
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там линия пройдет. карандашЗдороваются с учителем, готовятся к занятию, отгадывают загадкиКоординация внимания, установление рабочей обстановки.2 мин.Презентация с загадками
2. Инструктаж учителя к предстоящему занятию: ознакомление с темой, постановка цели и определение задач занятия, мотивация темы занятия.Информирует, сообщает цель, задачи и план занятия, обосновывает тему.
-Каждый должен помнить это:
В мире есть три главных цвета.
Красный жжется, как огонь,
Говорит: «Попробуй тронь!»
Желтый – теплый, как песочек,
В нем от солнышка кусочек.
Синий – звонкая река,
Что спешит издалека…
Время даром не теряй,
Ты их правильно смешай!
И увидишь, что за это
Ты получишь море цвета:
Цвет оранжевый, зеленый,
Фиолетовый, бордовый,
Голубой и изумрудный,
Цвет лиловый и пурпурный…
Все оттенки и окраски
Самой лучшей в мире сказки!
Учитель: Ребята, кто из вас догадался, чем мы будем сегодня с вами заниматься?
Ответ учащихся: Смешивать краски.
Учитель: Правильно. Мы будем учиться смешивать краски, получать новые цвета. А для того чтобы мы убедились в нужности красок мы посмотрим мультфильм.Определяют тему занятия, отвечают на вопросы учителя, смотрят видеофильм.Раскрытие значимости темы для дальнейшей учебы, активизация внимания, мышления и познавательно-го интереса.5 мин.Видеофильм
3. Основной этапКонтролирует ход проведения занятия, отвечает на возникающие вопросы, оценивает деятельность учащихся.
Я предлагаю нарисовать бабочку. Основными цветами и теми, что получатся при смешивании.
Давайте проверим, у всех ли на столах есть художественные материалы и необходимое оборудование.
Приступаем к работе, у кого возникнут проблемы, говорите, я помогу.Выполняют этапы работы, задают возникающие вопросы.Развитие мышления и познавательно-го интереса, мотивация учебной деятельности30 мин.Методическая разработка, наглядное пособие «Этапы работы над рисунком бабочки», акварельные листы, акварельные краски, баночка для воды, кисти, карандаши, резинка, точилка.
4. Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия.Подводит итоги занятия: отмечает достижение цели и решение задач, оценивает работы школьников с мотивацией результатов и анализом ошибок. Предлагает оценить детям свое внутреннее состояние в конце занятия.
- У вас получились замечательные работы, что помогло вам при рисовании?
- Чему вы научились на занятии?
- Что нового узнали?
-Всем спасибо за занятие. До скорых встреч!Участвуют в подведении итогов занятия, отвечая на вопросы учителя.
Показывают свои работы. Приводят в порядок рабочие места.Анализ занятия и деятельности учащихся, развитие самоанализа своей деятельности.10 мин.Работы учащихся.
Самоанализ занятия. Нами было разработано внеурочное занятие на тему «Волшебные краски». На наш взгляд тема занятие была интересна учащимся.
Цель данного занятия- развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании.
При объяснении материала мы старались увлечь детей в творческий процесс, задавая наводящие вопросы.
В структуре внеурочного занятия определено 4 этапа:
- на 1-ом этапе организован положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу;
- на 2-ом этапе проведен инструктаж учителя к предстоящему занятию (ознакомление с темой, постановка цели и определение задач занятия, мотивация темы занятия), что способствовало созданию условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность с помощью чтения стихотворения учителем, применения наглядного пособия;
- в течении всего 3-го основного этапа в учебной деятельности поддерживался комфортный психологический климат, что помогало каждому ученику реализовать себя в изобразительной деятельности;
- в рамках 4-го заключительного этапа подведены итоги занятия; так при организации выставки выполненных рисунков дети высказывали своё мнение о проделанной ими работе.
Данное занятие проводилось в 1 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Ребята в данном классе очень эмоциональные, живые и подвижные. Отношения внутри коллектива доброжелательные.
Для эффективности усвоения материала мы использовали разнообразные методы: метод стимулирования и мотивации, метод наблюдений натуры и ее трансформация, показ приемов изображения; демонстрация как фото-, видеоматериала, так и показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Из словесных: вопросы, объяснение, поощрение, совет и др.
Считаем, что разработанное внеурочное занятие соответствует поставленным воспитательным задачам и учитывает возрастные особенности младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив проблему по методологии организации и выполнения работ с целью ознакомления младших школьников с основами цветовой науки на уроках изобразительного искусства, можно сделать следующие выводы:
1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения младших школьников основам цветоведения.
Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому.
Если дети не знакомы с основами науки о цвете, то в будущем они начнут понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них будет разочарование, недоверие к своим способностям.
2.Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности.
Для осуществления учебно-воспитательных задач учителю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.
3.В начальных классах учащиеся усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на занятиях изобразительного искусства, так и на занятиях технологии.
С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета.
4.Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу учителя начальных классов по использованию методов обучения основам цветоведения.
Мир искусства богат и сложен. Чтобы человек мог войти в него не как в темный неизвестный лес, полный разных неожиданностей, он должен постепенно познакомиться с этим прекрасным миром с первых дней своей жизни и постоянно преподносить себе художественное сокровище, которое человечество собирало на протяжении многих тысячелетий.
Самый верный и наиболее плодотворный путь приобщения к искусству - это живое общение с ним. Постоянно посещая музеи и выставки, знакомясь с памятниками архитектуры, рассматривая репродукции, мы незаметно для самих себя накапливаем бесценный опыт «эстетического отношения к действительности».
Это позволило нам сделать вывод о том, что без руководящей, ведущей роли учителя, без постоянного и тщательного контроля за каждым учеником воспитательная работа в школе немыслима. Сам учитель должен быть хорошо знаком с проблемами цветоведения, тогда он сможет помочь детям в выборе подходящего цвета и правильно представить их на рисунке.
Начиная с первых уроков, важно прививать интерес детей к рисованию, развивать их творческий потенциал, воображение и способность применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности в рамках урока. Первые часы красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут оставаться в памяти ребенка на протяжении всей его или ее будущей жизни.
Подводя итоги проделанной работы, следует сделать выводы о реализации намеченной цели и поставленных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рабочая программа к курсу изобразительное искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/programma-po-izo-klass-bm-nemenskiy-2760063.html.
Аксенова, А.С. История искусства. Просто о важном. Стили, направления и течения : учебник / А.С. Аксенова. – 2-е изд. – Москва: Эксмо, 2017. – 220 с.
Изобразительное искусство : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский [и др.]; под общ. ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015. – 128 с.
Павлов, В.И. Ян Вермеер. Композиция и перспектива: учебник / В.И. Павлов. – 3-е изд. – СПб : Полиграфическое предприятие № 3, 2018. – 140 с.
Шимшилашвили, А.Р. Как научится рисовать : простое руководство по всем техникам / А.Р. Шимшилашвили. – 2-е изд. – Москва : АСТ, 2017. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1А
Наглядное пособие «Этапы работы над рисунком бабочки»
1 этап выполнения работы – определение композиции рисунка
Приложение 1Б
2 этап выполнения работы – уточнение деталей композиции рисунка
Приложение 1В
3 этап выполнения работы – разбор рисунка по цветам
Приложение 1Г
4 этап выполнения работы – цветовая проработка каждого предмета рисунка

Сколько стоит помощь с учебной работой?