Использование электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира
Стоимость
3000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
248 страниц, 10 технологических карт уроков, приложения с электронными образовательными ресурсами, +речь и презентация к защите диплома лист.
Год написания
Описание работы
Работа пользователя Gulnazkursa
Работа 2020 года. Слишком большой объем, поэтому не получается отправить здесь сразу все. Дипломная работа в виде pdf в объеме 248 страниц влезает здесь, а также речь и презентация к защите, а приложения отправлю по почте, пишите smm.gulnaz@mail.ru. Также по почте могу отправить дипломную работу в виде word документа, если не удобно с pdf работать.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Информатизация образования посредством электронных образовательных ресурсов 8
1.2 Психолого-педагогические аспекты использования электронных образовательных ресурсов в начальной школе 17
1.3 Методические рекомендации по применению электронных образовательных ресурсов во 2 классе на уроках окружающего мира 24
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ 47
2.1 Концепция учебно-методического комплекса 47
2.2 Ожидаемые результаты использования учебно-методического комплекса на уроках окружающего мира во 2 классе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
(в приложения входят технологические карты, электронные образовательные ресурсы, все презентации и т.д.)
ВВЕДЕНИЕ
Характер современного общества в России переживает процесс активных преобразований, переход от индустриального общества к обществу информационному, что привело и к изменению требований к системе образования в целом. Развитие сферы образования на основе новых прогрессивных концепций в условиях принятия и внедрения ФГОС НОО требует введения в учебный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических разработок, а также использование новых электронных образовательных ресурсов.[1]
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, то есть служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Между тем, до сих пор учебный процесс в начальной школе построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто планируется и проводится методами традиционной дидактики. В условиях работы по-нынешнему ФГОС НОО урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.
Сегодняшние младшие школьники – совсем не те, что двадцать или тридцать лет назад. Чтобы пробудить в них интерес к учебе, учителям начальных классов необходимо прибегать к современным формам и методам обучения. Для этих целей отлично служит использование электронных образовательных ресурсов – однако при этом у педагогов часто возникают вопросы.
Электронные образовательные ресурсы – это «средства, представленные в электронном виде, призванные обеспечивать образовательный процесс, содержащие учебную информацию и методику обучения».[2] В условиях современного динамичного мира использование электронных образовательных ресурсов в России приобретает особую популярность в свете внедрения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения с ЭОР. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение ЭОР дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС НОО, методологической основой которого является системно - деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».[3]
Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление. Клиповое мышление стало неотъемлемой частью нынешних детей, поэтому необходимо найти пути и возможности грамотного его применения в образовательном процессе.
Использование электронных образовательных ресурсов на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Внедрение ЭОР в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Учителю важно знать возможности использования того технического обеспечения, которое позволяет выполнить требования, предъявляемые к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность связана и с очевидным противоречием между имеющимися в открытом доступе электронными образовательными ресурсами, охватывающими большую часть содержательного образовательного поля, характеризующихся высоким образовательным потенциалом, и недостаточными темпами их внедрения в реальный педагогический процесс. Это, очевидно, связано с недостаточной профессиональной компетентностью учителей в области применения ЭОР и требует специальных учебно-методических комплексов, направленных на формирование указанных компетентностей.
На основе вышесказанного, было решено разработать учебно-методический комплекс именно по предмету «Окружающий мир». Так как с наибольшим количеством абстрактных понятий, с особенностями явлений и объектов природы младшие школьники знакомятся на уроках по предмету «Окружающий мир». Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания. Но растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, пугливость и скрытый образ жизни многих животных, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ вызывают объективные трудности для школьников. Переход к решению задач на уровне представлений облегчается, если ребенок совершает действия не с реальными предметами, а с их заместителями на основе применения электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, цель данной работы заключается в разработке учебно-методического комплекса с использованием электронных образовательных ресурсов для организации образовательного процесса по окружающему миру во 2 классе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
[2] ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Работу можно подстроить под себя, если создать другие тех.карты, теоретическая и практическая часть вполне подходит для всех начальных классов.
В работу также входит речь и презентация для защиты диплома!
За данную работу я получила "отлично" и красный диплом!Работа оценена как одна из лучших на факультете.
Работа включает в себя рекомендации к использованию ЭОР, есть данные по акнкетированию учителей (которые вы можете с легкостью переделать под себя), а также 10 технологических карт с использованием различных электронных ресурсов.
Отрывок из речи:
Наиболее часто в технологических картах используются электронные образовательные ресурсы, созданные в программе Smart Notebook. Каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна. Каждый учитель может создавать при необходимости свои упражнения при помощи готовых шаблонов.
ЭОР были использованы в виде презентации сопровождающей урок, также ЭОР созданные в данной программе можно использовать только на определенном этапе урока например на этапе рефлексии.
Еще одним часто используемым ЭОР в данном комплексе является портал ЯКласс, который содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий.
Для разнообразия заданий на уроке были применены ЭОР, созданные на сервисе LearningApps.
В качестве актуализации знаний и определения тем уроков использовался сервис Фабрика кроссвордов, который позволяет создавать кроссворды двумя способами: «вручную» и при помощи автоматической генерации.
Закрепление знаний в данном учебно-методическом комплексе чаще всего производится с помощью интерактивных тестов, викторин. Созданные на таких сервисах как Quizizz, и Kahoot.
По теме урока «Берегись автомобиля» был использован сервис Edpuzzle. Данный сервис служит для создания видеофрагментов с аудио и текстовыми заметками, вопросами и заданиями.
Практически все технологические карты сопровождаются презентациями, разработанными в программе PowerPoint, которые используются в качестве наглядного материала, эталонов для проверки заданий и пр.
Каждая технологическая карта оснащена методическими рекомендациями по применению использованных электронных образовательных ресурсов, что облегчит использование данного учебно-методического комплекса.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 41 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Информатизация образования посредством электронных образовательных ресурсов 8
1.2 Психолого-педагогические аспекты использования электронных образовательных ресурсов в начальной школе 17
1.3 Методические рекомендации по применению электронных образовательных ресурсов во 2 классе на уроках окружающего мира 24
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ 47
2.1 Концепция учебно-методического комплекса 47
2.2 Ожидаемые результаты использования учебно-методического комплекса на уроках окружающего мира во 2 классе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
(в приложения входят технологические карты, электронные образовательные ресурсы, все презентации и т.д.)
ВВЕДЕНИЕ
Характер современного общества в России переживает процесс активных преобразований, переход от индустриального общества к обществу информационному, что привело и к изменению требований к системе образования в целом. Развитие сферы образования на основе новых прогрессивных концепций в условиях принятия и внедрения ФГОС НОО требует введения в учебный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических разработок, а также использование новых электронных образовательных ресурсов.[1]
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, то есть служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Между тем, до сих пор учебный процесс в начальной школе построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто планируется и проводится методами традиционной дидактики. В условиях работы по-нынешнему ФГОС НОО урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.
Сегодняшние младшие школьники – совсем не те, что двадцать или тридцать лет назад. Чтобы пробудить в них интерес к учебе, учителям начальных классов необходимо прибегать к современным формам и методам обучения. Для этих целей отлично служит использование электронных образовательных ресурсов – однако при этом у педагогов часто возникают вопросы.
Электронные образовательные ресурсы – это «средства, представленные в электронном виде, призванные обеспечивать образовательный процесс, содержащие учебную информацию и методику обучения».[2] В условиях современного динамичного мира использование электронных образовательных ресурсов в России приобретает особую популярность в свете внедрения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения с ЭОР. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение ЭОР дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС НОО, методологической основой которого является системно - деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».[3]
Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление. Клиповое мышление стало неотъемлемой частью нынешних детей, поэтому необходимо найти пути и возможности грамотного его применения в образовательном процессе.
Использование электронных образовательных ресурсов на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Внедрение ЭОР в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Учителю важно знать возможности использования того технического обеспечения, которое позволяет выполнить требования, предъявляемые к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность связана и с очевидным противоречием между имеющимися в открытом доступе электронными образовательными ресурсами, охватывающими большую часть содержательного образовательного поля, характеризующихся высоким образовательным потенциалом, и недостаточными темпами их внедрения в реальный педагогический процесс. Это, очевидно, связано с недостаточной профессиональной компетентностью учителей в области применения ЭОР и требует специальных учебно-методических комплексов, направленных на формирование указанных компетентностей.
На основе вышесказанного, было решено разработать учебно-методический комплекс именно по предмету «Окружающий мир». Так как с наибольшим количеством абстрактных понятий, с особенностями явлений и объектов природы младшие школьники знакомятся на уроках по предмету «Окружающий мир». Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания. Но растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, пугливость и скрытый образ жизни многих животных, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ вызывают объективные трудности для школьников. Переход к решению задач на уровне представлений облегчается, если ребенок совершает действия не с реальными предметами, а с их заместителями на основе применения электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, цель данной работы заключается в разработке учебно-методического комплекса с использованием электронных образовательных ресурсов для организации образовательного процесса по окружающему миру во 2 классе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить научно-теоретические источники по проблеме использования электронных образовательных ресурсов в начальной школе;
- проанализировать имеющиеся дидактические и практические материалы по данной теме;
- подобрать электронные образовательные ресурсы, дидактические материалы, приемы, методы и формы работы, советующие данному возрасту и предмету;
- составить учебно-методический комплекс с использованием ЭОР для окружающего мира во 2 классе;
- структурировать и оформить учебно-методический комплекс для использования на уроках окружающего мира во 2 классе;
- сделать выводы о результатах проделанной работы.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
[2] ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Работу можно подстроить под себя, если создать другие тех.карты, теоретическая и практическая часть вполне подходит для всех начальных классов.
В работу также входит речь и презентация для защиты диплома!
За данную работу я получила "отлично" и красный диплом!Работа оценена как одна из лучших на факультете.
Работа включает в себя рекомендации к использованию ЭОР, есть данные по акнкетированию учителей (которые вы можете с легкостью переделать под себя), а также 10 технологических карт с использованием различных электронных ресурсов.
Отрывок из речи:
Наиболее часто в технологических картах используются электронные образовательные ресурсы, созданные в программе Smart Notebook. Каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна. Каждый учитель может создавать при необходимости свои упражнения при помощи готовых шаблонов.
ЭОР были использованы в виде презентации сопровождающей урок, также ЭОР созданные в данной программе можно использовать только на определенном этапе урока например на этапе рефлексии.
Еще одним часто используемым ЭОР в данном комплексе является портал ЯКласс, который содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий.
Для разнообразия заданий на уроке были применены ЭОР, созданные на сервисе LearningApps.
В качестве актуализации знаний и определения тем уроков использовался сервис Фабрика кроссвордов, который позволяет создавать кроссворды двумя способами: «вручную» и при помощи автоматической генерации.
Закрепление знаний в данном учебно-методическом комплексе чаще всего производится с помощью интерактивных тестов, викторин. Созданные на таких сервисах как Quizizz, и Kahoot.
По теме урока «Берегись автомобиля» был использован сервис Edpuzzle. Данный сервис служит для создания видеофрагментов с аудио и текстовыми заметками, вопросами и заданиями.
Практически все технологические карты сопровождаются презентациями, разработанными в программе PowerPoint, которые используются в качестве наглядного материала, эталонов для проверки заданий и пр.
Каждая технологическая карта оснащена методическими рекомендациями по применению использованных электронных образовательных ресурсов, что облегчит использование данного учебно-методического комплекса.