Интерпретация классических произведений в постановках современного
Описание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.2 Уровень режиссерской свободы в постановке классического произведения 18
1.3 Особенности современной сценографии в классических постановках 29
2.1 Анализ современной постановки пьесы М. Горького «На дне» 38
2.2 Анализ постановки пьесы А.С. Островского «Без вины виноватые» в нижегородском театре 41
2.3 Анализ современной постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ВВЕДЕНИЕ
Классические сюжеты, как драматические, так и эпические, становятся все менее понятными для современного человека, чье сознание и способ восприятия информации претерпевают значительные изменения в связи с тотальной информатизацией и развитием цифровых технологий. Театр как искусство скорее массовое, нежели элитарное, пытается найти свой путь к современному зрителю: существенные изменения происходят в сценографии, современные постановки, перфомансы строятся на взаимодействии актера и зрителя, демонстрируют синтез различных искусств, науки, цифровых технологий, коллективного действия и пр. Вместе с тем, актуальными и востребованными остаются классические драматические сюжеты, особенно это касается классических драматических театров, чей репертуар традиционно составляют пьесы Мольера, Шекспира, Гоголя, Чехова, Островского и других представителей европейской и отечественной драматургии 18-20 вв. Чтобы донести классический сюжет до зрителя, сделать его понятным и актуальным, современный театр, как правило, выступает в качестве интерпретатора того или иного драматического текста. Каким образом происходит интерпретация классических драматических сюжетов в современном театре, какие приемы используют режиссеры, чтобы старая тема зазвучала по-новому и «зацепила» зрителя – эти и другие вопросы стоят перед исследователями современного театра и литературоведами. С этим связана актуальность нашей работы. Это для введения.
Степень научной разработанности проблемы. Пави П. Словарь театра является значительным достижением науки о театре и переведен на ряд европейских языков. В него включено около 700 основных театроведческих понятий о современном театральном процессе, а также обширный библиографический материал по проблемам искусства театра. Любомудров М. Противостояние. Театр, век ХХ: традиции – авангард. В данной книге автор выражает свои взгляды на наиболее актуальные проблемы развития современного театра, рассматривает взаимосвязь и противостояние традиций и новаторства, роль театра в духовной жизни общества.
Мейерхольд В.Э. Переписка. Данная книга позволяет окунуться в мир творческих замыслов художника, в процесс его режиссерской, педагогической театроведческой работы, в историю его взаимоотношений с видными деятелями русской и зарубежной культуры. Кроме того, из книги можно узнать об историческом развитии театрального искусства и его современном видении в глазах автора.
В книге Попова А.Д. Художественная целостность спектакля можно увидеть особенности режиссерской деятельности, понять, как создаются спектакли: от выбора произведения, до подготовки декораций и костюмов. В том числе затрагивается тематика современного видения классических произведений. Также следует выделить книгу Судаковой И.И. От этюда к спектаклю, которая рассказывает об особенностях подготовки и постановки спектакля: выбор произведения, распределение ролей, репетиции и т.д. Как и Попов А.Д. Судакова И.И. затрагивает тематику современного видения известных отечественных и зарубежных произведений XVIII-XX века.
В целом можно отметить достаточно богатую научную и публицистическую литературу по теме исследования. Однако данный аспект делает изучение особенностей современного видения классических произведений более интересным с точки зрения детального изучения темы.
Объект работы – классические драматические сюжеты в интерпретации современного театра.
Предмет работы – постановки А.С. Грибоедова, «Без вины виноватые» А.С. Островского, «На дне» А.С. Грибоедова.
Главной целью работы является анализ путей и способов интерпретации классических произведений в постановках современного театра на материале постановок «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Без вины виноватые» А.С. Островского, «На дне» А.С. Грибоедова.
Задачи:
1.Выделить аспекты и пути взаимодействия новаторских взглядов и традиционного подхода к постановке классического произведения.
2.Определить уровень режиссерской свободы в постановке классического произведения.
3.Проанализировать особенности современной сценографии в классических постановках.
4.Проанализировать особенности интерпретации и репрезентации сюжетов Грибоедова, Островского и Горького в постановках нижегородских театров: ТЮЗа и театра драмы.
Эмпирической базой для написания работы послужили интервью режиссеров и сценаристов за 2017-2019 годы: Е. Каменькович, Е. Писарев, К. Богомолов, П. Урсул и другие.
Теоретико-методологическую базу для написания работы составили труд таких исследователей, как: Анастасьев А.Н., Бахтин М.М., Гвоздев А.А., Дмитриевский В.Н., Завадский Ю.А., Куликова И.М., Лысенко С.Ю. и другие.
При написании работы были использованы следующие методы:
- ⎯ Анализ – сбор и систематизация материала по теме исследования.
- ⎯ Исторический подход – анализ исторического развития и осмысления современных подходов к постановке классических произведений.
- ⎯ Сравнение – сравнительный анализ постановок разных режиссеров в разные годы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на кафедре русской литературы при изучении данной темы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, поставлена цель и задачи, объект и предмет работы.
В первой главе раскрыты особенности современных подходов к постановке классических произведений.
Во второй главе проведен анализ классических произведений, поставленных в Нижегородском театре, выделены особенности их интерпретации.
В заключение сделаны основные выводы исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
В списке использованной литературы представлены 66 актуальных источников по теме исследования.