Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЙ ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория
Объем
87 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЙ ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Введение




Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования базируется на системно - деятельностном подходе к процессу обучения, что предполагает воспитание и развитие таких положительных качеств личности, которые будут отвечать требованиям информационного общества. Перед современным педагогом стоит задача, воспитать человека, способного без труда ориентироваться в потоках информации, способного извлекать и вносить конструктив в различные коммуникационные сферы человеческой деятельности, способного к сотрудничеству, эффективному решению учебных и познавательных задач в процессе жизни.

Важнейшую роль в решении образовательными учреждениями этой задачи играет художественная литература. Неотъемлемой частью в процессе получения человеком общего образования является обучение чтению. А само чтение есть путь приобретения и передачи знаний от поколения к поколению, как бытовых, так и специально научных. В связи с этим, возникает необходимость совершенствовать и разрабатывать средства по формированию читательской компетентности в различных сферах человеческой деятельности. Начало этому процессу должно быть положено именно в начальной школе, так как в период обучения в младших классах именно учитель становится большим авторитетом для обучающегося, нежели родитель, педагогу выпадает уникальная возможность стать проводником, наставником, примером для маленького человека в мире литературы.

Для педагога важнее всего организовать процесс обучения грамоте так, чтобы чтение способствовало развитию личности обучающегося, а развитая личность в будущем сама испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего прогресса и внутреннего роста. Новизна учебного материала, увлеченное преподавание, использование инновационных форм и методов

3
 
обучения, создание ситуации успеха на уроке – пути и средства наиболее значимые для младших школьников в процессе формирования читательской компетентности. Эффективным способом реализации вышеописанных средств является применение нетрадиционных методических приемов в работу с текстом, с их помощью возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Таким образом, как одну из ключевых составляющих умения учиться, можно определить читательскую компетентность, это умение складывается из знаний, умений, навыков, полученных в начальной школе и способов деятельности, которыми эти знания, умения, навыки приобретаются учеником сначала с контролирующей и направляющей помощью учителя, а в последствии и самостоятельно. Наиболее приоритетной данная тема является

в    современной школе и при обучении литературному чтению. Одним из наиболее ярких приемов развития читательской компетентности на уроках литературного чтения в современной школе является применение технологии стратегий чтения.

По   мнению   Н.   Н.   Сметанниковой,   «стратегия   -   это   план-

программа совместной деятельности, в которой учащийся работает самостоятельно под руководством учителя» [61, с. 27]. Последовательное применение учителем стратегий чтения позволит привести методику проведения урока к дифференцированному виду, сделать процесс обучения индивидуально-ориентированным и более интенсивным. Приобретенные навыки, позволят обучающемуся владеть набором приемов и стратегий, способствующих успешной работе с различной текстовой информацией.

Несмотря на очевидную эффективность, данные идеи на практике воплощены недостаточно, а заложенные в Федеральном государственном стандарте начального общего образования противоречия между идеями и возможностями их осмысления в педагогической деятельности, необходимость дальнейшего изучения методических условий формирования читательской компетентности обучающихся на основе современных методов

4
 
обучения способствуют выбору темы исследования: «Использование технологии стратегий чтения как условие развития читательской компетентности младших школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить влияние использования технологии стратегий чтения на развитие читательской компетентности младших школьников.

Объект исследования: развитие читательской компетентности младших школьников.

Предмет исследования: технологии стратегий чтения как средство развития читательской компетентности младших школьников.

Гипотеза исследования: использование технологии стратегий чтения будет способствовать развитию читательской компетентности младших школьников, если учитель начальных классов:

- учитывает результаты диагностики уровня читательской компетентности учащихся;

-    включает методические приемы, направленные на развитие информационно-содержательных, композиционно-смысловых, понятийно-

рефлексивных умений смыслового чтения;

-    организует дифференцированно работу по восприятию и анализу литературно-художественных произведений разной идейно-тематической и жанровой направленности, на основе.

Задачи исследования:

1.    Проанализировать психолого-педагогическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме развития читательской компетентности младших школьников.

2.    Изучить методические основы организации работы по обучению стратегиям чтения учащихся начальных классов.

3.    Выявить уровни развития читательской компетентности младших школьников на основе комплексных диагностических методик.

5
 
4.    Составить комплексные задания по восприятию и анализу литературно-художественных произведений на основе приемов технологии стратегий чтения и оценить их эффективность в развитии читательской компетентности обучающихся в процессе организации опытно-

экспериментальной работы в школе.

Методологическая основа исследования:

– концептуальные положения Д. Б. Эльконина, И. И. Тихомировой, И. Н.

Горелова о психолого-типологических, культурно-эстетических и литературно-педагогических основах понимания текста;

– теоретические положения М. П. Воюшиной, Н. Н. Светловской, Н. Н.

Сметанниковой о реализации идей смыслового чтения в работе с литературно-художественными текстами;

– идеи Г. Г. Граник, Г. В. Пранцовой, Е. С. Романичевой об организации работы по обучению обучающихся приемам технологии стратегий чтения.

Методы исследования:

–  теоретические:  анализ  методической,  психолого-педагогической,

литературоведческой литературы по изучаемой проблеме; анализ ФГОС НОО в аспекте исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных; формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;

–   эмпирические:   педагогический   эксперимент   (констатирующий,

формирующий, контрольный этапы); педагогическая диагностика: методики выявления качества чтения и понимания текста, восприятия и анализа художественного произведения по М. П. Воюшиной; мониторинг читательской компетентности Н. Н. Сметанниковой; диагностика читательской компетентности О. В. Долговой и С. Д. Марковой;

– интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Теоретическая значимость исследования: работа способствует систематизации и углублению научных знаний по проблеме развития

6
 
читательской компетентности обучающихся в процессе обучения приемам технологии стратегий чтения при прочтении литературно-художественных произведений в курсе начального литературного образования.

Практическая значимость исследования: представленные в работе практико-ориентированные материалы могут быть использованы студентами

и    учителями начальных классов в процессе организации работы над литературно-художественными произведениями на уроках литературного чтения в аспекте развития читательской компетентности младших школьников.

Апробация результатов исследования производилась на констатирующем этапе исследования, нами были систематизированы и обобщены теоретические положения по выбранной теме. Статья

«Использование технологии стратегий чтения как условие развития читательской компетентности младших школьников», содержащая наиболее продуктивные методические рекомендации и теоретические положения по развитию читательской компетентности младших школьников была опубликована в таких сетевых изданиях, как научный журнал «Novaum», социальное партнёрство в сфере образования «Педагогический альманах», педагогическое издание «Вестник просвещения», всероссийское интернет объединение педагогических работников «Учительский портал».

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципально бюджетное образовательное учреждение «Усть-Камыштинская средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Камышта, Аскизского района, Республики Хакасия, обучающиеся 4х классов (экспериментальная группа – 20 человек, контрольная группа – 20 человек).

Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список (74 источника), приложение. Объем работы – 64 страницы.


Оглавление

Введение    3

Глава 1. Теоретические основы развития читательской компетентности

младших школьников

1.1.    Развитие    читательской    компетентности    младших    школьников    как

психолого-педагогическая проблема    8

1.2.  Особенности  развития  читательской  компетентности  детей  младшего

школьного возраста    21

1.3.    Технология    стратегий    чтения    как    основа    развития    читательской

компетентности младших школьников    29

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательской

компетентности младших школьников на основе технологии стратегий

чтения

2.1. Выявление уровня развития читательской компетентности обучающихся

на констатирующем этапе    36

2.2. Организация работы по развитию читательской компетентности младших

школьников средствами технологии стратегий чтения    44

2.3.  Анализ  результатов  опытно-экспериментальной  работы  по  развитию

читательской компетентности младших школьников на контрольном этапе..51

Заключение    65

Библиографический список    67

Приложение    74



Библиографический список



1.    Акимова М. В. Из опыта работы педагогов Ульяновской области:

Ативизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения / М. В. Акимова // Ульяновск ИПК ПРО, – 2006. — № 4. — С. 122-124.

2.    Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и

5-6-м    классах    (технология    формирования        правильного
типа    читательской    деятельности.    [Электронный    ресурс]    URL:
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/    (дата    обращения:
05.10.2019).                        

3.    Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского / И. В. Борисенко. – М.: Литрес, 2004. – 120 с.

4.    Быстрова Н. Л. Обучение динамическому чтению / Н. Л. Быстрова

//    Начальная школа, – 2014. – № 11. С. 26-29.

5.    Васильева М. С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2007. – С. 12-21.

6.    Волина В. В. Учимся играя / В. В. Волина. // Новая школа, 2008. –

43 с.

7.    Воюшина М. П. Анализ художественного произведения / М. П. Воюшина. – М.: Проспект, 2010. – 217 с.

8.    Воюшина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М. П. Воюшина. – Спб.: Питер, 2017. – 112 с.

9.    Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. Л. Гончарова. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 70 с.

10.    Горелов И. Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2017. – С. 13-33.

11.    Граник Г. Г. Развитие воссоздающего воображения / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. – М.: Русский язык в школе, – 2006. – №11. – С. 3-10.
 
12.    Граник Г. Г Как учить работать с книгой / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Мой учебник, 2007. – С. 17-22.

13.    Долгова О. В. Текстовые метриалы для оценки качества обучения: диагностика читательской компетентности 4 класс: учебное пособие /
О.    В. Долгова, С. Д. Маркова. – М.: Интелект-Центр, 2018. – 120 с.

14.    Долгова О. В. Работа с текстом в начальной школе / О. В. Долгова

– М.: Интелект-Центр, 2019. – 210 с.

15.    Джежелей О. В. Чтение и литература. / О. В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2007. – С. 22-51.

16.    Джежелей О. В. Формирование круга чтения младших школьников. / О. В. Джежелей. // Начальная школа, 2005. – №1. – С. 33-38

17.    Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 2012. – 98 с.

18.    Жукова И. Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И. Л. Жукова. // Начальная школа, 2007. – №4. – 26
с.

19.    Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению / В. Н. Зайцев. // Начальная школа, 2015. – № 8 – 52 с.

20.    Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников. / И. Н. Зайдман. // Начальная школа, 2006. –

№6 – С. 5-14.

21.    Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. / В. Н. Зайцев. – М.: Просвещение, 2011. – С. 13-27.

22.    Зимняя  И.  А.  Ключевые  компетентности  как  результативно-

целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя //

Авторская    версия    –    М.:    Исследовательский    центр    проблем    качества

подготовки специалистов, 2004. – С. 35-42.

23.    Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М. А. Зобнина. // Начальная школа, 2011. – № 8. – С. 35-43.

24.    Козлова М. М. Воспитание культуры чтения младших школьников

в    процессе обучения восприятию и анализу художественного произведения /
 
М.    М.    Козлова.    –    Чебоксары.:    Интерактив    плюс,    2015.    –    №25.    –

С.    130-133.

25.    Козырева А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева, В. И. Яковлева. // Начальная школа, 2005 – №3. – С. 67-69.

26.    Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева. // Начальная школа, 2006 – №1. – С. 26-28.

27.    Королева Г. В. Технология эффективного чтения / Г. В. Королева.

– Ростов н/Дону, 2010 – 89 с.

28.    Компетентность  в  педагогике.  [Электронный  ресурс]  URL:

https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorijaobuchenija/kompetentsija-v-pedagogike/ (дата обращения: 02.01.2020)

29.    Кушнир А. М. Как приобщить детей к чтению? / А. М. Кушнир. //

Начальная школа, 2007 – №5. – С. 71-73.

30.    Ладыженская Т. А. Речь. Книга для учителя / Т. А. Ладыженская –

М.: Педагогика, 1990 – 317 с.

31.    Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. / Сост. В. А. // Педагогический университет, 2014 – С. 40-53.

32.    Львов М. Р. Основы теории речи. / М. Р. Львов – М.: Академия, 2002 – С. 63-67.

33.    Львов М. Р. / Методика обучения русскому языку в начальных классах. / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М.: Просвещение,

2017 – С. 100-111.

34.    Маланов С. В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению / С. В. Маланов. // Начальная школа плюс до и после, 2006. – №4. – С.

14-23.

35.    Методы и приемы по развитию речи [Электронный ресурс] / режим доступа: URL: http://netnado.ru/metodi-i-priemi-raboti-po-razvitiyu-rechi-mladshih-shkolenikov/page-1.html (дата обращения: 24.05.19).
 
36.    Мониторинг качества чтения и понимания текста [Электронный ресурс] URL: https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/monitoring-kacestva-ctenia-i-ponimania-teksta (дата обращения: 11.05.19).

37.    Николаева И. Р. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. Учереждений высш. Проф. Образования / И. Р. Николаева,

М.    П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева. – М.: Академия, 2013. – 288 с.

38.    Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации / Н. В. Нечаева. // Начальная школа, 2005. – 219

с.

39.    Никитина Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л. В. Нечаева. // Начальная школа, 2011. –

№5. – С. 99-101.

40.    Николаенко В. М. Психология и педагогика / В. М. Николаенко –

М.: ИНФРА-М, 2000. – 77 с.

41.    Новиков А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков.

– М.: Эгвес, 2008. – С. 9-12.

42.    Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – С. 39-51.

43.    Одегова В. Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения / В. Ф. Одегова. // Начальная школа, 2004 – №2
– С. 69-75.

44.    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 2003 – 563 с.

45.    Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008 – С. 66-68.
 
46.    Пранцова Г. В. Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения. / Г. В. Пранцова. //

Начальная школа, 2002 – №3 – С. 37-41.

47.    Решетникова С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов / С. В. Решетникова. – М.: Начальная школа, 2006 – №2 – 61 с.

48.    Романичева Е. С. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие / Е. С. Романичева // Москва, 2012 – 76 с.

49.    Самойлова Е. А. Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе / Е. А. Самойлова. // Начальная школа до и после, 2012 – №8 – С. 37-41.

50.    Светловская Н. Н. Обучение детей чтению. Практическая методика / Н. Н. Светловская – М.: Просвещение, 2006 – 141 с.

51.    Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. / Н. Н. Светловская – М.: Просвещение, 2006 – 241 с.

52.    Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование / Н. Н. Светловская – М.: Педагогика, 2018 – 62 с.

53.    Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская

– М.: МГПУ, 2003 – 78 с.

54.    Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа, 2003 – №1 – С.11-18.

55.    Селевко Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко

– М.: Народное образование, 2004 – №4 – С. 138-143.

56.    Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Н. Н. Сметанникова, Е. И. Кузьмин, О. К. Громова – М.: Москва, 2007 – 435 с.

57.    Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова – М.: Балласс, 2011 – 235 с.
 
58.    Сметанникова Н. Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования. [Электронный ресурс] URL: //http://www.mcbs.ru/files/Fi le/smetannikova%281%29.pdf (дата обращения: 05.10.2019).

59.    Смысловое чтение младших школьников.  [Электронный ресурс]

URL:    http://kazobraz.ucoz.ru/knigi/smyslovoe_chtenie.pdf    (дата    обращения:

01.01.2020).

60.    Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом, как лексической единицей / М. С. Соловейчик // Начальная школа, 2004 – №8 – С. 22-26.

61.    Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучения родному языку / О. И. Соловьёва – М.: Знаника, 2006 – С. 34-38.

62.    Стратегии    чтения.    [Электронный    ресурс]    URL:

// http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.html (дата обращения:

05.10.2019).

63.    Сушко Э. А. Овладение чтением: суть процесса и возможности оптимизации / Э. А. Сушко – М.: Психология, 2006 – №1 – С. 22-31.

64.    Тихомирова И. И. Что могут родители? / И. И. Тихомирова – Спб.: Методст, 2015 – 27 с.

65.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. –
5-е изд., перераб – М.: Просвещение, 2017 – 53 с.

66.    Фотекова Т. А. Диагностика устной речи младших школьников /

Т.    А. Фотекова – М.: Аркти, 2003 – С. 215-219.

67.    Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля.

http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращение 18.05.2018).

68.    Шуваева А. В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом / А. В. Шуваева – М.: Аркти, 2002 – 125 с.
 
69.    Чабанова Т. А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы / Т. А. Чабанова, Е. И. Кузьмин, О. К. Громова – М.: Москва 2007 – 118 с.

70.    Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: как научить детей читать? / Д. Б. Эльконин – М.: Психология, 2019 – С. 380-405.

71.    Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения / Л. М. Юшкова // Начальная школа, 2004 – №5 – С. 15-17.

72.    Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – С. 24-46.

73.    Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 2005 - № 6 – С. 12- 16.

74.    Читательская компетентность младших школьников. [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/137-preschool-literature/8342-chitatelskaya-kompetentnost-mladshikh-shkolnikov.html

(дата обращения 13.05.18).
 

Сколько стоит помощь с учебной работой?