Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 2. Автор: Маекенов Рахат Темиргалиевич, 17 лет, 11 класс Гимназии «БЭСТ» г. Петропавловск
«Можно привести человека в университет, но нельзя заставить его думать»
Финли Питер Данн,
Финли Питер Данн,
Высшее образование… Слова, знакомые каждому старшекласснику, слова , которыми нас пугают школьные учителя и родители, слова, играющие важную роль в наших с вами жизнях. «ЕГЭ», «вступительные», «заявка», «грант» и тому подобные слова приводят тебя в стресс и заставляют твои руки потеть? Знакомые чувства, не правда ли? Но в этом нет ничего постыдного. Ты не один. Десятки, если не сотни тысяч школьников по всей России и других странах мира испытывают те же самые эмоции и переживания как и ты. Поэтому сегодня я хочу поделиться с тобой, дорогой читатель, каким я вижу учебу в университете – « месте адских мук каждого школьника».
Итак, что же такое высшее образование и «с чем его едят»? Представьте себе большой, сладкий, вкуснейший мамин медовый торт( заранее приношу свои извинения уважаемым читателям, которые не любят данное кондитерское изделие, но это «классика»). Как мы все знаем, «медовик» состоит из нескольких слоев, состоящих из коржей и крема. Все мы любим этот нежный вкус райского наслаждения. Но как известно, «без труда, не вытащишь и рыбку из пруда»: сначала нужно составить список продуктов, выбрать магазин, затем накатать тесто, приготовить крем, разогреть духовку , долго выпекать коржи, дать им остыть и наконец мы можем пожинать плоды своего труда. Так вот высшее образование этот самый торт, который нужно долго и упорно выпекать чтобы получить желанное: ученую степень. Вы определяетесь с профессией, выбираете учебное заведение, сдаете экзамены, отправляете заявки и ждете, прям как Хатико. И первый «слой» этого «торта» - степень бакалавра.
Что же происходит в первые 4 года вашего обучения? Вы углубленно знакомитесь с выбранной профессией ( о которой вы не раз пожалеете, а может и во все поменяете )и связанными с ней предметами, весело и счастливо проводите время( что конечно вам не гарантировано как говорится на сайте или буклете котором вы прочитали) со своими одногруппниками и студентами других факультетов, да и вообще все вроде бы отлично и жизнь окрашена в яркие цвета. На этом казалось бы радужном моменте можно было бы переключаться к следующей ступени нашего с вами аппетитного «торта» ( за которым мы и наши родители так гонимся и соревнуемся) , но не тут то было , дорогие друзья, «у каждой монеты есть обратная сторона». Что же может испортить нашу «картину» о прекрасной университетской жизни? Цена обучения. Одна из важнейших и самых больших проблем не только в России, но и других странах СНГ, в том числе и моего Казахстана. Больше половины школьников вынуждены платить за знания – «самое большое богатство на Земле». Для подтверждения этой горькой правды хочу привести слова Смолина Олега Николаевича, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке: «Сегодня студентов в стране — 325 человек на 10 тысяч населения. При этом бесплатно обучается 130 человек. Во времена СССР на бюджете обучалось 219 человек на 10 тысяч населения, то есть сейчас этот показатель сократился на 60 процентов», — пояснил депутат. «По его словам, закон об образовании содержит нормы, которые позволят и дальше урезать число бюджетных мест в вузах.», - передает «Парламентская Газета». То есть более половины российских студентов и их семей вынуждены платить за образование. Чувствуете ,как наша прекрасная «картина» исчезает? Стоит отметить что это было еще в 2018 году. А какова будет статистика в этом?
Почему же мы теряем наше советское наследие, времена, когда университеты были доступны широким слоям населения? Что мешает молодежи получить бесплатное образование? Тому ряд причин, но я остановлюсь на тестировании, в нашем случае – ЕГЭ. Грант доступен школьникам набравшим наивысшее количество баллов , к тому же он зависит от выбранной специальности и Госзаказа. Наверняка многие из вас слышали идею о том, что стоит отменить стандартизированное тестирование. И я поддерживаю эту идею, ибо ЕГЭ не служит показателем знаний , зато выявляет насколько хорошо ты зубрил вопросы. У вас наверняка возникает вопрос: а что же мешает зубрить эти вопросы и получить желанный грант? Отсюда вытекает другая проблема: вся школьная система направлена на зубрежку и «вдалбливание» знаний в детей, а не на конкретное получение знаний и необходимого багажа для будущего. Ярким примером является недавнее исследование(2019 год) электронной базы олимпиад «Знаника»: «Данные представленного исследования были собраны в результате мониторинга, длившегося неделю, в котором добровольно приняли участие 12 900 школ (всего в России 46 794 школ) из 62 регионов. Всего удалось проанализировать 286 тыс. работ учеников 5−9 классов. Результаты мониторинга показали, что по ключевым темам каждого класса среднего звена почти половина школьников делает ошибки. Например, 65% пятиклассников не могут выполнить основные математические действия, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. Для 9-х классов сложным является решение системы двух уравнений — в них допустили ошибки 75% участников мониторинга.»,- приводит «Коммерсантъ». Удручающие цифры, дорогие друзья. И опять же, эта проблема наблюдается на всем пост-советском пространстве. Знаменитое «раньше было лучше» актуально как ни когда. Я считаю что получение гранта на бесплатное обучение должно завесить не от результата теста, а действительно от знаний абитуриента. Кроме того Правительством должны предприниматься меры по оказанию большего финансирования ВУЗ-ов и повышения количества бюджетных мест и уделению особого внимания к заявкам детей из малообеспеченных и многодетных семей.
К сожалению, дорогие читатели, на этом проблемы на этом не заканчиваются. Другой аспект , которому хотелось бы уделить внимание это устаревшая материально-техническая база университетов. Старые потресканные парты и стулья, старые компьютеры и прожектора, плачевное состояние здание и многие другие факторы являются ключевыми вопросами в сфере высшего образования. К примеру совсем недавно, как бы иронично это не звучало, в феврале 2019 года в пятиэтажном здании Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) на улице Ломоносова в Санкт-Петербурге произошло обрушение плит перекрытия с пятого по второй этажи. К счастью, обошлось без жертв. Но что было бы если молодые студенты, пришедшие для получения знаний в данном альма-матере погибли под завалами? Стоит задуматься об этом…
Дорогой читатель, описывать ситуацию с магистратурой и докторантурой не вижу смысла, ибо проблемы переплетаются и схожи между собой, хотя непременно есть и особые нюансы в этих ступенях высшего образования.
Хочу сказать, что моей целью было не критиковать, а показать горькую правду, в которой мы с вами живем , показать общие проблемы ,которые мы с вами разделяем в сфере университетского образования. Стоит ли его получать или нет – это отдельная тема, но коротко говоря – это выбор каждого. Высшее образование в моих глазах – это яркий мир, полный возможностей для талантливой, креативной и активной молодежи 21 века, а университет – обитель знаний и наук, которые вместе встречают большие препятствия и проблемы, нуждающиеся в постепенном и разумном решении.
Дорогой читатель, напоследок хочется сказать: я свято верю , что высшее образование в твоих глазах полно ярких красок и ты с нетерпением ждешь начала или продолжения твоей учебы в университете. Помни, что проблемы существуют и делай все возможное в твоих силах чтобы больше людей знало о их присутствии и старайся бороться с ними всеми доступными тебе способами и методами сейчас и в будущем дабы следующее поколение студентов ощутило то, чего не ощутим/ не ощутили мы с тобой. Перемены требуют времени и упорной работы. И если каждый из нас приложит хоть немного усилий, то общая цель будет достигнута. Пускай же твои «очки» с, которыми ты смотришь на высшее образование ,будут показывать тебе светлые краски этого прекрасного мира, мира знаний и наук!
«Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.»
Ключевский Василий Осипович.
Ключевский Василий Осипович.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.