Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 32. Кузняков Константин Вадимович, 20 лет, 3 курс Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета
Люди, которые получили образование в высшем учебном заведении, ценятся больше, чем окончившие школу или колледж. К этой мысли приходишь по прошествии нескольких курсов. Первые два семестра тебя постоянно тестируют, после чего за рейтингом группы никто не следит. Студентов оценивают по итогам сессии и выделяют тех, кто сдает экзамены вовремя и должников. Должникам живется тяжелее, потому что на них давят со всех сторон: родители, преподаватели, деканат, предыдущая и будущая сессии. Если вы учились в общеобразовательной школе, то мгновенно заметите разницу в уровне сложности заданий. Большинство предметов дают углубленно, выделяют минимум часов на разъяснения и сокращают время практических занятий. Плюсом добавляются лабораторные работы. Многие сдаются именно на первом курсе, дальше, как правило, легче не становится учиться. Когда преодолеваешь данные трудности, начинаешь понимать, что хочешь от жизни. Начинаешь мыслить, как взрослый человек, и знаешь, что проблемы решаемы, если приложить усилия. Университет – это этап, где закаляется характер. В школе нет курсовых, дипломов, практик. Из нее не выпускаются люди, готовые к стрессам, дедлайнам, неудачам, бедности.Когда я поступал в университет, то поступающих оценивал по результатам Единого Государственного Экзамена. Это неправильно. Одиннадцатый класс мы живем им, решаем тесты по выбранным предметам, умираем со скуки от однотипности. И тут уже, кто и как себя натаскал. ЕГЭ перечеркивает возможности студентам, которые заработали мало баллов. Даже большие баллы по гуманитарным наукам не гарантируют попадание в хороший ВУЗ. Никогда эти баллы больше чем при поступлении ценится не будут. По факту, люди ими не характеризуются, но система ВУЗов устроена иначе. Есть студенты с огромными баллами, которым совершенно неинтересен образовательный процесс, так и те, кто не выиграл в лотерею, но старается и прилагает в разы больше усилий. В итоге: первый получает стипендию, а второй – ничего. Кроме того, люди, обучающиеся на контрактной основе, не имеют права претендовать на повышенные стипендии. Это заставляет контрактников работать параллельно с учебой.
Между студентами присутствует очень низкая конкуренция. И это ужасно: порой на лекциях и семинарах жутко скучно, люди молчат, отвечают всегда одни и те же. Отличникам никто не сопротивляется, никто не помогает им тянутся к знаниям. Вовлеченность в процесс минимальна, так что проблема не в системе, а в людях, котором навязали, что учиться в высшем учебном заведении – это обязательно.
И вытекает следующая проблема: низкая компетенция преподавателей. Как правило, это выходцы этого же заведения, еле доучившиеся аспиранты. Они дают материал, который заявлен по программе, нудно, относятся к процессу пренебрежительно: вспоминают молодость, рассказывают истории из жизни вместо того, чтобы прочитать лекцию понятно и доступно, влюбить людей в информацию, связать ее с реальными фактами, показать полезность получаемых знаний. Преподаватель не станет хорошим, если он не был трудолюбивым, любознательным учеником.
Не зря сессия воспринимается в народе как нечто жуткое, тяжелое и продолжительное. За семестр накапливается действительно много информации, которую каждый студент обязан изучить, понять и досконально знать. А с той тенденцией, что количество учебных часов сокращается, это бывает очень трудно. И мы, к тому же, открываем тетради в первый раз во время сессии. Здорово, если преподаватель проводил контрольные работы, тогда имеется шанс освоить материал за более короткий срок. Но часто в экзамен включают темы, которые идут на самостоятельное изучение. И тут выкручивайся сам.
Хоть между сессиями студенты «отдыхают».
Каждый год увеличивают количество часов, выделяемых на уроки физической культуры. Из-за того, что нам разрешили отрабатывать прогулянные пары в спортивных секциях (тренажерный зал, баскетбол, футбол и т.д.) это стимулировало меня играть в волейбол.
Обязательным условием моего обучения является прохождение практики на химическом заводе, в ходе которой можно договориться на стажировку и по окончании университета на работу. К уникальным возможностям можно также отнести лабораторные занятия, где учишься в оборудованных кабинетах. Первые два года обучения учебную практику проходил в стенах университета.
В университете необязательно все время тратить на зубрежку. Многие студенты развиваются в других направлениях: адаптационном, информационном, добровольческом, патриотическом, театральном, вокальном и многом другом. В университете легко найти деятельность по интересам, за которую реально получать стипендию. И больший упор идет на студентов-первокурсников. Это открытая система: каждый год уходят старички, на место которых приходят неопытные, но жаждущие студенты. На первом курсе пик мотивации, потому что ты приходишь в новый коллектив, где тебя никто не знает. Время показать себя. Любой может поменять мнение о себе или создать новое, отличное от школьного. Со студенческим советом химико-технологического факультета у меня отношения не сложились: я решил, что те задачи, которые мне дают, не стоят того, чтобы проводить время в ожидании бесполезных собраний. В данном плане люди, проживающие в общежитии, сильно выигрывают, потому что вся творческая жизнь кипит именно там.
В университете началась моя самостоятельная финансовая жизнь. Впервые за восемнадцать лет у меня появились собственные деньги, которые я могу накопить или потратить. Не надо просить мелочь на развлечения, одежду, еду, вечеринки с друзьями. Ты сам можешь заботиться о себе. Самый важный совет: участвуйте в конференциях, олимпиадах, ищите их в других городах (как правило, университет оплачивает проживание и поезд), участвуйте в спортивных соревнованиях и творческих мероприятиях. Со мной так произошло, что на третьем курсе мне одобрили стипендию Правительства, а подал я грамоты с первого года обучения. Если даже у вас мало достижений, все равно претендуйте на место. Возможно, именно в этом году выделят много денежных средств.
Особую популярность занимают программы Work and Travel USA. В высших учебных заведениях студенты сталкиваются с огромными трудностями: программа рассчитана на 4 месяца, деканат отказывается сотрудничать и корректировать учебную программу под студента, невозможно перераспределить практику на год и другие. Я опомнился поздно, потому что на третьем и четвертом курсе необходимо писать диплом и стажироваться на заводе.
Многие университеты сотрудничают с зарубежными коллегами, предоставляя право на образование заграницей. Об этом стоит думать на ранних курсах. Я вижу свое дальнейшее обучение в Европейской стране. Английский язык в наше время – один из самых полезных навыков, который помогает с трудоустройством, написанием рефератов, дипломов и т.д.. Большинство полезной и точной информации не переведено на русский язык.
Высшее образование стоит затраченных усилий и потерянных нервов. Четыре года – это время окончательного взросления, понимания своих желаний и жизненных ориентиров и, конечно же, веселья. Я не уверен, что моя дальнейшая жизнь выстроится вокруг биотехнологии. Куда бы ни занесла меня судьба, навыки, полученные в университете, не раз обеспечат меня в будущем.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.