Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 18: ***, 21 год, 4 курс *** г. Москва
Каждый человек с течением времени задается вопросом «что делать дальше?». И обычно, это в первую очередь касается тех, кто заканчивает школу или университет.Высшее образование для меня – это неотъемлемая часть жизни, которую должен пройти каждый. Вопрос о том, куда поступать после 11 класса стоял для меня очень остро, но в огромном количестве государственных и коммерческих вузов,в различных направлениях и вступительных баллах было трудно разобраться с ходу, поэтому я постоянно посещала всевозможные дни открытых дверей тех университетов, которые были близки по той направленности, которой я бы хотела заниматься далее, выставки высшего образования и профориентации. Это отличная возможность понять, что именно интересно именно тебе, какой вуз тебе подходит.
После долгих мучений, экзаменов и всего остального, наконец наступил момент поступления. Не буду углубляться во все подробности, потому что практически каждый знает, что это такое, и насколько серьезная стадия жизни наступает после окончания школы.
По прошествии практически 4 лет в своем ВУЗе, могу уверенно сказать, что уровень высшего образования в целом в России – средний.
Естественно, все зависит от выбора университета, направления (гуманитарного или технического) и других отличающих факторов, но пообщавшись со студентами абсолютно разных вузов, складывается впечатление, что в большинстве своем высшее образование становится практически самостоятельным. Лекции – это презентации преподавателей, которые сильно отличаются от того, что потом требуется предоставить в качестве результата полученных знаний на экзамене. Да, есть семинары, где студент может непосредственно принять участие в образовательном процессе, провести собственные исследования и т.д. Но спустя столько лет, я понимаю, что студенты чаще всего заняты своими делами на парах, ставя к концу 4-го курса совсем другие приоритеты. Сложно оценить, кто в этой истории виноват и что делать, потому что с нашей стороны высшее образование выглядит так, будто нам не дают чего-то реально нужного, а со стороны ВУЗа и преподавателей, что мы просто не хотим учиться.
Сессия – это всегда большой стресс, по крайней мере лично для меня, ты пытаешься сделать практически невозможное и все время задаешься вопросом «а мы вообще это проходили?», потому что среди 100 вопросов на парах изучили около половины. Многие лекции тяжело слушать, на семинарах выступают исключительно с презентациями и только те, кто «вовремя занял очередь». Не могу утверждать, что высшее образование на данном этапе не дало мне ничего, это явно будет неправдой, это этап в жизни, который хочется испытать, влиться в эту систему и понять, что же ты все-таки хочешь делать дальше.
Высшее образование безусловно необходимо, хотя бы потому что без диплома редко когда берут на работу, если ты конечно не выдающийся IT-специалист, да и просто гениальный. Ты становишься на долю экспертом в той области, которую выбрал для себя. Учишься выстраивать коммуникационные связи, логические цепочки, постоянно соблюдаешь правила той системы, в которой находишься, ведь отношения с преподавателями, другими студентами, деканатом и другими органами сами себя не наладят.
Наш университет – один из самых востребованных среди всех государственных ВУЗов страны, но не на каждой специальности можно получить практические знания по той направленности, на которую ты конкретно поступил и хочешь дальше развиваться. Когда мои друзья и знакомые спрашивают, на кого я учусь – они не могут понять, кто это вообще такой, чем такие специалисты могут заниматься и другие логичные вопросы, вытекающие из первого. И, поверьте, таких сложных и не особо практических специальностей очень и очень много. Большинство людей сами не знают, чем по итогу занимается специалист в выбранной ими области и не готовы приступать к практике сразу после учебы.
Еще один вопрос, перед которым мы оказываемся – это предметы. В школе каждый из нас задавался вопросом «зачем мне учить химию или физику, если я явный гуманитарий?». В университете с этим немного лучше, но иногда тоже бывают случаи, когда тебе приходится изучать какие-то теоретические предметы, без которых по мнению преподавателей и руководства факультета и ВУЗа никак не обойтись.
Высшее образование также обещает нам большие перспективы, трудоустройство, ну и конечно практические знания. Можно спросить любого из студентов 3-го курса или даже 4-го, каждый 3-й человек ответит, что уже работает, но по специальности ли? В нашем ВУЗе во время учебы официально не разрешается работать, поэтому все ищут обходные пути, чтобы хоть как-то прожить в большом городе и не быть зависимым от своих родителей. Это совсем не работа по специальности, а чаще всего парттаймовые подработки в кафе, ресторанах, магазинах одежды и т.д. Единицы к 4-му курсу находят себя в выбранной сфере, которая соответствует образованию, остальные либо продолжают работать в сфере услуг и продаж, либо уходят в то, что им стало интересно.
Наверное, все это выглядит, как огромный критический материал, который написан разъяренным студентом, но я действительно пишу то, что вижу своими глазами уже 4 года. Высшее образование – не главный показатель ума, но очень важный. Человек все равно становится частью нового социума, который явно выше и больше, чем тот узкий круг, в котором он жил раньше, становится компетентным во многих сферах жизни, может поддержать разговор и вообще стать отличным специалистом. Возможно, это предрассудки, но человека с высшим образованием легко отличить от того, кто закончил колледж или только 11 классов школы. Высшее образование бывает разным и в нашей стране много возможностей, чтобы реализовать свои цели и мечты, но однозначно выбирая для учебы крупные города, а особенного федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Это еще один проблемный вопрос, ведь если ты хочешь учиться, но живешь в маленьком городе в Красноярском крае – путей для выбора совсем немного и лучший из них – поступление в Москву. Из – за большого количества желающих процесс поступления с каждым годом становится все труднее, конкурс на бюджетные места все больше, а плата за обучение – дороже.
Еще одна проблема высшего образования в России – это устаревшие данные, знания, которые даются. Да, изучение Канта и Гегеля, безусловно важны, но, если ты учишься на современной специальности, то и теория по ней должна быть актуальна. Также добавить к этому можно неоспоримый факт: система образования сегодня все равно недалеко ушла от советской, а на смену уже приходит информационное общество и, естественно, система образования нуждается в коренных реформах. Принципы подачи информации, организации учебного процесса, роль преподавателя, бюрократия и другие вопросы, которые необходимо менять и структуризировать под новые современные условия. Высшее образование нуждается в изменениях законодательной системы, уровня коррупции в ВУЗах, теоретической и практической базы знаний, финансирования учебных заведений и многом другом. Проблем действительно хватает, но все не выглядит крайне мрачно.
Моими глазами высшее образование – это необходимость, а то, каким образом реализуют эту необходимость – дело каждого человека, которое исходит из способностей и возможностей. Есть огромный плюс – это выбор формата, можно учиться очно или заочно, платно или бесплатно, можно даже попасть на международную программу, получить двойной диплом, поучиться семестр в другой стране. Да, мы часто жалуемся на уровень и качество образования, на преподавателей, которые иногда излишне строги к нам и требовательны, на уровень практических знаний в сравнении с постоянной теорией, но из всего этого и состоит жизнь настоящего студента, и все зависит только от того, насколько мы готовы действовать. Я часто слышу аргументы в пользу того, что образование не нужно совсем, а все знания человек может получить самостоятельно вместо того, чтобы около 5 лет просидеть в здании университета. Да, вполне возможно, но так может далеко не каждый, а вот дойти до конца, сдать все сессии и пройти все эти стадии становления «образованного человека» - сложно, но вполне реально для каждого.
Проблемы образования и внедрения инноваций в систему решают довольно медленно и последовательно, часто не сопоставляя с мировым глобальным процессом. Но я уверена, что решение проблем с образованием в России может поднять уровень страны, уровень квалификации работников, увеличить трудоспособность населения и стать каналом социальной мобильности. Если система станет работать лучше, то на выходе практически каждый студент будет иметь багаж знаний и навыков, которые позволят ему легко устроиться на хорошую работу, стать квалифицированным сотрудником, от чего исчезнет проблема утечки кадров и мозгов, потому что карьера и обучение становятся взаимосвязанными, а ожидания в стране не оправдываются. Внедрение новых технологий, современных методов преподавания, практических предметов и обновления системы оценки знаний станет для высшего образования в России важным шагом на пути к глобализации, к поднятию уровня российского образования как одного из топовых в мире, куда бы стремился попасть любой.
Все это стало для меня важным и интересным только к концу обучения, когда все четче стали проявляться границы «конца». Высшее образование стало для меня проводником в огромный мир знаний, интересов, новых знакомств и научило решать любую проблему быстро и адаптироваться под предложенные условия.
Высшее образование моими глазами – это то, что стоит улучшать, расширять возможности, сделать это реальным трендом для каждого, а не обязанностью. То, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека и сделать его более серьезным, образованным и интересным.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.