И. Кант о сущности просвещения
Описание работы
Введение
Просвещение – это духовное и социально-политические направление общественного развития конца XVII — XVIII вв., возникшее в Европе и Северной Америке. В это время произошли глобальные изменения в качестве жизнедеятельности в результате распада феодального традиционного уклада и становления капиталистического производства, новых социальных отношений, возникновении научного мировоззрения, секуляризации общественной жизни. Просвещение распространилось в большей степени в промежуток английской «славной революцией» 1688 г. и Великой французской революцией 1789−1790 гг., и оказало мощное влияние на политику, литературу, искусство, изменило все направление общественно-политической мысли и философии.
Эпоха Просвещения стала одним из самых значительных периодов в истории человечества, когда была провозглашена свобода разума, а человек осмелился думать самостоятельно, подвергая все привычные догмы сомнению и критике. Пожалуй, одним из самых известных критиков и мыслителей Просвещения является немецкий философ Иммануил Кант. Можно сказать, что он был последним представителем Просвещения и родоначальником немецкой классической философии, в учении которого синтезировались все достижения предыдущих эпох и обнаружились ростки для будущих поколений. Потому исследователи причисляют его то к одному, то к другому лагерю.
Иммануил Кант занимался как естественнонаучными, так и общественно-политическими вопросами. Его идеи оказали существенное влияние на последующее становление классической науки и философии, хотя от учений многих последователей от старательно дистанцировался. Значительно выделяется в наследии Канта его блок критических трудов, благодаря которым он и прославился на весь мир. Эти критические идеи выросли во многом из переосмысления эпохи Просвещения.
Социально-политическое учение немецкого философа сегодня является как никогда актуальным. В современном мире возрастает необходимость переоценки представлений о проблеме человека и общества, их природы и цели существования. В историко-философских работах Канта прослеживаются неустаревающие рекомендации к обустройству общественной системы на основе принципов гуманизма, соблюдения естественных прав и свобод, практические идеи к созданию гражданского общества, правового государства, распространения ценности провещения.