Формирование словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: теоретико-экспериментальное исследование
Описание работы
Работа пользователя Е. Митин
Процесс осуществления настоящей исследовательской работы детерминирован гипотезой, в соответствии с которой выработка у детей дошкольного возраста словаря атрибутивного типа станет гораздо более результативной:
- когда будет браться в расчет взаимная связь между процессами выработки словаря единиц-прилагательных у ребенка, специфическими чертами развития в целом, принципами выработки словаря атрибутивного типа в онтогенетическом контексте;
- когда логопедическая работа будет строиться на основе специально разработанной Программы по формированию словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Организовать и осуществить детальную аналитическую работу относительно литературных источников по психологии и педагогике, которые посвящены избранной для настоящей исследовательской работы тематике.
2. Определить фактическую степень развитости состоящего из единиц-прилагательных словаря у анализируемой группы дошкольников, имеющихся ОНР третьего уровня (III).
3. Выработать комплекс практических предложений, ориентированных на образование состоящего из единиц-прилагательных словаря у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
4. Сформировать обоснованную и эффективную программу осуществления рабочей деятельности с логопедическим уклоном, которая ориентирована на образование состоящего из единиц-прилагательных словаря у старших дошкольников, имеющих ОНР третьего уровня.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ…………………………………...................................................................7
1.1. Онтогенез развития словаря прилагательных у дошкольников
в норе ...........................................................................................................................7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня………………………………………………………………………….........13
1.3. Особенности словаря прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня…………….....................................................................................................19
Выводы по первой главе………………………………………………...................22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ…………………………………………24
2.1. Характеристика методик исследования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………….……………………24
2.2. Методика исследования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………….……………………………………34
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………....40
2.4. Программа логопедической работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня……………………………...48
2.5. Результаты повторного обследования детей……………………………...…63
Выводы по второй главе………………………………………………...................70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………................75
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….81
- когда будет браться в расчет взаимная связь между процессами выработки словаря единиц-прилагательных у ребенка, специфическими чертами развития в целом, принципами выработки словаря атрибутивного типа в онтогенетическом контексте;
- когда логопедическая работа будет строиться на основе специально разработанной Программы по формированию словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Организовать и осуществить детальную аналитическую работу относительно литературных источников по психологии и педагогике, которые посвящены избранной для настоящей исследовательской работы тематике.
2. Определить фактическую степень развитости состоящего из единиц-прилагательных словаря у анализируемой группы дошкольников, имеющихся ОНР третьего уровня (III).
3. Выработать комплекс практических предложений, ориентированных на образование состоящего из единиц-прилагательных словаря у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
4. Сформировать обоснованную и эффективную программу осуществления рабочей деятельности с логопедическим уклоном, которая ориентирована на образование состоящего из единиц-прилагательных словаря у старших дошкольников, имеющих ОНР третьего уровня.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ…………………………………...................................................................7
1.1. Онтогенез развития словаря прилагательных у дошкольников
в норе ...........................................................................................................................7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня………………………………………………………………………….........13
1.3. Особенности словаря прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня…………….....................................................................................................19
Выводы по первой главе………………………………………………...................22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ…………………………………………24
2.1. Характеристика методик исследования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………….……………………24
2.2. Методика исследования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………….……………………………………34
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………....40
2.4. Программа логопедической работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня……………………………...48
2.5. Результаты повторного обследования детей……………………………...…63
Выводы по второй главе………………………………………………...................70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………................75
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….81





