Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория
Объем
74 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  …………………………….7
    1. Поятие социальной активности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе …….....................................................................7
1.2 Особенности формирования социальной активности в условиях детского сада   ………………………………………………………………......................15
1.3 Методы и формы формирования социальной  активности  
старших  дошкольников  в условиях детского сада …………………………..22
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ………...........................................................31
2.1 Диагностика уровня сформированности  социальных навыков у старших дошкольников …………………………………………………………………...31
2.2  Содержание экспериментальной программы развития социальных
активности  старших  дошкольников  «Я в мире людей»…………………….44
2.3  Описание хода и анализ результатов экспериментальной работы……...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ ………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ   Критерии и уровни сформированности социальной  активности старших  дошкольников  ………………………………………….74



                                                               ВВЕДЕНИЕ
          Актуальность темы исследования. Задачи современного дошкольного образования достаточно объемны. Одна из важнейших из них – формирование у воспитанников готовности к  жизни в социуме по определенным правилам и нормам, воспитание позитивной установки на познание, обучение, творчество, общение с людьми. Важно научить дошкольников строить свои взаимоотношения с ровесниками и взрослыми правильно, на основе доброжелательности  и сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного диалога. В этом залог успешной  готовности к обучению в школе и социальной адаптации подрастающего поколения.
          Согласно ФГОС дошкольного образования от 17.10 2013 г., воспитание дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и социального взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своего поведения; развитие социального  и эмоционального интеллекта; отзывчивости, умения сопереживать; готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослы; формирование положительных установок к различным видам труда и творчества.   
          Задача дошкольной образовательной организации – помощь ребенку приобрести социальную компетентность, важнейшим структурным компонентом которой является  социальная  активность.    
          Степень разработанности проблемы. Вопросами социального развития дошкольников занимались многие исследователи:   Ш.Г. Алиева, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.А.Иваненко, Н.В. Кондратьева и М.В. Максимова Э.С. Меджидова, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина,  И.Н. Филиппова, А.М. Щетинина [1, 4-5, 10, 17, 18, 20, 28, 32, 33, 44, 47, 48] и др.
          Проблема социальной активности дошкольников стала предметом исследования многих ученых: Л. Артемовой, М. Алексеевой, Л.А. Герасимовой,   А.Г. Николаевой    [2, 12, 14, 35] и др.
          Так, С.А. Козлова изучала данный феномен  в процессе познания социальной действительности [24]. В.Г. Маралов и  В.А. Ситаров изучили возможности диагностики социальной активности детей дошкольного возраста [31]. Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова изучали возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [14].  А.В.Усова изучала  вопросы  взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста [45]. 
            Детский сад имеет возможность создать благоприятные условия для реализации коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи, в процессе которой дети могут накопить полезный общественной значимый опыт, развить социальные навыки конструктивного взаимодействия, необходимые для проявления социальной активности.
          В публикациях молодых ученых разработаны вопросы, касающиеся сущности социального  развития дошкольника, видов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит процесс социально личностного
развития  ребенка, обоснованы принципы социального воспитания социальной активности дошкольника как  психолого-педагогической  проблемы С.Н. Юревич, Э.У. Магасумова [50]. Социальная активность в данном исследовании охарактеризована как личностное образование ребенка, имеющее несколько компонентов. Каждому компоненту дается содержательная характеристика.
          М.Н. Ноефтова, М.Р. Шамтиева описывают  экспериментальную работу по развитию социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения  г. Йошкар-Олы на основе совместной практической деятельности детей и общения  [38].
          Анализ психолого-педагогических  исследований по данной теме показал, что существуют противоречия с между необходимостью формирования у старших дошкольников основ социальной активности и реальной практикой, в которой данный процесс осуществляется  недостаточно  эффективно.   
          Выявленное противоречие  обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая звучит следующим образом:  каковы педагогические условия формирования социальной активности старших дошкольников  в условиях детского сада? Решение данной проблемы составило цель исследования.
          Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
          Предмет исследования: процесс формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
           Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие  формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.  
          Гипотеза исследования: формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада будет осуществляться успешно, если:
          - обеспечивается  формирование у старших дошкольников мотивации участия в интересной и значимой для них деятельности;
           - организуется  социально значимая  деятельность,  в которой дети   могут проявить важные социальные качества: самостоятельность, инициативность и ответственность, стремление к взаимодействию;
          - организовано сотрудничество педагогов детского сада и родителей в
социальном  развитии детей,  в поддержке их социальной активности.
          С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии  с
объектом и предметом исследования были определены  следующие задачи:
          1) изучить состояние проблемы формирования социальной активности 
старших  дошкольников  в научной литературе;  определить сущностные характеристики  данного понятия; 
          2) выявить  особенности  формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
          3) определить эффективные методы и средства формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
          4) провести экспериментальное исследование.
          Теоретической основой исследования являются
          - положения и выводы психологии и педагогики о социальном развитии и социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, развитии социальных навыков, социального–нравственного развития   (Т.И. Бабаева,  Р.С. Буре,  Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина,  А.П. Усова и др.);  
          - исследования  проблемы формирования социальной компетентности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Т. Антонова, О.Ф. Борисова,  Л.Н. Гиенко, Н.И. Белоцерковец,  Л.А. Герасимова, Т.Н.Захарова, В.Г. Маралов и  В.А. Ситаров, А.Г. Николаева и др.).
          Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, диагностические методики;  эксперимент, математическая обработка данных, интерпретация результатов исследования.
          Практическая значимость выпускной квалификационной работы исследования состоит в возможности применения рекомендаций исследования  в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
          Экспериментальная  база исследования: МБДОУ «Детский сад  № 15 «Малыш»  города   Алатыря Чувашской Республики.


                      СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННЫХ   ИСТОЧНИКОВ 
1. Алиева Ш. Г. Cоциальное  развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. №2. С. 711-715. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 31.01.2021).
2. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления  // Детский сад от А до Я. – 2004. – N 5. – С. 54–69.
 3. Артемова Л. Формирование социальной активности / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. – 2008.  – №4.  – С. 39-41.
4. Бабаева Т.И. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте /Т.И.Бабаева // Сб. науч. тр. – СПб.: «АКЦИДЕНТ», 2007. – С.З-14.
5. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Т.И.Бабаева // Методические рекомендации к программе «Детство».  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. С. 4763.
6.  Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: автореферат дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.01/ Белоцерковец Наталья Ивановна  – Карачаевск, 2002. – 229 с.
7.  Божович  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2014. 400 с.
8. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Борисова Оксана Феликсовна;  – Челябинск, 2009. 201 с.
9. Борисова О.Ф. Практическая работа педагогов по формированию социальной компетентности дошкольников //Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы//Научно-методический журнал. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». – 2008. – № 6 (14). – С.53-61
10. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.  М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
11. Волков В.Б. Тренинг социальной активности / В.Б.Волков. – СПб.: Речь, 2005.-182с.
12. Воспитание социальной активности (старший дошкольный возраст) / М.Алексеева [и др.] // Дошкольное воспитание. –  2005. – №11. – С.31–35.
13. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. – 106 с.
14. Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ...канд. пед наук: 13.00.01 / Л.А. Герасимова; Оренбургский гос. пед. ун-т. Оренбург., 2003. 22с.
15. Гиенко Л.Н Социальная компетентность дошкольников // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58).  С.156–157.
16. Гладкова Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию//Ребенок в детском саду. – 2015. –  № 3. –  С. 5-7.
17. Гогоберидзе А.Г. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека /А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С. 6-11.
18. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб. : Речь, 2004. – 146 с.
 19. Захарова Т.Н.  Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников// Ярославский педагогический вестник. – 2011 . – № 2 – Том II. –  С.113-117.
20. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства / М.А.Иваненко. – Екатеринбург. – 2005. –105с.
21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная педагогика. – М.: Владос. 2008. – 121 с.
22. Кларина Л.М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста / Л.М.Кларина // Новые ценности образования. 2007. № 3. С.38-47.
23. Ковыляева Л.А., Третьякова Н. И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 167–175. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
24. Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.01 / С.А.Козлова; М. гос.ун-т. М., 2008.-36с.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2013. – 416 с.
26. Колидзей Э.Л. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности / Э.Л. Колидзей. – Балашов: БГПУ,2007. – 150с.
27. Кузнецова И.М. Социальная активность личности. / И.М.Кузнецова. - Л.: Общество «Знание», 2008. – 15с.
 28. Кондратьева Н. В., Максимова М. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 629-632. — Режим доступа:  https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения: 31.01.2021).
29. Кравцов Г.Г., Е.Е. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников.  – Мозаика-Синтез, 2013. –264 с.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер, 2009.320 с.
31. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. М.: МГЛУ им В.И.Ленина, 2000. 44с.
32. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 799-803. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 31.01.2021).
33. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению «Психолого-педагогическое образование»: рек. УМО вузов РФ. – М.: Академия. 2013. – 240 с.
35. Николаева, Арина Геннадиевна. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Николаева Арина Геннадиевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 241 с.:
36. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного / Ж.Л.Новикова. М.: Владос, 2005. 115с.
 37. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
 38. Ноефтова М.Н., Шамтиева М.Р. Развитие социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения //Теория и практика образования  в современном мире: матер Х Межд. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 32-33. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14076/ (дата обращения: 31.01.2021).
39. Пак Л.Г. Игровая деятельность и социализация дошкольников / Л.Г.Пак. Оренбург.: Изд.ОГПУ, 2005. 195с.
40. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС»/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. –Издательство Мозаика – синтез, 2014. – 64 с.
41. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб. : Речь, 2006. – 365 с.
 42. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание.2003.№8. – С. 73 76.
43. Смирнова Е.О.  Детская психология. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003. – 365 с.
44. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Метод пособие. Изд-во «АРКТИ», 2006. – 88 с.
45. Усова А.В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет: автореф. дис. ...канд. псих, наук: 19.00.07 / А.В.Усова; МПГУ им В.И.Ленина. М., 1996. 16с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива.  – 2014. –  32 с.
47. Филлипова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников / И.Н. Филлипова, Н.Ю. Кольцова. – М., 2002. – 234с.
48. Щетинина А.М. Диагностика социального развития: Учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.– 88 с.
49. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
50. Юревич С.Н, Магасумова Э.У. Социальная активность дошкольников как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.  – Режим доступа
http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18083 (дата обращения: 31.01.2021).


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет