Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 23. Первое место. Автор: Немерещенко Анжелика Вадимовна, 17 лет, 10 класс МАОУ лицей №51 г Томска
Начну с того, что спектр моих интересов в жизни очень широк: дизайн, английский язык, фотография, музыка (в основном прослушивание и анализ услышанного), чтение, причем достаточно специфической литературы-дневники реальных исторических личностей. Именно благодаря личным записям Эрнесто Че Гевары, Джона Леннона, Курта Кобейна, их собственным размышлениям и видениям жизненных ситуаций со своих позиций, прежде всего обыкновенных людей, я поняла, что счастье или несчастье в судьбе определяет далеко не образование. Этих людей я могу с уверенностью назвать своими кумирами, они - самый настоящий пример того, какие чудеса происходят с человеком, который занимается делом своей жизни. Любовь к своему увлечению ненавязчиво приводит к самообразованию. Битлы учились играть на гитарах по самоучителям, закрывались с гитарами даже в туалетах, ведь звук там был гораздо объемнее, и в итоге возглавили рейтинг 50 величайших исполнителей всех времен (по версии журнала Rolling Stone).Приведу теперь пример из собственного опыта. Когда в девятом классе мне предстояло сдавать ОГЭ по английскому языку, я совершенно не обременяла себя избыточной подготовкой - мой уровень владения языком был уже достаточно высок. Для этого было всего две причины: во-первых, я с огромной радостью несколько лет посещала курсы, на которых преподаватели всегда придумывали оригинальные методики обучения (к примеру, изучение лексики на тему «Хэллоуин» прошло в костюмах, а сами мы играли роли детей-шалунов, стучащихся в двери и говорящих: «Trick or treat?»), а во-вторых (и самых-главных) я слушала невообразимое количество песен на английском языке, и автоматически выучивала их, просматривала десятки интервью любимых исполнителей. Мой словарный запас пополнялся ежедневно, идиомы запоминались в контексте, поэтому я знала как их применять.
Совсем иначе поступила моя одноклассница - проучившись в средней общеобразовательной школе без малого девять лет, она поняла, что без репетитора не обойтись. Однако даже прозанимавшись год, она не смогла сдать экзамен выше «двойки». А я на 68/70 баллов! Кто бы мог подумать, что на устной части экзамена мне понадобится слово «пупочный канатик»?! Конечно же я его знала (из песни NIRVANA). Когда ты обладаешь большим арсеналом слов, то с легкостью импровизируешь и подбираешь синонимы. Система образования натаскивает на единственный верный ответ, шаг влево, шаг вправо – расстрел. Напрашивается вывод: без мотивации и увлеченности ничего не выйдет. Вот в чем заключается одна из важнейших проблем образования любого уровня, в том числе и высшего.
Школы, университеты не способны заинтересовать учащегося, и все, что остается человеку - шаблонно, неэмоционально выполнять задания. Именно эмоциональные ассоциации, которые выстраивают причинно-следственные связи, позволяют проще, быстрее и эффективнее понимать и запоминать информацию. Следом за первой проблемой идет вторая - излишняя, даже приторная стандартность образовательной деятельности. Школы и университеты до сих пор выглядят как мини-заводы, где людей объединяют, как детали по одному цвету, по возрасту - в разные «цеха» - классы/группы. Почему не объединяют по умственным способностям? По работоспособности? Кто-то лучше воспринимает информацию находясь на индивидуальном обучении, кому-то легче работать в группе. Задача обеспечить заводы рабочими ушла, а система осталась. Работодатели учитывают этот факт, и в недавнее время высшее образование закономерно начало терять статус необходимого при приеме на ряд специальностей. Его актуальность все падает. Очевидно, что некоторыми профессиям, такими как нейрохирург или сапёр, овладеть самостоятельно не только невозможно, но и опасно. Такие случаи рассматривать не будем - высшее образование обязательно! Но если речь идет о творческих направлениях, то самообразование является ключевой деталью механизма отработки навыков. Сейчас ценятся не «корочки», полученные потом и кровью, а личные качества и умения человека, развитые им самим, ведь целеустремленность - в какой-то степени дар. А высшее образование в нашей стране - это не дар, это обыденность.
По статистике, в России высшим образованием обладает свыше трети населения - это один из самых высоких показателей в мире. Жаль только, что согласно Международному индексу счастья (данные за 2006 год) Россия находилась на 172 месте из 178 возможных. Получается, счастливыми нас высшее образование тоже не делает? Да. И я вижу следующую проблему – получаемые специальности, как правило, ничтожно узки. Я, как разносторонняя личность, четко осознаю, что мне необходимо образование, затрагивающее все, или, по крайней мере, большую часть моих увлечений. В таком случае после окончания ВУЗа у меня появится возможность двигаться в любом направлении. Говоря идиоматически, я иду по лесу, пробую каждую ягодку, поднимаюсь на холмы и наблюдаю свысока, спускаюсь к ручью , а иногда просто плыву по течению. Мир открыт каждому, кто открыт ему. Но большинство специальностей можно сравнить с узкой тропинкой. Да, эта тропинка освещена, но остальная чащоба покрыта мраком.
Важное замечание: узкая специализация не отменяет общего набора навыков по всем предметам. Но, очевидно, та же высшая математика на факультете журналистики является номинальным предметом. Зачем же она нужна? А нужна она для того, чтобы развивать мозг. С поступлением новой информации образуется нейронные связи, которые в последующем могут заполняться другой информацией - несомненный плюс и главное достоинство высшего образования в моих глазах!
Взя***во. Без комментариев.
Подводя итог, стоит отметить, что высшее образование, безусловно, открывает новые горизонты для человека, социализирует его, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на привычные вещи под другим углом. Проблемы, описанные мною, скорее относятся к системе получения высшего образования, а не напрямую к нему. Решением являются сплоченные действия как педагогов, чиновников, так и студентов. Индифферентность должна сойти на нет. Не даром говорили раньше: «Я иду не работать, а служить!» Пора переходить от философии рабства к философии долга.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.