Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития

Стоимость
900 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
103 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Р. Алимов

ВВЕДЕНИЕ
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала. Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.
Проблема инвестирования в России еще более актуализируется макро­экономическими факторами - «нефтяным шоком» и зарубежными финансовы­ми катаклизмами. В этой ситуации, чтобы российская экономика была защище­на от экономико-политической нестабильности, необходимы капитальные вло­жения в реальный сектор отечественной экономки, а также капвложения, на­правленные на улучшение инвестиционный климата и имиджа страны.
Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.
Высокие мировые цены на нефть уменьшают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.
По-прежнему главными препятствиями на пути иностранных инвестиций в Россию служат высокий уровень коррупции и административные барьеры. Инвестиционная политика государства нестабильна - статус инвестора имеет неопределенный характер (Сахалин-2). Государству так и не удалось предложить четкие правила игры в сфере привлечения иностранных инвестиций в стратегические объекты на территории Российской Федерации.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Россию за 2007 г составили $47.1 млрд, что составляет 3.5% ВВП, сообщает газета Ведомости. Год назад это соотношение было всего 2.8%. Стремительный рост притока ПИИ в Россию в последние два года во многом был связан с низкой базой - до этого иностранные инвестиции не превышали 1% ВВП.
Актуальность исследования. Одной из проблем российской экономики в современных условиях является проблема привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. В большей степени это связано с ослаблением роли государства в инвестиционной сфере. Именно активизация государственной инвестиционной политики является ключевым условием перехода российской экономики к устойчивому росту. Однако в сложившихся экономических условиях государство пока неспособно в полной мере решить данную проблему. Поэтому актуальным является процесс активизации инвестиционной политики субъектов Российской Федерации.
Цель дипломной работы заключается в анализе инвестиций в российскую экономику и изучении перспективных направлений инвестирования на территории РФ и в анализе прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, в исследовании проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в России.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических взглядов экономистов на сущность и признаки инвестиций, обобщение теоретических и практических проблем инвестирования;
- исследование основных макроэкономических факторов, воздействующих на инвестиционную активность в регионах России;
- анализ механизмов региональной инвестиционной политики, включая нормативно-законодательные акты и оценку степени эффективности их воздействия на инвестиционные процессы;
- анализ финансово-инвестиционного процесса на региональном уровне, выделение особенностей и тенденций его протекания в субъекте федерации;
- анализ динамики прямых инвестиций в российскую экономику;
Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы управления инвестиционной политикой и инвестиционным климатом.
Объектом исследования является инвестиционный рынок РФ.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области инвестиций и государственного управления инвестициями; материалы периодической печати; законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.
Состояние изученности проблемы. Теоретико-методические аспекты управления инвестиционными процессами представлены в ряде работ отечественных и зарубежных авторов: Игошина Н.В., Шарпа У.Ф., Барда B.C., Вахрина П.И., Игониной Л.Л, Фишера П., Сергеева И.В. и др. Вопросам создания благоприятного инвестиционного климата в регионах и формирования эффективной региональной инвестиционной политики посвящены труды следующих авторов: Берзона Н., Гришиной И.В., Кувалдина Д.Б., Жданова В.П., Тихомирова В.И. и др.
Во второй главе исследуется инвестиционный рынок в России и приводится анализ иностранных инвестиций в Россию. Особый акцент в исследовании на прямые иностранные инвестиции, определена рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности регионов.
В третьей главе вскрыты проблемы и перспективы инвестиционной деятельности в России. В соответствии с прогнозами Минэкономразвития в период до 2020 года ожидается сохранение относительно высоких темпов роста, снижение инфляции, дальнейшие позитивные сдвиги в структуре экономики и улучшение институциональной среды.
Вместе с тем присутствует ряд существенных ограничений, которые следует принимать во внимание при формулировании дальнейших целей и задач российского финансового сектора.
Ряд вопросов, касающихся оптимизации механизма воздействия на региональные инвестиционные процессы, требует дальнейшей методологической проработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы все более заметным становится стремление высшего руководства страны преодолеть сложившиеся в силу различных причин диспропорции в государственном строительстве и социальной сфере, обеспечить конкурентность российской экономики на внутреннем и внешнем рынке, остановить обнищание широких масс населения, сократить смертность и повысить рождаемость. Свидетельством практической реализации этого стремления являются долгосрочные национальные программы, которые начали осуществляться в России с целью повышения качества жизни населения; корректировка федеральных и региональных среднесрочных программ, ориентированных на модернизацию национальной экономики, социально-экономическое развитие субъектов федерации; подготовка ряда законопроектов, предусматривающих дополнительные меры государственной поддержки пенсионеров, инвалидов, а также семей, имеющих детей.
Осуществление этого курса требует не только соответствующего правового обеспечения, но и значительных финансовых затрат, полностью покрыть которые федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов федерации не могут даже с учетом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, связанной с ростом мировых цен на нефть, повышения собираемости налогов, сокращения государственных расходов. Это обуславливает повышение значимости инвестиций, в том числе иностранных, как совокупности всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности. 
В современной российской экономике иностранные инвестиции играют важную роль в пополнении ресурсов многих российских предприятий. Экономическое значение иностранных инвестиций не исчерпывается только увеличением активов предприятия путем использования различных финансовых инструментов (предоставление кредитов, займов, венчурного капитала и т.п.). Часто иностранные инвесторы обеспечивают инвестируемое предприятие технологией производства той или иной продукции, ведут инновационную деятельность в рамках уже существующего производства, модернизируют систему менеджмента предприятия. В таких случаях речь идет о прямых иностранных инвестициях (ПИИ).
Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации.
Для планирования и осуществления инвестиционной деятельности особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.
Фундаментом экономики России является экономика на уровне субъектов Федерации, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в ряде регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе.
Анализ приведенных данных показывает, что в России сохраняется высокая концентрация привлеченного иностранного капитала по ряду регионов, причем не наблюдается изменения ситуации в лучшую сторону. Неравномерное размещение иностранных инвестиций по экономическим регионам традиционно является характерной чертой поступления иностранного капитала в страну. Распределение иностранных инвестиций по субъектам Федерации по-прежнему характеризуется сохранением позиций ЦФО, и, прежде всего, Москвы. Также наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы, крупные промышленные центры, регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом помимо Москвы.
В целом следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих регионах не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной инвестиционной политике в регионах можно ожидать поступление иностранного капитала, на порядок превышающее существующий приток иностранных средств.
Комплексное исследование проблем, связанных с поиском путей активизации инвестиционной деятельности на региональном уровне позволило выявить основные факторы, влияющие на привлечение инвестиционных ресурсов в регион, а также предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности региональной инвестиционной политики.
В ходе исследования определена роль инвестиций в экономике региона. Инвестиции необходимы, прежде всего, для стабилизации экономической ситуации и перехода к длительному экономическому росту.
Именно активизация региональной инвестиционной политики на современном этапе является ключевым условием перехода российской экономики к устойчивому росту. При этом решающим фактором в разрешении проблемы экономического роста в регионах является стимулирование их инвестиционной деятельности.
Одной из институциональных основ задающих вектор инвестиционных процессов в регионе является законодательство, регулирующее вопросы, связанные с осуществлением и регулированием инвестиционной деятельности данной административно-территориальной единицы. Поэтому представляется рациональным изучение взаимосвязей между показателями, характеризующими инвестиционную активность, уровнем социально-экономического развития региона и состоянием правового поля инвестиционной деятельности регионов России.
В ходе исследования была также предпринята попытка выявления основных факторов, оказывающих влияние на привлечение инвестиционных ресурсов в регион. 
Факторами, повышающими привлекательность региона для прямых иностранных инвестиций, признаны следующие: 
- наличие всеобъемлющей и прозрачной правовой среды, в которой реализуется инвестиционный процесс и последующая деятельность введенных в строй объектов инвестиций; 
- наличие эффективной административной системы, в том числе разумного порядка и понятных процедур получения разрешений и согласований; 
- наличие стабильной экономической политики, позволяющей осуществлять долгосрочное инвестирование; 
- наличие необходимых элементов инфраструктуры, в том числе: транспортной, телекоммуникационной и инфраструктуры финансовых услуг; 
- наличие успешно реализованных ранее зарубежных инвестиционных проектов; 
- наличие местных поставщиков, подрядчиков и специалистов. 
Следовательно, основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.
Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними факторами, обуславливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.
Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2008 году достигнут 60 миллиардов долларов. Об этом сообщила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина в пятницу на российско-американском круглом столе в рамках XII Петербургского международного экономического форума. 
Она отметила, что в 2006 году прямые иностранные инвестиции в РФ составили 30 миллиардов долларов, в 2007 году - 45 миллиардов долларов, а "в 2008 году ожидаем рост до 60 миллиардов долларов".
"Это свидетельство того, что инвесторы верят в перспективу российской экономики", - считает министр.
По ее словам, "Россия вступает в новый этап экономического развития", этап создания базовых условий пройден. Министр отметила, что перед страной стоит задача улучшения инвестиционного климата, диверсификации экономики.
Э.Набиуллина считает, что нестабильность на финансовых мировых рынках и отток капитала из страны не затормозили экономический рост в РФ. "За первые четыре месяца ВВП вырос на 8,4% - темпы внушительные" [48], - сказала она.
По ее словам, по объему ВВП Россия занимает седьмое место в мире, ее ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, в этом году превысит 2 триллиона долларов.
Э.Набиуллина высказала мнение, что американские компании недостаточно реализуют возможность инвестирования средств в российскую экономику. "Ощущение такое, что реакция американских компаний на изменения в российской экономике явно запаздывает. Ощущается некоторая выжидательная позиция", - заявила она.
Между тем, по словам министра, российский рынок дает возможность много заработать как для отечественного, так и для иностранного бизнеса. Набиуллина также выразила уверенность в перспективности развития российско-американского бизнес-диалога. Знаковым для этого, по мнению министра, было бы скорейшее вступление России в ВТО, отмена США "поправки Джексона-Веника" и устранение взаимных торговых барьеров.
Сейчас США занимают лишь 4% в структуре российского товарооборота, тогда как на Евросоюз приходится свыше 50%.
Э.Набиуллина заверила, что российское правительство готово поддерживать российско-американский бизнес-диалог и искать пути для его серьезного продвижения.
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет