Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 35. Автор: Ануфриева Дарья Александровна, 21 год, 4 курс, *** г. Иркутск
Не так давно, когда я строчила второй отчёт по производственной практике, сидя непосредственно на предприятии, вокруг меня бегала девочка лет 8. Ребенок кого-то из работников, она очень внимательно за мной наблюдала, изнутри её распирало от любопытства. В конце концов она набралась храбрости и спросила меня: «А что вы пишите?». Я ответила, что пишу бумажку, которую мне сказано написать. Девочка задумалась, заглянула в экран и робко вопросила: «А вы думаете, что пишите?». Я не знала, что ответить. Я только долго-долго смеялась.Я заканчиваю свой последний год бакалавра по гуманитарно-экономической специальности в университете Н города Иркутска, и смело могу заявить, что университет научил меня выкручиваться практически из любых бюрократических проволочек, только вот в*** не давала, и не хотела, но ребята из моей группы такое делали.
Не было у меня никаких ожиданий от учебы в университете, но когда мы взялись писать нашу первую курсовую, тогда мне в голову в первый раз пришла мысль: зачем это придумано и для кого? Упор в написании текста делается на объем страниц, а не на качество работы. И самое грустное, что твое творение никто даже не прочитает. Преподавательница схватила мою папку, просмотрела первые 5 страниц, последующим повезло меньше: их просто пролистали. Тот самый массив информации, что я откопала, канул в безвестность. И кто-то воскликнет: «Ты делала это для себя!». Но правда в том, что я ничего не запомнила, переработав такую массу бесполезно-полезной информации, новые знания «вымывали» старые. В конце она сверила количество источников литературы, даты, подписи и главу рекомендаций. Ещё один парадокс: ну что я могу предложить нового и инновационного для конкретной задачи, если тут и так всё работает? Ученые, располагающие внушительные материально-инструментальными базами до меня не придумали ничего лучше. Чтобы хоть в чем-то уравнять позиции, надо и студентам предоставить доступ к таким базам. Под подписку о неразглашении, конечно. Чтобы знать, как улучшить некий механизм в бизнесе, надо знать все факторы, на него влияющие. А простому студенту никто не даст доступ к коммерческой тайне, даже если от тайны там одно коммерческое. Пока нас будут «тыкать носом» в объем страниц, мы только об этом и будем думать, а не об инновационных идеях.
В начале студенческой жизни я делила всех своих преподавателей на классных и пофигистов. Первые не только всегда готовы к паре, но и дополнительные материалы приносят, игры нам устраивают (мы же такая же школота, только на год-два старше) и всегда вовремя делают, что обещали. Вторые прибегают с опозданием, говорят, что забыли сделать распечатки, и исчезают на полчаса. Никогда вовремя не проверяют тесты, вечно находятся вне зоны досигаемости, и как будто никогда не помнят о нас. Только на последнем курсе мне открылась истинная причина такого поведения: женщина с нашей кафедры прямо на занятии подалась чувствам, и рассказала почти всю поднаготную работы в университете. Большинство историй открытиями не явились, но вот российская система мотивации и стимулирования преподавателей высших учебных заведений заставила меня здорово поволноваться за наше будущее.
Оказалось, что профессорско-преподавательский состав вообще не стимулируют на работу в аудитории: ни по одному показателю. Их премии и надбавки складываются из фактов написания минимум 3 научных работ в год. Примерно 4 месяца на одну работу, так ещё и тему нужно найти, не описанную ранее (не забываем, что им при этом ещё и учить надо). А если такой нет, то беднягам приходится «перетряхать» старые работы, оперирую синонимами и новейшими средствами текстового редактора. И в конечном счёте они получают то же, что и мы с курсовыми и отчётами. Такие работы никто не читает.
Поэтому учителя делятся на два лагеря: те, кто в виду получения различных научных степеней, обязан бросать все свои силы на написание этих работ, и те счастливцы, кому ещё по рангу не положено писать такие бумаги: нет степеней.
А страдаем от этого мы – студенты. Преподаватели перестают вкладываться в работу, отодвигают нас на пятое-шестое место по значимости, они забывают свою первоначальные цель и суть нахождения в стенах университета. И от таких вот занятий в этом эссе прослеживается разочарованный тон. Но я не виню моих дорогих учителей, я виню людей из министерства, что придумали эти оторванные от реальности показатели «бумагомарания». Хоть бы лес пожалели.
Устаревание информационной базы – очень актуальная проблема. Учебное пособие по антикризисному управлению 2013 года выпуска уже содержит устаревшие факты. Моё предложение: преподаватели занимаются обновлением знаний лекционных материалов вместо написания научных статей. Но для этого нужно некоторую часть учебников отцифровать. Пора уже – на дворе 2019 год.
Самые яркие воспоминания моей академической деятельности – это преподаватели-практики. Один минус, в 50 % случаях они не успевали укладываться в программу, потому что часто от нее отступали. На фоне таких наполненных знаниями профессионалов наша кафедра меркла. Ну как вы пригодитесь с вашими табличками и формулами в нашей профессиональной жизни? Столько людей задают этот вопрос, почему на него до сих пор нет ответа?
Это была небольшая зарисовка высшего образования в гуманитарно-экономических ВУЗах регионов. Что в столичных ВУЗах – мне неизвестно. Очень надеюсь, что это эссе прочитает какой-нибудь академик и опишет ситуацию более научным языком с фактами и цифрами, а отчёт отправит в Министерство науки и высшего образования Российской федерации. Я бы и сама рада провести исследование, но помните, у меня нет доступа.
Плюсы у российского высшего образования есть, их много. Сюда я их не вставила по простой причине, что по размерам вышла бы ещё одна полноценная статья. Так что пусть о достоинствах напишет кто-то другой.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.