Использование геометрических материалов для развития пространственного воображения у младших школьников
Описание работы
Работа пользователя Diplomstud
Оригинальность работы в антиплагиат.ру 73 %.
Предмет исследования – особенности развития пространственного воображения у младших школьников посредством использования геометрических материалов.
Цель исследования – изучить развитие пространственного воображения у младших школьников с помощью геометрического материала.
Задачи исследования:
− проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
− изучить понятие «пространственное воображение», рассмотреть его структуру;
− охарактеризовать психологические особенности младших школьников;
− изучить использование геометрических материалов для развития пространственного воображения у младших школьников;
− изучить уровни развития пространственного воображения у младших школьников;
− охарактеризовать роль геометрического материала в формировании и пространственного воображения младших школьников;
− изучить приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах;
− определить исходный уровень сформированности пространственного воображения у учащихся 2-ого класса на констатирующем этапе;
− развивать пространственное воображение у младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков по математике и конструированию на формирующем этапе;
− провести контрольный эксперимент, оформить результаты.
Данная исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования пространственного воображения у младших школьников. Во второй главе раскрываются теоретические основы использования геометрических материалов на уроках математики. В третьей главе описан констатирующий эксперимент и его результаты.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Проблема пространственного воображения в психолого-педагогической литературе 8
1.1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.2.Сущность понятия пространственного воображения и структура пространственного воображения12
1.3.Психологические особенности младших школьников16
1.4. Использование геометрических материалов для развития пространственного воображения у младших школьников19
Выводы по главе 123
Глава 2.Особенности развития пространственного воображения у детей младшего школьного возраста на уроках математики25
2.1. Уровни развития пространственного воображения у младших школьников25
2.2. Роль геометрического материала в формировании и пространственного воображения младших школьников28
2.3.Приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах31
Выводы по главе 236
Глава 3.Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного воображения у учащихся на уроках математики38
3.1. Исследование исходного уровня сформированности пространственного воображения у учащихся38
3.2. Развитие пространственного воображения у младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков по математике и конструированию 45
3.3. Контрольный эксперимент50
Выводы по главе 355
Заключение56
Список литературы59
Приложение62
Список литературы
Предмет исследования – особенности развития пространственного воображения у младших школьников посредством использования геометрических материалов.
Цель исследования – изучить развитие пространственного воображения у младших школьников с помощью геометрического материала.
Задачи исследования:
− проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
− изучить понятие «пространственное воображение», рассмотреть его структуру;
− охарактеризовать психологические особенности младших школьников;
− изучить использование геометрических материалов для развития пространственного воображения у младших школьников;
− изучить уровни развития пространственного воображения у младших школьников;
− охарактеризовать роль геометрического материала в формировании и пространственного воображения младших школьников;
− изучить приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах;
− определить исходный уровень сформированности пространственного воображения у учащихся 2-ого класса на констатирующем этапе;
− развивать пространственное воображение у младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков по математике и конструированию на формирующем этапе;
− провести контрольный эксперимент, оформить результаты.
Данная исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования пространственного воображения у младших школьников. Во второй главе раскрываются теоретические основы использования геометрических материалов на уроках математики. В третьей главе описан констатирующий эксперимент и его результаты.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Проблема пространственного воображения в психолого-педагогической литературе 8
1.1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.2.Сущность понятия пространственного воображения и структура пространственного воображения12
1.3.Психологические особенности младших школьников16
1.4. Использование геометрических материалов для развития пространственного воображения у младших школьников19
Выводы по главе 123
Глава 2.Особенности развития пространственного воображения у детей младшего школьного возраста на уроках математики25
2.1. Уровни развития пространственного воображения у младших школьников25
2.2. Роль геометрического материала в формировании и пространственного воображения младших школьников28
2.3.Приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах31
Выводы по главе 236
Глава 3.Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного воображения у учащихся на уроках математики38
3.1. Исследование исходного уровня сформированности пространственного воображения у учащихся38
3.2. Развитие пространственного воображения у младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков по математике и конструированию 45
3.3. Контрольный эксперимент50
Выводы по главе 355
Заключение56
Список литературы59
Приложение62
Список литературы
- Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст] / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.– 142 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 93 с.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития./ М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлова М.: Изд. Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с..
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.
- Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников./ Н.Д.Голубева, Т.М.Щеглова - //Начальная школа. - 1996. - №3.
- Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. - М. "Антал" 1995. - 136 с.
- Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Гусева. — М.: Издательский центр «Академия». — 368 с.
- Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе.//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога./ Н.И. Гуткина М.: 1987. с. 19-38.
- Долбилин Н.П., Шарыгин И.Ф. О курсе наглядной геометрии в младших классах.// Журнал «Математика в школе». 1990. – № 6.
- Журова Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей./Л.Е.Журова и др.- //Начальная школа. 1999. - №8, с. 5-11.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.
- Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
- Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
- Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.
- Кожевников В.А. Психология математических способностей школьников. /В.А. Кожевников - М.: Просвещение, 2003, 170 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
- Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики./ В.А. Коннова. //Начальная школа. 1995 - №12 - с. 55.
- Кудрякова Л.А. Изучаем геометрию. /Л.А. Кудрякова. – 2001. -124 с.
- Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 80–летию со дня рождения профессора А.А.Столяра): Тезисы докладов международной конференции. – Могилёв: МГУ им. А.А.Кулешова, 1999.
- Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2006. – 608 с.
- Петровский А.В. Общая психология. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1999. – 336 с.
- Шарагина Л.И. Логика воображения. – М., 2005. – 217 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. / И.С. Якиманская - М. 1980. - 324 с.
- Булавина И.А. Статья по теме: Развитие воображения у младших школьников [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/14/razvitie-voobrazheniya-u-mladshikh (дата обращения 28.112017.)
- Кашникова Е.в. Инфоурок / библиотека материалов Программа вариативного курса по математике «Нескучная математика» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/programma-variativnogo-kursa-po-matematike-neskuchnaya-matematika-klass-706680.html (дата обращения 28.112017.)
- Пантюшина Е.С. Инфоурок / библиотека материалов Геометрия в начальной школе [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/geometriya-v-nachalnoy-shkole-1426510.html(дата обращения 28.112017.)
- Шайдулина Т.В. Статья на тему: Развитие пространственного воображения средствами геометрических материалов [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/10/09/razvitie-prostranstvennogo-voobrazheniya-sredstvami (дата обращения 28.112017.)
- Шапкина Е.А. Методическая разработка по теме: Опыт работы: «Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом». - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/29/opyt-raboty-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskogo (дата обращения 13.11.2017)