ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………....7
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКЕ………………………………………………..7
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ…..13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ…………………………...16
2.1. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА……....16
2.2. ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА…………………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..…30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Образование является одной из важнейших сфер социальной жизни, от которого зависит не только интеллектуальное состояние, но и культурное, нравственное воспитание общества.
В современном мире дети существенно отличаются друг от друга различными характеристиками: работоспособностью, уровнем знаний, активностью, сосредоточенностью, внимательностью, скоростью восприятия, скоростью мыслительной деятельности, переключаемостью и т.д. Особенно эти отличия заметны у детей в начальной школе. Выбираемый преподавателем средний темп обучения не всегда подходит к каждому ученику, многие обучающиеся не успевают понять материал, а для большинства такой темп излишне замедленный. Многие дети не стремятся работать на уроке, поэтому учителям становится сложно отследить уровень знаний учеников. Одни и те же задания для одних детей являются сложными, а для других очень простыми. Другими словами уровень знаний учащихся зависит не только от деятельности преподавателя, но и от познавательных возможностей, физического развития, способностей, особенностей памяти, восприятия обучающихся.
Повышение эффективности обучения в школе становится важным аспектом в исследованиях психолого-педагогической науки, главная роль в решении этой проблемы отводится учителю. Учитель должен вовлечь учащихся в активную учебную деятельность, а для этого преподавателю необходимо хорошо знать индивидуальные особенности своих учеников, уметь находить подход к каждому ученику.
В 21 веке дети должны научиться ориентироваться в стремительно быстро меняющемся мире, уметь находить пути решения проблем, иметь хорошо поставленную речь, быть творческими, динамичными, современно мыслящими, интеллектуально развитыми. Поэтому целью преподавателей становится улучшение параметров системы обучения в школе, повышение качества процесса преподавания. Таким образом, требуется переход в образовательных учреждениях от стандартизированных форм организации процесса обучения к новым формам, позволяющим найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, для того чтобы развить умственные и творческие способности детей.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся уходит в глубокую древность, еще тогда существовало домашнее воспитание. Педагог, работая с небольшим количеством детей, мог построить процесс обучения, используя индивидуальный подход к каждому ученику, а также выявить личностные особенности каждого, повысив их уровень знаний. С распространением массового обучения с большим количеством детей, учесть индивидуальные особенности каждого ученика для преподавателя стало практически невозможным. Работая с большой группой детей, учителю стало сложно добиться высоких результатов в учебе у каждого ученика. Поэтому дети, которые хорошо понимают материал, начинают терять интерес к учебе, также как и дети, которые не успели понять материал во время урока.
Несмотря на сложность организации индивидуального подхода в процессе обучения, в последнее время индивидуализация становится более востребованной у молодого поколения из-за стремления детей получить качественное образование. Индивидуальное взаимодействие учащегося и преподавателя позволяет учителю повысить свой уровень квалификации, выявляя психологические особенности, его слабые и сильные стороны, а ученику повысить интерес к обучению, уровень знаний и лучше понять учебный материал. Если преподаватель будет знать индивидуальные особенности своего ученика, он сможет подобрать подходящие сведения, помочь легко освоить труднодоступный материал, а также выбрать нужные приемы, методы и средства педагогического воздействия.
Таким образом, проблема исследования состоит в изучении возможностей индивидуальных форм обучения в процессе подготовки учащихся по физике.
В педагогике индивидуализацию определяют как организацию учебного процесса, в ходе которой выбор темпа, средств, способов, методов обучения должен исходить от психологических особенностей ученика. Но чаще всего индивидуализация является совокупностью педагогических, психологических, воспитательных, учебно-методических приемов в процессе обучения, которые обеспечивают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Проблемой индивидуализации и разных особенностей у детей интересовалось множество ученых и педагогов. В настоящее время многими авторами написано множество педагогических работ, связанных с индивидуализацией обучения, например, А.А. Кирсанов, И.Э.Унт, С.Д. Шевченко, Г.Ф. Суворовой, А. Г. Русских, И. М. Чередов и многие другие. В их работах предложены пути решения и структура проблемы, а также сама проблема. Поэтому индивидуализация работы учащихся в настоящее время является одним из важных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Тем самым конструируется актуальность выбора данной курсовой работы.
А это, в свою очередь, позволяет определить цели, задачи, объект, предмет и методы исследования
Цель исследования:
Предмет исследования: индивидуальная работа учащихся при обучении физике.
Гипотеза: если при подготовке учащихся при обучении физике использовать формы индивидуальной работы, то это позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, повысить уровень знаний, интерес к обучению и лучше понять учебный материал
Методологической основой служат исследования и статьи А.А. Кирсанов, И.Э.Унт, С.Д. Шевченко, Г.Ф. Суворовой.
Основными методами исследования являются анализ теоретических результатов научной и учебной литературы по проблеме.
Практическая значимость исследования: в курсовой работе представлены формы индивидуальной работы учащихся при обучении физике. А также предложен план – конспект урока по физике для учащихся 7 класса по теме: «Сила трения».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………....7
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКЕ………………………………………………..7
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ…..13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ…………………………...16
2.1. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА……....16
2.2. ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА…………………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..…30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Образование является одной из важнейших сфер социальной жизни, от которого зависит не только интеллектуальное состояние, но и культурное, нравственное воспитание общества.
В современном мире дети существенно отличаются друг от друга различными характеристиками: работоспособностью, уровнем знаний, активностью, сосредоточенностью, внимательностью, скоростью восприятия, скоростью мыслительной деятельности, переключаемостью и т.д. Особенно эти отличия заметны у детей в начальной школе. Выбираемый преподавателем средний темп обучения не всегда подходит к каждому ученику, многие обучающиеся не успевают понять материал, а для большинства такой темп излишне замедленный. Многие дети не стремятся работать на уроке, поэтому учителям становится сложно отследить уровень знаний учеников. Одни и те же задания для одних детей являются сложными, а для других очень простыми. Другими словами уровень знаний учащихся зависит не только от деятельности преподавателя, но и от познавательных возможностей, физического развития, способностей, особенностей памяти, восприятия обучающихся.
Повышение эффективности обучения в школе становится важным аспектом в исследованиях психолого-педагогической науки, главная роль в решении этой проблемы отводится учителю. Учитель должен вовлечь учащихся в активную учебную деятельность, а для этого преподавателю необходимо хорошо знать индивидуальные особенности своих учеников, уметь находить подход к каждому ученику.
В 21 веке дети должны научиться ориентироваться в стремительно быстро меняющемся мире, уметь находить пути решения проблем, иметь хорошо поставленную речь, быть творческими, динамичными, современно мыслящими, интеллектуально развитыми. Поэтому целью преподавателей становится улучшение параметров системы обучения в школе, повышение качества процесса преподавания. Таким образом, требуется переход в образовательных учреждениях от стандартизированных форм организации процесса обучения к новым формам, позволяющим найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, для того чтобы развить умственные и творческие способности детей.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся уходит в глубокую древность, еще тогда существовало домашнее воспитание. Педагог, работая с небольшим количеством детей, мог построить процесс обучения, используя индивидуальный подход к каждому ученику, а также выявить личностные особенности каждого, повысив их уровень знаний. С распространением массового обучения с большим количеством детей, учесть индивидуальные особенности каждого ученика для преподавателя стало практически невозможным. Работая с большой группой детей, учителю стало сложно добиться высоких результатов в учебе у каждого ученика. Поэтому дети, которые хорошо понимают материал, начинают терять интерес к учебе, также как и дети, которые не успели понять материал во время урока.
Несмотря на сложность организации индивидуального подхода в процессе обучения, в последнее время индивидуализация становится более востребованной у молодого поколения из-за стремления детей получить качественное образование. Индивидуальное взаимодействие учащегося и преподавателя позволяет учителю повысить свой уровень квалификации, выявляя психологические особенности, его слабые и сильные стороны, а ученику повысить интерес к обучению, уровень знаний и лучше понять учебный материал. Если преподаватель будет знать индивидуальные особенности своего ученика, он сможет подобрать подходящие сведения, помочь легко освоить труднодоступный материал, а также выбрать нужные приемы, методы и средства педагогического воздействия.
Таким образом, проблема исследования состоит в изучении возможностей индивидуальных форм обучения в процессе подготовки учащихся по физике.
В педагогике индивидуализацию определяют как организацию учебного процесса, в ходе которой выбор темпа, средств, способов, методов обучения должен исходить от психологических особенностей ученика. Но чаще всего индивидуализация является совокупностью педагогических, психологических, воспитательных, учебно-методических приемов в процессе обучения, которые обеспечивают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Проблемой индивидуализации и разных особенностей у детей интересовалось множество ученых и педагогов. В настоящее время многими авторами написано множество педагогических работ, связанных с индивидуализацией обучения, например, А.А. Кирсанов, И.Э.Унт, С.Д. Шевченко, Г.Ф. Суворовой, А. Г. Русских, И. М. Чередов и многие другие. В их работах предложены пути решения и структура проблемы, а также сама проблема. Поэтому индивидуализация работы учащихся в настоящее время является одним из важных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Тем самым конструируется актуальность выбора данной курсовой работы.
А это, в свою очередь, позволяет определить цели, задачи, объект, предмет и методы исследования
Цель исследования:
- Изучить теоретический аспект индивидуальной работы учащихся при обучении педагогике;
- Показать организационные моменты работы учащихся при обучении физике.
- Рассмотреть виды индивидуальной работы учащихся 7 класса;
- Рассмотреть план-конспект урока индивидуальной работы учащихся 7 класса при обучении физике.
Предмет исследования: индивидуальная работа учащихся при обучении физике.
Гипотеза: если при подготовке учащихся при обучении физике использовать формы индивидуальной работы, то это позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, повысить уровень знаний, интерес к обучению и лучше понять учебный материал
Методологической основой служат исследования и статьи А.А. Кирсанов, И.Э.Унт, С.Д. Шевченко, Г.Ф. Суворовой.
Основными методами исследования являются анализ теоретических результатов научной и учебной литературы по проблеме.
Практическая значимость исследования: в курсовой работе представлены формы индивидуальной работы учащихся при обучении физике. А также предложен план – конспект урока по физике для учащихся 7 класса по теме: «Сила трения».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. Новое в жизни, науке, технике. Серия: Педагогика и психология. 1992. Т.3. 57 с.
- Александрова Л.А. Основные виды учебной деятельности на уроке. Методы организации учебной деятельности на уроке // alluz.ru [сайт]. URL: https://alluz.ru/novye-voprosy/the-main-types-of-learning-activities-in-the-lessonmethods-of-organizing-learning-activities-in-the-classroom.html (дата обращения: 30.04.2021).
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань: Татар. кн. Издат-во, 1980. 207 с.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. 137 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. 1975. 250 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. М.: Народное образование, 2005 . 556 с.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.