Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 34. Автор: Зиновьева Екатерина Сергеевна, 19 лет, 2 курс Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (НГПУ им. К.Минина)
На сегодняшний день высшее образование – одна из важнейшей ступеней человека, стремящегося постичь сложную профессию, которой он хочет в будущем зарабатывать деньги. Если сравнивать его со средним специальным образованием, стоит отметить преимущества высшего образования в том, что оно не ограничивает человека в углубленном изучении одной профессии, а напротив, даёт широкую базу знаний и практики для последующего определения рода деятельности. И, в первую очередь, это и способствует престижу высшего образования, ведь только человек с большим багажом знаний может адаптироваться под современный мир, где происходит быстрая смена одних профессий другими. Плюсом широкого спектра знаний так же является технологический прорыв, под который тоже нужно адаптироваться, получать новые знания, развивать обучающие программы. И всё это в современном мире может дать высшее образование, предоставляющее выбор тысяч профессий, будь то гуманитарная или техническая специальность.Для меня высшее образование так же играет большую роль в жизни. Я, в будущем, связываю свою жизнь с финансовой деятельностью, и без должного уровня образования я не смогу качественно выполнять свои обязанности на работе. Безусловно, в основном, всё зависит от меня самой, о том, как я буду постигать разного рода науки, буду ли я исполнять все нормы и обязательства, выполнять полный объём работ по разным предметам, искать дополнительные знания во внеучебное время. Но всё ли зависит только от меня? Неоспоримо, что наша система образования хороша, по сравнению с некоторыми странами. Но у меня есть и ряд вопросов, которые я бы хотела поднять, говоря о высшем образовании. Например, зачем человеку, учащемуся на техническую специальность, ставить в программу обучения философию или историю? Никто не говорит об иностранном языке – сейчас он везде, и обучаться ему нужно. Но зачем человек, с математическим складом ума, будет учить философию Аристотеля, если он, за ненадобностью, позже отбросит и забудет эти знания? В основном на этот вопрос дают ответ, что хороший и образованный человек должен быть образован во всём, но точно ли именно высшее образование должно давать эти знания? Если человек хочет развиваться всесторонне, он найдёт образовательный материал в книгах или интернете и в свободное время прочтёт его, тем более, что под рукой у него всемирная библиотека – интернет. Решить эту проблему можно, на мой взгляд, заменив все предметы, не относящиеся к специальности, на что-то более подходящее под курс или отведя больше времени на практику уже существующих предметов.
Также не могу обойти проблему компетентности преподавателей в возрасте. Безусловно, уровень советского образования был очень высок в своё время. Но если наложить его на современные реалии, где с развитием технического прогресса всё меняется с неудержимым темпом, то и программа образования должна с каждым годом редактироваться. Много моих знакомых сталкивались с тем, что преподаватели не осведомлены о последних новостях технологических достижений, и знания, которые они преподносят, или являются устаревшими, или в корне неправильными и опровергнутыми.
Несмотря на то, что российское образование имеет хорошее подспорье своим теоретическим объёмом информации, у нас, в большинстве университетов, практическая направленность или очень низкая, или отсутствует полностью. Исключая целевые направления, можно сказать, что студент после окончания не знает, куда ему пойти работать. Это связано с тем, что в университете ему не был предоставлен объем практических знаний. Потому что, с моей точки зрения, одно дело – учить и рассказывать материал, а другое – применить его на практике. Второе является гораздо более сложным делом, и отсутствие опыта у студентов или отталкивает их идти по специальности, или делает их некомпетентными специалистами своей отрасли.
Не могу не отметить проблему количества бюджетных мест и стоимость платных мест в некоторых университетах. Порой бюджетных мест очень мало, и человек на одно бюджетное место выходит 5, а то и больше. А платное образование при средней российской зарплате (около 27 тысяч рублей), безумно дорогое, и без помощи родственников средний студент не осилит его оплату. А идти работать не по специальности в какое-нибудь кафе или магазин, куда возьмут без образования – причинять убыток себе в плане объёма информации, получаемой в университете. Ведь большинство работодателей на низкооплачиваемых работах ставят условия работы полного дня, и человеку нужно будет пропускать занятия и работать, чтобы оплатить образование, которое он не посещает. Как итог – человека или отчисляют, или он заканчивает некомпетентным специалистом, который четыре года работал в магазине, и с горем пополам окончил университет и сдал диплом. На мой взгляд, стоит ужесточить приём в сам университет, но поднять количество бюджетных мест, как и в бакалавре, так и в магистратуре, а цены существенно снизить и адаптировать их под реалии российских зарплат.
Из всех перечисленных мною проблем вытекает одна из самых главных проблем – русское образование, по большей части, за границей не котируется. Русское образование отстаёт от мирового на два-три года, как в гуманитарных, так и в технических науках. Также все проблемы, описанные мной, приводят к снижению качества русского образования. И это отлично понимают работодатели из Европы, Америки и везде, где уровень как жизни, так и образования в разы лучше. Поэтому русскому человеку, который отучился от четырёх до шести лет в университете, приходится или проходить нострификацию или эвалюацию, или поступать в иностранный университет и заново учиться.
Всё это делает в глазах современного русского человека отечественное образование второсортным и некачественным. Как итог, исходя из его цены на платные места, человек либо делает выбор в сторону среднего специального образования, что является более узкопрофильным направлением в жизни, либо идёт на работу, где образование не требуется. Мне, безусловно, нравится получать высшее образование в России. Но ряд проблем, которые выделяются на фоне мирового образования, заставляют меня о них задуматься.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.