Формирование волевых качеств обучающихся в условиях обучения современному танцу (на примере фолк-модерна)
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование волевых качеств обучающихся в условиях обучения современному танцу (на примере фолк-модерна)»
Оригинальность работы 81%
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения эмоционально-волевой сферы обучающихся современному танцу, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний и впоследствии обеспечит эффективность их применения.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Во время обучения у обучающихся складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения.
Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности, в условиях стихийного развития обучающиеся оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности.
Двигательная, волевая, умственная активность при занятиях хореографией во многом содействует преодолению лени, пассивности, инертности, слабоволия и признаны мощными рычагами самовоспитания.
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, обучающийся постепенно вырабатывают в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития, поэтому педагоги должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу обучающегося имеет важное значение для определения трудностей в подготовке к репетиционной работе, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем воспитания и обучения в общем развитии.
На формирование нравственно-волевых качеств с учетом психологических особенностей учащихся, указывают Божович Л. И., Гоноболин Ф. Н., Ильин Е. П., Кон И. С., Макаренко А. С., Пуни А. Ц., Ренан Э., Рудик П. А., Чудновский Э. и др. Ими подчеркивается особенная восприимчивость к процессу педагогического управления нравственно-волевым развитием, так как пробуждается моральная нужда в самовоспитании.
Проблема исследования заключается в потребности создания педагогических условий, которые бы обеспечивали успешное формирование у обучающихся волевых качеств, в процессе обучения хореографией.
Целью исследования является изучение и обоснование значимости условий формирования волевых качеств обучающихся при постановочной работе над современным танцем.
Объект исследования: процесс формирования волевых качеств у обучающихся в хореографии.
Предмет исследования: условия формирования волевых качеств обучающихся в постановочной работе над современным танцем.
Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:
1. Проанализировать процесс развития волевых качеств у обучающихся как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить стилистические и образно-содержательные особенности современного танца и направления «фолк-модерн».
3. Определить значимость волевых качеств у обучающихся при обучении современному танцу.
4. Провести постановочную работу над современным танцем направления фолк-модерн.
5. Составить методические рекомендации по развитию волевых качеств исполнителей в процессе постановочной работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; методы теоретического общения;
- эмпирические: постановочная работа; наблюдение за творческой деятельностью обучающихся на репетициях в процессе постановочной работы.
База исследования: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, институт художественного образования, студенты кафедры вокально-хорового и хореографического образования.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы из 48 источников, приложение.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Развитие у обучающихся волевых качеств как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Стилистические и образно-содержательные особенности современного танца и направления «фолк-модерн» 13
1.3 Значимость волевых качеств обучающихся при обучении современному танцу (фолк-модерн) 19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ НАД ПОСТАНОВКОЙ ТАНЦА ФОЛК-МОДЕРН 28
2.1 Сценическое решение постановки «Комоедица» 28
2.2 Драматургическое решение постановки «Комоедица» 34
2.3 Методические рекомендации по развитию волевых качеств исполнителей в процессе постановочной работы 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Приложение 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие/ Г. С. Абрамова. - М.: Академ. Проект, 2011. - 702 с.
1. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] : учебное пособие/ А. Баллон. - М.: Просвещение, 2009. - 194 с.
2. Бахтина, О. И. Информатизация гуманитарного образования [Текст] : учебник для вузов/ О. И. Бахтина. - М.: Педагогика, 1990. - 122-125 с.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] : учебник для вузов/ В. П. Беспалько - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
4. Брихцин, М. В. Воля и волевые качества. Психология личности [Текст] : учебное пособие/ М. В. Брихцин. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : учебное пособие / Л. И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -342-352с
6. Васенина, Е. Современный танец постсоветского пространства [Текст] / Е. Васенина. - М.: Редакция журнала «Балет». 2013. - 5 с.
7. Вестник Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой. – СПб.: Академия Русского Балета имени А. Я. Вагановой, 2008 №2 (20). – С. 82-83
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2010 — 256-258 с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 500-511 с.
10. Гиглаури, В. Как я понимаю модерн [Текст] / В. Гиглаури // Танцевальный Клондайк. - М.: Владос, 2000. - 308 с.
11. Грицанов, А. А. Постмодернизм [Текст] / А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Книжный дом, 2001. - 1040 с.
12. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] : учебное пособие / К. М. Гуревич. - М.: Владос, 2009. - 340-346 с.
13. Гусарова, Е. Н. Профессиональное становление личности в процессе обучения [Текст] / Е. Н. Гусарова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - 248-252 с.
14. Еникеев, С. В. Общая психология: учебник для вузов [Текст]: учебное пособие / С. В. Еникеев. - М.: Приор, 2011. - 400 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И. А. Зимняя. - М.: Логос, - 2001. - 381--382 с.
16. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] : учебное пособие / В. А. Иванников. - М.: Наука, 2011. - 205-209 с.
17. Ивашкин, В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия [Текст] / В. С. Ивашкин // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - с. 19-23.
18. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] : учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПБ.: Питер, 2010. - 270-280 с.
19. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст] : учебное пособие / Е. П. Ильин. – СПб.: «Питер», 2008. – 420- 428 с.
20. Ильин, И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. [Текст] / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. 256 с.
21. Карасева, С. Н. Психолого-педагогические условия волевого развития подростка в учебной деятельности / С. Н. Карасева // Гуманитарные научные исследования. 2013.??????
22. Кнабе, Г. С. Местоимения постмодерна. Чтения по истории и теории культуры [Текст]: учебное пособие / Г. С. Кнабе. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. - 52 с.
23. Косс, П. П. Футуризм и танец. От Лои Фуллер до футуристов [Текст] / П. П. Комм // Танец в ХХ веке: сб. ст. – Волгоград: Центр современной хореографии, 1998. – С. 2-10.
24. Кумар, К. Модерн. Контексты современности : актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия; пер. с англ. и нем [Текст] : учебное пособие для вузов / К. Кумар. - Казань.: Издательство Казанского института, 2000. 17-19 с.
25. Кэмп, Д. Философские проблемы танцевальной критики [Текст] / Д. Кэмп. – М.: Искусство, 1981. – 272 с.
26. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2008. - 560-562 с.
27. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - .416 c.
28. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.
29. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст]: учебное пособие / М. С. Миловзорова. - М.: Медицина,1972. – С. 185-215.
30. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 688 с.
31. Нижинский, В. Ф. Чувство: Тетради [Текст] / В. Ф. Нижинский. - М.: Вагриус, 2000. - 256 с.
32. Подласый, И. Л. Педагогика начальной школы [Текст] : учебное пособие / И. Л. Подласый. - М.: Академия, 2011. - 390 с.
33. Поляков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С. С. Поляков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 80 с.
34. Психология младшего школьника [Текст]: учебное пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. Т. Патрина. - М.: Педагогика, 2011. - 328 с.
35. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПБ.: Питер, 2010. - 630- 658 с.
36. Пэйо, Ж. Воспитание воли [Текст] / Ж. Пэйо. - Минск, Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – 201 с.
37. Рогов, Е. И. Эмоции и воля: азбука психологии [Текст]: учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
38. Рудик, П. А. Психология [Текст]: учебное пособие / П. А. Рудик. - М.: Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955. - 110-112 с.
39. Сидорова, И. Г. СоОбразование и саморазвитие [Текст] / И. Г. Сидорова, Т. А. Хорошева. - 2009. – № 14. - С. 198-204.
40. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст]: учебное пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. - 463 с.
41. Спарджер, С. Анатомия и балета [Текст] / C. Спанджер. - М.: Просвещение, 2006. – С. 15-18.
42. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст]: учебное пособие / Д. Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2009. – С. 400-416.
43. Устяхин, С. В. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии [Текст] / С. В. Устяхин. // Танец модерн. Фолк-модерн. - 2007. - С. 3-17.
44. Чистов, К. В. Традиция и вариативность [Текст] / К. В. Чистов // Фольклор. Текст. Традиция. - 2005. - С. 106.
45. Чумаков, М. В. Волевые качества личности [Текст] / М. В. Чумаков // Вопросы психологии. – 2010. – №1. – С. 121-148.
46. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 156 с.
47. Эндрюс, Т. Магия танца [Текст] / Т. Эндрюс. – М.: Ваклер, 2003. – 430 с.
В ходе теоретического исследования и постановочной работы были получены следующие результаты:
1. Воспитание воли – это механизм самовоспитания. Хореографические занятия пробуждают активность учащихся в процессе обучения и воспитания, формируют у них умение к самовоспитанию. К волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. О том, что волевые свойства у учащихся сформированы можно говорить, когда они способны к таким действиям, как: преодоление трудностей; выполнение не тех действий, которые они хотят совершать, а тех, что нужно выполнять.
2. Фолк-модерн танец, который является синтетическим феноменом постмодернистской хореографии, сочетает в себе технические возможности танца модерн и движения и пластические мотивы народно-сценической хореографии. В центре него находится тело человека. Синтез рождается в телесном эксперименте над идеей «фолк». Фолк-модерн отражает становления танца через не танцевальное и с помощью этого не танцевального как итог репрезентации чистого телесного опыта. Технический уровень фолк-модерн танца, с одной стороны представляет собой обширное пространство техник танца модерн и contemporary, с другой – менее значительное представительство собственно фольклорного материала. В рамках фолк-модерн танца мы имеем дело, как с продолжением технических традиций танца модерн, так и с отрицанием фольклорных традиций. Язык хореографического текста в данной ситуации представляется как поле всех креативных идей, а «фолк» оказывается содержательной и уникальной практикой. Хореограф имеет неограниченную свободу выбора методов и приемов для собственного творчества, что определяет многообразие трансформаций фольклорного материала.
3. Благодаря занятиям по современному танцу, приобретаются волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска у «танцовщиков» во время репетиций и выступлений, а также волевые усилия при мышечных напряжениях «танцовщиков». Способность обучающегося проявлять усилия воли на занятиях по современному танцу, связаны с преодолением существенных сложностей, представляющих собой черту нравственного характера, измерителем, с помощью которого и окружающие, и сам ученик оценивает свое индивидуальное достоинство. Репетиционное занятие по фолк-модерн танцу является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность обучающегося, формирует у него личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство, целеустремленность, инициативность, решительность.
4. Проведенная постановочная работа показала, что формирование волевых качеств эффективно осуществляется в процессе занятий современным танцем, так как репетиционная деятельность способствует развитию силы воли обучающихся, а также приобретаются необходимые волевые качества для творческого и личностного роста. Совместное участие педагога-хореографа и учащихся в творческом процессе над созданием современного танца в направлении фолк-модерн, расширяет сферу их интересов, стимулирует к качественной и продуктивной работе, способствует развитию волевых качеств, а так же развивает эстетическое восприятие. Репетиционные занятия развивают у обучающихся такие качества воли, как чувство ответственности, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность и целеустремленность. В связи с этим, возрастает ценность и значимость деятельности педагога-хореографа в условиях хореографического коллектива.
5. Лексика современного танца позволяет создать хореографическое произведение, которое несет в себе актуальные и волнующие мысли. Постановки в современном направлении, отличаются своей многогранностью образов и сюжетов, способствуют формированию и развитию у обучающихся волевых качеств личности, необходимых для творческой деятельности. Жанры современного танца располагают неограниченным количеством лексических приемов, средств выразительности и драматургических решений, что позволяет……...
Таким образом, поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены.
Оригинальность работы 81%
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения эмоционально-волевой сферы обучающихся современному танцу, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний и впоследствии обеспечит эффективность их применения.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Во время обучения у обучающихся складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения.
Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности, в условиях стихийного развития обучающиеся оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности.
Двигательная, волевая, умственная активность при занятиях хореографией во многом содействует преодолению лени, пассивности, инертности, слабоволия и признаны мощными рычагами самовоспитания.
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, обучающийся постепенно вырабатывают в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития, поэтому педагоги должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу обучающегося имеет важное значение для определения трудностей в подготовке к репетиционной работе, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем воспитания и обучения в общем развитии.
На формирование нравственно-волевых качеств с учетом психологических особенностей учащихся, указывают Божович Л. И., Гоноболин Ф. Н., Ильин Е. П., Кон И. С., Макаренко А. С., Пуни А. Ц., Ренан Э., Рудик П. А., Чудновский Э. и др. Ими подчеркивается особенная восприимчивость к процессу педагогического управления нравственно-волевым развитием, так как пробуждается моральная нужда в самовоспитании.
Проблема исследования заключается в потребности создания педагогических условий, которые бы обеспечивали успешное формирование у обучающихся волевых качеств, в процессе обучения хореографией.
Целью исследования является изучение и обоснование значимости условий формирования волевых качеств обучающихся при постановочной работе над современным танцем.
Объект исследования: процесс формирования волевых качеств у обучающихся в хореографии.
Предмет исследования: условия формирования волевых качеств обучающихся в постановочной работе над современным танцем.
Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:
1. Проанализировать процесс развития волевых качеств у обучающихся как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить стилистические и образно-содержательные особенности современного танца и направления «фолк-модерн».
3. Определить значимость волевых качеств у обучающихся при обучении современному танцу.
4. Провести постановочную работу над современным танцем направления фолк-модерн.
5. Составить методические рекомендации по развитию волевых качеств исполнителей в процессе постановочной работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; методы теоретического общения;
- эмпирические: постановочная работа; наблюдение за творческой деятельностью обучающихся на репетициях в процессе постановочной работы.
База исследования: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, институт художественного образования, студенты кафедры вокально-хорового и хореографического образования.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы из 48 источников, приложение.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Развитие у обучающихся волевых качеств как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Стилистические и образно-содержательные особенности современного танца и направления «фолк-модерн» 13
1.3 Значимость волевых качеств обучающихся при обучении современному танцу (фолк-модерн) 19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ НАД ПОСТАНОВКОЙ ТАНЦА ФОЛК-МОДЕРН 28
2.1 Сценическое решение постановки «Комоедица» 28
2.2 Драматургическое решение постановки «Комоедица» 34
2.3 Методические рекомендации по развитию волевых качеств исполнителей в процессе постановочной работы 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Приложение 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие/ Г. С. Абрамова. - М.: Академ. Проект, 2011. - 702 с.
1. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] : учебное пособие/ А. Баллон. - М.: Просвещение, 2009. - 194 с.
2. Бахтина, О. И. Информатизация гуманитарного образования [Текст] : учебник для вузов/ О. И. Бахтина. - М.: Педагогика, 1990. - 122-125 с.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] : учебник для вузов/ В. П. Беспалько - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
4. Брихцин, М. В. Воля и волевые качества. Психология личности [Текст] : учебное пособие/ М. В. Брихцин. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : учебное пособие / Л. И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -342-352с
6. Васенина, Е. Современный танец постсоветского пространства [Текст] / Е. Васенина. - М.: Редакция журнала «Балет». 2013. - 5 с.
7. Вестник Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой. – СПб.: Академия Русского Балета имени А. Я. Вагановой, 2008 №2 (20). – С. 82-83
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2010 — 256-258 с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 500-511 с.
10. Гиглаури, В. Как я понимаю модерн [Текст] / В. Гиглаури // Танцевальный Клондайк. - М.: Владос, 2000. - 308 с.
11. Грицанов, А. А. Постмодернизм [Текст] / А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Книжный дом, 2001. - 1040 с.
12. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] : учебное пособие / К. М. Гуревич. - М.: Владос, 2009. - 340-346 с.
13. Гусарова, Е. Н. Профессиональное становление личности в процессе обучения [Текст] / Е. Н. Гусарова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - 248-252 с.
14. Еникеев, С. В. Общая психология: учебник для вузов [Текст]: учебное пособие / С. В. Еникеев. - М.: Приор, 2011. - 400 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И. А. Зимняя. - М.: Логос, - 2001. - 381--382 с.
16. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] : учебное пособие / В. А. Иванников. - М.: Наука, 2011. - 205-209 с.
17. Ивашкин, В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия [Текст] / В. С. Ивашкин // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - с. 19-23.
18. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] : учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПБ.: Питер, 2010. - 270-280 с.
19. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст] : учебное пособие / Е. П. Ильин. – СПб.: «Питер», 2008. – 420- 428 с.
20. Ильин, И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. [Текст] / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. 256 с.
21. Карасева, С. Н. Психолого-педагогические условия волевого развития подростка в учебной деятельности / С. Н. Карасева // Гуманитарные научные исследования. 2013.??????
22. Кнабе, Г. С. Местоимения постмодерна. Чтения по истории и теории культуры [Текст]: учебное пособие / Г. С. Кнабе. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. - 52 с.
23. Косс, П. П. Футуризм и танец. От Лои Фуллер до футуристов [Текст] / П. П. Комм // Танец в ХХ веке: сб. ст. – Волгоград: Центр современной хореографии, 1998. – С. 2-10.
24. Кумар, К. Модерн. Контексты современности : актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия; пер. с англ. и нем [Текст] : учебное пособие для вузов / К. Кумар. - Казань.: Издательство Казанского института, 2000. 17-19 с.
25. Кэмп, Д. Философские проблемы танцевальной критики [Текст] / Д. Кэмп. – М.: Искусство, 1981. – 272 с.
26. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2008. - 560-562 с.
27. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - .416 c.
28. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.
29. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст]: учебное пособие / М. С. Миловзорова. - М.: Медицина,1972. – С. 185-215.
30. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 688 с.
31. Нижинский, В. Ф. Чувство: Тетради [Текст] / В. Ф. Нижинский. - М.: Вагриус, 2000. - 256 с.
32. Подласый, И. Л. Педагогика начальной школы [Текст] : учебное пособие / И. Л. Подласый. - М.: Академия, 2011. - 390 с.
33. Поляков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С. С. Поляков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 80 с.
34. Психология младшего школьника [Текст]: учебное пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. Т. Патрина. - М.: Педагогика, 2011. - 328 с.
35. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПБ.: Питер, 2010. - 630- 658 с.
36. Пэйо, Ж. Воспитание воли [Текст] / Ж. Пэйо. - Минск, Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – 201 с.
37. Рогов, Е. И. Эмоции и воля: азбука психологии [Текст]: учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
38. Рудик, П. А. Психология [Текст]: учебное пособие / П. А. Рудик. - М.: Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955. - 110-112 с.
39. Сидорова, И. Г. СоОбразование и саморазвитие [Текст] / И. Г. Сидорова, Т. А. Хорошева. - 2009. – № 14. - С. 198-204.
40. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст]: учебное пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. - 463 с.
41. Спарджер, С. Анатомия и балета [Текст] / C. Спанджер. - М.: Просвещение, 2006. – С. 15-18.
42. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст]: учебное пособие / Д. Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2009. – С. 400-416.
43. Устяхин, С. В. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии [Текст] / С. В. Устяхин. // Танец модерн. Фолк-модерн. - 2007. - С. 3-17.
44. Чистов, К. В. Традиция и вариативность [Текст] / К. В. Чистов // Фольклор. Текст. Традиция. - 2005. - С. 106.
45. Чумаков, М. В. Волевые качества личности [Текст] / М. В. Чумаков // Вопросы психологии. – 2010. – №1. – С. 121-148.
46. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 156 с.
47. Эндрюс, Т. Магия танца [Текст] / Т. Эндрюс. – М.: Ваклер, 2003. – 430 с.
В ходе теоретического исследования и постановочной работы были получены следующие результаты:
1. Воспитание воли – это механизм самовоспитания. Хореографические занятия пробуждают активность учащихся в процессе обучения и воспитания, формируют у них умение к самовоспитанию. К волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. О том, что волевые свойства у учащихся сформированы можно говорить, когда они способны к таким действиям, как: преодоление трудностей; выполнение не тех действий, которые они хотят совершать, а тех, что нужно выполнять.
2. Фолк-модерн танец, который является синтетическим феноменом постмодернистской хореографии, сочетает в себе технические возможности танца модерн и движения и пластические мотивы народно-сценической хореографии. В центре него находится тело человека. Синтез рождается в телесном эксперименте над идеей «фолк». Фолк-модерн отражает становления танца через не танцевальное и с помощью этого не танцевального как итог репрезентации чистого телесного опыта. Технический уровень фолк-модерн танца, с одной стороны представляет собой обширное пространство техник танца модерн и contemporary, с другой – менее значительное представительство собственно фольклорного материала. В рамках фолк-модерн танца мы имеем дело, как с продолжением технических традиций танца модерн, так и с отрицанием фольклорных традиций. Язык хореографического текста в данной ситуации представляется как поле всех креативных идей, а «фолк» оказывается содержательной и уникальной практикой. Хореограф имеет неограниченную свободу выбора методов и приемов для собственного творчества, что определяет многообразие трансформаций фольклорного материала.
3. Благодаря занятиям по современному танцу, приобретаются волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска у «танцовщиков» во время репетиций и выступлений, а также волевые усилия при мышечных напряжениях «танцовщиков». Способность обучающегося проявлять усилия воли на занятиях по современному танцу, связаны с преодолением существенных сложностей, представляющих собой черту нравственного характера, измерителем, с помощью которого и окружающие, и сам ученик оценивает свое индивидуальное достоинство. Репетиционное занятие по фолк-модерн танцу является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность обучающегося, формирует у него личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство, целеустремленность, инициативность, решительность.
4. Проведенная постановочная работа показала, что формирование волевых качеств эффективно осуществляется в процессе занятий современным танцем, так как репетиционная деятельность способствует развитию силы воли обучающихся, а также приобретаются необходимые волевые качества для творческого и личностного роста. Совместное участие педагога-хореографа и учащихся в творческом процессе над созданием современного танца в направлении фолк-модерн, расширяет сферу их интересов, стимулирует к качественной и продуктивной работе, способствует развитию волевых качеств, а так же развивает эстетическое восприятие. Репетиционные занятия развивают у обучающихся такие качества воли, как чувство ответственности, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность и целеустремленность. В связи с этим, возрастает ценность и значимость деятельности педагога-хореографа в условиях хореографического коллектива.
5. Лексика современного танца позволяет создать хореографическое произведение, которое несет в себе актуальные и волнующие мысли. Постановки в современном направлении, отличаются своей многогранностью образов и сюжетов, способствуют формированию и развитию у обучающихся волевых качеств личности, необходимых для творческой деятельности. Жанры современного танца располагают неограниченным количеством лексических приемов, средств выразительности и драматургических решений, что позволяет……...
Таким образом, поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены.