Использование диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах как средства повышения эффективности процесса обучения
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Использование диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах как средства повышения эффективности процесса обучения»
Оригинальность работы 77%
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт, принятый в 2010 году, определил личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы. Метапредметные результаты предполагают формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных ученых действий. Коммуникативные компетенции необходимы для общения, сотрудничества, взаимодействия, установления партнерских отношений и применения полученных знаний на практике.
Коммуникативные учебные действия необходимо развивать на каждом уроке. Особое внимание развитию этих учебных действий уделяется на уроках гуманитарного блока. Развитие коммуникативной компетенции учащихся дает возможность для успешной адаптации в общественной жизни.
Формирование коммуникативно компетенции осуществляется через диалоговое общение между учителем и учащимися. Применение диалоговых форм обучения на уроках истории позволяет формировать коммуникативные учебные действия.
При переходе на личностно-ориентированное образование школьников учебный диалог как организация процесса обучения занимает одно из первых мест. Применение диалоговых форм обучения создает положительный эмоциональный фон, благодаря которому учебный материал усваивается и процесс обучения становится более эффективным. Постоянное взаимодействие учителя и учеников выступает важнейшей составляющей процесса обучения.
Тема работы является достаточно актуальной, так как диалоговые формы обучения являются эффективным средством процесса обучения.
В работе речь пойдет об «Использовании диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах как средства повышения эффективности процесса обучения».
Степень изученности проблемы. В процессе написания работы были использованы труды по методике преподавания истории и психологии отечественных авторов.
В учебнике В.В. Барабанова «Методика обучения истории» [2] систе-матизировано излагаются проблемы преподавания истории в школе на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Практическое пособие А.Д. Белявского «Методика преподавания истории в школе» является ориентиром в подготовке по предмету теория и методика обучения истории [3]. Практическое пособие Е.Е. Вяземского «Теория и методика преподавания истории» [5] описывает методические подходы к преподаванию истории, методические модели и формы развивающего обучения. Практическое пособие для учителей «Методика обучения истории» М.В. Коротковой [9] посвящено теории и методике обучения и воспитания. Статья Д.В. Куприяновой «Формирование исторического мышления на уроках истории» [12] отражает особенности формирования мышления на уроках. Учебное пособие Н.Ю. Никулиной «Методика преподавания истории в средней школе» [14] показывает изменения, происходящие в современной школе в сфере исторического образования. Учебное пособие А.Т. Степанищева «Методика преподавания и изучения истории» [17] содержит составляющие обучения истории, основы учебных занятий, методы преподавания и изучения истории, рекомендации по организации самостоятельной работы. Статья Е. Сафоновой «Технология диалогового взаимодействия» [16] рассказывает о том, что такое учебный диалог, какие формы диалогового взаимодействия встречаются. Учебник О.Ю. Стреловой «Теория и методика преподавания истории» [18] содержит методические подходы к преподаванию истории. В учебниках М.Т. Студеникина «Методика преподавания истории в школе» и «Современные технологии преподавания истории в школе [19, 20] содержатся теоретические и практические материалы, раскрывается методика деятельности учителя. Статья «Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС» [21] рассказывает о том, что такое диалоговое бучение. Статья Т. Чариева «Эффективные методы обучения истории» [24] рассказывает о наиболее эффективных методах обучения. В книге В.В. Шогана «Методика преподавания в школе» [25] нашли отражение особенности преподавания истории.
Отдельный блок литературы посвящён изучению возрастных особен-ностей учащихся 5-8 классов. Книга И.А. Зимняя [7] посвящена исследова-ниям человека и его психики, деятельности педагога и учеников. Труд Л.С. Выготского «Психология развития человека» [4] посвящён основным про-блемам психологии. Книга Г. Крайга «Психология развития» [10] представ-ляет современное учебное пособие по психологии развития. Статья Д.А. Кузнецовой «Особенности развития мышления в подростковом возрасте» [11] посвящена особенностям развития мышления младших и старших подростков. В учебнике В.С. Мухиной «Возрастная психология: Феноменология развития, девство, отрочество» [13] рассматриваются вопросы развития и онтогенеза человека. Представленной литературы достаточно для раскрытия основных пунктов работы.
Характеристика источников. Источниковедческой базой для написания послужили ФГОС, федеральный перечень учебников на 2019-2020 год, учебники по истории России, школьные учебные программы по истории.
Учебник по истории России, рекомендованный на 2019-2020 учебный год автора Н.М. Арсентьева соответствует ФГОСу, составлен в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта. В учебнике описываются ключевые проблемы и основные события истории России. Методический аппарат включает разно уровневые вопросы и задания, а также творческие и проектные работы, материалы для самостоятельной работы [1].
Также в работе использовалась рабочие программы к учебникам по истории [6, 15]. Программы составлены на основе положений ФГОС основного общего и среднего общего образования, Концепции учебно-методического комплекса, Историко-культурного стандарта, а также примерной образовательной программы. В программах представлен курс «Истории России», дается примерное тематическое планирование с характеристиками основных видов деятельности в соответствии с планируемыми результатами обучения.
В работе был использован ФГОС основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [22] состоит из совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год [23] состоит из рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ учебников, Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [8]. В целом, привлечённых источников вполне достаточно, чтобы раскрыть тему исследования и решить поставленные задачи.
Цель работы: определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить содержание диалоговых форм обучения истории;
2) выяснить психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов;
3) рассмотреть методику использования диалоговых форм обучения истории;
4) разработать конспект урока с использованием диалоговых форм обучения истории;
5) определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории.
Объектом исследования являются диалоговые формы обучения на уроках истории в школе.
Предмет исследования – методический материал по использованию диалоговых форм обучения истории.
Методы исследования: анализ, методы дедукции и сравнения. Метод дедукции выражается в рассмотрении материала от общего – раскрытие понятия «диалоговые формы обучения» к конкретным примерам. Метод сравнения использовался для сравнения диалогических форм обучения. Метод анализа использовался при изучении нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы.
Гипотеза исследования: использование диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах является эффективным средством обучения истории.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Диалоговые формы обучения истории – это речевое, субъектив-ное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учи-тель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии.
2. Диалоговые формы обучения можно применять на уроках исто-рии с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.
3. На уроках истории можно применять такие формы диалогового обучения, как беседа, дискуссия, работа в группах и работа в парах, обучаю-щие игры.
4. Методический материал с применением диалоговых форм обучения разработан с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.
5. Определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории определена при помощи диагностики освоения учебного материала.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
1 ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ……………………………………………………. 8
1.1 Содержание диалоговых форм обучения истории………………… 8
1.2 Формы диалогового обучения истории…………………………….. 10
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-8-х клас-сов……………………………………………………………………………. 15
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ………………………………………………………. 18
2.1 Примеры диалоговых форм обучения на конкретном
историческом материале................................................................................ 18
2.2 Определение эффективности использования диалоговых форм обучения на уроках истории в рамках школьного уро-ка………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арсентьев, Н.М. История России 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч. 1 // Н.М. Арсентьев, А.А Данилов. – М. : Просвещение 2018. – 128 с.
2. Бабрабанов, В.В. Методика обучения истории / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова. – М. : Академия, 2014. – 428 с.
3. Белявский, А.Д. Методика преподавания истории в школе / А.Д. Белявский. – М. : Просвещение, 2001. – 240 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выгот-ский. – М. : Издательство Смысл, 2005. – 1136 с.
5. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: практ. пособие для учителей // Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
6. Данилов, Д.Д. Программа. «Российская и всеобщая история для 5-9 классов общеобразовательной школы» / Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов. – М. : Баласс, 2011. – 62 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 228 с.
8. Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imk.shpl.ru/moodle/file.php/2/201.
9. Короткова, М.В. Методика обучения истории / В.М. Короткова. – М. : Просвещение, 1993. – 316 с.
10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2005. – 940 с.
11. Кузнецова, Д.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д.А. Кузнецова, О.А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. – № 22. – С. 285-288.
12. Куприянова, Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 689-690.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
14. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе / Н.Ю. Никулина. – Калининград : Калининградский университет, 2000. – 95 с.
15. Рабочая программа по истории России 7 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-klass-3138343.html .
16. Сафонова, Е. Технология диалогового взаимодействия. Что это такое и ка применять на уроке? / Е. Сафонова [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://pedsovet.su/metodika/6861technologiadialogovogovzaimodeystvia.
17. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. – М. : Владос, 2002. – 210 с.
18. Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
19. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
20. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания исто-рии в школе / М.Т. Студеникин. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 79 с.
21. Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanio.ru/medianar/63.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.
23. Федеральный перечень учебников на 2019-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch74.mskobr.ru/files/attachfiles/ prikaz345ot28.pdf.
24. Чариев, Т. Эффективные методы обучения истории / Т. Чариев // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 654-656.
25. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 471 с.
Применение диалоговых форм обучения истории помогает делать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, а также повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Обучение при помощи диалоговых форм позволяет воспринимать учебный процесс творчески и создает условия для развития личности. У учащийся развиваются такие умения как вести диалог, формулировать вопросы и ответы, вести беседу, выделять главное, внимательно и терпимо относится к собеседнику, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника.
Во время учебного диалога происходит обмен информацией и регули-руются межличностные отношения. В основе диалоговых форм обучения всегда находится предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения. Если ориентация на использование диалоговых форм обучения станет систематической работой учителя, то процесс обучения станет более эффективным. При организации учебного диалога необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся.
Проанализировав возрастную группу 5-8-х классов и их психолого-педагогические особенности, можно прийти к выводу о том, что диалоговые формы обучения целесообразно применять на уроках истории.
Приведены примы использования диалоговых форм обучения истории на конкретном историческом материале.
На уроке, проводимом в 7 «Б» классе, использовались следующие диалоговые формы обучения истории – беседа и дебаты. Во время урока отмечалась активная деятельность учащийся. Эффективность процесса обучения проверялась через самостоятельную работу учащихся. Диагностика усвоения учебного материала учащимися показала, что использование диалогических форм обучения истории является эффективным.
Оригинальность работы 77%
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт, принятый в 2010 году, определил личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы. Метапредметные результаты предполагают формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных ученых действий. Коммуникативные компетенции необходимы для общения, сотрудничества, взаимодействия, установления партнерских отношений и применения полученных знаний на практике.
Коммуникативные учебные действия необходимо развивать на каждом уроке. Особое внимание развитию этих учебных действий уделяется на уроках гуманитарного блока. Развитие коммуникативной компетенции учащихся дает возможность для успешной адаптации в общественной жизни.
Формирование коммуникативно компетенции осуществляется через диалоговое общение между учителем и учащимися. Применение диалоговых форм обучения на уроках истории позволяет формировать коммуникативные учебные действия.
При переходе на личностно-ориентированное образование школьников учебный диалог как организация процесса обучения занимает одно из первых мест. Применение диалоговых форм обучения создает положительный эмоциональный фон, благодаря которому учебный материал усваивается и процесс обучения становится более эффективным. Постоянное взаимодействие учителя и учеников выступает важнейшей составляющей процесса обучения.
Тема работы является достаточно актуальной, так как диалоговые формы обучения являются эффективным средством процесса обучения.
В работе речь пойдет об «Использовании диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах как средства повышения эффективности процесса обучения».
Степень изученности проблемы. В процессе написания работы были использованы труды по методике преподавания истории и психологии отечественных авторов.
В учебнике В.В. Барабанова «Методика обучения истории» [2] систе-матизировано излагаются проблемы преподавания истории в школе на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Практическое пособие А.Д. Белявского «Методика преподавания истории в школе» является ориентиром в подготовке по предмету теория и методика обучения истории [3]. Практическое пособие Е.Е. Вяземского «Теория и методика преподавания истории» [5] описывает методические подходы к преподаванию истории, методические модели и формы развивающего обучения. Практическое пособие для учителей «Методика обучения истории» М.В. Коротковой [9] посвящено теории и методике обучения и воспитания. Статья Д.В. Куприяновой «Формирование исторического мышления на уроках истории» [12] отражает особенности формирования мышления на уроках. Учебное пособие Н.Ю. Никулиной «Методика преподавания истории в средней школе» [14] показывает изменения, происходящие в современной школе в сфере исторического образования. Учебное пособие А.Т. Степанищева «Методика преподавания и изучения истории» [17] содержит составляющие обучения истории, основы учебных занятий, методы преподавания и изучения истории, рекомендации по организации самостоятельной работы. Статья Е. Сафоновой «Технология диалогового взаимодействия» [16] рассказывает о том, что такое учебный диалог, какие формы диалогового взаимодействия встречаются. Учебник О.Ю. Стреловой «Теория и методика преподавания истории» [18] содержит методические подходы к преподаванию истории. В учебниках М.Т. Студеникина «Методика преподавания истории в школе» и «Современные технологии преподавания истории в школе [19, 20] содержатся теоретические и практические материалы, раскрывается методика деятельности учителя. Статья «Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС» [21] рассказывает о том, что такое диалоговое бучение. Статья Т. Чариева «Эффективные методы обучения истории» [24] рассказывает о наиболее эффективных методах обучения. В книге В.В. Шогана «Методика преподавания в школе» [25] нашли отражение особенности преподавания истории.
Отдельный блок литературы посвящён изучению возрастных особен-ностей учащихся 5-8 классов. Книга И.А. Зимняя [7] посвящена исследова-ниям человека и его психики, деятельности педагога и учеников. Труд Л.С. Выготского «Психология развития человека» [4] посвящён основным про-блемам психологии. Книга Г. Крайга «Психология развития» [10] представ-ляет современное учебное пособие по психологии развития. Статья Д.А. Кузнецовой «Особенности развития мышления в подростковом возрасте» [11] посвящена особенностям развития мышления младших и старших подростков. В учебнике В.С. Мухиной «Возрастная психология: Феноменология развития, девство, отрочество» [13] рассматриваются вопросы развития и онтогенеза человека. Представленной литературы достаточно для раскрытия основных пунктов работы.
Характеристика источников. Источниковедческой базой для написания послужили ФГОС, федеральный перечень учебников на 2019-2020 год, учебники по истории России, школьные учебные программы по истории.
Учебник по истории России, рекомендованный на 2019-2020 учебный год автора Н.М. Арсентьева соответствует ФГОСу, составлен в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта. В учебнике описываются ключевые проблемы и основные события истории России. Методический аппарат включает разно уровневые вопросы и задания, а также творческие и проектные работы, материалы для самостоятельной работы [1].
Также в работе использовалась рабочие программы к учебникам по истории [6, 15]. Программы составлены на основе положений ФГОС основного общего и среднего общего образования, Концепции учебно-методического комплекса, Историко-культурного стандарта, а также примерной образовательной программы. В программах представлен курс «Истории России», дается примерное тематическое планирование с характеристиками основных видов деятельности в соответствии с планируемыми результатами обучения.
В работе был использован ФГОС основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [22] состоит из совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год [23] состоит из рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ учебников, Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [8]. В целом, привлечённых источников вполне достаточно, чтобы раскрыть тему исследования и решить поставленные задачи.
Цель работы: определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить содержание диалоговых форм обучения истории;
2) выяснить психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов;
3) рассмотреть методику использования диалоговых форм обучения истории;
4) разработать конспект урока с использованием диалоговых форм обучения истории;
5) определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории.
Объектом исследования являются диалоговые формы обучения на уроках истории в школе.
Предмет исследования – методический материал по использованию диалоговых форм обучения истории.
Методы исследования: анализ, методы дедукции и сравнения. Метод дедукции выражается в рассмотрении материала от общего – раскрытие понятия «диалоговые формы обучения» к конкретным примерам. Метод сравнения использовался для сравнения диалогических форм обучения. Метод анализа использовался при изучении нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы.
Гипотеза исследования: использование диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах является эффективным средством обучения истории.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Диалоговые формы обучения истории – это речевое, субъектив-ное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учи-тель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии.
2. Диалоговые формы обучения можно применять на уроках исто-рии с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.
3. На уроках истории можно применять такие формы диалогового обучения, как беседа, дискуссия, работа в группах и работа в парах, обучаю-щие игры.
4. Методический материал с применением диалоговых форм обучения разработан с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.
5. Определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории определена при помощи диагностики освоения учебного материала.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
1 ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ……………………………………………………. 8
1.1 Содержание диалоговых форм обучения истории………………… 8
1.2 Формы диалогового обучения истории…………………………….. 10
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-8-х клас-сов……………………………………………………………………………. 15
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ………………………………………………………. 18
2.1 Примеры диалоговых форм обучения на конкретном
историческом материале................................................................................ 18
2.2 Определение эффективности использования диалоговых форм обучения на уроках истории в рамках школьного уро-ка………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арсентьев, Н.М. История России 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч. 1 // Н.М. Арсентьев, А.А Данилов. – М. : Просвещение 2018. – 128 с.
2. Бабрабанов, В.В. Методика обучения истории / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова. – М. : Академия, 2014. – 428 с.
3. Белявский, А.Д. Методика преподавания истории в школе / А.Д. Белявский. – М. : Просвещение, 2001. – 240 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выгот-ский. – М. : Издательство Смысл, 2005. – 1136 с.
5. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: практ. пособие для учителей // Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
6. Данилов, Д.Д. Программа. «Российская и всеобщая история для 5-9 классов общеобразовательной школы» / Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов. – М. : Баласс, 2011. – 62 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 228 с.
8. Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imk.shpl.ru/moodle/file.php/2/201.
9. Короткова, М.В. Методика обучения истории / В.М. Короткова. – М. : Просвещение, 1993. – 316 с.
10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2005. – 940 с.
11. Кузнецова, Д.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д.А. Кузнецова, О.А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. – № 22. – С. 285-288.
12. Куприянова, Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 689-690.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
14. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе / Н.Ю. Никулина. – Калининград : Калининградский университет, 2000. – 95 с.
15. Рабочая программа по истории России 7 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-klass-3138343.html .
16. Сафонова, Е. Технология диалогового взаимодействия. Что это такое и ка применять на уроке? / Е. Сафонова [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://pedsovet.su/metodika/6861technologiadialogovogovzaimodeystvia.
17. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. – М. : Владос, 2002. – 210 с.
18. Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
19. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
20. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания исто-рии в школе / М.Т. Студеникин. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 79 с.
21. Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanio.ru/medianar/63.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.
23. Федеральный перечень учебников на 2019-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch74.mskobr.ru/files/attachfiles/ prikaz345ot28.pdf.
24. Чариев, Т. Эффективные методы обучения истории / Т. Чариев // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 654-656.
25. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 471 с.
Применение диалоговых форм обучения истории помогает делать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, а также повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Обучение при помощи диалоговых форм позволяет воспринимать учебный процесс творчески и создает условия для развития личности. У учащийся развиваются такие умения как вести диалог, формулировать вопросы и ответы, вести беседу, выделять главное, внимательно и терпимо относится к собеседнику, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника.
Во время учебного диалога происходит обмен информацией и регули-руются межличностные отношения. В основе диалоговых форм обучения всегда находится предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения. Если ориентация на использование диалоговых форм обучения станет систематической работой учителя, то процесс обучения станет более эффективным. При организации учебного диалога необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся.
Проанализировав возрастную группу 5-8-х классов и их психолого-педагогические особенности, можно прийти к выводу о том, что диалоговые формы обучения целесообразно применять на уроках истории.
Приведены примы использования диалоговых форм обучения истории на конкретном историческом материале.
На уроке, проводимом в 7 «Б» классе, использовались следующие диалоговые формы обучения истории – беседа и дебаты. Во время урока отмечалась активная деятельность учащийся. Эффективность процесса обучения проверялась через самостоятельную работу учащихся. Диагностика усвоения учебного материала учащимися показала, что использование диалогических форм обучения истории является эффективным.