Информационное взаимодействие с родителями в детском образовательном учреждении
Описание работы
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 7
1.1 Родители дошкольников как субъекты образовательных отношений 7
2.1 Изучение взаимодействия с родителями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании», где указано, что родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Следовательно, развитие и становление личности ребёнка невозможно в отрыве от семьи.
ФГОС дошкольного образования указывает, что одной из задач дошкольного учреждения является оказание педагогической помощи семьям воспитанников, привлечение родителей к достижению единства в плане воспитания и образования детей дошкольного возраста. Признание приоритета семейного воспитания нуждается во взаимоотношениях семьи и дошкольных учреждений на основе сотрудничества, взаимодействия, доверия. Очевидна важность постоянного совершенствования содержания, форм и методов совместной деятельности детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка и формирования его личности. Именно поэтому целью администрации и педагогов дошкольного учреждения является создание общего образовательного пространства в семье и ДОУ для формирования, развития и социализации ребенка.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно только при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Но очень часто педагоги ДОУ, испытывая значительные трудности в организации взаимодействия с родителями, нуждаются в повышении своей компетентности во взаимодействии с семьями воспитанников. Возникают вопросы о том, как заинтересовать родителей в жизни детского сада, заставить их поменять позицию стороннего наблюдателя за работой воспитателя на активного участника воспитательно-образовательного процесса.
Наряду с этими вопросами встаёт вопрос о повышении компетентности педагогов в налаживании контактов с родителями. Именно поэтому необходима систематизированная методическая поддержка педагогов ДОУ для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного учреждения.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов общения педагогов с родителями. Современные авторы, такие как А.С. Альчикова, И.М. Ануфриева, И.Г. Галушко, О. и многие другие доказали необходимость оказания родителям необходимой психолого- педагогической помощи в воспитании детей.
В то же время, исследователи выявили ряд проблем взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, среди которых следующие:
- − невысокий общественный статус профессии воспитателя (по О.Л. Зверевой);
- − недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (по Н.В. Микляевой);
- − отсутствие установки на сотрудничество со стороны, как педагогов, так и родителей (по А.Г. Николаевой);
- − отличие ценностных ориентаций и обоюдных ожиданий (по М.Г. Петуховой);
- − формальное планирование и отсутствие практического общения с родителями. Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей между участниками педагогического процесса родителями и педагогами
Объект исследования: процесс взаимодействия родителей и дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: современные формы информационного взаимодействия родителей и ДОУ.
Цель исследования: теоретически описать и апробировать условия успешного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Гипотеза исследования. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет эффективно осуществляться при использовании информационных форм работы с родителями, позволяющих эффективно реализовывать сотрудничество дошкольного образовательного учреждение и семьи.
Задачи исследования:
- − выявить основные характеристики родителей дошкольников с точки зрения субъектов образовательных отношений;
- − выявить формы взаимодействия родителей и дошкольного образовательного учреждения.
- − провести опытнопоисковую работу по реализации выявленных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Методы исследования:
- • теоретические – анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
- • эмпирические – анкетирование, беседа, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Рябинка» пос. Восходящий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.