«Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
Описание работы
Работа пользователя Larinadi
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО …………………….0
Выводы по главе 1………………………………………………………………00
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях, для того чтобы человек мог активно взаимодействовать с окружающей действительностью, преобразовывать ее на основе ценностных ориентаций и смыслов и состояться как личность, он должен обладать развитой социальной активностью. Формирование основ социальной активности начинается с дошкольного детства, а именно в период старшего дошкольного возраста, когда у ребенка появляется социальная значимость деятельности. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) целевым ориентиром образовательной работы с дошкольниками является формирование таких качества личности, как творческая активность, инициативность, самостоятельность, которые составляют основу социальной активности и проявляются в разнообразных видах деятельности в среде дошкольного учреждения. Однако в силу большой загруженности родителей у детей отмечается низкий уровень сформированности социального опыта, навыков общения, в том числе социальной активности. Каждый социальный институт способствует формированию, развитию и совершенствованию социальной активности личности. Закладка ее основ происходит в дошкольных учреждениях. В связи с этим для современной педагогики изучение особенностей формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальным.
Проблема формирования социальной активности старших дошкольников рассматривается в различных областях знания – в психологии, педагогике, философии. Психолого-педагогические условия, влияющие на формирование социальной активности старших дошкольников, рассмотрены через призму микросоциума (А.Р. Зайнетдинова), среды дошкольного учреждения (Н.Н. Важенина, К.С. Петренко), через организацию разных видов детской деятельности (И.В. Ильясова), трудовой деятельности (Е.А. Шанц), игровой деятельности (Т.В. Поздеева, О.П. Казакова). Однако проблема формирования социальной активности у детей дошкольного возраста, оценка ее проявлений и динамика в данный возрастной период, несмотря на теоретическое исследование, недостаточно разработана на практике.
Таким образом, определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО?
Цель исследования − теоретическое обоснование, апробация и проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Объект исследования − социальная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования − психолого-педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
В соответствии с вышеизложенными позициями выдвинута гипотеза: формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО будет эффективным, если созданы следующие психолого-педагогические условия, направленные на:
– организацию развивающей образовательной среды дошкольного учреждения с учетом интересов, склонностей, психологических особенностей детей;
– организацию игровой, познавательной, художественной и других видов деятельности;
– организацию социально-ориентированных игр как средств стимулирования желаний у детей активно проявить себя в пространстве детского сада;
– созданию поддержки результатов детской социально-значимой деятельности (со стороны родителей, педагогов, детей и других работников дошкольного учреждения).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО …………………….0
-
- 1.1. Сущностная характеристика социальной активности личности…………
-
- 1.2. Особенности социальной активности в старшем дошкольном возрасте…………………………………….............................................................
-
- 1.3. Психолого-педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО в работах отечественных ученых…………………………………………………………….
Выводы по главе 1………………………………………………………………00
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях, для того чтобы человек мог активно взаимодействовать с окружающей действительностью, преобразовывать ее на основе ценностных ориентаций и смыслов и состояться как личность, он должен обладать развитой социальной активностью. Формирование основ социальной активности начинается с дошкольного детства, а именно в период старшего дошкольного возраста, когда у ребенка появляется социальная значимость деятельности. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) целевым ориентиром образовательной работы с дошкольниками является формирование таких качества личности, как творческая активность, инициативность, самостоятельность, которые составляют основу социальной активности и проявляются в разнообразных видах деятельности в среде дошкольного учреждения. Однако в силу большой загруженности родителей у детей отмечается низкий уровень сформированности социального опыта, навыков общения, в том числе социальной активности. Каждый социальный институт способствует формированию, развитию и совершенствованию социальной активности личности. Закладка ее основ происходит в дошкольных учреждениях. В связи с этим для современной педагогики изучение особенностей формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальным.
Проблема формирования социальной активности старших дошкольников рассматривается в различных областях знания – в психологии, педагогике, философии. Психолого-педагогические условия, влияющие на формирование социальной активности старших дошкольников, рассмотрены через призму микросоциума (А.Р. Зайнетдинова), среды дошкольного учреждения (Н.Н. Важенина, К.С. Петренко), через организацию разных видов детской деятельности (И.В. Ильясова), трудовой деятельности (Е.А. Шанц), игровой деятельности (Т.В. Поздеева, О.П. Казакова). Однако проблема формирования социальной активности у детей дошкольного возраста, оценка ее проявлений и динамика в данный возрастной период, несмотря на теоретическое исследование, недостаточно разработана на практике.
Таким образом, определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО?
Цель исследования − теоретическое обоснование, апробация и проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Объект исследования − социальная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования − психолого-педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
В соответствии с вышеизложенными позициями выдвинута гипотеза: формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО будет эффективным, если созданы следующие психолого-педагогические условия, направленные на:
– организацию развивающей образовательной среды дошкольного учреждения с учетом интересов, склонностей, психологических особенностей детей;
– организацию игровой, познавательной, художественной и других видов деятельности;
– организацию социально-ориентированных игр как средств стимулирования желаний у детей активно проявить себя в пространстве детского сада;
– созданию поддержки результатов детской социально-значимой деятельности (со стороны родителей, педагогов, детей и других работников дошкольного учреждения).