Игровая деятельность дошкольников в детском саду (педагогические технологии руководства)
Описание работы
Работа пользователя Diplomstud
Объём работы 76 стр.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список источников.
Цель - изучить особенности руководства игровой деятельностью.
Объект - игровая деятельность.
Предметом - является приемы и методы руководства игровой деятельностью.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Выявить условия педагогического руководства игровой деятельности;
3. Проанализировать технологии игрового обучения.
Работа оформлена по ГОСТ
Шрифт 14 Times New Roman
Интервал: 1,5
Отступ: 1,25
Поля верх-низ-20мм, слева-30 мм, справа-15 мм
Ссылки на источники (в квадратных скобках)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Теория игры, история появления игрушек. Игра как деятельность моделирующая социальные отношения 7
1.2. Руководство игровой деятельностью: история, требования, достоинства и недостатки игрушек, критерии оценки игр, виды игрушек 22
1.3. Задачи и приемы руководства творческими сюжетно-ролевыми играми детей 30
2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ 46
2.1. Методы и приемы руководства игрой. Игровые проблемные ситуации 46
2.2. Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой и творческой игрой 57
2.3 Педагогические технология игрового обучения. Классификация игр 61
Заключение 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
"Гипотеза исследования: предполагаем, что педагогическое руководство игровой деятельности будет эффективно, при условии:
• Изучения интересов детей, их любимых игр, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр;
• Использование приемов косвенного воздействия и приемов прямого руководства.
Методологической и теоретической основой исследования послужило работы педагогов и психологов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К. Гроос, Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ж. Шато, Дж. Дьюи, С.Н. Стебницкий, З.М. Богусловская, В.Г. Нечаева, Н.П. Михайленко, Н.Н. Палагина, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, П.Н. Каптеров, В.Н. Вахтеров, З.В. Мануйленко, З. М. Истомина, Э.Т. Пилюгина, Г.Н. Година), занимающихся проблемой исследования педагогическое руководство игровой деятельностью.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Положения выносимые на защиту:
1. Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
2. Грамотное педагогическое руководство игровой деятельностью повышает её эффективность.
3. Педагогические технологии руководства игрой дошкольника в детском саду. Цели и основные требования к руководству детской игрой А.С.Макаренко.
Теоретическая значимость: исследования заключается в раскрытии понятий педагогического руководства игровой деятельностью и технологии игрового обучения.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов, в практической деятельности классного руководителя, родителей."
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки интеллектуального развития / Под ред. К. С. Лебединской. - М., 1993.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Новосибирск., 1994.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1970 - 464 с.
5. Брунер Дж. О познавательном развитии. В кн.: Исследование развития познавательной деятельности. М., "Педагогика", 1971.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. 1995
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Воображение и его развитие в детском возрасте.
8. Выготский Л.С. Психология.-М.:ЭКСМО-ПРЕСС,2000.
9. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8.
10. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995
11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
12. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей с нарушением интеллекта//Дошкольное воспитание, 1988, №5.
13. Гальперин П. Я, Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М., "Просвещение", 1987.
14. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. //"Вопросы психологии", 1971
15. Градновская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997
16. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского и др. - Мн., 1988.
17. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. - М.: Просвещение, 1968 -350с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002
19. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. М., Феникс. – 2003
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет).М.: Изд-во УРАО.-1998
21. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя/ –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
22. Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология. Мн. Университетское, 1988. - 223с.
23. Киричук О. В, Романец В. А. Основы психологии. Киев.: Лебедь, 1997.- 78с.
24. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры . - М.: Просвещение, 1980.-231с.
25. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - 320 с.
26. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение,1988.-154с.
27. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988.-121с.
28. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя.- М.: Просвещение, 1983.-67с.
29. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия.-1998
31. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре.-М.: Просвещение, 1982.-27с.
32. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание.- М.: Просвещение, 1993.-245с.
33. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.-М.: Просвещение, 1991.- 56с.
34. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 2003 - Кн. 3. – Психодиагностика
35. Немов Р.С. Психолоия: В 3 кн. - М., 2003 -Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
36. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система / Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 . - М., 1993.
37. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1996.-98с.
38. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. - М.: Просвещение, 1986.-55с.
39. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника.- Киев 1985.-21с
40. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.-345с.
41. Психологические тесты. В 2-х т.Т.2/Под ред. А.А.Карелина.-М.: ВЛАДОС,2000.-248с.:ил.
42. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966.
43. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов/Под ред. М.М.Семаго.-М.:АРКТИ,2001.-136с.-(Библиотека психолога-практика).
44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К., 1973.
45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2002.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-4-е изд., стереотип.-М.:Академия, 1999.-336с.
47. Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников/ 1992.- 44с.
48. Эльконин Д. Б. Психологические игры. - М.: Просвещение, 1987.-74с.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры - М, 1978
50. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. //Психологический журнал, 1999, № 1.
51. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка - Москва, 1988.
52. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику.- Т.Ц. Сфера, 2002.- 78с.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список источников.
Цель - изучить особенности руководства игровой деятельностью.
Объект - игровая деятельность.
Предметом - является приемы и методы руководства игровой деятельностью.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Выявить условия педагогического руководства игровой деятельности;
3. Проанализировать технологии игрового обучения.
Работа оформлена по ГОСТ
Шрифт 14 Times New Roman
Интервал: 1,5
Отступ: 1,25
Поля верх-низ-20мм, слева-30 мм, справа-15 мм
Ссылки на источники (в квадратных скобках)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Теория игры, история появления игрушек. Игра как деятельность моделирующая социальные отношения 7
1.2. Руководство игровой деятельностью: история, требования, достоинства и недостатки игрушек, критерии оценки игр, виды игрушек 22
1.3. Задачи и приемы руководства творческими сюжетно-ролевыми играми детей 30
2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ 46
2.1. Методы и приемы руководства игрой. Игровые проблемные ситуации 46
2.2. Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой и творческой игрой 57
2.3 Педагогические технология игрового обучения. Классификация игр 61
Заключение 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
"Гипотеза исследования: предполагаем, что педагогическое руководство игровой деятельности будет эффективно, при условии:
• Изучения интересов детей, их любимых игр, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр;
• Использование приемов косвенного воздействия и приемов прямого руководства.
Методологической и теоретической основой исследования послужило работы педагогов и психологов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К. Гроос, Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ж. Шато, Дж. Дьюи, С.Н. Стебницкий, З.М. Богусловская, В.Г. Нечаева, Н.П. Михайленко, Н.Н. Палагина, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, П.Н. Каптеров, В.Н. Вахтеров, З.В. Мануйленко, З. М. Истомина, Э.Т. Пилюгина, Г.Н. Година), занимающихся проблемой исследования педагогическое руководство игровой деятельностью.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Положения выносимые на защиту:
1. Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
2. Грамотное педагогическое руководство игровой деятельностью повышает её эффективность.
3. Педагогические технологии руководства игрой дошкольника в детском саду. Цели и основные требования к руководству детской игрой А.С.Макаренко.
Теоретическая значимость: исследования заключается в раскрытии понятий педагогического руководства игровой деятельностью и технологии игрового обучения.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов, в практической деятельности классного руководителя, родителей."
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки интеллектуального развития / Под ред. К. С. Лебединской. - М., 1993.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Новосибирск., 1994.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1970 - 464 с.
5. Брунер Дж. О познавательном развитии. В кн.: Исследование развития познавательной деятельности. М., "Педагогика", 1971.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. 1995
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Воображение и его развитие в детском возрасте.
8. Выготский Л.С. Психология.-М.:ЭКСМО-ПРЕСС,2000.
9. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8.
10. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995
11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
12. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей с нарушением интеллекта//Дошкольное воспитание, 1988, №5.
13. Гальперин П. Я, Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М., "Просвещение", 1987.
14. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. //"Вопросы психологии", 1971
15. Градновская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997
16. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского и др. - Мн., 1988.
17. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. - М.: Просвещение, 1968 -350с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002
19. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. М., Феникс. – 2003
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет).М.: Изд-во УРАО.-1998
21. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя/ –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
22. Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология. Мн. Университетское, 1988. - 223с.
23. Киричук О. В, Романец В. А. Основы психологии. Киев.: Лебедь, 1997.- 78с.
24. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры . - М.: Просвещение, 1980.-231с.
25. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - 320 с.
26. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение,1988.-154с.
27. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988.-121с.
28. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя.- М.: Просвещение, 1983.-67с.
29. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия.-1998
31. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре.-М.: Просвещение, 1982.-27с.
32. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание.- М.: Просвещение, 1993.-245с.
33. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.-М.: Просвещение, 1991.- 56с.
34. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 2003 - Кн. 3. – Психодиагностика
35. Немов Р.С. Психолоия: В 3 кн. - М., 2003 -Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
36. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система / Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 . - М., 1993.
37. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1996.-98с.
38. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. - М.: Просвещение, 1986.-55с.
39. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника.- Киев 1985.-21с
40. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.-345с.
41. Психологические тесты. В 2-х т.Т.2/Под ред. А.А.Карелина.-М.: ВЛАДОС,2000.-248с.:ил.
42. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966.
43. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов/Под ред. М.М.Семаго.-М.:АРКТИ,2001.-136с.-(Библиотека психолога-практика).
44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К., 1973.
45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2002.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-4-е изд., стереотип.-М.:Академия, 1999.-336с.
47. Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников/ 1992.- 44с.
48. Эльконин Д. Б. Психологические игры. - М.: Просвещение, 1987.-74с.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры - М, 1978
50. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. //Психологический журнал, 1999, № 1.
51. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка - Москва, 1988.
52. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику.- Т.Ц. Сфера, 2002.- 78с.