История развития адвокатуры России
Описание работы
Работа пользователя Tiny139
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ МИРОВОЙ АДВОКАТУРЫ……………………………………………………………………10
2.1. Анализ закона об адвокатуре и опыта его практического применения…....21
2.2. Основные принципы деятельности адвокатуры…………………………..…33
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..51
3.1. Проблемы адвокатуры РФ и пути их решения……………………………....51
3.2. Совмещение правовой практики адвоката с общественной деятельностью адвоката……………………………………………………………………………..61
3.3. Сходства и различия законодательства об адвокатуре между РФ и СНГ…68
3.4. Судебная практика в отношении адвокатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….75
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Любое цивилизованное государство в обязательном порядке имеет механизмы правовой охраны интересов личности, её прав, гарантированные эффективной судебной защитой. Обеспечение охраны прав и законных интересов граждан – это и важнейшая задача правового государства, которая определяет не только развитие законодательства и правоприменительную практику, но и деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, а также негосударственных структур. Адвокатуре в решении этой задачи принадлежит важнейшая роль, потому что именно этот институт на протяжении всей истории существования выполнял свое главное предназначение, осуществляя защиту прав и законных интересов граждан. Тем самым осуществлялось содействие деятельности по отправлению правосудия и соблюдению требований законности.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена также и тем, что Россия стоит на пути построения гражданского общества. А в условиях гражданского общества деятельность адвокатуры должна основываться на принципах независимости адвоката как от различных государственных, так и негосударственных структур. Только в относительно автономном от государства и свободно развивающемся обществе адвокат может эффективно выполнять роль профессионального защитника. Положение адвокатуры в правоохранительной системе, способы ее взаимодействия с государственными органами являются показателем реализации принципа разделения властей. Для состояния правосудия очень важен механизм взаимодействия судебной власти с эффективной защитой прав и законных интересов личности.
Однако, существующее положение дел вызывает серьёзные опасения в части отношения государственных органов к соблюдению основополагающих принципов организации и деятельности адвокатуры. Например, с 2013 года вопреки положениям пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1 (далее – ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре») денежные средства на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном судопроизводстве перестали учитываться в федеральном законе о федеральном бюджете в соответствующей статье расходов. Это обстоятельство не только лишает бюджетные средства защиты от нецелевого использования, но и создает предпосылки для ущемления социальных прав адвокатов, поскольку расходование бюджетных средств на их вознаграждение за участие в делах по назначению сегодня полностью зависит от усмотрения правоохранительных и судебных органов.
До сих пор не установлено нормативно-правовое регулирование вознаграждения адвоката за участие в гражданском судопроизводстве по назначению суда в случаях, предусмотренных статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации2 (далее – ГПК РФ).
В условиях диктатуры одной партии адвокатура не могла быть поистине свободным органом, который бы был в состоянии в полной мере осуществлять функцию защиты прав и свобод граждан, чему способствовала подконтрольность властным структурам.
Согласно Конституции Российской Федерации3 (далее – Конституция РФ) в России строится правовое демократическое государство, поэтому опыт изучаемых периодов имеет большое теоретическое и практическое значение для утверждения цивилизованных принципов развития современной адвокатуры. Следует учитывать и тот факт, что в составе Российской Федерации появились новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь1, которые, будучи в составе Украины, имели не только достаточно сложную общественно-политическую обстановку, но и отнюдь не способствующую как экономическому развитию, так и развитию демократических институтов.
Адвокатура выполняет весьма существенную роль в политической и общественной жизни страны, что обусловливает рассмотрение круга вопросов, связанных с историей ее создания, организации, развития и деятельности.
Несмотря на отдаленность изучаемых периодов от наших дней, их опыт, в том числе и негативный, может послужить основой для выработки наиболее рационального подхода к организации всех общественных структур, в том числе и адвокатуры.
Степень разработанности проблемы. Советской властью была установлена, в корне отличная от присяжной адвокатуры форма обеспечения населения юридической помощью, поэтому данный вопрос вызывал и вызывает массовый интерес исследователей. Именно публикации 1920-х гг. положили начало дискуссии о статусе адвокатуры и ее роли в политической системе общества. В связи с этим следует отметить труды Д.И.Курского2, П.И. Стучки, С. Прушицкого3. В трудах этих партийно-государственных деятелей ярко выражается враждебное отношение власти к институту адвокатуры в целом и делаются попытки подчинить представителей адвокатского сообщества.
В связи с этим краеугольным камнем вопроса становления адвокатуры обозначилась проблема кадров адвокатского сообщества.
Во время перехода к новой форме государства власти пытались ликвидировать остававшиеся «пережитки прошлого» не только в деятельности адвокатуры, но и во всех областях общественного устройства, сталкиваясь при этом с множеством проблем, одной из которых была так называемая подпольная адвокатура.
М. Исаев в своей работе «Подпольная адвокатура»1 обосновали искоренение данного явления с использованием поддержки государством правозащитной деятельности.
Э.С. Ривлин в работе «Советская адвокатура»2 подчеркивал роль института советской адвокатуры как гаранта прав и свобод человека и предлагал новый классовый подход к построению института адвокатуры, но с сохранением лучших черт дореволюционной защиты.
В период 1930-40 гг. позиция власти относительно адвокатуры оставалась неизменной.
М.П. Шаламов в работе «История советской адвокатуры»3 акцентирует весомость адвокатуры в политической жизни общества и обосновывает необходимость существования данного института как самостоятельной структуры, но никак не органа, сопровождающего работу судов.
Во времена Великой отечественной войны коллегии адвокатов пополнились стажёрами. Необходимость обучения новых кадров рассматривается М.Красногорским4.
Позже имеют место уже более смелые мысли по отношению к адвокатуре. И уже тогда появляются критические замечания в части взаимоотношений адвокатов и государства.
Необходимо отметить, что авторы, изучавшие проблему становления советской адвокатуры, делали акцент именно на значимости деятельности защитников и невозможности существования системы правоохранительных органов без адвокатуры. Этим вопросам посвящены исследования Т.П. Коржихиной.
Реформирование законодательства требует иных подходов к решению вопросов в рассматриваемой области. Именно поэтому проблемы организации адвокатуры и адвокатской деятельности не исчерпаны.
Цель и основные задачи работы. Целью настоящего дипломного исследования является установление проблем формирования адвокатского сообщества и организации деятельности защитников в Российском государстве на основе изучения истории становления и развития мировой адвокатуры и возможных путей их преодоления.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
на основе изучения истории становления института адвокатуры в древних государствах и Российском государстве в различные исторические периоды, сравнения законодательного регулирования деятельности адвокатуры в государствах ближнего зарубежья проанализировать организацию адвокатуры и адвокатской деятельности, место адвокатуры в обществе и государстве в современной России;
на основе детального анализа действующего законодательства Российской Федерации об адвокатуре, практики его применения, исследовать принципы адвокатской деятельности, изучить организационно-правовую характеристику современной российской адвокатуры и её роль как института гражданского общества;
выявить проблемы развития адвокатуры;
сформулировать предложения по совершенствованию имеющихся организационных форм адвокатуры с точки зрения оптимизации взаимодействия с государственными органами и обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи для населения.
Предмет исследования – условия и проблемы, препятствующие развитию и совершенствованию деятельности адвокатуры как одной из форм квалифицированной юридической помощи.
Методологическая и теоретическая основа исследования – комплекс норм действующего законодательства, регламентирующих правовой статус адвокатуры и условия его реализации, а также научные труды русских и современных российских авторов по вопросам организации адвокатской деятельности.
Методы исследования: конкретно-исторический,логический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке проблем для создания условий по их преодолению.
Структура работы включает в себя введение, три главы с подразделами, заключение и список библиографических изданий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ МИРОВОЙ АДВОКАТУРЫ……………………………………………………………………10
- Понятие и предпосылки возникновения института адвокатуры………..10
- История становления и развития адвокатуры в России…………………..13
2.1. Анализ закона об адвокатуре и опыта его практического применения…....21
2.2. Основные принципы деятельности адвокатуры…………………………..…33
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..51
3.1. Проблемы адвокатуры РФ и пути их решения……………………………....51
3.2. Совмещение правовой практики адвоката с общественной деятельностью адвоката……………………………………………………………………………..61
3.3. Сходства и различия законодательства об адвокатуре между РФ и СНГ…68
3.4. Судебная практика в отношении адвокатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….75
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Любое цивилизованное государство в обязательном порядке имеет механизмы правовой охраны интересов личности, её прав, гарантированные эффективной судебной защитой. Обеспечение охраны прав и законных интересов граждан – это и важнейшая задача правового государства, которая определяет не только развитие законодательства и правоприменительную практику, но и деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, а также негосударственных структур. Адвокатуре в решении этой задачи принадлежит важнейшая роль, потому что именно этот институт на протяжении всей истории существования выполнял свое главное предназначение, осуществляя защиту прав и законных интересов граждан. Тем самым осуществлялось содействие деятельности по отправлению правосудия и соблюдению требований законности.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена также и тем, что Россия стоит на пути построения гражданского общества. А в условиях гражданского общества деятельность адвокатуры должна основываться на принципах независимости адвоката как от различных государственных, так и негосударственных структур. Только в относительно автономном от государства и свободно развивающемся обществе адвокат может эффективно выполнять роль профессионального защитника. Положение адвокатуры в правоохранительной системе, способы ее взаимодействия с государственными органами являются показателем реализации принципа разделения властей. Для состояния правосудия очень важен механизм взаимодействия судебной власти с эффективной защитой прав и законных интересов личности.
Однако, существующее положение дел вызывает серьёзные опасения в части отношения государственных органов к соблюдению основополагающих принципов организации и деятельности адвокатуры. Например, с 2013 года вопреки положениям пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1 (далее – ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре») денежные средства на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном судопроизводстве перестали учитываться в федеральном законе о федеральном бюджете в соответствующей статье расходов. Это обстоятельство не только лишает бюджетные средства защиты от нецелевого использования, но и создает предпосылки для ущемления социальных прав адвокатов, поскольку расходование бюджетных средств на их вознаграждение за участие в делах по назначению сегодня полностью зависит от усмотрения правоохранительных и судебных органов.
До сих пор не установлено нормативно-правовое регулирование вознаграждения адвоката за участие в гражданском судопроизводстве по назначению суда в случаях, предусмотренных статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации2 (далее – ГПК РФ).
В условиях диктатуры одной партии адвокатура не могла быть поистине свободным органом, который бы был в состоянии в полной мере осуществлять функцию защиты прав и свобод граждан, чему способствовала подконтрольность властным структурам.
Согласно Конституции Российской Федерации3 (далее – Конституция РФ) в России строится правовое демократическое государство, поэтому опыт изучаемых периодов имеет большое теоретическое и практическое значение для утверждения цивилизованных принципов развития современной адвокатуры. Следует учитывать и тот факт, что в составе Российской Федерации появились новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь1, которые, будучи в составе Украины, имели не только достаточно сложную общественно-политическую обстановку, но и отнюдь не способствующую как экономическому развитию, так и развитию демократических институтов.
Адвокатура выполняет весьма существенную роль в политической и общественной жизни страны, что обусловливает рассмотрение круга вопросов, связанных с историей ее создания, организации, развития и деятельности.
Несмотря на отдаленность изучаемых периодов от наших дней, их опыт, в том числе и негативный, может послужить основой для выработки наиболее рационального подхода к организации всех общественных структур, в том числе и адвокатуры.
Степень разработанности проблемы. Советской властью была установлена, в корне отличная от присяжной адвокатуры форма обеспечения населения юридической помощью, поэтому данный вопрос вызывал и вызывает массовый интерес исследователей. Именно публикации 1920-х гг. положили начало дискуссии о статусе адвокатуры и ее роли в политической системе общества. В связи с этим следует отметить труды Д.И.Курского2, П.И. Стучки, С. Прушицкого3. В трудах этих партийно-государственных деятелей ярко выражается враждебное отношение власти к институту адвокатуры в целом и делаются попытки подчинить представителей адвокатского сообщества.
В связи с этим краеугольным камнем вопроса становления адвокатуры обозначилась проблема кадров адвокатского сообщества.
Во время перехода к новой форме государства власти пытались ликвидировать остававшиеся «пережитки прошлого» не только в деятельности адвокатуры, но и во всех областях общественного устройства, сталкиваясь при этом с множеством проблем, одной из которых была так называемая подпольная адвокатура.
М. Исаев в своей работе «Подпольная адвокатура»1 обосновали искоренение данного явления с использованием поддержки государством правозащитной деятельности.
Э.С. Ривлин в работе «Советская адвокатура»2 подчеркивал роль института советской адвокатуры как гаранта прав и свобод человека и предлагал новый классовый подход к построению института адвокатуры, но с сохранением лучших черт дореволюционной защиты.
В период 1930-40 гг. позиция власти относительно адвокатуры оставалась неизменной.
М.П. Шаламов в работе «История советской адвокатуры»3 акцентирует весомость адвокатуры в политической жизни общества и обосновывает необходимость существования данного института как самостоятельной структуры, но никак не органа, сопровождающего работу судов.
Во времена Великой отечественной войны коллегии адвокатов пополнились стажёрами. Необходимость обучения новых кадров рассматривается М.Красногорским4.
Позже имеют место уже более смелые мысли по отношению к адвокатуре. И уже тогда появляются критические замечания в части взаимоотношений адвокатов и государства.
Необходимо отметить, что авторы, изучавшие проблему становления советской адвокатуры, делали акцент именно на значимости деятельности защитников и невозможности существования системы правоохранительных органов без адвокатуры. Этим вопросам посвящены исследования Т.П. Коржихиной.
Реформирование законодательства требует иных подходов к решению вопросов в рассматриваемой области. Именно поэтому проблемы организации адвокатуры и адвокатской деятельности не исчерпаны.
Цель и основные задачи работы. Целью настоящего дипломного исследования является установление проблем формирования адвокатского сообщества и организации деятельности защитников в Российском государстве на основе изучения истории становления и развития мировой адвокатуры и возможных путей их преодоления.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
на основе изучения истории становления института адвокатуры в древних государствах и Российском государстве в различные исторические периоды, сравнения законодательного регулирования деятельности адвокатуры в государствах ближнего зарубежья проанализировать организацию адвокатуры и адвокатской деятельности, место адвокатуры в обществе и государстве в современной России;
на основе детального анализа действующего законодательства Российской Федерации об адвокатуре, практики его применения, исследовать принципы адвокатской деятельности, изучить организационно-правовую характеристику современной российской адвокатуры и её роль как института гражданского общества;
выявить проблемы развития адвокатуры;
сформулировать предложения по совершенствованию имеющихся организационных форм адвокатуры с точки зрения оптимизации взаимодействия с государственными органами и обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи для населения.
Предмет исследования – условия и проблемы, препятствующие развитию и совершенствованию деятельности адвокатуры как одной из форм квалифицированной юридической помощи.
Методологическая и теоретическая основа исследования – комплекс норм действующего законодательства, регламентирующих правовой статус адвокатуры и условия его реализации, а также научные труды русских и современных российских авторов по вопросам организации адвокатской деятельности.
Методы исследования: конкретно-исторический,логический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке проблем для создания условий по их преодолению.
Структура работы включает в себя введение, три главы с подразделами, заключение и список библиографических изданий.
1Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
2Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СПС Консультант Плюс.
3Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
1 Федеральный конституционный закон № от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 29.12.2015) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СПС Консультант Плюс.
2Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М., 1958. 178 с.Курский Д.И. Речь на IV Всероссийском съезде деятелей юстиции // Материалы Народного комиссариата юстиции 1922 г. Выпуск 16-17. С. 76.
3Прушицкий С. Можно ли коммунистов посылать в коллегии защитников? // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 29 – 30.
1Исаев М.М. Подпольная адвокатура. - М., 1924.
2Ривлин Е. - Советская адвокатура. М.,1926.
3Шаламов М.П. История советской адвокатуры. М., 1939.
4Красногорский М. Готовить кадры юристов темпами военного времени // Социалистическая законность. 1941. № 7-8.





