Гендерные особенности просоциального поведения в подростковом возрасте
Описание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ …………………………………….……...
- 1.1. Теоретические основы проблемы просоциального поведения в психологических исследованиях ……………..……………………………………….……
- 1.2. Основы просоциального поведения подростков в зарубежной и отечественной психологии..………….….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Описание эмпирической выборки и методик исследования…..…
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………….....…
2.3. Программа тренинга развития просоциального поведения подростков……………………………..……..…..…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………….....
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………...…….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………..……..
ПРИЛОЖЕНИЕ 3............................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Во все века и времена любой человек положительно относился к ситуациям, в которых проявляется забота, внимательность, бескорыстие, желание помочь другому. Однако в условиях технологического развития общества, а также его морально-нравственного кризиса, возникают проблемы, которые находят свое отражение в напряженной, неустойчивой социальной и экономической обстановке, обуславливающей рост различных отклонений в личностном развитии и поведении молодежи. В данной ситуации назрела острая потребность общества в развитии позитивных форм социального взаимодействия людей, которые направлены на кооперацию, поддержание друг друга, оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Нравственность, человечность, забота, понимание, сочувствие, доброта, уважение, милосердие, сострадание, честность, открытость, простота, естественность – всё это, в определённой степени, составляет рассматриваемый феномен ,а именно просоциальное поведение.
Очевидно, что тема актуальная и интересная сама по себе. Важность и интерес, в данном случае, рационально дополняют друг друга: пожалуй, каждый человек будет испытывать приятные, искренние эмоции, если ему помогут в чём-либо и сделают это в самый подходящий момент, правильно, не навязчиво, аккуратно, искренне и, вполне возможно, с любовью. Если подобные составляющие соблюдаются, то человек непременно адекватно оценит оказанную ему помощь и, вероятнее всего, поступит также. Просоциальное поведение можно наблюдать среди всех возрастов и социальных слоев. Несмотря на это, в данное время, более интересным будет изучение просоциального поведение подростков, ведь времена, нравы и воспитание нещадно меняются с каждым годом. Эта проблема вызывает неподдельный интерес широкого круга людей. Как меняется отношение подростков к добрым, бескорыстным поступкам? Отличается ли отношение к альтруизму среди девочек и мальчиков подросткового возраста? Именно эти вопросы будут раскрыты в данной работа.
Изучением просоциального поведения занимались такие учёные, как Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт, Д. Канеман, А. Тверски, Т. П. Гаврилова, В. В. Абраменкова, И. М. Юсупов и А.П. Сопиков.
Исходя из актуальности выдвинутой проблемы, мы выбрали тему нашего исследования: «Гендерные особенности просоциального поведения в подростковом возрасте».
Объект исследования: просоциальное поведение, как поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп или отдельного человека.
Предмет исследования: особенности просоциального поведения в подростковом возрасте.
Цель: изучить и выявить гендерные особенности просоциального поведения в подростковом возрасте.
Задачи:
-
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме просоциального поведения подростков;
- 2. Провести теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей просоциального поведения подростков;
- 3. Выявить особенности просоциального поведение мальчиков в подростковом возрасте;
- 4. Выявить особенности просоциального поведения девочек в подростковом возрасте;
- 5. Разработать программу тренингов для развития просоциального поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что значимых различий между просоциальным поведением мальчиков и девочек в подростковом возрасте не присутствует.
Методологической основой исследования являются:
Методы исследования:
-
- 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- 2. Эмпирические:
- Методика «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло и Б.А. Рэндалл), адаптированная Н.В. Кухтовой;
- Методика «Социальные нормы просоциального поведения» (И.А. Фурманов, Н.В. Кухтова)
-
- 3. Интерпретационно – описательные: качественный и количественный
анализ эмпирического исследования с использованием методов математической статистики (U-критерий Манна-Уитни), вычисления проводились с помощью статистической программы SPSS v. 20,0.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что систематизированы и уточнены сведения гендерных особенностей просоциального поведения подростков.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты гендерных особенностей просоциального поведения подростков могут быть использованы родителями, педагогами и психологами в построении наиболее продуктивной работы с детьми подросткового возраста.
База эмпирического исследования: данное психологическое исследование проводилось на базах МБОУ Абаканская СОШ №19.